Теоретико-методологические основы исследования менталитета — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теоретико-методологические основы исследования менталитета

2020-04-01 220
Теоретико-методологические основы исследования менталитета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня человек оказывается на границе многих культурных сфер, контуры которых размываются в связи с множественностью культурных языков, ослаблением этно-конфессиональных идеалов. В результате социокультурных трансформаций, современный человек становится носителем сложной, неоднородной идентичности. Для того чтобы отдельный этнос «не растворился» в культурном плюрализме, необходимо позитивное восприятие своего исторического прошлого, выявление смыслов человеческого бытия через понимание собственных корней, возрождение духовных традиций.

В новых глобализирующихся реалиях происходит утрата духовно-традиционных форм культуры, главным символом времени становится утилитарность, расчетливый практицизм, смещающий базовые ориентиры аксиологии, девальвирован смысл понятий нравственного идеала. Сегодня весь ресурс человеческого бытия направлен на приспособление и выживание, на выстраивание таких отношений с окружающим миром, которые бы могли оказать реальную практическую пользу. Происходит обесценивание личности. Духовный опыт прошлого и его применение в будущем утрачивает свою значимость.

В этой связи особую значимость приобретает исследование этнических культур, менталитета и картины мира их носителей.

Следовательно, тема: «Менталитет как выражение специфики этнической картины мира» является актуальной и значимой для современного российского общества.

Степень разработанности проблемы. К исследованию этнического менталитета во все времена обращались философы, культурологи, историки, искусствоведы, психологии и др.

Внимание к проблемам менталитета проявляли: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, А. Бастиан, О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.

В российской науке исследованием специфики менталитета занимались Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич и др.

Среди современных ученых, рассматривающих проблемы этнического менталитета: Г.В. Гриненко, Л.Г. Ионин, А.В. Костина, Э.С. Маркарян, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиер, М.М. Шибаева и др.

Существует ряд диссертационных исследований русского менталитета таких авторов как М.Г. Горбунова, В.В. Ковалёв, А.Ю. Кузнецов, А.Ю. Мордовцев, Т.В. Семёнова, М.Ю. Шевяков и др.

Объект исследования: этнический менталитет.

Предметом исследования является менталитет и его выражение в этнической картине мира.

Цель исследования - проанализировать менталитет как выражение специфики этнической картины мира.

Задачи исследования:

рассмотреть понятия и сущность менталитета;

изучить картину мира как выражение менталитета этноса;

проанализироватьспецифику русского менталитета;

выявить роль языка вэтнической картине мира.

К методам исследования относятся:общенаучные методы, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции; историко-культурологический, сравнительный методы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 


Теоретико-методологические основы исследования менталитета

Особенности формирования менталитета и картины мира русского этноса

Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

эволюция осмысления понятия «менталитет», как в мировом, так и отечественном социально-гуманитарном знании тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «духовность». Развитие понятия «менталитет» приводит к пониманию его как «духовное оснащение» человека, особенности поведения, мышления. понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. С понятием «менталитет» глубоко взаимосвязано определение - «национальный характер» как совокупность черт национальной группы, этноса.

менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные формы жизни этноса. Менталитет - мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.

русская ментальность - это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили глубокий отпечаток на ментальность русского этноса. Менталитет русского этноса определяют ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира. Ментальность проявляется в свойственных представителям русского этноса способах действовать в окружающей среде.

в этнических группах язык понимается как средство формирования мировоззрения, он зацементирован в самой человеческой природе и способствует развитию духовно-нравственных актов. Язык - это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Язык отображает культурно-национальную ментальность. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры этноса. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.

 


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический проект: Гаудеамус. 2005.

.  Алехина, С.Н. Идея дома в русской ментальности (философские исканияB. В. Розанова) Текст. / С.Н. Алехина // Соц.-гуманит. знания. 2003. №6.1.

.  Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности Текст.: избр. тр. / Н.А. Бердяев. М., 1999.

4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука. 1973.

.   Боков Х.Х. Интернационализм - часть национальной идеологии граждан России // Русская нация - системообразующее ядро российской государственности: сб./редкол. Е.С. Троицкий и др. - М.: 2007.

6. Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.

.  Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века Текст. / А.Ю. Большакова. М., 2000.

.  Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.

.  Бутенко, А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественный смысл Текст. / А.П. Бутенко, Н.В. Колесниченко // Социол. ис-след. 1996. №5.

10. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.

.   Губенко, Н. Война против памяти, разума, совести / Н. Губенко // Правда. Спец. выпуск, июнь. 2007.

.   Гуревич, А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу Текст. / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

.   Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии (научно-аналитический обзор): Сб. науч. тр. - М.: ИНИОН РАН.

