Мотивация поведения и формирование личности подростка — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Мотивация поведения и формирование личности подростка

2020-04-01 819
Мотивация поведения и формирование личности подростка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Мотивация поведения и формирование личности подростка


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

§ I Развитие науки о неведении

1.1 Зарождение знаний о теории деятельности человека

1.2 Русский путь в науке о поведении

1.3 Зарубежные теории о поведении человека

§ 2 Мотивационная сфера личности

2.1 Личность и ее структура

2.2 Потребностно-мотивационная сфера личности

2.3 Мотивация учебной деятельности и ее развитие

§ 3 Мотивация профессиональной педагогической деятельности

§4 Диагностика мотивационной сферы личности подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития личности подростков и формирования мотивационной сферы личности на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла - в XXI веке именно сегодняшние подростки будут определять политику, экономику и социальные инициативы. И.А. Зимняя определяет то, что мотивация как психологическая категория является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработки современных психологов в области мотивации связаны с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В частности, П.М. Якобсон отмечал: «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» /9, 217/. Исследованием мотивационной сферы личности занимались Б.Г. Ананьев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет - Эминов, А.К. Маркова, А. Маслоу, Т.А. Матис, X. Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер, В.Г. Степанов, Дж. Уотсон, З.Фрейд, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и другие.

И.А.Зимняя подчеркивает, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно - смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека.

Одним из первых исследований личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа X. Мюррея (1938). Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. М. Аргайл, рассматривая эти потребности в более широком контексте, составил более широкую структуру мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, вызывающие социальные взаимодействия (например, биологические потребности), 2) потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, руководства, 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, 4) потребность в доминировании, 5) сексуальная потребность, 6) потребность в агрессии, 7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификации. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии в значительной мере представляет интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся, а также более глубокому проникновению учителя в современные проблемы обучения и создания условий для более эффективного усвоения знаний учащимися.

В курсовой работе мы рассматриваем основные подходы к исследованию мотивации, мотивацию как психологическую категорию. Изучены и раскрыты основные положения теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие теории научения (Б.Скиннер, К. Левин, Д.Уотсон) и поведения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский и другие).

Интересным представляется вопрос о мотивационной сфере личности, что определяет главную проблему исследования.

Проблема исследования: какие условия необходимы и достаточны для формирования мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

Объект исследования: мотивация как психологическая категория.

Предмет исследования: условия формирования мотивации поведения личности в подростковом возрасте.

Гипотеза: условиями, формирующими направленность личности подростка и обуславливающими его дальнейшее поведение и профессиональный выбор, являются: 1) сознательное отражение объектом реальности, 2) включение индивида в активную социально - психологическую деятельность (общение, производственная деятельность, труд, учебная деятельность), 3) определение стратегических целей развития личности, основанных на выявлении внутренних и внешних мотивов.

Цель исследования: выявить условия формирования мотивации личности и влияние ее на учебно - профессиональную деятельность.

Задачи исследования: 1) проанализировать литературу по проблеме мотивации поведения; 2) проанализировать основные подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме мотивации деятельности и поведения; 3) провести опытную верификацию гипотезы.

Методы исследования: эмпирические методы (теоретический анализ литературы, тест, анкета); математические методы (регистрация).

Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что проанализированы основные теоретические и методологические подходы к изучению мотивации как психологической категории, а, во-вторых, в том, что данное исследование выявляет связь между преобладающей мотивационной тенденцией в подростковом возрасте и развитием мотивации к учебно-профессиональной деятельности.


Личность и ее структура

 

Для более точного и глубокого изучения мотивационной сферы личности важно прежде всего четко определить понятие личности и ее структуру. Итак, появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Существует множество определений личности. Ниже приводятся некоторые из них.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. /5,386/

Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. /29, 65/

Личность - это прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъектапознания и активного преобразователя мира. /31, 94/

Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны. /15, 46/

Личность - это совокупность свободы, индивидуальности, социальной интегрированности и глубокой религиозности. (Р. Мэй)

Личность - это относительно устойчивые внешне проявляемые характеристики, запечатленные в суждениях субъекта о себе и других людей о нем. (А.В. Петровский)

Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт, которыми определяется присущее данному человеку мышление и поведение. (Г. Олпорт)

Обобщая перечисленные определения, можно сказать, что личность - это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (например, характером, способностями, своеобразием эмоционально-волевой, познавательной и потребностно-мотивационной сфер).

Различные психологические теории выделяют различные составляющие структуры личности.

