Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра

2020-04-01 431
Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На уроках литературного чтения при изучении произведений басенного жанра необходимо формировать у младших школьников представления о нравственных категориях.

Приобретению нравственных знаний, выработке у младших школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности способствуют этические беседы. Главное их назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, осознать личный нравственный опыт поведения, сформировать твердую нравственную позицию, привить учащимся умение вырабатывать нравственные взгляды. Этические беседы строятся на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни детей, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. При проведении этических бесед можно осуществлять инсценировки, читать отрывки из художественных произведений, декламировать их. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог [3, c. 39].

Именно на выявление мнений учащихся нацелен диалог, организованный учителем после знакомства с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Авторами учебника «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой предусмотрен диалог учащихся, выявляющий нравственные позиции персонажей: «Кто из героев басни тебе понравился и почему? Справедливо или нет поступил Муравей? Сочувствуешь ли ты Стрекозе?»

В ходе итоговой беседы ученики соотносят содержание произведения с пословицами, используя свой жизненный опыт, приводят свои примеры.

На основе знаний нравственных понятий и их сущности учащиеся могут не только оценивать поведение персонажей басни, но и выстраивать свои отношения с товарищами. На уроке постоянно возникают ни раз личные деловые отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке должна рождать отношения уважения между ними, взаимной поддержки и требовательности друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать личный успех или неудачу с позиции общей работы [3, c. 40].

Для накопления школьниками опыта сотрудничества важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знание учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. Для этого необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрывать их обязанности как членов коллектива, предупреждать отрицательные поступки. Дети должны научиться объединять свои усилия, уважать мнение другого человека. Например, изучение басни И.А. Крылова «Чужая беда» дает повод для воспитания внимательного отношения к окружающим людям. При подведении итога урока учитель предлагает учащимся объяснить значения пословиц и поговорок и определить, какая из них больше других подходит к басне [10, c. 14].

На добрый привет - добрый и ответ.

Добро творить - себя веселить.

Доброе дело два века живет.

Без добрых дел нет доброго имени.


Чрезвычайно продуктивным и интересным является подход к изучению басен, реализованный в учебнике «Литературное чтение» авторами Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой.

Нравственная позиция автора, воспитание чувств школьников выявляется в процессе изучения и анализа сразу нескольких произведений (басен) разных авторов, но с одними, и теми же персонажами. Насколько интересно такое сравнение, можно судить по формулировкам вопросов, предлагаемых авторами учебника.

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Представьте себе Стрекозу. Какая она была летом? А зимой? Опишите ее.

Найдите в басне строчки, подтверждающие ее легкомыслие, беззаботность, хвастливость.

Автор называет Стрекозу «попрыгунья».

Он ее осуждает или смеется над ней?

Каким изобразил И.А. Крылов Муравья? Как он относится к своему герою?

Есть ли в басне мораль?

Попробуйте от имени Стрекозы рассказать историю, которая с ней приключилась.

Подходит ли к этой басне пословица

«Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь»?

И. Хемницер «Стрекоза»

Почему Стрекоза обратилась к Муравью? Как она выражала свою просьбу?

Почему Муравей помог ей? Каким показан Муравей в басне И. Крылова и в басне И. Хемницера?

Найдите мораль басни. Чем отличается мораль басни И. Крылова и И. Хемницера?

Какая из пословиц подходит к этой басне? «Терпенье и труд все перетрут», «Честный человек трудится сам».

Попробуйте от имени Стрекозы рассказать историю, которая с ней приключилась.

Может ли такая история произойти на самом деле? Приведите пример из жизни.

Прочитайте басню выразительно: передайте ироничное отношение к Стрекозе и уважительное - к трудолюбивому Муравью.

Л. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Сравните басни И. Крылова, И. Хемницера, Л. Толстого. Кто из баснописцев наиболее ярко изображает стрекозу?

