Роль языка в этнической картине мира — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Роль языка в этнической картине мира

2020-04-01 157
Роль языка в этнической картине мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык органически соединен с культурой этноса, язык и этническая культура связаны бесчисленными нитями.

Отметим, что при трансляции культуры этноса особую значимость приобретает проблема сохранности духовных ценностей. В связи с этим состояние, в котором находится звено хранения духовных ценностей того или иного этноса, является показателем, некой визитной карточкой культурной зрелости этноса, отражая его отношение к своим национальным корням и традициям.

М.Б. Ешич, говоря о системе распространения, трансляции культурных ценностей, выделяет в ее составе:

«а) непосредственную, неинституционную передачу ценностей, осуществляемую на уровне микросреды (семья, трудового коллектива и любого другого микросоциума);

б) институционное воспитание и образование: детские дошкольные учреждения, школы всех видов и уровней, просветительские организации и учреждения, включая и системы массовых коммуникаций».

В ХХ в. в связи с появлением электронных средств информации (радио, телевидение) язык становятся средством общеэтнической, межэтнической и даже международной коммуникации.

Язык - это и тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия в сферах этноса. Единица языка - слово - является сигналом. Язык является механизмом, способствующим кодированию и трансляции культуры этноса.

Этническая общность не может быть названа таковой, если не объединена общим для всех его носителей языком, который служит гарантом передачи, трансляции культурных ценностей данного этноса. Мечковская Н.Б. пишет: «Культура отражается в языке на всех его уровнях, а также в его нормативно-стилистическом укладе».

Язык выражает специфику национальной ментальности. Являясь средством трансляции культуры, язык прорастает в этнос, становится его орудием: действительностью человеческого духа. Язык - фактор формирования этнокультурных кодов. Речевая, культура как ядро русской нации, актуализирует духовно-нравственные ценности российского общества, сохраняет их.

Язык - одна из основ жизни этноса, его объединения и самосохранения. Н. Губенко утверждает: «язык - это порождение культуры, одна из важнейших сил, соединяющих народ. Он главное средство общения внутри народа, он задает общий набор понятий, в которых мыслит народ. Язык - это мировоззрение».

Язык - это «зеркало национальной культуры». Язык - творчество этноса, включающее характер и душу народа. Язык - один из важнейших признаков нации, он органически связан с культурой, «духовным опытом народа», он рассматривается как путь, по которому человек проникает в ментальность этноса.

Границы языка этноса означают границы мировоззрения человека, который с детства усваивает язык и вместе с ним культурную традицию своего народа. Менталитет, картина мира этноса отражаются в его языке, который специфичен и уникален по своей сущности. Язык находится в сознании, памяти народа.

Язык любого этноса аналогичен археологическому раскопу, где собраны культурные слои разных исторических эпох, следы социокультурной жизни предшествующих поколений, их мировоззрение, мировосприятие, менталитет, система ценностей.

В языке адекватно воплощается историческая судьба, духовная сущность и оригинальность этноса. По самоопределению язык является мощным источником народности, национальности, патриотизма. Между языком и реальностью лежит народное мировосприятие, особый - национальный - склад ума и способ познания бытия. Болышева Н.Н. отмечает: «Язык - неотъемлемый и важнейший элемент любой национальной культуры, полноценное знакомство с которой обязательно предполагает попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей этой культуры. В коллективном сознании языкового сообщества выстраивается свой собственный мир, целиком отражаемый семантикой этого языка. Мышление носителей разных языков схоже лишь в своей основе. Все то, что выходит за рамки универсально-предметного кода, все это национально обусловлено, специфично».

Известно, что этнос самоидентифицируется с языком; этнос оосознает органическую связь с родным языком. Язык народа - это его историческая память. Духовная культура русского народа неповторимо отразились в русском языке: в его устной и письменной формах, в различных жанрах (древнерусских летописей, былин). Культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих поколений.

По утверждению Н.Н. Болышевой, «Издревле народ на Руси называли языком. У преподобного Нестора летописца (XI век) нет даже слов: народ, племя, а только язык. Народ и язык - понятия нераздельно слитые, неотъемлемые, как тело и душа. Язык - среда обитания народа, воздух, которым он дышит. В процессе освоения родного языка ребенок усваивает жизненный опыт народа, языковую картину мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание».

Родной язык - душа нации, этноса, через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад мышления, самобытность художественного творчества, нравственное и духовное состояние. Х. Боков пишет: «Посредством языка живут специфика национальной духовной культуры, этнические сказания, исторические источники, древние предания, многоцветный фольклор, богатства современной художественной культуры, сфера повседневности, непосредственного общения людей и их личной жизни - все это неотделимо от родного языка».

