Глава 1. Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации

2020-04-01 162
Глава 1. Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации

1.1 Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе

1.2 Конфликт в молодой семье, его сущность, структура, виды и причины возникновения

Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтности молодой семьи

2.1 Организация и методика эмпирического исследования по выявлению уровня конфликтности молодых супругов

2.2 Анализ результатов диагностики конфликтности в молодых семьях

2.3 Разработка и апробация коррекционной программы по снижению конфликтности в молодой семье

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Я не верю в людей. Я верю в семьи.

Карл Витакер[1].

 

Брачно-семейные отношения в обществе представляют собой важнейшую сферу существования как отдельного индивида, так и всего государства. Феномен семьи для каждого человека приобретает наибольшее, порой даже первостепенное значение. В связи с этим современных условиях проблема конфликтности в молодой семьях приобретает особую значимость. Статистика свидетельствует, что эта группа браков весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы в Российской Федерации за 100 %, то они дают 65 – 67 % всех разводов[2]. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Выпускается много литературы, растет число публикаций и выполняемых научных исследований, проводятся симпозиумы, посвященные проблемам семьи.

Приведенные данные свидетельствует об актуальности данной проблемы для современного российского общества и диктуют необходимость дальнейших теоретико-прикладных исследований молодой семьи в период ее первичной адаптации.

Изучение степени разработанности проблемы конфликтности в молодой семье, показывает, что она была рассмотрена в научной отечественной и зарубежной литературе такими ученными как Аристова Н.Г., Дементьева И.Ф., Андреева И.С., Гулыга А.В., Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Вацлавик, Р. Левис, Аргайл М., Витек К., Шуман С.Г., Шуман В.П., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Дойч М., Сатир В., Эллис А., Боуэн М., и др. Тем не менее, проведенные исследования не позволяют адекватно отслеживать динамику изменения брачно-семейных отношений, влияние на уровень конфликтности молодых семей политических, социально-экономических, религиозных и других факторов.

Актуальность проблемы, практическая и теоретическая значимость, необходимость постоянного научного мониторинга обусловили ее выбор в качества темы исследования.

Объектом исследования является молодая семья в период первичной адаптации.

Предметом - психологические особенности конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.

Целью исследования является выявление причин и уровня конфликтности в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации, нахождение психологических способов снижения конфликтности внутри молодой семьи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме конфликтности молодой семьи в отечественной и зарубежной литературе, раскрыть сущность и причины возникновения семейных конфликтов.

2. Осуществить диагностику конфликтности в молодых семьях.

3. Разработать и апробировать коррекционную программу по снижению конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что возникновение конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации имеет комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи. Снизить конфликтность в семьях позволят основанные на результатах объективных и адекватных диагностических методик рекомендации молодым супругам.

Методологической основой исследования явились принципы и нормы личностно-ориентированного гуманистического, системного и деятельностного подходов, разрабатываемых в отечественной психологической науке.

Решение задач исследования осуществлялось с помощью комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами проведенного эксперимента. Основными теоретическими методами стали: теоретический анализ научных работ по психологии семьи, социальной психологии, конфликтологии, сравнительный и системный анализ, обобщение и др. В качестве эмпирических методов активно применялись: беседа, анкетирование, наблюдение, констатирующий эксперимент, комплексное тестирование с применением тестовых методик «Стиль поведения в конфликтной ситуации», теста «Конфликтная ли вы личность?» Н. В. Киршевой и Н. В. Рябчиковой, тест-опросника удовлетворенности браком (ОУБ), разработанного В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, теста «Понимаете ли вы друг друга?»[3].

Исследование молодых семей и апробация рекомендаций по снижению конфликтности проводилось на базе основной выборки, которую составили 10 семей студентов в возрасте 20-30 лет, всего 20 человек.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что:

1. Рассмотрены основные подходы к решению проблемы конфликтности в молодых семьях в отечественной и зарубежной психологии.

2. Показано практическое применение психодиагностических методик для изучения конфликтности молодых семей в период первичной адаптации.

3. Разработана и апробирована коррекционная программа по снижению уровня конфликтности у молодых супругов.

4. Выводы и рекомендации, сделанные в ходе работы могут быть использованы в деятельности социальных, семейных психологов, других специалистов по оказанию психологической помощи семьям в снижении конфликтности молодой семьи в период первичной адаптации.

Достоверность полученных результатов и надежность выводов обеспечивались репрезентативностью эмпирических показателей, сочетанием качественного анализа с применением методов математической статистики, обработкой данных с помощью компьютерных программ (Statgraf и Excell).

