изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП.

2020-04-01 229
изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для реализации задач нашего исследования   был проведен фор­мирующий эксперимент.

В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек.

Для экспериментальной группы мы предложили систему заданий, на­правленную на развитие и коррекцию изобразительной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента мы предложили ряд упражнений, взятых из методики обучения рисованию детей с ДЦП Г.В. Кузнецовой, которые могут быть включены в занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС или, в наиболее тяжелых случаях, представлять собой систему заня­тий для формирования графических навыков у детей с нарушением двига­тельных функций.

Эта система состоит не только из заданий, направленных на непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя задания, направленные на развитие двигательной активности, точности направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного ориентирования, изучение схемы собственного тела.

Занятия проводились в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись групповым методом. Наполняемость групп – 5-7 человек. Продолжительность одного занятия от 15 до 25 минут. В ходе занятия обязательно проводились физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. В некоторых случаях работа проводилась индивидуально. Во время занятия обязательно соблюдались ортопедические условия (правильная посадка, использование ортопедического оборудования, фиксации листа и т.д.).

 

Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап.

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необхо­димо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, про­странственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета…)

В Приложении дано тематическое планирование подготовительного периода.

 

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.

Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и родителей.

Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления, разработанный И.Г. Выготской, Е.П. Пеллингер и Л.П.Успенской, адаптированный И.З. Клюевой и О.З. Касаткиной (1997 г.).

Авторы считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности, спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание "чувства мышцы".

Рекомендуется при проведении упражнений использовать спокойную, медленную музыку.

1. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

1. Поза покоя.

Принять удобную позу, если ребенок может, то сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится мед­ленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень легкая, простая,

Замедляется движение,

Исчезает напряженье...

И становится понятно-

Расслабленно приятно!

 

2. "Кулачки"

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряг­лись руки! Сильное напряжение. Вам неприятно так сидеть! Руки уста­ли. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - выдох!

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

 

3. "Олени"

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми. Нам трудно и неудобно дер­жать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, урони­те их на колени. Расслабили руки. Спокойно, Вдох - выдох.

 

Посмотрите: мы - олени.

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих.

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

Ирасслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Учитывая возникающие у детей с ДЦП патологические ассоцииро­ванные и позитивно-поддерживающие реакции, можно предложить так­же следующие упражнения:

 

2. Упражнения на расслабление мышц шеи.

1. Любопытная Варвара.

А) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потро­гайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в ис­ходное положение. Аналогично - в другую сторону. Вдох - выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет,

Шея не напряжена, а расслаблена. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Ды­шать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох -выдох!

    А Варвара смотрит вверх!

       Выше всех. все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

 

В) А сейчасмедленно опускаем голову вниз. Напрягаются мыш­цы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится, Вдох - выдох!

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

 

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Холодовое воздействие способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличение силы и объема движений пораженных конечностей. Принцип действия методи­ки основан на том, что от воздействия низких температур возникает парабиоз рецепторных окончаний (реакция на воздействие раздражителей, сопровождающаяся обратимыми изменениями основных ее свойств - возбудимости и проводимости), снижается активность афферентного потока, в результате чего изменяется эффекторный ответ (К.А.Семенова,1991).

Возможно воздействие льдом, холодной водой, попеременное конт­растное воздействие холодом и теплом.

Самый простой способ - контрастные ванночки, в 2 миски нали­вается вода - в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую - холодная. Руки ребенка попере­менно на несколько секунд опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.

Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала дефектолог обводит кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дает ребенку "помылить" льдом руки. Руки растираются поло­тенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком).

Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).

Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздейст­вует на нервную систему и внутренние органы.

Невропатолог Т.И. Серганова (1995) предлагает для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнас­тикой следующий комплекс.

- Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль
руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;

- потряхивание руки по методике Фелпса;

- круговые повороты кисти, прокручивание при Фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ла­донной поверхности);

- отведение - приведение кисти вправо-влево;

- спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;

- вращение пальцев кисти (отдельно каждого);

- сгибание пальцев в кулачок (1-й палец выведен из положения ладонной флексии, расположен сверху). Затем каждый палец разгибается отдельно;

- поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех
сторон;

- круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка

- поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с
придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием
с внутренней стороны;

- разминание каждого пальца вверх-вниз;

- отведение и приведение всех пальцев;

- сгибание пальцев по фалангам;

- противопоставление 1-го пальца остальным ("колечки" из пальцев)

- соединение ладони с ладонью, пальцев с пальцами;

- "фига" между всеми пальцами;

- расслабление кисти потряхиванием, при этом рука дефектолога
фиксирует руку ребенка в области локтя. похлопывание кистью ребенка по руке массажиста

- противопоставление пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;

- интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между 2 пальцами дефектолога по ногтевой фаланге;

- использование щеточного массажа;

- поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.

