Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 313 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тему «креста» мы уже определили как довлеющую, подчиняющую себе все остальные темы. Главный, самый выразительный звук в ней, несомненно, третий, берущийся ходом на уменьшенную кварту, к тому же самый высокий.
Но вместе с взятием этого звука в стретте (см. пример, где она, для ясности архитектурного замысла, выписана по шести голосам) должна вступить, не оставшись незамеченной, та же тема в другом голосе. Следовательно, ее вступление будет громче вступления первой, вступление третьей громче, чем второй и т. д.. Причем то, что эта тема раз за разом вступает все ниже и ниже, вовсе не означает спада в ней напряженности, наоборот, она с каждым новым проведением звучит все объемней, глубже, серьезней. Вторая тема – тема «молоточка» - по ходу фуги уже давно (с такта 49) являлась спутницей темы «креста», вступая всегда через четверть после второго ее звука, так, что второй звук темы «молоточка» совпадает по времени с кульминационным звуком темы «креста».
Поэтому, во избежание заглушения этого значимого звука первой темы и тем самым лишения ее всяческого смысла и выразительности, активную квартовую интонацию темы «молоточка» следует делать таковой только за счет первой ноты (вторая берется на снятии) и уже дальше «вырастать» на повторяющихся нотах к заметному акценту на третьей из них, которая образует «страдающую» задержанную секунду с четвертым звуком темы «креста». Эта «болящая» секунда затем разрешается в терцию нисходящим движением темы «молоточка», которое должно быть гораздо спокойнее по динамике, должно просто «доиграть», и именно такое звучание нисходящего завершающего мотива пригодится нам в стретте, где одновременно с ним эта тема в другом голосе властным квартовым призывом «заявляет» о себе. Следующие вступления темы «молоточка» в каждом из голосов появляются все выше и выше, после вступления главной темы в басу их пульсация учащается (вступления через ½ такта), «молоточек» захватывает все остальные голоса, звуча страстно и достигая пика напряженности в момент вступления кульминационного проведения темы «креста» в баритоне.
|
Заключение
Конечно же, приведенные мной модели интонирования для тем, участвующих в стретте и выведенные как раз из условия необходимости их совместного звучания, не претендуют на исключительность. Возможны и другие варианты исполнения. Но главной задачей исполнителя при работе над собственной трактовкой любого полифонического произведения должна стать задача донесения до слушателя внутренней жизни и движения каждого отдельного голоса в его различии, и в тоже время в его тождестве со всеми остальными голосами. Сверхзадачей же для исполнителя будет «разглядеть лес за деревьями», то есть не потерять целого, раскрыть присущие каждой хорошей фуге образный строй и глубокий смысл.
Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания, нужна рациональная система их усвоения. Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного и непрерывного наращивания знаний и полифонических навыков. Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией и полифонической техникой, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку (а также полифонию в любой другой музыке), понимать ее и с удовольствием работать над ней.
Список использованной литературы
1. И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».
2. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
|
3. Н.Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе».
4. Б.Кременштейн «Воспитание самостоятельности ученика в классе специального фортепиано».
5. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
6. Е.Макуренкова «О педагогике В.В.Листовой».
7. Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано».
8. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».
[1] И.А.Браудо: «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», стр.16.
[2] И.А.Браудо: «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», стр.17
[3] Мне кажется, что не стоит пытаться связывать звуки a2-f1 a2. Скорее всего, Бах, подразумевая слитность звучания в этом месте, изложил бы его в одной октаве, т.к. он, конечно же, учитывал, что данная пьеса будет исполняться, прежде всего, детьми с их небольшими ручками. Кроме того, если мы уж сравнили мелодию верхнего голоса с пением скрипки, уместным будет представить исполнение этого места скрипачом, которому звук a2 придется взять на 1-ой струне, а f1 - на 3-ей. Естественно, полное legato в таком случае невозможно.
[4] Часто встречающаяся ошибка – взятый в этом месте слету, т.е. не вовремя и не с той силой звук (a2), который продолжает мелодию в верхнем голосе и, следовательно, не может быть громче первого ее звука.
[5] Строго говоря, эта проблема, как и проблема «вопросов-ответов» не связана специально с исполнением полифонической музыки – она существует везде. Впрочем, с большинством чисто полифонических проблем легко можно столкнуться при изучении произведений неполифонического стиля.
[6] И.А.Браудо: «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», стр.34
[7] А.Швейцер: «И.С.Бах»
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!