В частности, в теории психоанализа 3. Фрейд выделяет следующие компоненты: Id (оно). Ego (я), Super-Ego (сверх-я). «Оно» - это сфера желаний, «я» -рациональная часть личности, контролирующая сферу желаний, «сверх-я» включает моральные нормы, запреты, образцы поведения, этикет. Таким образом, «я» управляет поведением, оценивает поступки и, при необходимости, может даже наказывать человека.

Современные отечественные психологи, например, А.В. Петровский, выделяют следующие три составляющие структуры личности. Во-первых, это так называемая интраиндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека. Во-вторых, это интериндивидная подсистема, включающая процессы межличностного взаимодействия. И, наконец, третьей подсистемой личности считается метаиндивидная, при которой личность не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы существующих «здесь и сейчас» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания оказываются взаимные воздействия индивидов посредством деятельности. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях получил название персонализации.

Существуют и другие системы анализа структуры личности. В частности, В.Г. Степанов выделяет следующие сферы личности: потребностно-мотивационную, познавательную и эмоционально-волевую. При этом считает потребностно-мотивапионную сферу ядром личности.


Таблица результатов

Испытуемые Возраст  № 1  № 2  № 3  № 4  № 5
Елена К. 15 лет  8 баллов 1 балл 5 баллов 2 балла  4 балла
Лидия С. 15 лет  5 баллов 1 балл 6 баллов 1 балл  7 баллов
Юлия Л. 15 лет 1 балл 2 балла 7 баллов 4 балла  6 баллов
Дарья О. 15 лет  5 баллов 2 балла 5 баллов 4 балла  4 балла
Елена А. 15 лет  3 балла 2 балла 7 баллов 4 балла  4 балла
Алеся К. 16 лет  2 балла 2 балла 7 баллов 6 баллов  3 балла
Светлана Н. 15 лет  3 балла 1 балл 5 баллов 4 балла  6 баллов
Екатерина Ш. 16 лет  3 балла 0 баллов 5 баллов 5 баллов  7 баллов
Екатерина Г. 16 лет  5 баллов 2 балла 6 баллов 3 балла  4 балла
Елена С. 16 лет  6 баллов 2 балла 5 баллов 1 балл  6 баллов
Юлия Д. 17 лет  6 баллов 4 балла 4 балла 0 баллов  6 баллов
Юлия С. 16 лет  3 балла 2 балла 5 баллов 4 балла  6 баллов
Анна Г. 15 лет  2 балла 3 балла 4 балла 4 балла  7 баллов
Юлия К. 16 лет  4 балла 1 балл 5 баллов 3 балла  7 баллов
Екатерина Ю. 15 лет  3 балла 1 балл 6 баллов 3 балла  7 баллов
Руслан С. 17 лет  5 баллов 0 баллов 7 баллов 5 баллов  3 балла
Денис Д. 16 лет  2 балла 4 балла 2 балла 5 баллов  7 баллов
Девушки От 15 - до 17 лет  59 баллов 26 баллов 82 балла 48 баллов  84 балла
Юноши От 16 - до 17 лет  7 баллов 4 балла 9 баллов 10 баллов 10 баллов
Общий результат От 15 - до 17 лет  66 баллов 30 баллов 91 балл 58 баллов  94 балла

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

Предложим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?

Ухаживать за животными ИЛИ Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Помогать больным людям, лечить их ИЛИ Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток ИЛИ Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (древесина, ткань, металл, пластмасса и т.п.) ИЛИ Доводить товары до потребителя
Обсуждать научно-популярные книги статьи ИЛИ Обсуждать художественные произведения (пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (жив.раст. либо породы) ИЛИ Тренировать товарищей в выполнении каких-либо умений (трудовых, учебных)
Копировать рисунки (изображения) или настраивать музыкальные инструменты ИЛИ Управлять каким-либо подъемным или транспортным средством (трактором, тепловозом и др.)
Обобщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) ИЛИ Художественно-оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке концертов
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище ИЛИ Искать и исправлять ошибки в тетрадях, таблицах, рисунках
10а Лечить животных ИЛИ 10б Выполнять вычисления, расчет
11а Выводить новые сорта растений ИЛИ 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а Разбирать споры, ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать ИЛИ 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты ИЛИ 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах,ожогах
15а Составлять точные описания – отчеты о наблюдениях, событиях, измеряемых объектах и др. ИЛИ 15б Художественно-описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице ИЛИ 16б Принимать, осматривать больных беседовать с ними, лечить
17а Красить или расписывать стенды помещений, поверхность изделий ИЛИ 17б Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музей) ИЛИ 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести работу с болезнями растений, с вредителями леса и сада ИЛИ 20б Работать на клавишных машинах, телефонах

