Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-04-01 | 154 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Персонал как система.
Виды обучения.
Повышение квалификации.
Переподготовка кадров.
1.2.3 Дистанционное обучение.
. Организационно-экономическая характеристика.
История развития ОАО «Воркутауголь».
Организационная структура.
Финансово-экономическое состояние предприятия.(2008-2010 годы)
Обучение персонала.
3.1 Анализ существующей системы обучения ОАО «Воркутауголь».
3.2 Совершенствование системы обучения персонала.
. Расчет экономической эффективности проекта.
Заключение.
Приложение А.Список источников информации.
Приложение Б. Организационная структура предприятия.
Введение
В развитии общественного производства и повышении его эффективности ведущая роль, наряду с научно-техническим прогрессом принадлежит трудовым ресурсам. Производство материальных благ не возможно без рабочей силы. Средства производства, насколько бы совершенны они не были, сами по себе не имеют никакой ценности и не могут дать какого-либо экономического эффекта. Только при наличии опытных рабочих и специалистов можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования.
Сегодня рыночные отношения диктуют острую необходимость совершенствования процессов развития персонала на предприятиях, прежде всего, как важнейшего конкурентного преимущества, увеличивающего их рыночный потенциал не только в рамках национальной экономики, но и на мировом рынке. На современном этапе в условиях, когда у конкурентов имеются примерно равные по уровню затратности ресурсы, а также методика конкурентной борьбы схожи, развитие персонала выступает как возможность увеличить рентабельность функционирования за счет повышения его производительности труда.
|
Специалистам нужно постоянно развивать свое профессиональное мышление, креативность, искать новые направления бизнеса, пути оптимизации производственных процессов во взаимосвязи с заказчиками. Настоящие профессионалы сегодня - это люди комплексно-системного подхода к решению профессиональных задач.
Цель курсовой работы - осветить состояние обучения и развития персонала в ОАО «Воркутауголь», а также предложить основные направления развития персонала, процесс и методы профессионального обучения.
Теоретические аспекты обучения персонала
Персонал как система
Персонал организации - это весь личный состав предприятия, его рабочие и служащие со всем их опытом, квалификацией, умением и готовностью работать, знанием структуры и целей предприятия, существующих приемов работы, правил и инструкций, знанием своих сотрудников, подчиненных и начальников.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников и выполняемыми ими функциями. Всех работающих можно разделить на 2 большие группы:
) промышленно-производственный персонал (ППП)
) непроизводственный персонал
В составе ППП можно выделить следующие категории работников:
· Рабочие: - основные рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия;
- вспомогательные рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия;
· Служащие, или управленческий персонал, которые принимают косвенное участие в процессе производства, выполняя разнообразные функции, определенные профилем их деятельности и уровнем в управленческой иерархии
УП так же можно разделить на 2 части: руководители и специалисты.
Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.
|
Виды обучения
Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления. Обучение рабочих и служащих включает 4 основных вида:
) Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании (диплом, свидетельство). Срок обучение от 1 года до 6 лет.
) Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения от 1 дня до 6 месяцев.
) Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. Срок обучения от 6 до 24 месяцев.
) Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре. Срок обучения 2- 4 года.
Повышение квалификации
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые 5 лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации достаточно популярно на предприятиях в силу ряда причин:
1. меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой профессионала.
2. целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей.
Переподготовка кадров
Переподготовка кадров предусматривает получение второй рабочей профессии для рабочих или второй специальности для служащих. Необходимость переподготовки связана с конверсией оборотных предприятий и НИИ, освоением новых технологических процессов и совмещений профессий, где нет полной загрузки рабочего места. В сфере управления переподготовка чаще всего связана с сокращением персонала вследствие избытка инженерных, конструкторских или других специалистов.
|
Крупную государственную программу переподготовки кадров выполняют областные и городские центры занятости населения. Центры занятости через существующие учебные центры обучают безработных новым дефицитным профессиям по желанию граждан выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета.
Программа центров занятости имеет ряд недостатков:
. ориентация на краткосрочные курсы обучения продолжительностью 2-3 месяца, когда даже при наличии высшего технического образования сложно освоить новую специальность бухгалтера или финансиста.
. низкая стоимость образовательных программ. Подрядчикам таких программ выступают не лучшие образовательные учреждения по уровню преподавателей и материальной базы.
. ориентация на заказы предприятий, а не на потребности в рабочих и служащих и моделей рабочих мест, то есть имеет место «латание дыр» в переподготовке персонала.
