Раздел 1. Эволюция человеческого сознания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Раздел 1. Эволюция человеческого сознания

2020-04-01 66
Раздел 1. Эволюция человеческого сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Динамичные процессы, происходящие в современном обществе, требуют объективной оценки и анализа. Это прерогатива сознания человека.

Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях.

Одна из важнейших проблем современной жизни является проблема изменения сознания, так как межличностные и межнациональные отношения напрямую зависят от развития и уровня сознания индивида.

Актуальность выбранной темы «Развитие сознания человека» обусловлена той ролью, которую играет сознание на данном этапе трансформации современного общества. Мы каждый день познаем довольно сложные связи и закономерности окружающего мира, адекватно реагируем на многообразные жизненных факторов и даже не задумываемся, благодаря чему это все происходит. Общество заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняет функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.

Сегодня мы наблюдаем перестройку общественного сознания. Важно понимать взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуального и коллективного сознания. Изучив этапы развития сознания, можно объяснить природу стадного сознания или психологию толпы.

Сознание - это тот инструментарий, с помощью которого человек осознаёт не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, представления и чувства. Сознание позволяет человеку принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Следует уделить внимание вопросу о самосознании как необходимому условию постоянного самосовершенствования личности <http://razvivaysa.com/samosovershenstvovanie-lichnosti-eto-put-k-uspexu.html>. Самосознание предполагает выделение и отлучение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира, с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Изучение этапов и структуры сознания позволяет выделить закономерности развития сознания в историческом контексте, а также выявить основные признаки и механизмы динамики сознания.

Вопросом развития и возникновения сознания человека занимались не многие. Проблема исторического развития человеческого сознания еще мало разработана в психологии. Социологические и этнографические исследования, охватывая психологические особенности народов, находящихся на низких стадиях общественного развития, исходили по большей части из той предпосылки, что различия между сознанием этих народов и сознанием человека на высших стадиях общественного и культурного развития носят чисто количественный характер и сводятся исключительно к большему богатству опыта у последнего. Такова была, в частности, точка зрения крупнейших представителей идущей от Г. Спенсера [2]социологической школы - Э.Б. Тайлора [18], Дж. Фрэзера [19] и др. Ум человека и деятельность его сознания осуществляются для этих исследователей одними и теми же неизменными законами ассоциации на всем протяжении исторического развития.

В решительном противоречии с господствующей точкой зрения сформулировал свою концепцию Л. Леви-Брюль [10]; в результате у Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс: примитивный человек оказывается соединением двух гетерогенных существ - животного, живущего инстинктом, и мистика, создающего идеологию.

По мнению Кушатова Исатая [9] сознание возникло тогда, когда обезьяна непреднамеренно бросила палку в костер, и это происходило сотни раз в разных группах обезьян пока самые умные из них не заметили, что палка, брошенная в огонь - горит.

До уровня сознания человека дошли лишь немногие приматы, но благодаря их открытиям, познаванию и знанию мы сейчас можем мыслить и чувствовать, оценивать продукты собственной деятельности и развиваться на качественно новом уровне.

Объект исследования: сознание человека.

Предмет исследования: развитие сознания человека.

Цель исследования: выделить этапы развития сознания человека.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть возможные варианты возникновения сознания человека.

.   Выделить этапы развития сознания человека.

.   Сравнить периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека.

.   Определить основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека.

.   Установить взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

Метод исследования: теоретический анализ литературных первоисточников.

Структура работы: Общий объем основного текста 31 страниц. Список использованной литературы составляет 24 литературных первоисточников. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, выводов.


Этапы развития сознания

Развитие сознания - движение к наиболее приближенной форме отображения объективной действительности.

Первой предпосылкой развития человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося входе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя, между тем, его психика формируется в процессе жизнедеятельности. Наша задача заключается в том, чтобы понять, какая структура сознания была у человека на определенных этапах его жизнедеятельности.