 

Природа Техника Человек Знаковая Художественные
5a
    7a
   
     
10а     10б  
11а 11б 12a 12б 13a
13б 14а 14б 15a 15б
16а   16б   17а
  17б 18a   18б
  19a   19б  
20а     20б  

 

Вывод: данное исследование показало, что в группе резко преобладают творческие наклонности личности и потребность в общении. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Можно сделать вывод о том, что профессиональная мотивация является доминирующей в учебной деятельности. Мотивы определяют цели развития личности. Личность характеризуется направленностью, определяемой системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, создает базу для формирования индивидуального смыслового опыта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из важнейших проблем в психологии (В.М. Бехтерев) считается проблема личности, при этом личность трактуется как интегративное целое. Важнейшей целью многих работ психологов считается изучение человека и развитие его сфер личности, таких, как 1) потребностно - мотивационной, 2) эмоционально - волевой, 3) когнитивно - познавательной, 4) морально -нравственной, 5) экзистенционально - бытийной, 6) действенно -практической, 7) межличностно - социальной (И.А. Зимняя).

Психологи признают различные уровни активности человека в поведении и деятельности. Изучая и систематизируя структуру потребностной сферы личности, выделяют так называемый «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, высвечивается социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Также нами выделено, что одним из ранних исследований личностной мотивации была работа X. Мюррея, выделившего четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации.

При изучения психолого - педагогической литературы нами выявлено, что мотивация изучалась как сложная система, в которую входят определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы (В. Г. Асеев). Особое влияние на раскрытие темы курсовой работы оказали исследования таких ученых, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, Н.Ф. Талызина, А,К. Маркова, М.Г. Ярошевский, В.Г. Асеев, А. Маслоу, Д. Уотсон, Б. Скиннер и других. Понять особенности мотивации как сложного многоуровневого регулятора жизнедеятельности человека (его поведения и деятельности) стало возможным, анализируя работы А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Дж. Аткинсона и других. В работе, используя термины «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», «поведение», «рефлекс», «личность», мы ссылались на определения А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.Г. Степанова, И.А. Зимней, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Олпорта и других.

Исследования И.А. Зимней стали базисом для определения основных направлений изучения проблемы (понятие мотивации в психологии, структура мотивации, классификация мотивов, мотивация учебной деятельности и другие). Также важно отметить и то, что рассматривая вопрос мотивации учебной деятельности, изучены подходы Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой, Т.А. Матиса, А.Б. Орлова и других к рассмотрению уровней развития учебной мотивации у подростков.

Таким образом, хотелось бы отметить, что мотивация является одной из наиболее важных проблем в отечественной и зарубежной психологии, что и обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также и методам ее изучения. Следует подчеркнуть, что основным методологическим принципом (И.А. Зимняя), определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации.

Вышеперечисленные положения позволяют определить мотивацию как сложную многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки и так далее, а также полимотивированность деятельности и поведения человека.

На основе анализа литературы и проведенного практического исследования, выявляя условия формирования мотивации личности, личностной направленности и влияние этого учебно-профессиональную деятельность, мы определили следующие положения:

1) исследованию мотивационной сферы человека посвящено множество работ, в то же время проблема мотивации не имеет однозначного понимания;

2) мотивы определяют цели развития личности;

3) профессиональные мотивы, если они сформированы, всегда являются ведущими, определяющими характер познавательной деятельности субъектов обучения;

4) для формирования положительной мотивации и профессиональной направленности личности в современной системе обучения необходимо создавать условия для развития социально активной личности подростка путем внедрения новых методов обучения (проблемное обучение, реферативная форма работы, дискуссия, деловая игра, «мозговой штурм», лекция с заранее запланированными ошибками и т.д.), формировать установку на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы и тем самым развивать чувство личности.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.

3. Бодалеев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 188.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999, с. 440.

5. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1998, с. 496.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986, с. 272.

7. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. - М.: Луч, 1991, с. 159.

8. Здравомыслов А.Г. Конфликт интересов и кризис нравственных оснований мотивации поведения //Динамика ценностей населения реформируемой России /Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. -М.: Эдиториал УРСС, 1996, с. 158-170.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000, с. 384.

10. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. - М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992, с. 110.

11. Кабанова - Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 19gl.

12. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986, с. 80.

13. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984, с. 335.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989, с. 255.

15. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986, с. 336.

16. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. - М.: Народное образование, 1994, с. 144.