Дистанционное обучение.
Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
· среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
· методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
· проводить обучение большого количества человек;
· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
· создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
|
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
· Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
· Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
· Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).
Далее рассмотрим организационно-экономическую характеристику изучаемого предприятия.
Организационная структура
Организационная структура предприятия показана в Приложении Б, а функции в таблице 1.
Таблица 1 - Функции управленческого состава.
Название | Цель деятельности | Функции |
Дирекция по персоналу. | Оперативное и стратегическое обеспечение объединения необходимым количеством персонала, способным (умеющим) успешно решать поставленные перед ним бизнес задачи и замотивированным на достижение требуемых результатов в рамках установленных собственником затрат на персонал. То есть создание в компании корпоративной среды, сдерживающей рост издержек на персонал при сохранении его качества, позволяющую сотрудникам проявлять инициативность, мотивированность, ответственность. | Подбор и привлечение, расстановка, оценка мотивации, обучение и развитие персонала, организация и эффективность труда, разработка и внедрение корпоративных программ, обеспечение социального мира, ведение кадрового администрирования и учета, регулирование затрат на персонал, организационно-штатное развитие, внедрение изменений, работа с трудовыми коллективами, разработка и внедрение эффективных методов управления |
Отдел по обеспеченности персоналом. | Формирование имиджа компании как привлекательного места работы. Формирование «реального взгляда» о деятельности, перспективами развития компании для дальнейшей профориентации. Пропаганда шахтерского труда. | Привлечение на работу мобильных и мыслящих молодых специалистов, успешно прошедших практическую подготовку в структурных подразделениях компании. |
Отдел кадров. | Определение реальной потребности персонала и оперативное выполнение заявок. Кадровое администрирование и учет. | Комплектование персонала. Определение потребности в персонале. Сбор заявок на подбор. Организация поиска кандидатов Формирование совместно с ответственной за кадровый резерв группой по созданию и развитию резерва «Банка данных кандидатов на трудоустройство» Подготовка отчетов по открытым вакансиям по запросам руководства предприятия. Организация необходимых мероприятий с государственной службой занятости по трудоустройству высвобожденных работников предприятия. Работа с ВУЗами, техникумами |
Отдел по оценке, развитию и обучению персонала. | Повышение качества персонала и эффективности его работы, управление знаниями, оперативное обеспечение кадрами из базы данных внешнего и внутреннего резерва, удержание и привлечение | Формирование единых методик и процедур оценки работников предприятия и кандидатов на трудоустройство. Разработка планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации РСС. Выработка рекомендаций по повышению компетентности работников. |
Обучение персонала
|
Анализ существующей системы обучения ОАО «Воркутауголь»
Порядок подготовки и повышения квалификации персонала в ОАО «Воркутауголь» осуществляется в соответствии с установленными целями и задачи для организации. Регламентируется положением об обучении и другими соответствующими документами.
Ответственность за организацию обучения персонала, методическое обеспечение, а также контроль за содержанием и качеством учебного процесса возлагается на отдел по работе с персоналом.
Руководители подразделений предприятия несут ответственность за своевременное, производственно-экономическое и общеобразовательное обучение своих работников, за повышение квалификации рабочих и специалистов, за создание соответствующих условий для обучения кадров.
Система обучения персонала представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Система обучения персонала ОАО «Воркутауголь».
Контроль за выполнением планов подготовки персонала осуществляет начальник отдела по работе с персоналом.
Подготовка и повышение квалификации всех уровней персонала осуществляется отделом по работе с персоналом в соответствии с поступившими заявками от подразделений, согласно видам и формам обучения.
Обучение персонала предприятия осуществляется по следующим направлениям:
· обучение вторым (смежным) профессиям;
· повышение квалификации работающих рабочих;
· повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих.
По каждому виду обучения отдел по работе с персоналом подбирает преподавателей, программы обучения составляют специалисты данного профиля, которые утверждает директор.
Организация процесса обучения.
Последовательность, время и место проведения обучения и теоретических занятий устанавливаются работником отдела по работе с персоналом. По окончании срока обучения новые рабочие сдают экзамен квалификационной комиссии, назначенной приказом директора, решение которой оформляется протоколом. После сдачи экзаменов работником отдела по работе с персоналом выдаются соответствующие удостоверения, подписанные председателем и членом квалификационной комиссии, и заверяются печатью отдела по работе с персоналом.
Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих проводится таким образом, чтобы способствовать пониманию управленческим персоналом принципов существующей системы менеджмента качества и чтобы знания методов и средств управления качеством обеспечивали их полноценное участие в функционировании системы.
На основании перспективных и комплексных планов, оценки персонала и заявок подразделений, повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих проводят не реже одного раза в пять лет. Обучение руководителей, специалистов и служащих включает в себя повышение их квалификации и переподготовку.
Обучение на курсах повышения квалификации проводят преподаватели, назначенные из числа высококвалифицированных руководителей и специалистов повышения квалификации других городов, ВУЗов. Обучение заканчивают сдачей экзамена, зачета, написанием и защитой реферата, выполнением практического задания.
После сдачи руководителями, специалистами и служащими зачетов, экзаменов выдаются соответствующие удостоверения, подписанные председателем квалификационной комиссии и заверенные печатью организацией, проводившей обучение.
Длительное периодическое обучение осуществляется в институтах повышения квалификации и их филиалах на факультетах и курсах повышения квалификации при ВУЗах, в специализированных учебных центрах. Работники, прошедшие обучение вне предприятия, представляют в отдел по работе с персоналом отчет и документы об окончании курсов повышения квалификации полученной квалификации.
Процесс обучения персонала состоит из нескольких этапов, таких как:
подача заявок на обучение от подразделений и разработку программы обучения;
подбор преподавателей и определение того, где будут обучаться рабочие (на предприятии или в учебном заведении);
непосредственно обучение;
оценка обучения, при отрицательной оценке проводится анализ причин вызвавших такую оценку;
оформление документов о проведении обучения и оформление результатов обучения и выдача удостоверений.
Невнимание к работе по выявлению потребности в обучении работников создает серьезные проблемы для организации:
оплата обучения, в котором может не быть необходимости;
уменьшение количества обученных работников, несмотря на рост их численности;
снижение среднего разряда рабочих на предприятии;
при формировании бюджета на обучение не учитывается, что при расширении производства потребуются новые кадры;
снижение качества продукции и отсутствие развития навыков и умений работников, необходимых для хорошего выполнения работы.
Главными недостатками является то, что отсутствует определение необходимости обучения персонала и то, чтобольшое количество работников приходится обучать с отрывом от производства, что ведет к простоям и сокращению объемов производства. При обучении вне предприятия основной упор делается на теорию, а не на практику и не учитывается специфика деятельности предприятия.
Для устранения недостатков внесем предложения по совершенствованию системы обучения на данном предприятии.
Совершенствование системы обучения персонала
При организации обучения не учитываются планы расширения производства, модернизации старого и установки нового оборудования, а для осуществления данных мероприятий привлекается большое количество новых работников (более молодых), которых необходимо обучать. А обучение с отрывом от производства вызывает простои и сокращение объемов выпускаемой продукции.
Для решения данных проблем мы предлагаем создать на ОАО «Воркутауголь» учебный центр (далее УЦ).
Наличие собственного УЦ имеет ряд преимуществ:
· обучение работников будут проводить начальники цехов, мастера участков, высококвалифицированные работники, имеющие опыт работы на данном предприятии;
· снижение затрат на обучение, так как обучать самим гораздо дешевле,чем «на стороне»;
· УЦ обеспечит централизованную теоретическую и практическую подготовку рабочих сквозных профессий и подготовку персонала по профессиям.
Основной задачей УЦ будет являться: обеспечение организации и учебно-методического руководства подготовки рабочих, повышение квалификации рабочих, руководящих работников и служащих, проведение производственной практики студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов, а также осуществление руководства производственной практикой.
УЦ будет осуществлять следующие функции:
· составление проектов перспективных и годовых планов подготовки и повышения квалификации персонала на основе предложений производственных цехов и других подразделений предприятия;
· определение потребности в обучении персонала;
· организация работы по составлению учебных программ и другой учебно-методической документации по обучению персонала;
· подбор преподавателей из числа производственного персонала (мастера участков, высококвалифицированные работники) и инструкторов производственного обучения;
· обеспечение преподавателей и инструкторов учебной документацией и методическими пособиями;
· обеспечение централизованной теоретической и практической подготовки рабочих сквозных профессий и подготовки персонала по профессиям, подконтрольным органам Госгортехнадзора РФ;
· участие в работе квалификационных и аттестационных комиссий, состав и функции, которых определяется действующим положением о проведении квалификационных экзаменов;
· организация работы по производственной практике учащихся техникумов и студентов вузов;
· разработка мероприятий и в необходимых случаях составление проектов приказов по дальнейшему улучшению производственно-технического обучения;
· составление графиков и расписания занятий для всех видов производственно-технического обучения персонала.