К.Д. Ушинский писал: «В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в духе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка.… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства».

Итак, язык, важнейший компонент национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, являясь предпосылкой и условием его существования. Язык - это ДНК созданной его носителями культуры, на его основе языка, как на основе генов ДНК, можно воссоздать культуру этноса.

Важнейшим комплексом черт традиционного этнического самосознания и этнической самоидентификации являются:

генетическое родство представителей группы;

религиозная традиция;

язык.

Язык здесь выступает не только как наиболее значимый инструмент социализации и освоения мира, главным образом, язык как «материнский язык» является средством духовно-психологической взаимосвязи со своим сообществом. Язык - это сердцевинная часть культуры этносов, выразитель и хранитель социокультурной памяти. Язык активно участвует во всех основных моментах культурного творчества.

Национальная языковая картина мира формируется на основе особенностей существования этносов, представляет собой единую систему взглядов, коллективную философию, транслирует специфичный способ концептуализации мира. Языковая система отражает фрагменты истории, материально-бытовые схемы, аксиологическую парадигму, а базовые элементы этнокультуры эксплицируются в языковой картине.

Отметим роль языка в современном культурном пространстве, связанном с процессами глобализации. Глобализация - многомерный процесс, действие которого оказывает сильное влияние на развитии этнических сообществ, затрагивает все сферы человеческой духовной деятельности. Глобализационный процесс представляет собой сложное взаимодействие этнокультурного фактора и цивилизационного развития.

Доказано, что массовая культура угрожает осуществлению культурной идентичности в условиях унификации ценностей, языка, стандартизации, универсализации образа жизни представителей этноса. Глобализирующая культура, используя свое технологическое и информационное превосходство, навязывает свои ценности, нормы и стандарты другим культурам, в частности этносам. Это приводит к нивелированию и модификации этнонациональных особенностей, так называемой культурной перекодировке.

Отметим, что одна из существенных линий в глобализационной проблематике - это утрата, потеря национально-культурной идентичности в результате распространения глобальных тенденций. Глобализация нивелирует национальные цивилизации и идеалы. В сфере культуры глобализация неизбежно имеет тенденцию к унификации национальных ценностей, культурных норм, образцов поведения, понижению статуса национальных, этнических языков. Этническое разнообразие человечества, с разнообразием культур, разнообразием языков - наибольшее достижение человеческой истории, следовательно, потерять его - необратимое обеднение жизни человечества, угроза его будущему, его этнической самобытности, родному языку.

По мнению Н.С. Трубецкого, «для полнокровного развития культуры необходимым условием является ее традиционность. В противном случае будет утрачен тот культурный фонд, без которого невозможна ее дальнейшая жизнь. Наиболее пагубным явлением, которое разрушает «органичность» культуры, является внедрение в нее чуждой культурной традиции. Среди всех мировых культур наиболее опасной в этом отношении - Европа. Нарастающая экспансия духовных ценностей романо-германской цивилизации представлялась Трубецкому величайшим бедствием для любой самобытной культуры».

В настоящее время человечество становится обществом потребителей массовой культуры, происходит пренебрежение и отторжение интересов этнических культур и традиций, стирание этнокультурных особенностей и характеристик, утрата национальной, культурной и языковой самобытности. По средствам глобальных коммуникаций и информатизации происходит засорение, загрязнение национальных языков, замещение русского языка чужим языком, в основном английским (американским). А.С. Панарин пишет: «глобализация - это не абстрактная универсализация, чудесным образом возникающая повсюду. Напротив, это конкретные партикулярности, которым придается глобальный характер. Глобализируется не язык йоруба, но английский, не турецкая, но американская массовая культура, не сенегальская, но японская и германская технологии. Геометрия и траектория глобализации достаточно ясны. Глобализация формулирует язык, структуру и динамику мировой власти».

Содержание массовых информационных процессов оказывает влияние на эмоции, мышление и стереотипы поведение человека. СМИ, Internet, реклама ярко отражают американскую культуру, которая способна кардинально поменять традиционные национальные ценности, стиль жизни этносов, используя при этом язык как главнейший инструмент культурного мышления, самовыражения.

Необходимо отметить, что языковая экспансия, имеющая тенденцию приобщения к мировой культуре, приводит к изменению ментального самосознания этносов. В условиях глобализации, американизации осуществляется трансформация ментальных стереотипов и моделей поведения носителей языка (при высоком преувеличении роли английского языка и дискредитации русского языка). С помощью заимствований осуществляются манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Подмена русских национальных концептов заимствованиями приводит к разрыву смысловых связей, слов. Тем самым, существует опасность потери русским этносом собственного образа мысли и жизни.