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по проблеме конфликтности в молодых семьях показывает, что она вызывала и вызывает пристальный научный интерес как отечественных, так и зарубежных ученых и наряду с общими выводами, касающимися причин конфликтности в молодых семьях и факторах, влияющих на нее, имеют место множество разногласий и разночтений. Это объясняется, во-первых, разницей во времени проведения исследований, во-вторых, различием в менталитете тех обществ, где проводились научные изыскания, в третьих, наличием определенных научных установок, выступающих результатом разных научных концепций, что в итоге оказывает влияние на ход исследования и интерпретацию его результатов. Поэтому исследование проблемы конфликтности молодых семей имеет существенную теоретическую и практическую значимость.

Результаты исследования свидетельствуют, что конфликт в молодой семье происходит из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Конфликты обычно вызываются какой-то сложной проблемой. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. А все непримиримые и непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково – разводом.

Анализ научной литературы позволил выделить наиболее типичные виды конфликтов, в основе чего лежат различные основания. Конфликты делятся по степени остроты противоречий, по степени вовлеченности людей в конфликт, также конфликты бывают открытыми и скрытыми, легкоразрешимыми и трудноразрешимыми, конструктивными и деструктивными. В отличие от деструктивных, конструктивно разрешаемые конфликты необходимы в супружеских отношениях. Поэтому действия участников супружеского конфликта должны быть направлены не на предотвращение конфликта, а на изменение его характера: из деструктивного в конструктивный. Для молодых семей характерна драматизация любой спорной ситуации, несдержанность и придирчивость. Повышенная конфликтность молодых семей в период первичной адаптации особенно ярко проявляется в динамике разводов среди молодых супругов.

Применение соответствующих методик в ходе данного исследования позволило наметить основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Разрешить обозначенные проблемы в семьях, принимавших участие в эмпирическом исследовании, возможно путем разработанных на основе результатов диагностики конфликтности, путем разработки коррекционной программы по снижению конфликтности в молодых семьях.

После полученных рекомендаций, мы можем наблюдать, что в большинстве семьей результаты в целом изменились в сторону снижения уровня конфликтности. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что возникновение конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации имеет комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи, а для снижения конфликтности необходимо применять основанные на результатах объективных и адекватных диагностических методик рекомендации молодым супругам, нашла свое подтверждение. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Необходимо повышать педагогическую и психологическую культуру и подготовленность молодых людей к браку.

Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы социальными педагогами, практическими психологами, семейными психотерапевтами, а также самими молодыми людьми. Для более детального изучения этой проблемы следует увеличить выборку испытуемых и провести дальнейшие исследования с применением соответствующих методик.

 


Библиографический список

 

1. Аберкромби Н.. Хилл С., Тернен Б. Социологический словарь /Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997.

2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988..

3. Андреева И.С. Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.

4. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. – М.: Прогресс, 1990.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

7. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.; Деловая книга, 2000,

9. Елизарова А.Н. Психологическое консультирование семьи. М.; Ось, 2002.

10. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

11. Женская энциклопедия. М.: 1997.

12. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.

13. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

14. Коблуков В.А. Проблемы студенческих семей. _.: О-во «Знание» УССр, 1989. -48- (Сер.7 «Педагогическая»,№4)

15. Марцинковская И.Д., Цветков, В.Л. Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001

16. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер"

17. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.

18. Поливанова Л.А. Энциклопедия молодой семьи. М.; Рипол Классик, 2005.

19. Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986.

20. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль.

21. Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998. Ч. III.

22. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991.

23. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

24. Целуйко В.М. Психология современной молодой семьи. М.; Владос, 2004.

25. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.

26. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.

27. Энциклопедия молодой семьи: Практическое пособие для молодоженов (под ред. Самухиной Н.А.). М. ПРИМА, 2004.

28. Обозов Н.Н. Межличностные отношения Л., 1979.

29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2001.

30. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.


Приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тест-опросник удовлетворенности браком

 

1.

Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2.

Ваши супружеские отношения приносят Вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3.

Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4.

Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5.

Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6.

Когда вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что Вы счастливее других.

7.

Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

8.

Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) бьла бы неполноценной.

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9.

Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10.

Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе.

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11.

Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12.

Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга) — рядом с Вами.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно

13.

К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.

а) верно;

б) затрудняюсь сказать;

в) неверно.

14.

Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) скорее в Вас самих.

15.

Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16.

Брак притупляет творческие возможности человека.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17.

Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки.

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) не согласен.

18.

К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19.

Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20.

Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22.

Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение.

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) не согласен.

23.

Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24.

По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента.

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

 

Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (6) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла 0—48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Нормы

Различия между средними для разводящихся и благополучных достоверны по критерию Стьюдента (/ = 10,835) на уровне значимости 0,01.

Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для средних суммарных баллов равны:

для разводящихся (20.76; 23.36),

для «благополучных» (30.92; 33.34).

По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0,05.

Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из их доверительных интервалов. Будем считать, что

х(н) = 32, а х(р) = 22,

при этом их средние квадратические отклонения равны 8.

Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемого по его суммарному баллу.

Вся ось суммарных балов теста разбивается на семь категорий:

0–16 баллов – абсолютно неблагополучные,

17–22 балла – неблагополучные,

23–26 баллов – скорее неблагополучные,

27–28 баллов – переходные,

29–32 балла – скорее благополучные,

33–38баллов – благополучные,

39–48 баллов – абсолютно благополучные.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

 

1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:

а) да – 1 очко;

б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет – 0;

в) такое выяснение отношений бесполезно – 2.

2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?

а) да – 0 очков;

б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка – 1;

в) об этом не может идти речи – 2.

3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) да – 1 очко;

б) не имею представления – 2;

в) я в курсе всех его проблем – 0.

4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?

а) да – 0 очков;

б) не всегда, нужно выждать подходящий момент – 1;

в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени – 2.

5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными?

а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1 очко;

б) нет, мы говорим прямо то, что думаем – 2;

в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому — 0.

6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?

а) да, так часто бывает – 2 очка;

б) он просто не вникает в мои проблемы – 1;

в) он всегда проявляет участие – 0.

7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?

а) случается и так – 2 очка;

б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1;

в) мы решаем и обсуждаем все вместе – 0.

8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще делишься с друзьями, чем со своим спутником жизни?

а) иногда это случается — 1 очко;

б) нет, свои проблемы я обсуждаю со своим супругом — 0;

в) друзья меня лучше понимают — 2.

9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?

а) бывает и так — 2 очка;

б) нет, я слушаю внимательно — 0;

в) если чувствую, что рассеянна, то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1.

10. В разговоре вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами?

а) непременно — 2 очка;

б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует — 0;

в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами — 1.

Затем оба супруга должны подсчитать и сложить те очки, которые у них набраны.

В таблице представлен ключ к тесту:

Таблица 13

Количество набранных баллов Степень взаимопонимания
0-8 высокая
9-15 средняя
16-22 удовлетворительная
23-29 низкая

 


[1] Семейная психотерапия. Хрестоматия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб.: Питер, 2000. – С. 512.

[2] См.: Демоскоп Weekle: «Число разводов - самое большое за всю историю России». – 9-й выпуск 2001. – С. 6.

[3] См.: Женская энциклопедия. М.: 1997. – С. 407.

[4] См.: Соловьев Н.Я. Высшая йога. Семейная психология. № 8. 2001. – С. 22.

[5] См.: Гребенников И.В. Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1991. – С. 137.

[6] См.: Демоскоп Weekle: «Число разводов - самое большое за всю историю России». – 9-й выпуск 2001. – С. 6.

[7] См.: Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика, 1987. – С. 46.

[8] См.: Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. - метод. Материалы к курсу «Этика и в психология семейной жизни»: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение,1988. – С. 233.

[9] См.: Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол.Гвардия, 1990. – С. 207.

[10] См.: Там же. – С. 208.

[11] См.: Еникеева Д.Е. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 88.

[12] См.: Еникеева Д.Е. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 88.

[13] См.: Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие дл 9-10 кл. сред. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Просвещение 1988. – С. 106.

[14] См.: Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991. – С. 147.

[15] См.: Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Мысль, 1988. – С. 259.

[16] См.: Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – С. 156.

[17] См.: Карнеги Д. Как быть счастливым в семье / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попурри, Г.К.М., 1996. – С. 87.

[18] См.: Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. – С. 45.

[19] См.: Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989. – С. 122.

[20] См.: Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н. и др. Этика и психология семейной жизни: кн. для учителя. –Мн.: нар. Асвета, 1989. – С. 145.

[21] См.: Мейерс Д. Социальная психология / пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – С. 151.

[22] См.: Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение. 1986. – С. 208.

[23] См.: Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – С. 57.

[24] См.: Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – С. 57.

[25] См.: Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – С. 57.

[26] См.: Женская энциклопедия. М.: 1997. – С. 407.

[27] См.: Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001. – С. 234.

[28] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 160.

[29] См.: Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 224.

[30] См.: Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988. – С. 22.

[31] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 203.

[32] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 203.

[33] См.: Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. – С. 94.

[34] См.: Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. – С. 94.

[35] См.: Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2001. – С. 209.

[36] См.: Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995. – С. 159.

[37] См.: Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001. – С. 144.

[38] См.: Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001. – С. 145.