Чтобы разобраться в структурах сознания первобытных людей, предлагаем ознакомиться с формами сознания.

Различают (по К.К. Платонову [15]) несколько форм сознания:

) индивидуальное, включающее атрибуты сознания (отношение, познание, переживание), уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознанные явления, спутанное сознание), динамику сознания (свойства личности, состояния сознания и процессы сознания) и функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции);

) групповое сознание, проявляющееся в общественном настроении, соревновании, панике и т.д.;

)общественное сознание - в форме религиозного, нравственного, эстетического, правового, политического и философских взглядов.

Когда мы говорим об общественном сознании, то отвлекаемся от всего индивидуального; общественное сознание поступательно и непрерывно, ему присуща стабильность и инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории и идеи проверенные временем, практикой, но никогда это не происходит спонтанно. Индивидуальное же сознание рождается и умирает с рождением и смертью данного человека; его движение прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая его границы, обогащая его, делая продукты своего познания бытия достоянием всех.

Теперь предлагаем рассмотреть такие этапы развития сознания:

) психика животных и предчеловека;

) стадное сознание;

) сознание разумного человека;

) сознание человека родового общества и появление самосознания.

Психика животных и предчеловека практически не отличались. Можно лишь утверждать, что первые предчеловеки отличались от «умных» обезьян только тем, что у них было общественное сознание. И можно предположить, что общественное сознание первых пралюдей состояло всего из одной общей для всех мысли, идеи, эта одна для всех мысль должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.

Стадное сознание исключало понятие «особь» [7], т.е. стадом управлял вожак. Иначе они жить бы не могли, потому что социум должен иметь иерархическую управленческую структуру. Внутри стада обезьян существовали сложные взаимоотношения, а значит, существовал и «язык» общения. Суть стадного сознания состояла в том, что чем больше общих интересов и целей было у представителей стада, и чем больше была численность самого стада, тем проще было достичь целей о захвате территории или о возможности выживания, потому как в стаде отдельная особь чувствовала себя защищеннее. Люди этого уровня только что выделились из животного царства, ибо стали хоронить своих родственников и соплеменников.

Можно сказать, что все долгие тысячелетия своей истории Homo Sapiens стремились познать самих себя и окружающий мир. Развитие сознания человека разумного происходило последовательно и логично с помощью открытий. По мере роста и развития нервной системы, человек, взаимодействуя с природой, мыслил, благодаря чему начал осознавать себя и ориентироваться в среде обитания.

И, наконец, этап развития сознания человека родового общества и появление самосознания. Родовая община - исторически первая форма общественной организации людей - (община <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F)>), где люди связаны кровным родством <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, это был союз, основанный на коллективном труде <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4>, предположительно основанный на социальном равноправии. Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных.

Вывод: Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Сознание человека - результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.

 

Структура сознания

Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта [2]. «Сознание, - писал он, - заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все попытки определить сознание приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа [13]: «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя».

Однако, если мы все же придерживаемся материалистических представлений о сознании, то можем рассмотреть элементы сознания.

Сознание личности определяется качествами динамичности и константности:

Ø динамичность - это свойство сознания изменяться, развиваться, что обуславливается быстро сменяющимися кратковременными процессами, которые, в свою очередь, могут изменить личность; <http://razvivaysa.com/>

Ø константность - это свойство сознания не изменяться, оставаться устойчивым. Для него характерна преемственность, заложенная в памяти.

Ø Сознание включает в себя:

Ø познание;

Ø переживание;

Ø отношение.

Ø Сознание невозможно без знания. Внимание и память - необходимые атрибуты познавательной деятельности человека.

Ø В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <http://razvivaysa.com/myshlenie-osnovnye-znaniya-i-uprazhneniya-na-razvitie-myshleniya.html> и память - основа знаний. Процесс познания включает в себя от примитивных ощущений до творческих полетов.