.   Дюби, Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. М., 2000.

.   Ешич М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма: теоретические и методологические проблемы. - М.: 1984.

.   Катаев, М.В. Бессознательное и менталитет: сущность, структура и взаимодействие: автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1999.

17. Кознова И.Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. - М.: ИФРАН, 2000.

18. Кукоба, О.А. Природа и структура этнического менталитета Текст. / О.А. Кукоба // Философия и общество. 2004. №4.

19. Лагунов, А.А. Современный российский менталитет: Социально-философский анализ Текст.: дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 2000.

.   Люблинская А.Д., Малов В.Н. [Рец. на кн.: Леруа Ладюри Э. Крестьяне Лангедока] // Ср. века. Вып. 34. М., 1971; Гуревич А.Я. Истор. синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

.   Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.) Текст.: матер. Междунар. конф. (Москва 14-15 июня 1994 г.) / редкол.: В.П. Данилов, Л.В. Милов [и др.]. М., 1996.

22. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев - 2-е изд., испр/ М.: Аспект Пресс, 199.

.  Мосейко, Е, Н. Кризис идентичности и духовные искания африканской интеллигенции Текст. / Е.Н. Мосейко // Восток. 2006. №4.

24. Муругова, А.В., Кожевников, В.П. Русский менталитет. Монография. - Нижний Новгород. - 2006.

.   Панарин А.С. Народ без элиты - М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.

.   Пантин, И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение Текст. / И.К. Пантин // Вопр. философии. 1999. №10.

.   Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антология.-М.

28. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (экология и язык) // Русский язык в школе. - 1994. - №1.

.  Советов Ф.В. Закономерные особенности русского менталитета [Текст] / Ф.В. Советов // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Сер. «Социально-гуманитарные науки» / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007.

30. Тихонов А.С. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа. - http://regionsar.ru/node/345

.   Трофимов В.К. Менталитет русской нации: Учебное пособие. Ижевск: Иж ГСХА, 2004.

32. Трубецкой, Н.С. Мы и другие / Н.С. Трубецкой // В кн.: Русская идея. - М.: Айрис Пресс. 2002.

33. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

34. Юнг К. Структура души // Проблемы души нашего времени: пер. с нем. - М., 1994.

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня человек оказывается на границе многих культурных сфер, контуры которых размываются в связи с множественностью культурных языков, ослаблением этно-конфессиональных идеалов. В результате социокультурных трансформаций, современный человек становится носителем сложной, неоднородной идентичности. Для того чтобы отдельный этнос «не растворился» в культурном плюрализме, необходимо позитивное восприятие своего исторического прошлого, выявление смыслов человеческого бытия через понимание собственных корней, возрождение духовных традиций.

В новых глобализирующихся реалиях происходит утрата духовно-традиционных форм культуры, главным символом времени становится утилитарность, расчетливый практицизм, смещающий базовые ориентиры аксиологии, девальвирован смысл понятий нравственного идеала. Сегодня весь ресурс человеческого бытия направлен на приспособление и выживание, на выстраивание таких отношений с окружающим миром, которые бы могли оказать реальную практическую пользу. Происходит обесценивание личности. Духовный опыт прошлого и его применение в будущем утрачивает свою значимость.

В этой связи особую значимость приобретает исследование этнических культур, менталитета и картины мира их носителей.

Следовательно, тема: «Менталитет как выражение специфики этнической картины мира» является актуальной и значимой для современного российского общества.

Степень разработанности проблемы. К исследованию этнического менталитета во все времена обращались философы, культурологи, историки, искусствоведы, психологии и др.

Внимание к проблемам менталитета проявляли: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, А. Бастиан, О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.

В российской науке исследованием специфики менталитета занимались Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич и др.

Среди современных ученых, рассматривающих проблемы этнического менталитета: Г.В. Гриненко, Л.Г. Ионин, А.В. Костина, Э.С. Маркарян, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиер, М.М. Шибаева и др.

Существует ряд диссертационных исследований русского менталитета таких авторов как М.Г. Горбунова, В.В. Ковалёв, А.Ю. Кузнецов, А.Ю. Мордовцев, Т.В. Семёнова, М.Ю. Шевяков и др.

Объект исследования: этнический менталитет.

Предметом исследования является менталитет и его выражение в этнической картине мира.

Цель исследования - проанализировать менталитет как выражение специфики этнической картины мира.

Задачи исследования:

рассмотреть понятия и сущность менталитета;

изучить картину мира как выражение менталитета этноса;

проанализироватьспецифику русского менталитета;

выявить роль языка вэтнической картине мира.

К методам исследования относятся:общенаучные методы, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции; историко-культурологический, сравнительный методы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 


Теоретико-методологические основы исследования менталитета


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.