Дошкольникам с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Хороший комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.

- надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на
основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки;

- растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий;

- растирание ладоней движениями вверх-вниз;

- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев;

- разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек;

- массаж грецким орехом: положив орех между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять
упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через дру­гой, одной руной, затем другой;

- надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево;

- разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль (рецепт дан в Приложении). Тесто раскатывается, сжимается руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить. Время работы примерно 15 минут.

 

 М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова и Е.М.Мастюкова (1993г.) предлагают выполнить такой комплекс упражнений:

1) разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот;

2) постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;

3) повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы а кулак, выпрямить, положить руку на ладонь. Сделать то же левой рукой;

4) руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями ("звонок");

5) руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);

6) фиксировать левой рукой правое запястье – поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т.п.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны (М.М. Кольцова, 1973г.).

Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.

Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе работами В.Цвынтарного, И.Лопухиной, М.С.Рузиной, Н.В.Новотворцевой и др.

 

Активность деятельности кистей рук возрастает при необходимости раскрутить и закрутить крышку посуды, причем диаметр крышек может варьироваться, например, от 70 мм до размеров крышки от тюбика с зуб­ной пастой. Весьма полезно для ребенка научиться самостоятельно поль­зоваться всеми видами бытовых выключателей - кнопочных, рычажковых, клавишных и т. д.. Для формирования так необходимого в рисовании трех­точечного карандашного захвата деятельность 1-го, 2-го и 3-го пальцев имеет определяющее значение. Мы можем включить в качестве упражне­ния для развития захвата открывание и закрывание дверных замков. Ос­воение различных типов бытовых приборов имеет большое значение и с точки зрения самообслуживания, что весьма существенно для данной кате­гории детей. Кроме того, нарушения онтогенетического развития предмет­ной деятельности ребенок с ДЦП компенсирует через такие упражнения. Бытовые выключатели, телефонные диски удобны в использовании, если их закрепить на специальном стенде. Безусловно, что игрушки с клавиша­ми или игрушки, приводимые в движение с помощью механизмов в виде рычагов, кнопок и т. д. полезны детям с нарушенным тонусом мышц, так как заставляют ребенка регулировать силу нажима. Очень полезно, с точки зрения формирования взаимодействия обеих рук освоение разных видов застежек (особенно пуговиц) на одежде. В кабинете воспитателя среди ме­тодических пособий должны быть игрушки и предметы с различными за­стежками.

Характерные для детского церебрального паралича нарушения, связан­ные с точностью попадания, корригируются на занятиях с соответствую­щими упражнениями. Например, мелкие предметы - бусины, горох, кру­пинки, зерна злаков, фасоль, камешки, спички и т. д. - должны быть поме­щены ребенком в сосуд с узким горлом. Чтобы у старшего дошкольника это занятие не вызывало скуку, можно устроить соревнование. Начинать следует всегда с более простых заданий - бусинки крупнее, горлышко -шире.

Среди нарушений при ДЦП довольно часто встречается и нарушение тактильных ощущений, стереогноза. Тренировать эти ощущения можно, ощупывая предметы с разной фактурой без зрительного контроля. С уче­том этого должны подбираться и игрушки, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игру.

Одной из серьезных проблем при ДЦП является нарушение стереогноза. Его нару­шения корригируются также тренировочными упражнениями хорошо из­вестной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, кото­рые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.

Наиболее важной, с точки зрения обучения рисованию и письму, является, естественно, кисть руки, а точнее - пальцы, осуществляющие мелкую моторику. Наряду с перечисленными выше мероприятиями, направленными на развитие моторики ребенка, можно предложить упражнения на форми­рование направленности позы пальцев, точнее - произвольного отведения и приведения пальцев. Позы пальцев можно зафиксировать в виде «сле­дов» обведенной карандашом на листе бумаги кисти руки с различными вариантами отведения пальцев. Например, 1-й палец находится под пря­мым углом к 4-м остальным, тесно прижатым друг к другу. Или все паль­цы разведены как можно шире. Совмещая руку ребенка со «следом», т. е. накладывая, мы тем самым формируем в его памяти след этой пальцевой позы. Следует сделать «следы» для обеих рук. Начинать тренировку сле­дует со здоровой, или более сохранной руки, а затем подключать паретическую. В игровую деятельность данной категории необходимо включать взаимодействие с предметами, имеющими определенную пространствен­ную взаимозависимость: посуда, мебель и т. д. Предложенные выше уп­ражнения легко включить в повседневную работу воспитателя с дошколь­ником, страдающих ДЦП, они доступны и могут применяться родителями в домашних условиях. Улучшение двигательной деятельности ребенка на­ступит лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематиче­ски, направленно и планомерно.