В каких словах проявляется насмешливое отношение автора к героине? Прочитайте басню выразительно, передайте на смешливое отношение автора к стрекозе.

Почему авторы басен трудолюбием, умом и мудростью наделяют муравья? Какие слова говорят об этом?

В каких баснях отказ муравья самый безжалостный? Чем различаются морали басен? Подберите пословицы к этой басне.

Можно ли назвать последние предложения этих басен моралью?

Попробуйте от имени муравья рассказать историю, которая с ним приключилась.

Авторы учебника предлагают для чтения и анализа и другие басни И. Крылова и И. Хемницера, а также произведения А. Измайлова, И. Дмитриева. Анализируя их с помощью вопросов, у учеников формируются нравственные понятия, они учатся решать различные жизненные ситуации, различать добро и зло [16, c. 32].

Приведем примеры вопросов, сформулированных авторами учебника, для анализа басен.

И. Хемницер «Друзья»

Можно ли мужиков назвать друзьями?

Что они друг другу обещали? Сдержали ли они свое обещание?

Использует ли автор в басне аллегорию?

Какие слова являются моралью?

Подходит ли к этой басне пословица «Вранье не приведет в добро»?

Какие слова нужно читать с иронией?

Попробуйте от имени Мужика рассказать историю, которая с ним приключилась.

Может ли такое быть на самом деле?

Приведите пример из жизни.

Подготовьте выразительное чтение: определите задачу чтения; выберите тон чтения рассказа, речи героев, морали и пояснений автора; подчеркните интонацией ироничное отношение к героям басни.

А. Измайлов «Кукушка»

Правильно ли Кукушка оценила пение Соловья и свое пение?

Почему Кукушка решила, что может петь, как Соловей?

Какие пороки людей показывает баснописец?

Какие пословицы подходят к этой басне?

Прочитайте выразительно: представьте

Кукушку; передайте голосом ее рассказ о соловьином пении, картину подготовки к пению и само пение [19, c. 50].

И. Крылов «Осел и Соловей»

Как автор изображает пение Соловья?

Каким автор показывает певца?

Какой совет дал Осел Соловью? Почему?

Почему Соловей улетел за «тридевять полей»?

Каким вы представляете Осла? Опишите его.

Объясните главную мысль басни. Какой вывод делает автор?

Сравните, чем похожа басня А. Измайлова «Кукушка» и басня И. Крылова «Осел и Соловей».

Подходит ли мораль басни И. Крылова к басне «Кукушка»?

Как авторы выражают свое отношение к героям?

Что такое аллегория? Согласны ли вы, что аллегория помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль?

Подходит ли к этой басне пословица «Глупым словам - глухое ухо»?

И. Крылов «Мартышка и Очки»

Почему Мартышка решила завести очки?

Как понимаете выражение «Мартышка к старости слаба глазами стала»?

Почему Мартышка «наказала» очки?

Как называют таких людей? (Невежда.)

О чем говорит мораль басни? Зачитай

Прочитайте выразительно: представьте

Мартышку; передайте голосом ее монолог.

Попробуйте от имени Мартышки рассказать историю, которая с ней приключилась.

Составьте диафильм к басне.

Подберите к этой басне пословицы.

И. Крылов «Квартет»

В чем видели «музыканты» свои неудачи?

Как автор и Соловей относятся к участникам квартета? В чем это отношение проявилось? Прав ли был Соловей?

Можно ли назвать это произведение басней? Докажите.

Есть ли в басне аллегория? Назовите ее.

Какие слова из басни нужно читать с иронией?

Прочитайте басню выразительно: передайте ироничное отношение к «музыкантам».

Составьте диафильм.

Какая пословица подходит к этой басне?

И. Дмитриев «Муха»

Какой в басне показана Муха?

Как вы понимаете мораль басни? Объясните.

Какой вы представляете Муху? Опишите ее.

Нарисуйте к басне иллюстрацию. Как вы изобразите Муху?

