Исследование уровня школьной мотивации — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Исследование уровня школьной мотивации

2020-04-01 1667
Исследование уровня школьной мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель исследования: Изучение уровня школьной мотивации.

В исследовании принимали участие 65 учеников 1-го класса Лицея №2.

Для этого мы использовали следующую анкету.

Вопросы анкеты:

. Тебе нравится в школе или не очень?

не очень

нравится

не нравится

. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно. приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в шкоду или остался бы дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы я школу

. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

.нравится

. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

-24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравятся ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. 4.10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ

 

 

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.

. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии.

В результате исследования были получены следующие данные:

5. Высокий уровень школьной мотивации - 5 ч.

6. Хорошая школьная мотивация - 13 ч.

7. Внешняя сторона учебной деятельности - 33ч.

8. Игровая направленность - 13 ч.

9. Негативное отношение - 1 ч.

Таким образом, в основном учеников привлекает внешняя сторона учебной деятельности, т.е. новый портфель, красивые тетради, ручки карандаши. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравятся ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, те психологические свойства, которые начали выступать, у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

В данной работе, мы рассмотрели следующие вопросы: особенности организации обучения, учет развития познавательных процессов младших школьников при организации обучения, анализ процесса обучения. А также провели экспериментальное исследование уровня развития мотивации первоклассников. Таким образом, занимаясь изучением данной проблемы, мы пришли к следующим выводам:

. Обучение - это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности (развиваются способности, интересы, ценностные ориентации, происходит становление характера и пр.).

. Анализ всех подходов к проблеме взаимосвязей между созреванием, развитием и обучением позволяет выделить в них самое существенное: чему же отдается приоритет в формировании личности - природному или социальному, и насколько важными в этом процессе являются воздействия учителя. Ученые указывают на то, что биологические признаки встраиваются в структуру приобретаемых личностью (Л.И. Божович), а новые психические качества возникают из старых путем их реорганизации.

. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.

. Учение имеет начальным пунктом те или иные врожденные деятельности и состоит, в первую очередь, в усилении и ослаблении их. Деятельность усиливается в результате упражнения и ослабляется при неупражнении.

. Учение ребенка идет при прочих равных условиях эффективней всего в том случае, если: 1) ребенок чувствует, что то, что он учит, нужно ему; 2) учит сознательно, осмысливая то, что учит; 3) достаточно повторяет и достаточно упражняется; 4) имеет достаточный успех и потому учится с большей охотой.

. Очень большую положительную роль играют в учении контроль, проверка. Очень часто учение не дает возможного результата, потому что субъект без проверки не ориентируется в своих достижениях. Возможно, что именно поэтому из двух способов заучивания - простого чтения известное число раз и чтения с последующим рассказом себе - второй способ лучший, так как здесь имеет место самопроверка.

. В процессе учения, как показал психологический анализ его, огромную роль играют, кроме работоспособности, внимания, памяти и умственного развития, еще контроль и мотивы, стимулирующие стремление к данной цели.

. А также мы провели исследование в одной из школ города по изучению уровня школьной мотивации. О результатах этого исследования мы упомянули выше. Но прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

10.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1993

11.Амонашвили Ш. А. В школу-с шести лет.-М., 1986.

12.Антонова Г. П., Антонова И. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии.-1991.- № 4.- С. 42-50.

13.Белкин А.С. Основа возрастной педагогики. - М., 1991

14.Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1997

15.Божович Л.И. Формирование личности ребенка. - М., 1998

16.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М., 1990.

17.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.- М., 1990

18.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1990

19.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1991

20.Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. - 1991. - № 6

21.Казанская В.Г. Педагогическая психология. - СПб., 2005

22.Коломинский Я.П., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М., 1988.

23.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М., 1991.

24.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.- М„ 1983.- Т. 1.

25.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993

26.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., 1990

27.Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.- М., 1990

28.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М., 1995

29.Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.- Л., 1990

30.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.- М., 1992

31.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М., 1993

32.Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.- М., 1990

33.Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.- М., 1990


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.