Параллельно с мероприятиями, направленными на активизацию двига­тельных функций и пространственной ориентации, должны проходить за­нятия по формированию графических навыков в соответствии со специфи­кой изобразительной деятельности.

Начало занятий по изобразительной деятельности может совпасть с на­чалом формирования 3-х-точечного карандашного захвата при непосред­ственном овладении карандашом.

У некоторых детей 6-8 лет, особенно при наличии гиперкинезов, пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически. Для коррекции неправильной позы пальцев и «приучения» их к правильной позе, следует сформировать правильную позу для захвата карандаша и за­фиксировать ее вместе с карандашом резинкой.

Какое-то время рука должна оставаться в таком положении для лучшей запоминания позы пальцев. Кроме того, используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры. Приучение пальцев к ка­рандашному захвату требует довольно длительного времени. Но в наибо­лее тяжелых случаях достаточно научить ребенка захватывать карандаш способом, который он сам выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.

Дети с гиперкинетической формой ДЦП по степени и характеру двига­тельных нарушений представляют наиболее сложную группу с точки зре­ния организации их обучения графическим навыкам. Они нуждаются в до­полнительных средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и голова ребенка должны быть зафиксированы во время рисования, на запястье руки следует надеть утяжеленный браслет с тем, чтобы уменьшить ее подвижность. Карандаш или ручка также долж­ны быть тяжелыми, для чего изготовляется специальный металлический корпус, куда помещают пишущий стержень. Диаметр карандаша, ручки для такого ребенка удобнее, если он больше обычного. Пальцы фиксиру­ются на карандаше резинкой. Бумага также закрепляется на специальном планшете. Дети с другими формами ДЦП в меньшей мере нуждаются в специальных ортопедических приспособлениях.

 

Основной этап.

 

При переходе к основному этапу - формированию графических навы­ков у детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее подат­ливость и то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

Каждое занятие, входящее в предложенную нами систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция графических навыков, а также коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации, сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений.

Тематическое планирование основного этапа представлено в Приложении.

 По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия условно можно разделить на несколько групп.

– Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа бумаги.

– Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и горизонтальных).

– Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

– Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на освоение плоскости листа бумаги.

На этих занятиях дети должны научиться свободно ориентироваться в таких понятиях, как «верх», «низ», «верх листа», «низ листа», «середина», «лево», «право» и т. д.

 При знакомстве с цветными карандашами, как пример, приведем кон­спект занятия.

Тема занятия: «Волшебный теремок».

Цель: ознакомление с материалами и инструментами для рисования.

Оборудование.

Набор цветных карандашей - 6 штук. Линейный рисунок, выполненный на листе бумаги большого формата, для коллективной работы.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям коробку с карандашами.

Воспитатель (постукивает по коробке): «Тук-тук-тук-! Кто в теремочке живет?» - «Мы, братцы-карандаши»; «Давайте познакомимся». Воспи­татель по очереди достает карандаши из коробки и показывает детям:

- Я карандаш красный,

- Я карандаш синий,

- Я карандаш зеленый,

- ... желтит

- ... коричневый

-... черный.

Воспитатель держит карандаши в руке и говорит: «Какие вы все разные и красивые! На этом братце-карандаше рубашка красная, на этомсиняя, на этом - желтая, на этом - зеленая, а вот у этих братцев-карандашей рубашки не такие яркие и нарядные: на этом коричневая, а на этом черная. Почему вы носите такие разные рубашки?

- Потому, что мы отвечаем за разные дела.

- Какие же дела вы делаете?

Мы все можем оживить. Посмотрите, как мы это делаем.

  Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисовано дерево - яблоня с плодами. Яблоня изображена линейным рисунком

- Видите, дети, эта яблоня - как будто не живая, потому что и лис­
точки и яблоки на ней - бесцветные. Помогите нам, братцы-
карандаши, оживить нашу яблоню.

Воспитатель берет черный карандаш и начинает рисовать землю под деревом.