Прочитайте выразительно: представьте Муху; передайте голосом ее рассказ с другой Мухой.

Прочитайте басню по ролям.

Попробуйте от имени Мухи рассказать историю, которая с ней приключилась.

Может ли такая история произойти на самом деле? Приведите пример из жизни.

Приведите пословицы, которые подходят к этой басне.

Таким образом, нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться более эффективно, если: 1) на уроке литературного чтения формировать у детей представления о нравственных категориях; 2) при анализе басни учащиеся будут оценивать поступки ее персонажей; 3) на основе знаний нравственных понятий и их сущности школьники будут выстраивать свои отношения с товарищами.

 


Заключение

Басня - прекрасное средство для воспитания нравственных качеств у младших школьников, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Басня укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Басни успешно прошли через несколько исторических эпох, не теряя популярности и тем, подтверждая свою нужность обществу. Это явление искусства, заслужившего право на поучение.

Методика обучения младших школьников чтению басен предполагает разноплановое структурирование басен при предъявлении их младшим школьникам: на первом этапе предпочтительнее его тематическая организация, а на втором - пообразная. Такое структурирование позволяет своевременно сформировать у младших школьников сначала интерес к басне как особому способу художественного видения окружающего мира, а затем возбуждать у детей интерес к разностороннему осмыслению одного и того же явления (образа) в разных ситуациях для более глубокого постижения его сущности, чтобы запечатлеть эту сущность и сделать ее неотъемлемой частью своего мировосприятия.

При обучении младших школьников чтению басен необходимо отбирать для уроков чтения только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым читательским предписанием, определяющим читательские ожидания ребенка в процессе чтения и предотвращающим разочарование читаемым.

На основе изучения произведений басенного жанра как средства нравственного воспитания можно прийти к выводу, что произведения басенного жанра являются благодатным материалом как для нравственно-эстетического воспитания, так и для развития творческих способностей учащихся.


Список литературы

 

1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / А.И. Каиров, О.С. Богданова; под ред. А.И. Каирова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1979. - С. 26.

2. Большая литературная энциклопедия /Сост. В.Е. Красовский. - М., 2003. - 845 с.

.   Бушуева Л.С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра / Л.С. Бушуева, Н.И. Комаха // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 39-42.

.   Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. - М., 2010. - 288 с.

.   Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. - М., 1960. - 160 с.

.   Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 13 - 17.

.   Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М., 1981. - 160 с.

.   Ещенко И. Басни Дедушки Крылова // Начальная школа. - 2003. - №6. - С. 3 - 7.

.   Занков Л.В. О начальном обучении. - М., 1963.

.   Капустина Н.Г. Представления младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 13 - 17.

.   Коровин В.И. Басни Ивана Крылова. - М., 2009. - 96 с.

.   Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

.   Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников: Межвуз.сб. научн. трудов. - СПб., 1992. - С. 3-12.

.   Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. Э.Р. Резник. - Омск, 2004. - 24 с.

.   Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.

.   Миловзорова А.М., Тиунова Е.В. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств // Начальная школа. - 2010. - №5. - С. 32-35.

.   Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение», 2007. - 335 с.

.   Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М., 1965. Т. 2. - С. 119.

.   Петрова В.И. Нравственное образование младших школьников // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №7. - С. 50 - 56.

.   Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. тр. / под ред. Ф.И. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - М., 1977. - С. 68 - 69.

.   Рожков А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. - М.: «Питер», 2009. - 243 с.

.   Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учеб. пособие. - СПб., 2008. - 159 с.

.   Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения: Работа с трудными детьми / В.Г. Сенько. - Минск, 1976. - С. 4.

.   Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н.М. Трофимова. - Воронеж, 1975. - С. 30.

.   Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младших школьников: дис….д-ра пед. наук / В.Т. Чепиков. - М., 1997. - 338 с.

.   Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.А. Крылова // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 26-31.

.   Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников: межвуз. сб. науч. тр. - Киров, 1987. - С. 60.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.