Ø Существует четыре уровня знания, которые формируют структуру сознания:

Ø 1. Неосознанное незнание (предчеловек не умеет охотиться и спокойно живет с этим неумением).

Ø 2. Осознанное незнание (человек со стадным сознанием понимает, что он не умеет охотиться, и что ему необходимо этому научиться для дальнейшего выживания).

Ø 3. Осознанное знание (человек разумный осознанно научился охотиться, приобретает навыки в охоте).

Ø 4. Неосознанное знание (кроманьонец научился опадать в добычу с первого выстрела, он мастерски владеет навыками охотника и совершенствует орудия охоты). Цель каждого профессионала достичь такого уровня в своей деятельности. Это способствует творчеству, рождению идей и планов их реализации.

Ø Из сознания информация переходит в подсознание. Подсознание находится в активном действии постоянно. Подсознание хранит в себе все, что есть или было в сознании (в разуме, в чувствах, в воле).

Ø Существует и обратный переход: из подсознания в сознание. Идеи, интуитивные догадки, озарения из глубин подсознания вырываются для решения тех задач и проблем, которые не решаются с помощью обычной логики и простых знаний. Это и есть творчество.

Ø Самый высокий уровень ясности в структуре сознания - это самосознание <http://razvivaysa.com/samosoznanie-kak-s-etim-zhit.html>: человек осознаёт своё «Я», свою роль в обществе и активно играет её, влияя на общество. Он анализирует, оценивает свои собственные знания, интересы, мысли, свои действия и поведение в различных жизненных ситуациях. Человек творит себя и своё сознание. Благодаря самооценке человек находит своё место в жизни. Самосознание - необходимое условие постоянного самосовершенствования личности <http://razvivaysa.com/samosovershenstvovanie-lichnosti-eto-put-k-uspexu.html>. Человек познаёт себя не изолированно, а во взаимоотношениях с другими людьми. При этом самосознание корректируется, развивается. Коллективизм - высшая форма самосознания. Чем выше и яснее самосознание личности <http://razvivaysa.com/soznanie-i-samopoznanie-samaya-tyazhelaya-rabota-eto-rabota-nad-soboj.html>, тем больше ее ценность для общества.

Ø Структура сознания характеризуется:

Ø активностью;

Ø целостностью;

Ø преемственностью;

Ø ясностью.

Самый низкий уровень ясности сознания - это «спутанное» сознание - когда человек только что проснулся. Такое состояние бывает у людей и при переутомлении.

Сознание обычно проявляется в деятельности, поэтому его структура в определенный отрезок времени соответствует структуре деятельности человека в этот отрезок времени.

Вывод: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <http://razvivaysa.com/myshlenie-osnovnye-znaniya-i-uprazhneniya-na-razvitie-myshleniya.html> и память - основа знаний. А сознание невозможно без знания. Внимание и память - необходимые атрибуты познавательной деятельности человека. Человек творит себя и своё сознание под контролем самосознания - необходимого условия постоянного самосовершенствования личности <http://razvivaysa.com/samosovershenstvovanie-lichnosti-eto-put-k-uspexu.html>.

 

Сознание и мозг

 

Сознание человека - есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия.

Мозг - это орган сознания, а сознание в свою очередь представляет собой одну из функций мозга.

Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение характера деятельности - с переходом от жизнедеятельности к трудовой деятельности, все более усложнявшейся характер этой деятельности и соответственно все углублявшейся характер познания привели к тому, что над проекционными зонами, непосредственно связанными с перефирическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, служащие для более сложных синтезов. Сравнение мозга человека с мозгом обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги: у человека первичное зрительное поле, столь развитое у обезьян, заметно уменьшается, и вместе с тем значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы зрительного восприятия (вторичное зрительное поле).

