Актуальность проведения коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Актуальность проведения коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период

2020-04-01 171
Актуальность проведения коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ранняя работа по исправлению речи до операции направлена на укрепление и тренировку артикуляции моторики (ослабление напряженного состояния корня языка и приближении кончика языка к нижним резцам), освобождению лица от гримас, создание навыков направленной артикуляции звуков.

Цель: Не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. В этот период необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки. Создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик, активировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох, выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи.

Задача логопедов в дооперационный период:

1. Физическое развитие ребенка в связи с тренировкой активных органов речи; создание для основы нормализации речи.

2. Постановка диафрагмального типа дыхания.

3. Развитие слухового и зрительного внимания (подражание речи взрослых, пребывание ребенка в их обществе).

Коррекция при ринолалии в дооперационный период проводится двумя средствами: медицинскими и педагогическими.

Медицинские средства

Хирургическое вмешательство (операция). Операция губы – хейлопластика – проводится на 2–3 месяце или во второе полугодие жизни ребенка (по показаниям здоровья).

Закрытие расщелины неба в два этапа: в 6–12 месяцев оперируют мягкое неба (велопластика) в результате чего к 1,5–2 годам (у ряда детей – к 3 годам) происходит интенсивное сближение расщепленных фрагментов твердого неба (до 3–5 мм); наконец, в щадящем, не задевающем зон роста режиме осуществляется операция на твердом небе (уранопластика). Для формирования свода твердого неба в течение месяца после операции ребенок носит пластинку с высоким стенсом. В дальнейшем ребенок наблюдается хирургом и ортодонтом с периодическим посещением центров реабилитации детей с расщелинами неба, которые имеются во многих городах.

Операция, непосредственно не устраняя нарушение речи, создает необходимые предпосылки для успешного обучения и воспитания новых артикуляторных установок.

Педагогические средства

Основные принципы логопедической работы при ринолалии:

1. Системность и функционирование языка в деятельности.

2. Учет механизма расстройства и особенностей сиптоматики (строение зубочелюстной системы состояние небных мышц и их функции, особенности дыхательного аппарата, речевая и общая моторика, своеобразие артикуляций позиций языка, губ нижней челюсти, состояние слуха и слухоречевых дифференцировок и т.д.).

3. Использование физиологического дыхания, которое служит базой для перехода в речевое диафрагмальное дыхание с ротовым выдохом.

4. Опоры на сохраненные анализаторы и функции (в частности, на зрительный и на потенциально сохраненные кинестетический и осязательный).

5. Единства речевой системы (например, проявляющийся в одновременной активации небно-глоточных отделов аппарата артикуляции и дыхания путем повышения функциональной нагрузки на эти системы).

6. Воспитание естественного функционирования механизмов речи и опоры закономерности фонетического строя русского языка (использование мягкой атаки звука, выбор, построение и применение речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений).

7. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков (наличие полноценных звуков одной группы является базой для формирования следующей группы звуков).

8. Учета возрастных особенностей.

9. Учета принципов развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитие (например, 3 года – критический возраст в развитии речи).

10. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично родителями.

11. Индивидуального подхода в процессе занятий с небольшой группой.

Логопедические занятия с детьми должны проводиться только индивидуально. Это обусловлено несколькими причинами.

Различие в изменениях функций по глубине и объему требуют подбора определенных направленных упражнений. Даже на одном этапе занятий дети одного возраста могут нуждаться в различных рекомендациях. Поскольку каждый детский организм обладает индивидуальной выносливостью, количество упражнений, как и их содержание и соотношение, подбирается индивидуально.

Т.к. нечеткое повторение приводит к закреплению патологических навыков, а опорой контроля служит только зрительный анализатор. Поэтому возможности правильных повторений ограничены, ни одно движение, звук слово не должны остаться без внимания логопеда. При этом ребенок нуждается в постоянном подкреплении словесными инструкциями. А в группе часто не удается заметить отклонений в мелких тонких движениях артикуляционного аппарата и звучание фонем.

Неумение правильно выполнить задание, легко дающиеся другими, часто порождает у детей младшего возраста негативизм и даже полный отказ заниматься. У старших пробуждается чувство неполноценности, они теряют веру в свои силы.

Возбуждение, которое обычно возникает в группе при выполнении упражнений, отвлекает детей от целеустремленных занятий.

Первое занятие начинают со вступительной беседы специалиста, в которой подробно объясняют задачи, стоящие перед детьми. Необходимо убедить родителей и ребенка в том, что положительные результаты возможны только при условии активной, осознанной работы над воспитанием речи. На занятии необходимо присутствие родителей или других людей, которые будут заниматься с ребенком дома. Они наблюдают за работой логопеда, а специалист, в свою очередь, проверяет, как его поняли и как будут родители выполнять задания дома. Помощь и участие старших, воспитание характера и личности, контроль над речью, формирование новых навыков, их закрепление в детском саду, школе, в играх и других ситуациях имеют одно из первостепенных значений. Одно занятие длиться 20–30 минут в один прием.