УЦ будет входить в состав дирекции управления персоналом.
Система обучения персонала после внедрения проекта представлена на рисунке 2, видно, что в системе обучения персонала после внедрения проекта появится такой элемент как планирование (определение необходимости в обучении персонала).
В процессе обучения персонала после внедрения проекта произойдут следующие изменения:
· заявки от подразделений, на обучение работников поступающие в отдел по работе с персоналом, будут анализироваться менеджером по подготовке персонала, затем он будет определять необходимость в обучении работников, после чего заявки будут передаваться в УЦ;
УЦ самостоятельно будет осуществлять подбор преподавателей из числа производственного персонала (мастера, высококвалифицированные работники) для рабочих, а для менеджеров и руководителей привлекать тренинг-менеджеров и преподавателей, как со стороны, так и искать внутри предприятия, составлять смету расходов на обучение и разрабатывать программы обучения.
Рисунок 2 - Система обучения персонала после внедрения проекта
Таким образом, внедрение данного проекта позволит решить проблему, связанную с обучением персонала.
Заключение
В заключение работы, в соответствии с целью исследования которой являлось изучение системы обучения персонала, следует сделать такие выводы:
Обучение персонала является одним из важнейших источников повышения эффективности работы организации, её устойчивости и конкурентоспособности в рыночных условиях, позволяет более эффективно решать проблемы связанные с новыми направлениями деятельности, является эффективным инструментом повышения мотивации персонала. Постоянные изменения на рынке требуют постоянного повышения профессиональной подготовки персонала, а также четкой организованной работы по обучению и оценки его эффективности.
Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров в некоторых случаях играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Обучение и повышение квалификации повышает приверженность персонала своей организации, способствует снижению текучести кадров, повышает способность персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения.
Хорошо организованное обучение позволяет провести диагностику сильных и слабых сторон организации, увидеть ее скрытые резервы и нереализованный потенциал сотрудников. Правильно проведенное обучение повышает мотивацию работников, эффективность индивидуальной и групповой работы, позволяет новым работникам ускорить адаптацию в организации, узнать специфику работы, вновь принятым работникам дает возможность быстрее приобрести навыки и знания, необходимые для продвижения.
Был проведен анализ существующей системы обучения персонала в ОАО «Воркутауголь», в ходе которого были выявлены её недостатки.
Они заключались в том, что причиной основных проблем предприятия является отсутствие определения необходимости обучения персонала и обучение большого количества работников вне предприятия с отрывом от производства. При организации обучения не учитываются планы расширения производства, модернизации старого и установки нового оборудования, а для осуществления данных мероприятий привлекается большое количество новых работников, которых необходимо обучать. А обучение с отрывом от производства вызывает простои и сокращение объемов выпускаемой продукции.
Был составлен проект повышения эффективности системы обучения, который позволит обеспечить предприятие высоко квалифицированным персоналом. В свою очередь обученный персонал будет способствовать выпуску продукции высокого качества, улучшится производительность труда, что приведёт к получению высокой прибыли.
Была проведена оценка эффективности и результативности проекта. Исходя из анализа экономических показателей, можно сделать вывод, что предлагаемый инвестиционный проект экономически привлекателен и выгоден. Именно повышение эффективности системы обучения персонала позволит достичь поставленных перед организацией целей.
Приложение А
Список источников информации
1. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина- 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. -560 с.
2. Егоршин А.П. - "НИМБ" Нижний Новгород - 2003.
3. Десслер, Г. Управление персоналом. - М.: Бином. Лаборатория знания, 2004. - 800 с. - 5947741164.
4. Бородин, В.А. Процедура оценки и анализа деятельности персонала частного предприятия [Текст] // Справочник по управлению персоналом, 2010, №9. - с.85
5. Формы отчетности ОАО «Воркутауголь» №2 и №5.
Приложение Б. Организационная структура ОАО «Воркутауголь»
Персонал как система.
Виды обучения.
Повышение квалификации.
Переподготовка кадров.
1.2.3 Дистанционное обучение.
. Организационно-экономическая характеристика.
История развития ОАО «Воркутауголь».
Организационная структура.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!