17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997, с. 176.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.

19. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1977.

20. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. - М.: Просвещение, 1991, с. 95.

21. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 1980. - № 5, с. 47-59.

22. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990.

23. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.

24. Мудрик А.В. Личность и ее воспитание в коллективе. - М.: Знание, 1983, с. 96.

25. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростков. Актуальные проблемы воспитания подростков. - М.: Знание, 1979. с. 40.

26. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М.: Знание, 1977, с. 64.

27. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999, с. 456.

28. Мухина B.C. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях современных объединений. // Развитие личности. 1999, № 3, с. 4-14.

29. Общая психология /Под ред. В.В. Богословского и др. -М.: Просвещение, 1981, с. 383.

30. Общая психология /Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 1995, с. 448.

31. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И. Щербакова. -М.: Просвещение, 1990, с. 288.

32. Психология /Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999, с. 584.

33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995, с. 529.

34. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия, 1998, с. 320.

35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, с. 736.

36. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998, с. 288.

37. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. - М.: Изд-во МГУ, 1975.

38. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989, с. 168.

39. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 1998. с. 512.

41. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969, с. 316.

42. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Академия, 1997. с. 416.

Курсовая работа

Мотивация поведения и формирование личности подростка


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

§ I Развитие науки о неведении

1.1 Зарождение знаний о теории деятельности человека

1.2 Русский путь в науке о поведении

1.3 Зарубежные теории о поведении человека

§ 2 Мотивационная сфера личности

2.1 Личность и ее структура

2.2 Потребностно-мотивационная сфера личности

2.3 Мотивация учебной деятельности и ее развитие

§ 3 Мотивация профессиональной педагогической деятельности

§4 Диагностика мотивационной сферы личности подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития личности подростков и формирования мотивационной сферы личности на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла - в XXI веке именно сегодняшние подростки будут определять политику, экономику и социальные инициативы. И.А. Зимняя определяет то, что мотивация как психологическая категория является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработки современных психологов в области мотивации связаны с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В частности, П.М. Якобсон отмечал: «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» /9, 217/. Исследованием мотивационной сферы личности занимались Б.Г. Ананьев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет - Эминов, А.К. Маркова, А. Маслоу, Т.А. Матис, X. Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер, В.Г. Степанов, Дж. Уотсон, З.Фрейд, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и другие.

И.А.Зимняя подчеркивает, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно - смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека.

Одним из первых исследований личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа X. Мюррея (1938). Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. М. Аргайл, рассматривая эти потребности в более широком контексте, составил более широкую структуру мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, вызывающие социальные взаимодействия (например, биологические потребности), 2) потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, руководства, 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, 4) потребность в доминировании, 5) сексуальная потребность, 6) потребность в агрессии, 7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификации. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии в значительной мере представляет интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся, а также более глубокому проникновению учителя в современные проблемы обучения и создания условий для более эффективного усвоения знаний учащимися.

В курсовой работе мы рассматриваем основные подходы к исследованию мотивации, мотивацию как психологическую категорию. Изучены и раскрыты основные положения теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие теории научения (Б.Скиннер, К. Левин, Д.Уотсон) и поведения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский и другие).

Интересным представляется вопрос о мотивационной сфере личности, что определяет главную проблему исследования.

Проблема исследования: какие условия необходимы и достаточны для формирования мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

Объект исследования: мотивация как психологическая категория.

Предмет исследования: условия формирования мотивации поведения личности в подростковом возрасте.

Гипотеза: условиями, формирующими направленность личности подростка и обуславливающими его дальнейшее поведение и профессиональный выбор, являются: 1) сознательное отражение объектом реальности, 2) включение индивида в активную социально - психологическую деятельность (общение, производственная деятельность, труд, учебная деятельность), 3) определение стратегических целей развития личности, основанных на выявлении внутренних и внешних мотивов.

Цель исследования: выявить условия формирования мотивации личности и влияние ее на учебно - профессиональную деятельность.

Задачи исследования: 1) проанализировать литературу по проблеме мотивации поведения; 2) проанализировать основные подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме мотивации деятельности и поведения; 3) провести опытную верификацию гипотезы.

Методы исследования: эмпирические методы (теоретический анализ литературы, тест, анкета); математические методы (регистрация).

Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что проанализированы основные теоретические и методологические подходы к изучению мотивации как психологической категории, а, во-вторых, в том, что данное исследование выявляет связь между преобладающей мотивационной тенденцией в подростковом возрасте и развитием мотивации к учебно-профессиональной деятельности.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.