Основные направления работы

Речевая работа предполагает индивидуальный подход и непрерывность логопедами в до- и послеоперационный период с учетом таких составляющих психического развития, как психические новообразования, кризисы развития, стабильные периоды, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Роль родителей здесь чрезвычайно велика и ответственна. Под руководством логопеда они осуществляют раннее, правильное развитие, воспитание и обучение ребенка. Существует специфический возрастной период развития речи – первые три года. По истечении этого периода процесс слухоречевого развития и обучения резко замедляется и требует больший усилий.

Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется уже на 14-й день после рождения. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Непременным условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое словесно-эмоциональное общение взрослых с каждым ребенком индивидуально. Путем имитации ребенок усваивает фактически весь родной язык. В период подражания подготавливается будущая собственная речь ребенка. Вот почему от взрослых требуется правильная безупречная речь.

С первых дней жизни осуществляется непосредственное эмоциональное общение взрослого и ребенка. Благодаря этому формируется такое психическое образование, как потребность в общении. Логопед обучает родителей быть внимательными к перцетивному развитию ребенка. Главное, не оставлять ребенка в покое и безопасности, быть внимательным и наблюдательным, быстро определять, что ему необходимо, что интересно.

Одним их важных условий развития речи является предметно-действенное общение ребенка и взрослого, совершенствование функции руки. Взрослый стимулирует, накопление чувственного опыта вместе с ребенком, изучая и обследуя окружающие предметы с помощью зрения, слуха, движения рук.

Именно в присутствии взрослого ребенок наиболее активно играет, что способствует развитию ориентированного поведения – формированию хватания, как основы предметных действий. Этой активностью надо руководить. В дальнейшем родителей также обучают подбирать активные игры, в которых они продуктивно реализуют речевые программы.

Формируя предпосылки и потребности в общении, важно проявлять к ребенку постоянную любовь и уважение, интерес и одобрение. Только успех и радость создают мотивацию, следует учитывать, что на разных возрастных ступенях ребенок обладает разными анатомо-физиологическими возможностями усвоения и совершенствования своей речи. На первом году жизни речевой аппарат еще формируется. легкие и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые 3 месяца жизни, и это развитие необходимо стимулировать.

После хейлопластики логопед обучает мать проведению гимнастики для верхней губы, чтобы она стала подвижной, а рубцы – мягкими и эластичными. Нередко у младенцев с расщелиной неба бывает недоразвита нижняя челюсть и она требует коррекции пассивной гимнастикой, массажем, с 2 – 3месяцев жизни. До года рекомендуется укладывать ребенка на бок и на живот, в положение6, стимулирующее удержание языка у нижних резцов. Для физического развития органов речи, моторного и сенсорного становления проводят общеукрепляющую и дыхательную гимнастики, создают условия слаженной работы всего артикулярного аппарата. При этом активируют возможно большее количество анализаторов: зрительный, слуховой, моторный, кожно-тактильный, вибрационный. Программа коррекционного воздействия т становления речи строится согласно онтогенезу, фонетическому и фонологическому развитию.

Тактика показывает, что в семьях где предъявляются не заниженные требования, дети достигают высоких результатов. Следует всемерно содействовать их раннему социальному взаимодействию со здоровыми сверстниками и развитию самостоятельности. Речь, воздействуя на развитие других высших психических функций, организует структуру восприятия, формирует архитектонику памяти, избирательность и произвольность воспитания, развивает словесно-логическое мышление, оперирование обобщениями и представлениями. Успешное раннее хирургическое и ортодонтическое лечение и программы раннего речевого развития уменьшают влияние расщелины на приобретение, закрепление артикуляторных, языковых отклонений и вредных компенсаторных процессов.

Активация мышц мягкого неба

Предварительная подготовка сегментов небной занавески к участию в небно-глоточном смыкании сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции.

Наиболее физиологичным представляется воспитание смыкания при фонации. При ней легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов. Ребенок одновременно ощущает подъем сегментов неба, произносит звук и слышит его измененное, улучшенное по сравнению с обычным звучанием.

Особенности артикуляций «а, э» позволяют применять их для развития подвижности сегментов неба.

Звук, а – единственный в русском языке гласный нижнего подъема, при его произнесении корень языка опускается наиболее низко.

Звук, э - среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение стенки языка вперед при умеренном ее подъеме.

При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдается меньшие плотность смыкания глотки, напряжение мягкого неба и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.