Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
3.1 Практика возмещения НДС налоговыми органами: основные данные (на примере Управления ФНС России по Томской области, Инспекции ФНС России по г.Томску)
Налоговыми органами в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ постоянно проводятся камеральные и выездные налоговые проверки по вопросам правомерности предъявления к возмещению сумм НДС как при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, так и на внутреннем рынке.
При этом проведение камеральных проверок налогоплательщиков, предъявляющих суммы НДС к возмещению при экспорте товаров (работ, услуг) и по операциям на внутреннем рынке России, осуществляется налоговыми органами на основе принципа «стопроцентного охвата субъектов». Указанное вызвано повышенным, в последнее время, интересом государства к плательщикам, предъявляющим суммы НДС к возмещению из федерального бюджета, и положительно, на мой взгляд, влияет на сам процесс возмещения НДС – дисциплинирует, в некоторой степени, налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства в указанной сфере.
Основной упор в работе налоговых органов сделан на камеральные налоговые проверки. В последнее время значительно увеличилась численность работников отделов камерального контроля, по сравнению с отделами выездных налоговых проверок, также увеличилось количество запланированных камеральных проверок на одного инспектора, и, соответственно, расширился охват проверяемых камерально налогоплательщиков, в том числе по вопросам возмещения из бюджета НДС.
Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии со ст.88 НК РФ в трехмесячный срок с момента представления налоговой декларации. Данное требование НК РФ приводит к необходимости государства в лице налоговых органов своевременно реагировать на нарушения законодательства налогоплательщиками при предъявлении сумм НДС к возмещению из бюджета. В то время как выездная налоговая проверка может быть проведена в течение трех лет.
|
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами (инспекторами) в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя.
Целью налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства по вопросу возмещения НДС, выявление и предотвращение налоговых правонарушений.
Основными этапами налоговой проверки правомерности возмещения из бюджета НДС являются:
а) проверка полноты представления налогоплательщиком документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки 0% при экспорте товаров (работ, услуг) и возмещения НДС;
б) визуальная проверка правильности оформления представленных документов (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
в) арифметический контроль данных, заявленных в налоговой декларации по НДС;
г) проверка обоснованности применения налоговых ставок, заявленных льгот, правильности исчисления налоговой базы и применения налоговых вычетов по НДС. На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:
- проверка сопоставимости показателей декларации по НДС проверяемого периода с аналогичными показателями деклараций предыдущих периодов;
- сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации по НДС с показателями деклараций по другим налогам и бухгалтерской отчетностью;
- оценка достоверности заявленных сумм возмещения НДС на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученной в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления и т.д. либо полученной от банков, других организаций по запросам, а также из иных источников (информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.д), средств массовой информации и сети Интернет (рекламные объявления, содержащие сведения о возможной реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами и т.д.
|
При проведении налоговой проверки налоговый орган на основании ст. 31, 88, 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС.
Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 50руб. за каждый непредставленный документ.
Если при проведении проверки обоснованности возмещения НДС у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого (так называемая встречная проверка). Отказ лица предоставить указанные документы также является налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.
При проведении налоговой проверки налоговый орган при необходимости направляет мотивированный запрос в банк о представлении справки по операциям и счетам налогоплательщиков.
Для проверки правильности и достоверности права налогоплательщика на получение возмещения из бюджета НДС налоговым органом тщательно проверяются следующие моменты:
во – первых, с чем связано возмещение НДС, с какими операциями, т.е. для чего и с какой целью приобретались товары (работы, услуги), НДС по которым предъявляется к возмещению, они должны быть связаны с деятельностью самого предприятия, которая облагается НДС;
во-вторых, был ли уплачен НДС, предъявляемый к возмещению, поставщикам и каким образом; тщательной проверки подвергаются факты оплаты векселями, заемными средствами, путем зачета взаимных требований, где, как правило, задействована целая цепочка фирм, которые все должны быть проверены;
|
в-третьих, отгружались ли в действительности поставщиками товары (работы, услуги), НДС по которым предъявляется к возмещению и приняты ли они к учету налогоплательщика; здесь также проверяется наличие фирм-поставщиков, их регистрация, во избежание возмещения НДС по несуществующим организациям – «мертвым душам»;
в-четвертых, осуществляется проверка содержания и оформления документов, необходимых для подтверждения обоснованности возмещения НДС: счетов-фактур, платежных документов, договоров, актов выполненных работ (услуг), накладных, т.е. всех необходимых первичных документов налогоплательщика;
в-пятых, проверяется порядок ведения налогоплательщиком бухгалтерского учета, а именно, правильности отражения операций, связанных с возмещением НДС.
По результатам налоговой проверки, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, либо установления фактов, что сумма НДС к возмещению исчислена налогоплательщиком в завышенном размере либо полностью заявлена неправомерно, должностным лицом, проводившим проверку составляется докладная записка (при выездной налоговой проверки - акт), где указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (фактов неправомерного возмещения НДС) и связанные с ним обстоятельства их совершения.