[39] См.: Майрес Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер»,1999. – С. 234.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации

1.1 Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе

1.2 Конфликт в молодой семье, его сущность, структура, виды и причины возникновения

Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтности молодой семьи

2.1 Организация и методика эмпирического исследования по выявлению уровня конфликтности молодых супругов

2.2 Анализ результатов диагностики конфликтности в молодых семьях

2.3 Разработка и апробация коррекционной программы по снижению конфликтности в молодой семье

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Я не верю в людей. Я верю в семьи.

Карл Витакер[1].

 

Брачно-семейные отношения в обществе представляют собой важнейшую сферу существования как отдельного индивида, так и всего государства. Феномен семьи для каждого человека приобретает наибольшее, порой даже первостепенное значение. В связи с этим современных условиях проблема конфликтности в молодой семьях приобретает особую значимость. Статистика свидетельствует, что эта группа браков весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы в Российской Федерации за 100 %, то они дают 65 – 67 % всех разводов[2]. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Выпускается много литературы, растет число публикаций и выполняемых научных исследований, проводятся симпозиумы, посвященные проблемам семьи.

Приведенные данные свидетельствует об актуальности данной проблемы для современного российского общества и диктуют необходимость дальнейших теоретико-прикладных исследований молодой семьи в период ее первичной адаптации.

Изучение степени разработанности проблемы конфликтности в молодой семье, показывает, что она была рассмотрена в научной отечественной и зарубежной литературе такими ученными как Аристова Н.Г., Дементьева И.Ф., Андреева И.С., Гулыга А.В., Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Вацлавик, Р. Левис, Аргайл М., Витек К., Шуман С.Г., Шуман В.П., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Дойч М., Сатир В., Эллис А., Боуэн М., и др. Тем не менее, проведенные исследования не позволяют адекватно отслеживать динамику изменения брачно-семейных отношений, влияние на уровень конфликтности молодых семей политических, социально-экономических, религиозных и других факторов.

Актуальность проблемы, практическая и теоретическая значимость, необходимость постоянного научного мониторинга обусловили ее выбор в качества темы исследования.

Объектом исследования является молодая семья в период первичной адаптации.

Предметом - психологические особенности конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.

Целью исследования является выявление причин и уровня конфликтности в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации, нахождение психологических способов снижения конфликтности внутри молодой семьи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме конфликтности молодой семьи в отечественной и зарубежной литературе, раскрыть сущность и причины возникновения семейных конфликтов.

2. Осуществить диагностику конфликтности в молодых семьях.

3. Разработать и апробировать коррекционную программу по снижению конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что возникновение конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации имеет комплекс причин, обусловленных неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию семьи. Снизить конфликтность в семьях позволят основанные на результатах объективных и адекватных диагностических методик рекомендации молодым супругам.

Методологической основой исследования явились принципы и нормы личностно-ориентированного гуманистического, системного и деятельностного подходов, разрабатываемых в отечественной психологической науке.

Решение задач исследования осуществлялось с помощью комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами проведенного эксперимента. Основными теоретическими методами стали: теоретический анализ научных работ по психологии семьи, социальной психологии, конфликтологии, сравнительный и системный анализ, обобщение и др. В качестве эмпирических методов активно применялись: беседа, анкетирование, наблюдение, констатирующий эксперимент, комплексное тестирование с применением тестовых методик «Стиль поведения в конфликтной ситуации», теста «Конфликтная ли вы личность?» Н. В. Киршевой и Н. В. Рябчиковой, тест-опросника удовлетворенности браком (ОУБ), разработанного В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, теста «Понимаете ли вы друг друга?»[3].

Исследование молодых семей и апробация рекомендаций по снижению конфликтности проводилось на базе основной выборки, которую составили 10 семей студентов в возрасте 20-30 лет, всего 20 человек.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что:

1. Рассмотрены основные подходы к решению проблемы конфликтности в молодых семьях в отечественной и зарубежной психологии.

2. Показано практическое применение психодиагностических методик для изучения конфликтности молодых семей в период первичной адаптации.

3. Разработана и апробирована коррекционная программа по снижению уровня конфликтности у молодых супругов.

4. Выводы и рекомендации, сделанные в ходе работы могут быть использованы в деятельности социальных, семейных психологов, других специалистов по оказанию психологической помощи семьям в снижении конфликтности молодой семьи в период первичной адаптации.

Достоверность полученных результатов и надежность выводов обеспечивались репрезентативностью эмпирических показателей, сочетанием качественного анализа с применением методов математической статистики, обработкой данных с помощью компьютерных программ (Statgraf и Excell).

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 


ГЛАВА 1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.