Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-04-01 | 171 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ранняя работа по исправлению речи до операции направлена на укрепление и тренировку артикуляции моторики (ослабление напряженного состояния корня языка и приближении кончика языка к нижним резцам), освобождению лица от гримас, создание навыков направленной артикуляции звуков.
Цель: Не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. В этот период необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки. Создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик, активировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох, выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи.
Задача логопедов в дооперационный период:
1. Физическое развитие ребенка в связи с тренировкой активных органов речи; создание для основы нормализации речи.
2. Постановка диафрагмального типа дыхания.
3. Развитие слухового и зрительного внимания (подражание речи взрослых, пребывание ребенка в их обществе).
Коррекция при ринолалии в дооперационный период проводится двумя средствами: медицинскими и педагогическими.
Медицинские средства
Хирургическое вмешательство (операция). Операция губы – хейлопластика – проводится на 2–3 месяце или во второе полугодие жизни ребенка (по показаниям здоровья).
Закрытие расщелины неба в два этапа: в 6–12 месяцев оперируют мягкое неба (велопластика) в результате чего к 1,5–2 годам (у ряда детей – к 3 годам) происходит интенсивное сближение расщепленных фрагментов твердого неба (до 3–5 мм); наконец, в щадящем, не задевающем зон роста режиме осуществляется операция на твердом небе (уранопластика). Для формирования свода твердого неба в течение месяца после операции ребенок носит пластинку с высоким стенсом. В дальнейшем ребенок наблюдается хирургом и ортодонтом с периодическим посещением центров реабилитации детей с расщелинами неба, которые имеются во многих городах.
|
Операция, непосредственно не устраняя нарушение речи, создает необходимые предпосылки для успешного обучения и воспитания новых артикуляторных установок.
Педагогические средства
Основные принципы логопедической работы при ринолалии:
1. Системность и функционирование языка в деятельности.
2. Учет механизма расстройства и особенностей сиптоматики (строение зубочелюстной системы состояние небных мышц и их функции, особенности дыхательного аппарата, речевая и общая моторика, своеобразие артикуляций позиций языка, губ нижней челюсти, состояние слуха и слухоречевых дифференцировок и т.д.).
3. Использование физиологического дыхания, которое служит базой для перехода в речевое диафрагмальное дыхание с ротовым выдохом.
4. Опоры на сохраненные анализаторы и функции (в частности, на зрительный и на потенциально сохраненные кинестетический и осязательный).
5. Единства речевой системы (например, проявляющийся в одновременной активации небно-глоточных отделов аппарата артикуляции и дыхания путем повышения функциональной нагрузки на эти системы).
6. Воспитание естественного функционирования механизмов речи и опоры закономерности фонетического строя русского языка (использование мягкой атаки звука, выбор, построение и применение речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений).
7. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков (наличие полноценных звуков одной группы является базой для формирования следующей группы звуков).
|
8. Учета возрастных особенностей.
9. Учета принципов развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитие (например, 3 года – критический возраст в развитии речи).
10. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично родителями.
11. Индивидуального подхода в процессе занятий с небольшой группой.
Логопедические занятия с детьми должны проводиться только индивидуально. Это обусловлено несколькими причинами.
Различие в изменениях функций по глубине и объему требуют подбора определенных направленных упражнений. Даже на одном этапе занятий дети одного возраста могут нуждаться в различных рекомендациях. Поскольку каждый детский организм обладает индивидуальной выносливостью, количество упражнений, как и их содержание и соотношение, подбирается индивидуально.
Т.к. нечеткое повторение приводит к закреплению патологических навыков, а опорой контроля служит только зрительный анализатор. Поэтому возможности правильных повторений ограничены, ни одно движение, звук слово не должны остаться без внимания логопеда. При этом ребенок нуждается в постоянном подкреплении словесными инструкциями. А в группе часто не удается заметить отклонений в мелких тонких движениях артикуляционного аппарата и звучание фонем.
Неумение правильно выполнить задание, легко дающиеся другими, часто порождает у детей младшего возраста негативизм и даже полный отказ заниматься. У старших пробуждается чувство неполноценности, они теряют веру в свои силы.
Возбуждение, которое обычно возникает в группе при выполнении упражнений, отвлекает детей от целеустремленных занятий.