Поскольку у человека органом сознательной деятельности является кора, вопрос о взаимоотношении психики и мозга сосредотачивается в первую очередь на вопросе о взаимоотношении психики и коры больших полушарий головного мозга. Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными фактическими данными исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий, отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в тогдашней психологии. Представление о мозге как совокупности отдельных центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная теория. Представление о том, что каждой психической функции, в том числе самым сложным, соответствует определенный центр, является своеобразной реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического параллелизма.

Изучение филогенеза мозга показало, что в филогенетическом ряду наблюдается возрастающая анатомическая дифференциация коры, причем все большее развитие получают те участки, которые являются носителями особенно высоких функций.

Существенные результаты дает и изучение онтогенетического развития архитектоники коры. Примененный впервые К. Бродманом [3] принцип деления коры на основании изучения ее онтогенетического развития получил дальнейшее развитие у ряда советских ученых. Исследования И.Н. Филимонова, Г.И. Полякова, Н.А. Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития выступает деление коры большого мозга на три основные зоны: изокортекс; аллокортекс, включающий архикортекс и палеокортекс; определяющую алло- и изокортекс межуточную область. Наличие этого деления уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание заключить, что оно имеет существенное значение.

Классическая локализованная теория в настоящее время основательно поколеблена исследователями Х.Джексона, Г. Хэда, работами К. Монакова, Х. Гольдштейна, К. Лешли и других. Оказалось, что новые клинические данные о многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в левом полушарии при более тщательном исследовании оказывается связанным с расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны с поражением различных участков.

Чем сложнее организован мозг, и чем он развит, тем выше уровень сознания. Связь мозга и сознания характеризуется, прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.

Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами [24]:

Ø сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

Ø стержнем сознания, способом его существования является знание;

Ø труд развивает сознание;

Ø речь (язык) формируют сознание;

Ø сознание является функцией мозга;

Ø сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

Ø сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человеком опыт из поколения в поколение, а с другой стороны, это передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи.

Функциональная асимметрия мозга наводила ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное знание - в правом полушарии, а знание языка - в левом [6]. Это предположение привело к большому количеству исследований и классификаций уровней сознания.

Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего, производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают участие оба полушария головного мозга.

У каждой сенсорной модальности свои уровни сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Если мы рассматриваем сознание со стороны теории Энгельса, то из вышесказанного можно сделать вывод, что мы легко можем управлять своим сознанием, но, из-за того, что оно действует на разных уровнях, это сделать не просто.

Многие нейрофизиологи подходили к изучению связи мозга с сознанием с научной точки зрения.

Джон Эклз развил теорию о том, что наш мозг не обладает сознанием как таковым, но сознание способно вступать в контакт с нервными клетками через квантовые эффекты выделения синаптических медиаторов молекул, которые передают нервные импульсы в этих структурах, дендронах [21]. Это сходящиеся вместе отростки пирамидных клеток коры головного мозга, которые как бы служат модулями для входа духа и сознания, контакт с физическим телом.

По мнению известного английского математика и физика Р. Пенроуза, сознание не может быть сведено к вычислениям, так как живой мозг отличается от компьютера тем, что обладает способностью к пониманию. Он утверждал, что разумные процессы не объясняются вычислительными свойствами нервной системы, и поэтому сознание должно иметь некие особые свойства и через квантовые эффекты [14].

Анохин же говорил, что сознание - есть процесс, протекающий в мозге, инструмент мозга и есть активность нервных клеток, организованных определенным образом. Эта активность не находится вне мозга, она не находится между нами и между мозгами, она находится в космосе [1].

Дарвин также глубоко задумывался о происхождении разума мозга и сознания и его биологических основах, как он думал о биологических основах эволюции [4].