Прагматическое использование языка, положило начало процессу разрушения языка в современном обществе. «Язык стал товаром и распределяется по законам рынка. Внедрение в национальное мышление так называемых слов-амеб, не связанных с ментальными концептами, заполнение языка этими словами как одна из форм подчинения народов индивидуалистическим обществом».

Таким образом, отметим, что язык - это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Объекты духовной культуры не вписываются в контекст глобализации, они остаются уникальными. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры: религию и этносоциальную память, язык как совокупность средств, преобразующих информацию о прошлом с целью сохранения опыта предшествующих поколений и передачи его потомкам. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.


Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

эволюция осмысления понятия «менталитет», как в мировом, так и отечественном социально-гуманитарном знании тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «духовность». Развитие понятия «менталитет» приводит к пониманию его как «духовное оснащение» человека, особенности поведения, мышления. понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. С понятием «менталитет» глубоко взаимосвязано определение - «национальный характер» как совокупность черт национальной группы, этноса.

менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные формы жизни этноса. Менталитет - мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.

русская ментальность - это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили глубокий отпечаток на ментальность русского этноса. Менталитет русского этноса определяют ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира. Ментальность проявляется в свойственных представителям русского этноса способах действовать в окружающей среде.

в этнических группах язык понимается как средство формирования мировоззрения, он зацементирован в самой человеческой природе и способствует развитию духовно-нравственных актов. Язык - это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Язык отображает культурно-национальную ментальность. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры этноса. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.

 


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический проект: Гаудеамус. 2005.

.  Алехина, С.Н. Идея дома в русской ментальности (философские исканияB. В. Розанова) Текст. / С.Н. Алехина // Соц.-гуманит. знания. 2003. №6.1.

.  Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности Текст.: избр. тр. / Н.А. Бердяев. М., 1999.

4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука. 1973.

.   Боков Х.Х. Интернационализм - часть национальной идеологии граждан России // Русская нация - системообразующее ядро российской государственности: сб./редкол. Е.С. Троицкий и др. - М.: 2007.

6. Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.

.  Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века Текст. / А.Ю. Большакова. М., 2000.

.  Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.

.  Бутенко, А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественный смысл Текст. / А.П. Бутенко, Н.В. Колесниченко // Социол. ис-след. 1996. №5.

10. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.

.   Губенко, Н. Война против памяти, разума, совести / Н. Губенко // Правда. Спец. выпуск, июнь. 2007.

.   Гуревич, А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу Текст. / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

.   Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии (научно-аналитический обзор): Сб. науч. тр. - М.: ИНИОН РАН.

.   Дюби, Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. М., 2000.

.   Ешич М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма: теоретические и методологические проблемы. - М.: 1984.

.   Катаев, М.В. Бессознательное и менталитет: сущность, структура и взаимодействие: автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1999.

17. Кознова И.Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. - М.: ИФРАН, 2000.

18. Кукоба, О.А. Природа и структура этнического менталитета Текст. / О.А. Кукоба // Философия и общество. 2004. №4.

19. Лагунов, А.А. Современный российский менталитет: Социально-философский анализ Текст.: дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 2000.

.   Люблинская А.Д., Малов В.Н. [Рец. на кн.: Леруа Ладюри Э. Крестьяне Лангедока] // Ср. века. Вып. 34. М., 1971; Гуревич А.Я. Истор. синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

.   Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.) Текст.: матер. Междунар. конф. (Москва 14-15 июня 1994 г.) / редкол.: В.П. Данилов, Л.В. Милов [и др.]. М., 1996.

22. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев - 2-е изд., испр/ М.: Аспект Пресс, 199.

.  Мосейко, Е, Н. Кризис идентичности и духовные искания африканской интеллигенции Текст. / Е.Н. Мосейко // Восток. 2006. №4.

24. Муругова, А.В., Кожевников, В.П. Русский менталитет. Монография. - Нижний Новгород. - 2006.

.   Панарин А.С. Народ без элиты - М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.

.   Пантин, И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение Текст. / И.К. Пантин // Вопр. философии. 1999. №10.

.   Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антология.-М.

28. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (экология и язык) // Русский язык в школе. - 1994. - №1.

.  Советов Ф.В. Закономерные особенности русского менталитета [Текст] / Ф.В. Советов // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Сер. «Социально-гуманитарные науки» / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007.

30. Тихонов А.С. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа. - http://regionsar.ru/node/345

.   Трофимов В.К. Менталитет русской нации: Учебное пособие. Ижевск: Иж ГСХА, 2004.

32. Трубецкой, Н.С. Мы и другие / Н.С. Трубецкой // В кн.: Русская идея. - М.: Айрис Пресс. 2002.

33. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

34. Юнг К. Структура души // Проблемы души нашего времени: пер. с нем. - М., 1994.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.