- Яблоня растет из земли, земля дает ей пищу. Земля - черная. Черный карандаш очень важный: им можно нарисовать черную землю.

Воспитатель начинает закрашивать коричневым карандашом ствол и ветви дерева: «Какой же ты молодец, братец коричневый карандаш, ты оживил ствол и ветви яблони, они стали, как настоящие - значит, вот какую ты делаешь важную работу».

- А вот работа для зеленого карандаша. Он оживил листья на яблоне, они стали зелеными - живыми. Как повеселела наша яблонъка!
Смотрите, как старается зеленый карандаш - на земле под яблоней
выросла зеленая травка.

- А вот и красный - самый яркий карандаш. Он оживил яблоки на яб лоне, они стали красные, кто ни увидит - сорвать захочет.

- Что же осталось делать синему карандашу? - Синий карандаш
оживит небо. Оно станет синим-синим. А на синем небе засияет
желтое солнышко.

Какая стала картинка живая, яркая, красивая. Кто сделал ее та­кой? Братцы-карандаши.

- Братец...? Дети отвечают: красный, синий, зеленый и т. д.

- Дети, давайте запомним наших новых знакомых, будем с ними дру жить, а они помогут нам рисовать красивые яркие картинки.

Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

В связи с этим активное включение цвета при формировании изобрази­тельной деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную основу для занятий рисованием.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, ка­кие яркие цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

Среди заданий, направленных непосредственно на формирование гра­фических навыков - задание на формирование навыков проведения верти­кальных и горизонтальных линий, так как линия является одним из основ­ных элементов графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики окружающего нас предметного мира, она определяет про­странственное расположение предметов; она же является прообразом строки.

Учитывая особенности проведения вертикальных и горизонтальных ли­ний детьми с различными формами ДЦП, мы предложили упражнение на коррекцию встречающихся у них нарушений.

Первое занятие по рисованию вертикальных линий называется

 «Половички для кукол».

Далее представлен конспект группового занятия, на котором изобрази­тельными средствами изготавливается изделие для утилитарного примене­ния.

1. Тема занятия: «Проведение вертикальных линий», «Полосатый ков­рик».

2. Цель занятия: «Закрепление понятия о верхе и низе листа бумаги; обучение проведению вертикальных прямых линий».

3.    Оборудование занятия:

Бумага (альбомный лист); краска (красная, синяя и т. д.); принадлежности для рисования краской. На бумаге нанесены маркировочные точки на верхнем и нижнем краях, обозначающие начало и конец вертикальных ли­ний. Цвет точек соответствует цвету полос (красная, синяя и т. д.), которые должен провести ребенок. В качестве примера - например, иллюстрация интерьера с полосатым половиком.

Воспитатель: «Дети, давайте рассмотрим картинку. На ней нарисо­ вана комната. Как вы думаете, кто в ней живет? Вам нравится эта ком­ ната? Почему? - Правильно, в комнате много красивых вещей. Посмот­рите, что украшает пол? Это половик. Он полосатый. Такие полоски из разноцветных ниточек. Этот - из красных и синих, поэтому получились полоски красные и синие. А мы тоже можем сделать такой половик. Мы его нарисуем».

Воспитатель раздает бумагу: «Посмотрите, дети, на ваших листах бу­ маги вверху и внизу точки. Красные и синие. Красная точка вверху, а внизу - напротив нее - тоже красная; синяя точка вверху, а напротив, внизу - тоже синяя. Красные и синие точки чередуются. Красные точки мы со­единяем между собой красной линией, а синие точки - синей. Посмотри­те, как я это делаю. Линии должны быть ровными, надо довести их до нижней точки аккуратно. Если вы постараетесь, то получится такой коврик» (показывает образец).

Воспитатель показывает, как следует взять кисть, как набрать краску, как вести кисть по бумаге; как обмыть ее, чтобы рисовать другой краской. «Когда работа будет закончена, мы подождем, чтобы краска высохла и соединим Катин коврик и Мишин коврик и Верин коврик короткими сто­ронами. Коврик получится, как на картинке. Мы положим его в игровом уголке и все куклы будут очень довольны, теперь и у них красивая комна­та. Дети, чтобы коврик получился красивым, надо всем постараться про­вести прямые и ровные линии».