Первое занятие начинают со вступительной беседы специалиста, в которой подробно объясняют задачи, стоящие перед детьми. Необходимо убедить родителей и ребенка в том, что положительные результаты возможны только при условии активной, осознанной работы над воспитанием речи. На занятии необходимо присутствие родителей или других людей, которые будут заниматься с ребенком дома. Они наблюдают за работой логопеда, а специалист, в свою очередь, проверяет, как его поняли и как будут родители выполнять задания дома. Помощь и участие старших, воспитание характера и личности, контроль над речью, формирование новых навыков, их закрепление в детском саду, школе, в играх и других ситуациях имеют одно из первостепенных значений. Одно занятие длиться 20–30 минут в один прием.
|
Основные направления работы
Речевая работа предполагает индивидуальный подход и непрерывность логопедами в до- и послеоперационный период с учетом таких составляющих психического развития, как психические новообразования, кризисы развития, стабильные периоды, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Роль родителей здесь чрезвычайно велика и ответственна. Под руководством логопеда они осуществляют раннее, правильное развитие, воспитание и обучение ребенка. Существует специфический возрастной период развития речи – первые три года. По истечении этого периода процесс слухоречевого развития и обучения резко замедляется и требует больший усилий.
Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется уже на 14-й день после рождения. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Непременным условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое словесно-эмоциональное общение взрослых с каждым ребенком индивидуально. Путем имитации ребенок усваивает фактически весь родной язык. В период подражания подготавливается будущая собственная речь ребенка. Вот почему от взрослых требуется правильная безупречная речь.
С первых дней жизни осуществляется непосредственное эмоциональное общение взрослого и ребенка. Благодаря этому формируется такое психическое образование, как потребность в общении. Логопед обучает родителей быть внимательными к перцетивному развитию ребенка. Главное, не оставлять ребенка в покое и безопасности, быть внимательным и наблюдательным, быстро определять, что ему необходимо, что интересно.
Одним их важных условий развития речи является предметно-действенное общение ребенка и взрослого, совершенствование функции руки. Взрослый стимулирует, накопление чувственного опыта вместе с ребенком, изучая и обследуя окружающие предметы с помощью зрения, слуха, движения рук.
|
Именно в присутствии взрослого ребенок наиболее активно играет, что способствует развитию ориентированного поведения – формированию хватания, как основы предметных действий. Этой активностью надо руководить. В дальнейшем родителей также обучают подбирать активные игры, в которых они продуктивно реализуют речевые программы.
Формируя предпосылки и потребности в общении, важно проявлять к ребенку постоянную любовь и уважение, интерес и одобрение. Только успех и радость создают мотивацию, следует учитывать, что на разных возрастных ступенях ребенок обладает разными анатомо-физиологическими возможностями усвоения и совершенствования своей речи. На первом году жизни речевой аппарат еще формируется. легкие и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые 3 месяца жизни, и это развитие необходимо стимулировать.
После хейлопластики логопед обучает мать проведению гимнастики для верхней губы, чтобы она стала подвижной, а рубцы – мягкими и эластичными. Нередко у младенцев с расщелиной неба бывает недоразвита нижняя челюсть и она требует коррекции пассивной гимнастикой, массажем, с 2 – 3месяцев жизни. До года рекомендуется укладывать ребенка на бок и на живот, в положение6, стимулирующее удержание языка у нижних резцов. Для физического развития органов речи, моторного и сенсорного становления проводят общеукрепляющую и дыхательную гимнастики, создают условия слаженной работы всего артикулярного аппарата. При этом активируют возможно большее количество анализаторов: зрительный, слуховой, моторный, кожно-тактильный, вибрационный. Программа коррекционного воздействия т становления речи строится согласно онтогенезу, фонетическому и фонологическому развитию.
Тактика показывает, что в семьях где предъявляются не заниженные требования, дети достигают высоких результатов. Следует всемерно содействовать их раннему социальному взаимодействию со здоровыми сверстниками и развитию самостоятельности. Речь, воздействуя на развитие других высших психических функций, организует структуру восприятия, формирует архитектонику памяти, избирательность и произвольность воспитания, развивает словесно-логическое мышление, оперирование обобщениями и представлениями. Успешное раннее хирургическое и ортодонтическое лечение и программы раннего речевого развития уменьшают влияние расщелины на приобретение, закрепление артикуляторных, языковых отклонений и вредных компенсаторных процессов.
Активация мышц мягкого неба
Предварительная подготовка сегментов небной занавески к участию в небно-глоточном смыкании сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции.
|
Наиболее физиологичным представляется воспитание смыкания при фонации. При ней легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов. Ребенок одновременно ощущает подъем сегментов неба, произносит звук и слышит его измененное, улучшенное по сравнению с обычным звучанием.
Особенности артикуляций «а, э» позволяют применять их для развития подвижности сегментов неба.
Звук, а – единственный в русском языке гласный нижнего подъема, при его произнесении корень языка опускается наиболее низко.
Звук, э - среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение стенки языка вперед при умеренном ее подъеме.
При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдается меньшие плотность смыкания глотки, напряжение мягкого неба и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!