А выдающийся психофизиолог и нейрофизиолог Алексей Михайлович Иваницкий предложил такую схему понимания, того, что происходит в момент осознания, которую назвал «кругом ощущений» [8]. Когда сенсорные сигналы поступают в первичные сенсорные области, такие как зрительная кора, они дальше начинают циркулировать по нервной системе, распространяясь по разным потокам тарзального и вентрального, из зрительной коры, например, в лобную кору. И постепенно через некоторое время они извлекают из памяти субъективный опыт. Для того, чтобы это произошло, они должны активировать нейроны в височной коре гиппокампе. Это занимает время, и через некоторое время эта информация, которая уже обогащена содержанием, извлекаемым из памяти, поступает вновь в те же структуры, которые были исходными приемниками этой информации. Этот процесс циклической активности, называемый реверберацией, имеет определенные частоты, и эти частоты обычно в гамма-диапазоне считаются одним из нервных коррелятов сознания. Когда происходит эта реверберация, она происходит с задержкой в несколько сот миллисекунд, тогда мы наблюдаем моменты осознания.

Вывод: Мозг современного человека, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Сознание тесно связано с вниманием, т.е. мы осознаем только то, на что обращается внимание.

Различные механизмы первичного сознания, то есть сознания, которое не включает язык и культуру, возникали в эволюции у разных таксонов, независимы и имеют разные нервные основы.

Выводы к разделу 2: В течение жизни человек приобретает знания об окружающем мире и о самом себе. Мышление <http://razvivaysa.com/myshlenie-osnovnye-znaniya-i-uprazhneniya-na-razvitie-myshleniya.html> и память - основа знаний. А сознание невозможно без знания. Внимание- необходимый атрибут познавательной деятельности человека, т.к. мы осознаем только то, на что обращается внимание. Благодаря сознанию мы можем видеть и воспринимать в форме слов и образов окружающую действительность, воображать и передавать информацию об окружающем мире. Человек творит себя и своё сознание под контролем самосознания - необходимого условия постоянного самосовершенствования личности <http://razvivaysa.com/samosovershenstvovanie-lichnosti-eto-put-k-uspexu.html>.

Сознание являет функцией мозга. Как только нарушается и разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Уровень сознания зависит от степени организации мозга. Механизмы первичного сознания возникали в эволюции у разных групп, связанных общими признаками, и имеют разные нервные основы.


ВЫВОДЫ

Целью нашей курсовой работы было выделение этапов развития сознания человека.

В ходе написания курсовой работы мы выделили 4 этапа развития сознания:

) психика животных и предчеловека (появление общественного сознания);

) стадное сознание (люди выделились из животного царства; возникновение языка общения; в стаде каждой отдельной особи было проще выжить);

) сознание разумного человека (познание и осознание себя и окружающего мира с помощью открытий);

) сознание человека родового общества и появление самосознания (основание коллективного труда; социальное равноправие; желание и способность совершенствоваться).

Выделив этапы развития сознания человека можно утверждать, что сознание человека формировалось по мере усовершенствования функций мозга в процессе эволюции.

Также, в исследовательской работе, мы выполнили все задачи курсовой работы:

. Мы рассмотрели и выделили возможные варианты возникновения сознания человека:

Ø возникновение сознания как результат усилий некоего "сверхсознательного";

Ø возникновение сознания как результат крупных единичных скачкообразных наследственных изменений в организме животного, близкого человеку;

Ø возникновение сознания в результате трудовой деятельности человека;

Ø возникновение сознания в момент осознания обезьянами того, что палка, брошенная в огонь - горит;

Ø возникновение сознания в результате развития высших чувств;

Ø возникновение сознания в момент, когда человек начинает выделять себя и других людей из окружающего мира;

Ø возникновение сознания вследствие возникновения и развития речи.

Последний вариант мы считаем самым вероятным т.к. речь включена во все психические процессы человека, она содействовала развитию у человека абстрактного мышления, без нее не могла осуществляется совместная трудовая деятельность людей, а соответственно, без нее не могло развиться общественное сознание человека. А поражение речевой зоны в левом полушарии приводит к расстройству не только речи, но и других интеллектуальных функций, т.к. речь тесно связана с мышлением.

