Культурные и исторические условия жизни белорусского народа в 1890-1917 гг. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Культурные и исторические условия жизни белорусского народа в 1890-1917 гг.

2020-04-01 172
Культурные и исторические условия жизни белорусского народа в 1890-1917 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К концу 19 в. изменилось общественно-политические и экономические условия жизни белорусского народа. С ростом капиталистического производства на арену вышел рабочий класс. Наряду с требованием улучшения условий жизни рабочие всё чаще и чаще выдвигали требования политического характера. Царское правительство вынуждено было идти на уступки.

В национальных окраинах, в том числе и в Белоруссии, стала активизироваться культурная жизнь. Появляется ряд культурно - просветительских обществ. Начинает издаваться неофициальная периодическая литература (например, газета "Минский листок", "Календари Северо-Западного края"). Несмотря на жесткие рамки царской цензуры, все это способствовало консолидации прогрессивных сил.

К концу 19 в. в Минске, Витебске, Мозыре и Могилеве возникают культурно - просветительские общества, получившие название "обществ любителей изящных искусств". Как явствует из их уставов, они были призваны служить сближению местных деятелей в области литературы и искусства, а также содействовать развитию и распространению литературы, образования и искусства среди населения.

Деятельность названных обществ часто выходила за рамки, определенные уставом. Нередко она находилась под влиянием нелегальных марксистских кружков, ведших политическую работу среди населения.

Развитие изобразительного искусства Белоруссии по-прежнему тормозилось отсутствием профессиональной художественной школы. Первоначальное образование, необходимое для поступления в Петербургскую Академию художеств и Московское училище живописи, ваяния и зодчества, белорусские художники получали в Вильно, Киеве, Одессе и Варшаве. Находились, правда, активные деятели, которые на собственные средства и по собственной инициативе пытались наладить художественное образование в Белоруссии.

Одним из наиболее известных инициаторов художественного образования в Минске был архитектор губернского правления В.Ф. Маас. Приехав в 1889г. в Минск, он решил наладить здесь художественное образование по примеру Одесской рисовальной школы. Но для этого необходимы были средства, которых он не имел. Для сбора средств в 1891г. в Минске была открыта выставка, на которой экспонировались произведения местных художников. Хотя выставка 1891г. не получила широкого освещения в печати, она все же явилась довольно примечательным событием в истории изобразительного искусства. Это была первая местная выставка изобразительного искусства, положившая начало регулярной выставочной деятельности белорусских художников. В 1899г. в Минске было открыто несколько рисовальных школ.

-1900-е отмечены быстрым ростом числа белорусских художников. В Минске уже насчитывалось довольно много профессионалов, окончивших художественные учебные заведения Москвы, Петербурга, Варшавы, Киева и Одессы. Это дало возможность все чаще организовывать художественные выставки, которые преследовали различные цели: одни устраивались для сплочения художественных сил, другие - с благотворительными целями. Организатором выставок в Минске, как уже указывалось, сначала было Минское общество любителей изящных искусств; после его закрытия (в 1906г.) эти функции приняло на себя Минское литературно - артистическое общество.

Выставки профессионального искусства, как правило, привлекали большое число любителей, широко комментировались в печати. Устраивались публичные обсуждения представленных работ. Одной из интересных традиций, которую впоследствии восприняли и художники Советской Белоруссии, было коллективное обсуждение выставки ее участниками.

Нередко на страницах печати развертывалась острая полемика между приверженцами реалистического искусства и сторонниками формализма. Так, минский архитектор А. Краснопольский в статье "Мое кредо", помещенной в журнале "Tygodnik Wilenski” (1911, №14), писал: "Пионеры французского импрессионизма Сезанн, Ван-Гог, Гоген положили начало методу упрощения и обольщения. Новый апостол импрессионизма Матисс развил дальше их теорию. Основная цель искусства - придать линиям выразительность, а поэтому следует упростить, свести все до нескольких основных линий и заключить в них несколько широких плоскостей." Для поклонника модернизма А. Краснопольского художественное творчество - лишь "создание по возможности наиболее выразительных форм и плоскостей". В творчестве французских импрессионистов он видел только средство модернизации художественной формы. Подобные взгляды на искусство разделяли наиболее реакционные круги местной художественной интеллигенции, являвшиеся выразителями идеологии господствующих классов. Эти взгляды принципиально расходились с точкой зрения сторонников реалистического искусства.

Огромное значение для формирования материалистического мировоззрения деятелей культуры начала 20в. Имела статья В.И. Ленина "Партийная организация и партийная литература". Она вооружила художников передовой теорией, вскрыла идейную несостоятельность и реакционную сущность буржуазного искусства, его рабскую зависимость от денежного мешка. Статья указывала путь художникам - реалистам, чье творчество было неотделимо от жизни простого народа.

Характеризуя художественную жизнь Беларуси конца 19 - начала 20 в., следует отметить, что стремительная смена событий, нарастание революционного движения, а затем его спад после поражения революции 1905 года требовали оперативных средств выражения. Наиболее полно важнейшие события времени отразились в произведениях белорусских графиков - в карикатуре, станковой графике и иллюстрации.

Значительные изменения произошли в этот период в живописи. В бытовом жанре углубляются социальные мотивы. Улучшаются колористические и композиционные решения. Наряду с этим все яснее чувствуется социальная направленность пейзажей. Пребывание в Белоруссии И.Е. Репина и других русских художников - передвижников оказало большое влияние на творчество белорусских живописцев - приверженцев реализма - Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, Э. Суковского, Я. Кругера, Ю. Пэна, В. Бялыницкого - Бирули, С. Жуковского и др.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.