В случае установления фактов неправомерного предъявления к возмещению сумм НДС по результатам проверок (как камеральных, так и выездных) налоговым органом (в лице руководителя инспекции или его заместителя) выносится решение об отказе в возмещении сумм НДС из федерального бюджета. Если же указанное нарушение привело и к неуплате налога на добавленную стоимость, то налогоплательщик привлекается указанным решением к налоговой ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% (40% - при наличии умысла) от суммы неуплаченного налога.
|
По проведению налоговых проверок по вопросу правомерности предъявления к возмещению сумм НДС Федеральной налоговой службой РФ по налогам и сборам постоянно издаются инструктивные методические рекомендации, регламенты, а также направляются соответствующие письма и указания.
Кроме этого, ФНС России контролирует процесс возмещения из федерального бюджета НДС посредством системы отчетов, которые составляются налоговыми органами на местах, обобщаются и анализируются Управлениями субъектов РФ и представляются ежемесячно в ФНС РФ.
Главным недостатком системы отчетов по возмещению НДС является отсутствие специального раздела либо отдельной формы отчета по возмещению НДС, предъявляемому по операциям на внутреннем рынке России, в связи с чем, проанализировать состояние дел в данной сфере государственного регулирования наглядно, в динамике, на сегодняшний день не представляется возможным.
По возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг) с 2000г. утвержден специальный раздел отчета, заполняемый ежемесячно. Однако при этом, каждый год структура представляемых сведений в указанном отчете изменялась, в связи с чем, произвести анализ данных с точки зрения их сопоставимости очень сложно. Конкретные значения отчетов по возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг) по Томской области приведены в таблицах 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.
Таблица 3.1. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2000 год
ПОКАЗАТЕЛИ | СУММА (руб.) |
1 | 2 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками по состоянию на 1 января 2000г. | 402.562 |
Признано к возмещению налоговыми органами по состоянию на 1 января 2000г. | 1.403.329 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году | 262.452.997 |
Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 81.125.446 200.326 80.925.120 |
Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 114.627.917 202.236 114.425.681 |
Таблица 3.2. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2001 год
ПОКАЗАТЕЛИ | СУММА (тыс.руб.) |
1 | 2 |
Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 01.01.2001г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 67.102 |
Признано к возмещению налоговыми органами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2001г. | 12.755 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году | 569.589 |
Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 357.048 55.613 301.435 |
1 | 2 |
Возмещено в порядке зачета Фактически возвращено на расчетные счета налогоплательщиков Остаток к возмещению по признанным налоговыми и судебными органами суммам НДС Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС | 368.726 14.462 21.471 34.856 |
|
Таблица 3.3. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2002 год
ПОКАЗАТЕЛИ | СУММА (тыс.руб.) |
1 | 2 |
Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 01.01.2002г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 125.317 |
Признано к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2002г. | 21.628 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году | 689.539 |
Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 1 января 2001г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 441.068 140.326 300.742 |
Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам предыдущих лет - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 125.196 - 15.009 140.205 |
Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0% | 94042 |
Остаток к возмещению по заявлениям налогоплательщиков, по которым налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 248.592 |
Возмещено в порядке зачета | 182.198 |
Фактически возвращено на расчетные счета налогоплательщиков на отчетную дату | 22.040 |
Таблица 3.4. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2003 год
ПОКАЗАТЕЛИ | СУММА (тыс.руб.) |
1 | 2 |
Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 1 января 2003г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 164.633 |
Признано к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2003г. | 62.226 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году | 429.164 |
Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 1 января 2003г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 114.112 62.714 51.398 |
Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 01.01.2003г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 369.812 100.813 268.999 |
Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0% | 49.350 |
Остаток к возмещению по заявлениям налогоплательщиков, по которым налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 109.873 |
Фактически возмещено налогоплательщикам в отчетном периоде по налоговой ставке 0%, в том числе - в погашение задолженности по НДС - в погашение задолженности по пеням и налоговым санкциям по НДС - в погашение задолженности по другим налогам (сборам) - в погашение задолженности по пеням и налоговым санкциям по другим налогам (сборам) - в счет текущих платежей по НДС - в счет текущих платежей по другим налогам (сборам) - возвращено на расчетный счет | 397.957 163.016 4.195 59.704 2.715 91.003 34.526 42.798 |
Таблица 3.5. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2004 год
ПОКАЗАТЕЛИ | СУММА (тыс.руб.) |
1 | 2 |
Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 1 января 2004г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 109.872 |
Признано к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2004г. | 6.127 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году | 571.404 |
Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 1 января 2004г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 82.215 17.478 64.737 |
Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 01.01.2004г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 466.603 91.860 374.743 |
Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0% | 7.857 |
Остаток к возмещению по заявлениям налогоплательщиков, по которым налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 132.458 |
Фактически возмещено налогоплательщикам в отчетном периоде по налоговой ставке 0%, в том числе - в погашение задолженности по НДС - в погашение задолженности по пеням и налоговым санкциям по НДС - в погашение задолженности по другим налогам (сборам) - в погашение задолженности по пеням и налоговым санкциям по другим налогам (сборам) - в счет текущих платежей по НДС - в счет текущих платежей по другим налогам (сборам) - возвращено на расчетный счет | 373.236 117.111 534 14.580 1.228 69.448 14.540 155.795 |
Таблица 3.6. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2005 год
ПОКАЗАТЕЛИ | СУММА (тыс.руб.) |
1 | 2 |
Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 1 января 2005г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 131.000 |
Признано к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2005г. | 12.348 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году | 511.905 |
Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 1 января 2005г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 19.049 9.109 9.940 |
Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 01.01.2005г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 410.674 121.588 289.086 |
Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0% | 5.646 |
Остаток к возмещению по заявлениям налогоплательщиков, по которым налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 213.182 |
Фактически возмещено налогоплательщикам в отчетном периоде по налоговой ставке 0%, в том числе - в погашение задолженности по НДС - в погашение задолженности по пеням и налоговым санкциям по НДС - в погашение задолженности по другим налогам (сборам) - в погашение задолженности по пеням и налоговым санкциям по другим налогам (сборам) - в счет текущих платежей по НДС - в счет текущих платежей по другим налогам (сборам) - возвращено на расчетный счет | 291.172 115.476 518 1.345 47 49.418 27.185 97.183 |
Таблица 3.5. - Данные отчета УФНС РФ по Томской области по возмещению НДС при экспорте за 2006 год
ПОКАЗАТЕЛИ | СУММА (тыс.руб.) |
1 | 2 |
Заявленные налогоплательщиками к возмещению суммы НДС, по которым до 1 января 2006г. налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 213.182 |
Признано к возмещению налоговыми органами и арбитражными судами, но не возмещено по состоянию на 1 января 2006г. | 4.760 |
Заявлено к возмещению налогоплательщиками в текущем году | 850.201 |
Отказано в возмещении налоговыми органами в связи с необоснованностью возмещения в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 1 января 2006г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 16.668 2.896 13.772 |
Признано к возмещению налоговыми органами в текущем году, в том числе - по заявленным к возмещению суммам до 01.01.2006г. - по заявленным к возмещению суммам в текущем году | 861.915 209.967 651.948 |
Суммы, признанные к возмещению арбитражными судами после принятия решения налогового органа об отказе в возмещении НДС по налоговой ставке 0% | 4.751 |
Остаток к возмещению по заявлениям налогоплательщиков, по которым налоговыми органами не принято решение о возмещении или отказе | 184.800 |
Фактически возмещено налогоплательщикам в отчетном периоде по налоговой ставке 0%, в том числе - возвращено на расчетный счет | 859.295 275.588 |
Проанализировав приведенные данные по возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг) по Томской области за пять лет, можно условно сопоставить их для наглядного прослеживания динамики, приведенной в таблице 3.8.
Таблица 3.6. - Динамика возмещения экспортного НДС по Томской области за 2000- 2006г. (в тыс. руб.)
Показатели | 2000г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005 г. | 2006 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Заявлено к возмещению НДС по экспорту | 262.453 | 569.589 | 689.539 | 429.164 | 681.276 | 511.905 | 850.201 |
Признано к возмещению налоговым органом | 114.628 | 301.435 | 140.205 | 369.812 | 466.603 | 410.674 | 861.915 |
Отказано в возмещении налоговым органом | 80.925 | 142.837 | 300.742 | 51.398 | 82.215 | 19.049 | 16.668 |
На основании изложенного, можно сделать вывод, что вплоть до 2002 года суммы предъявляемого налогоплательщиками НДС к возмещению при экспорте товаров (работ, услуг) постоянно росли и лишь в 2003 году произошел значительный спад, что во многом объясняется, с одной стороны, некоторыми успехами налоговых органов по работе в данной сфере возмещения НДС, но с другой стороны, «перепрофилированием» недобросовестных налогоплательщиков на возмещение НДС при операциях на внутреннем рынке России, где работа налоговых органов еще недостаточна эффективна. В 2004 году рост заявленных сумм к возмещению обусловлен объемом экспортных поставок предприятиями, реализующими собственную продукцию (ФГУП «Сибирский химический комбинат», ЗАО «Томская нефть», ОАО «Восточная транснациональная компания, Соболиное»).
В связи с чем, не смотря на рост сумм НДС, признанных к возмещению в абсолютном выражении, в текущем периоде 2004 года следует отметить о резком снижении заявленных к возмещению сумм предприятиями-экспортерами, использующими схемы уклонения от налогообложения и приносящими наибольший ущерб бюджету. Это обусловлено усилением контроля со стороны Управления по обоснованности заявленных сумм к возмещению путем рассмотрения материалов на комиссии по организациям - перепродавцам независимо от размера заявленных сумм, и проводимыми налоговыми органами на постоянной основе комплекса контрольных мероприятий в отношении данной категории налогоплательщиков-экспортеров. Практически в текущем периоде исключены получившие распространение в 2000-2002 г.г. сделки, совершаемые по многоступенчатой «схеме», в которых участвовали несколько фирм, многократно перекупая однотипный товар на российском рынке в завершении оформляя товар в таможенном режиме «экспорт», результатом которых являлось незаконное использование государственных средств (в данном случае получение возмещения из бюджета).
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!