2. Мы сравнили периоды развития сознания в онтогенезе с историческими этапами развития сознания человека, и пришли к выводу о том, что исторические этапы развития сознания человека идентичны периодам развития сознания человека в онтогенезе. Мы предполагаем, что через миллиарды лет сознание человека будет развиваться на качественно новых уровнях, потому как сейчас мы находимся на четвертом уровне развития сознания, а впереди их еще будет не мало.

. Также мы попытались определили, основные качества, уровни знания и характеристики и функции сознания человека. Изучив суждения других научных деятелей можно сказать, что сознание является условием протекания психических процессов, оно бесструктурное и обладает такими характеристиками как: ощущение себя познающим субъектом, мысленное представление и воображения действительности, способность к коммуникации и наличие интеллектуальных схем в сознании. Уровни знания сознания человека представляют собой этапы развития сознания - в этом заключается взаимосвязь между развитием знания и этапами развития сознания человека.

. Мы установили взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием и пришли к выводу, что психика и сознание невозможны без нормально функционирующего мозга, т.к. структура мозга, как органа сознания, изменялась в последствии трудовой деятельности человека, возникновения речи и другим изменениям.

Таким образом, мы можем заключить, что индивидуальное сознание человека формировалось благодаря общественному сознанию посредством речи и усложнялось по мере развития структур мозга. Сознание человека продолжит развиваться и дальше благодаря развитию самосознания.


ВВЕДЕНИЕ

Динамичные процессы, происходящие в современном обществе, требуют объективной оценки и анализа. Это прерогатива сознания человека.

Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях.

Одна из важнейших проблем современной жизни является проблема изменения сознания, так как межличностные и межнациональные отношения напрямую зависят от развития и уровня сознания индивида.

Актуальность выбранной темы «Развитие сознания человека» обусловлена той ролью, которую играет сознание на данном этапе трансформации современного общества. Мы каждый день познаем довольно сложные связи и закономерности окружающего мира, адекватно реагируем на многообразные жизненных факторов и даже не задумываемся, благодаря чему это все происходит. Общество заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняет функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы.

Сегодня мы наблюдаем перестройку общественного сознания. Важно понимать взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуального и коллективного сознания. Изучив этапы развития сознания, можно объяснить природу стадного сознания или психологию толпы.

Сознание - это тот инструментарий, с помощью которого человек осознаёт не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, представления и чувства. Сознание позволяет человеку принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Следует уделить внимание вопросу о самосознании как необходимому условию постоянного самосовершенствования личности <http://razvivaysa.com/samosovershenstvovanie-lichnosti-eto-put-k-uspexu.html>. Самосознание предполагает выделение и отлучение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира, с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Изучение этапов и структуры сознания позволяет выделить закономерности развития сознания в историческом контексте, а также выявить основные признаки и механизмы динамики сознания.

Вопросом развития и возникновения сознания человека занимались не многие. Проблема исторического развития человеческого сознания еще мало разработана в психологии. Социологические и этнографические исследования, охватывая психологические особенности народов, находящихся на низких стадиях общественного развития, исходили по большей части из той предпосылки, что различия между сознанием этих народов и сознанием человека на высших стадиях общественного и культурного развития носят чисто количественный характер и сводятся исключительно к большему богатству опыта у последнего. Такова была, в частности, точка зрения крупнейших представителей идущей от Г. Спенсера [2]социологической школы - Э.Б. Тайлора [18], Дж. Фрэзера [19] и др. Ум человека и деятельность его сознания осуществляются для этих исследователей одними и теми же неизменными законами ассоциации на всем протяжении исторического развития.

В решительном противоречии с господствующей точкой зрения сформулировал свою концепцию Л. Леви-Брюль [10]; в результате у Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс: примитивный человек оказывается соединением двух гетерогенных существ - животного, живущего инстинктом, и мистика, создающего идеологию.

По мнению Кушатова Исатая [9] сознание возникло тогда, когда обезьяна непреднамеренно бросила палку в костер, и это происходило сотни раз в разных группах обез


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.