На следующих занятиях закрепляется понятие о вертикальной линии. Дети рисуют в рабочих тетрадях, в них имеются рисунки, которые нужда­ются в завершении. Например, в верхней части листа бумаги нарисованы облака; из одного облака «идет дождь», струи «проливаются до земли» - до нижнего края листа. «Струи дождя» нужно продолжить. Или нарисова­ны цветы, у которых не хватает стеблей - их нужно нарисовать, или кар­тинка, на которой группа детей стоит с поднятыми вверх правыми руками, а над ними - флажки без палочек, шары улетают без веревочек - их нужно дать в руки детям и т. д.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком за­дание более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведе­ния линии краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача при проведении горизонтальной линии - сохранение па­раллельного направления линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде. Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

На листе бумаги слева нарисованы самолеты - красный, под ним - си­ний, под ним - желтый. Какой самолет точнее и быстрее прилетит в город А, Б и т. д.? Можно устроить соревнование. Вера ведет красный самолет, Миша - синий, Катя - желтый, кто точнее? Кто быстрее? Продолжить и закрепить навыки проведения горизонтальных линий следует многократными упражнениями в рабочих тетрадях для рисования, где с этой целью обозначены «движущиеся предметы» и намечены «пункты их прибытия». В выполнении этих заданий главный смысл заключается в проведении ли­нии слева направо и сохранении направления. Однако многим детям, за­трудняющимся довести линию от начала альбомного листа до конца, сле­дует сделать более короткие «маршруты», а затем «остановиться по пути следования» с тем, чтобы, ориентируясь на более коротких отрезках, все-таки удержать направление линии.

Как итоговое задание по закреплению понятия о вертикальных и гори­зонтальных линиях, мы предлагаем сделать аппликацию «Коврик» или «Салфетка».

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины, красных и синих.

Для наклеивания синих полос намечаются на квадратном листе бумаги синие точки на верхнем и нижнем краях листа. Соединяются синей полос­кой синие точки, а затем красные точки - красными полосками. Получим «клетчатую салфетку» для кукол или в подарок маме. В рабочих тетрадях это задание следует выполнить двумя карандашами - красным и синим. Чтобы было интереснее, сочетания карандашей можно варьировать.

На занятиях лепкой дети лепили «пирожок» и украшали его «решет­кой» из длинных «колбасок».

Закрепив у детей понятия о горизонтальных и вертикальных линиях, надо уделить особое внимание тому, что многим детям и со спастической диплегией, и с гемипаретической формой ДЦП с большим трудом удается соединить между собой точки. как близлежащие, так и удаленные друг от друга. Для коррекции этих нарушений, связанных с нарушением простран­ственного восприятия, следует выполнять как можно больше упражнений на соединение разноудаленных точек. Начинать нужно с более простых заданий: точки должны располагаться на расстоянии 2-3 сантиметров друг от друга, а затем постепенно увеличивать и расстояния, и количество точек на листе. Точки, которые следует соединять, можно обозначать од­ним цветом (соедини красные точки, соедини синие и т. д.). Затем нужно порисовать «лесенки», «заборчики», «елочки». При рисовании «елочек» с параллельным расположением «веточек» ставится задача соблюсти размер и симметричность элементов. Задания такого рода включаются для рисо­вания в рабочей тетради. На первом этапе обучения соизмерять свои дви­жения с необходимым размером при рисовании применяются ориентиры в виде точек.

Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образую­щие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую сто­роны. Точно так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и ок­ружность.

Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нару­шением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из ме­тодов обучения изображению геометрических фигур мы предложили ри­сование с применением трафарета.

Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносто­ронние треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного возраста формы трафарета. Рисование с применением трафа­рета имеет несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребенка к более простому способу ри­сования по трафарету. Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку вос­принять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур ка­ждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.

После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение дви­жения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру тра­фарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершаю­щим этапом является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм, например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и дру­гие фигуры.

Для того, чтобы ребенок мог лучше дифференцировать геометрические фигуры, нужно совмещать их при рисовании каких-либо предметов. На­пример, квадрат и треугольник используются при рисовании или апплика­ции «дома».

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а за­тем и более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки из подвижной аппликации, поиграть с детьми в геометри­ческое лото, «найди такие же фигуры», если ребенок затрудняется самостоятельно подобрать нужную фигуру и т. д. Полезно отыскать круглые и квадратные предметы среди окружающей мебели и других вещей. Это способствует расширению представлений ребенка об окружающем пред­метном мире и помогает формированию изобразительных образов этих предметов.

Среди изобразительных проблем у детей с различными формами ДЦП рисование ломаной линии отличается несовершенством в связи с заболе­ванием ребенка. Нарушения функции переключения движения выявляется при изображении «горок», которые отличаются по размерам, в нарушении ритма, в неудержании направления линии. Поск


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.