Психолого-педагогические исследования проблемы развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Психолого-педагогические исследования проблемы развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста

2020-04-01 279
Психолого-педагогические исследования проблемы развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей актуальности.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее [99, 8].

Мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того, чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.

Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций.

Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций. Известно о целесообразности комплексного подхода к организации коррекционной работы: наряду с развитием мелкой моторики кисти успешной адаптации детей к школе также способствуют создание сенсорно-разнообразной среды обучения, целенаправленное развитие воображения и логического мышления, слухоречевой памяти, корректный подбор педагогических условий и др. [2, 28–69]. Развитие мелкой моторики оказывает больший эффект в комплексе с этими направлениями работы, а также при возрастной дифференциации содержания метода.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки [94, 9]. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией» [47, 65]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук [47, 23].

Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга [98, 67].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению [7, 57]. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки [17, 32]. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма [73, 20–21]. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики – зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений. Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в «схеме тела». Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность двигательного ритма у ребенка подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь [110, 65].

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [18, 21], А.В. Запорожца [37], Д.Б. Эльконина [113–114]. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов [68], В.М. Бехтерев [10], И.М. Сеченов [94]; исследователь детской речи – М.М. Кольцова [47–48], японские и китайские ученые – Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми [109]; педагоги – М. Монтессори [24], В.А. Сухомлинский [99], Ю.А. Соколова [97–98], русский просветитель Н.И. Новиков [63] и др.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева [61; 69], С.В. Черных [62], А.В. Мельникова [2], З.И. Богатеева [52; 72] и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Элстон и Д. Тейлор [93] и т.д.

Объектом исследования является процесс развития зрительно-моторных функций у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является психолого-педагогическая работа по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у старших дошкольников.

Целью исследования является изучение проблемы развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей и апробация психолого-педагогической работы по развитию данных функций.

Гипотезой исследования является предположение о том, что система работы с детьми дошкольного возраста позволит улучшить показатели зрительно-двигательной координации и совершенствованию мелкой моторики, если:

– использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития зрительно-моторных функций, таких как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для подготовки руки к письму;

– сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной и исправной, включив её в учебно-воспитательный процесс.

Исходя из этого, задачами данного исследования являются следующие:

1. Изучить проблему развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста, исследовать взаимосвязь между уровнем развития зрительно-моторных функций и другими психическими процессами, а также готовностью к обучению в школе.

2. Создать и апробировать систему психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации в старшей и подготовительной группах детского сада.

3. Определить результативность совместной работы воспитателей и педагога-психолога, направленной на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, сопоставив уровень развития детей экспериментальной и контрольной групп.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития и диагностики зрительно-моторных функций у детей дошкольного возраста.

2. Наблюдение.

3. Естественный формирующий эксперимент.

4. Математико-статистический метод обработки данных исследования: критерий Стьюдента для малых выборок.

Научная новизна в том, что проанализированы особенности психического развития детей дошкольного возраста, систематизированы различные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, способствующие развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что разработаны основы психолого-педагогической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии мелкой моторики и зрительно-двигательной координации для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.

Базой исследования стали два Муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Йошкар-Олы: «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Крепыш»» (2 старших группы детей в количестве 40 человек) и МДОУ №38 «Рябинушка» (2 старших группы детей в количестве 40 человек).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов, адекватных его объекту, целям, задачам и логике, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

 

 


Содержание работы по развитию мелкой моторики и зрительно–двигательной координации на формирующем этапе

 

В течение одного года мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста (40 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем:

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:

– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

– развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать зрительно-моторную координацию в системе «глаз – рука», развивать навыки точного копирования образца.

3. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.

4. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно – двигательной координации регулярной, выделить для неё оптимальное время в режиме дня, ввести её в систему педагогической работы.

5. Формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить их в занимательную игру.

Для работы с детьми использовались следующие методы и приёмы работы [7; 8; 52; 69; 70 и т.д.]:

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

3. Пальчиковые игры со стихами.

4. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

5. Пальчиковый театр.

6. Театр теней.

7. Пальчиковые игры со скороговорками.

8. Ручной труд (шитьё, вышивание, плетение, оригами, лепка, нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера и т.д.).

9. Специальные упражнения по подготовке руки к письму.

10. Движения с мелкими предметами.

Работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Крепыш» г. Йошкар-Ола».

В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не достаточно для подготовки руки ребёнка к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребёнком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

В подготовительной группе (седьмой год жизни) перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обратить внимание ребёнка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребёнка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Опыт графических упражнений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур [61, 96].

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации. Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения. Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, вышивание, застёгивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой [69]. Очень полезны в старшем дошкольном возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. Смысл пальчиковых игр заключается в том, что ребёнку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Задачей пальчиковой гимнастики является укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму нами использовалась методика, разработанная Т.В. Фадеевой [61, 79–136].

Упражнение 1.

Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2.

Ладошки лежат на столе. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3.

Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4.

На столе лежат 10 – 15 карандашей или счётных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5.

Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6.

Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить её в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7.

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева) и др. [2]

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры [69]. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы [5; 8; 25]. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми [70; 75]. У кого из детей не получается, взять его руки в свои и вместе выполнять движения от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

Скороговорки должны быть подобраны по алфавиту. Например, звук «Б»: «Идут бобры в сыры боры». Обе ладони лежат на столе. Затем поочерёдно одна сжимается в кулак, другая распрямляется [76].

В группе детского сада необходимо иметь набор счётных палочек на каждого ребёнка, а также сделать (для разнообразия) пеналы из цветных спичек. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.

3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предложить сосчитать палочки каждого цвета.

4. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет.

5. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.

6. Самому придумать и сложить фигуру.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, а особенно соревнование у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Педагог вместе с детьми анализирует: сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечает победителей. Наши наблюдения показывают, что особенно это задание нравится мальчикам.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Дети любят изучать буквы в игровой форме [69, 75]. Дети любят контур каждой буквы выложить из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и т.п.) из пуговиц, сделать из бумаги, путём обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит), вылеплять из пластилина. Это ли не развитие моторики? Особенно такие занятия привлекали Катю И. и Аню Ш.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Многие методисты рекомендуют сделать пальчиковый театр, персонажами которого показываются небольшие игры – инсценировки, проведённые в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

Популярен «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев.

«Театр рукавичек» требует от взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в театр теней. В театре теней особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, движения. Сначала исполнителями должны быть взрослые, посмотрев, дети непременно захотят попробовать роль актёров. Дети узнают, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей путём складывания определённым образом пальцев.

Сначала получается не у всех детей сразу, но путём кропотливого труда результат «налицо», т. к. каждому хотелось хоть какую-нибудь фигуру показать. Дети и сами придумывают различные фигуры, соревнуются, у кого получится лучше. Оборудование простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму [72; 73].

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из разноцветных бумажных полос). Ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках [52]. Особенно это занятие приглянулось девочкам, которые используют поделки в играх с куклами, в кукольных домиках.

Плетение – один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию глазомера и координации движений пальцев, развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребёнку для обучения в школе. Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а также бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку. Дети с удовольствием дарят такие подарки мамам, бабушкам и девочкам на 8 Марта.

Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно – двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги.

Важную роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Из вырезанных фигурок дети составляли целые композиции – аппликации: мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы, девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Точность и координация движений развиваются у ребёнка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать пуговицу с двумя отверстиями, а затем с четырьмя. Особенно мальчики гордились тем, что они могут шить также как и девочки. Всячески поощрялось желание детей рисовать в свободное время и не должны смущать детские каракули, ведь в рисунке ребёнок отражает окружающий мир, даёт волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Дети рисовали на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Занятия по лепке с использованием природного материала – составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т.д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как «Попади в цель», «Дорожки». Детям старшего дошкольного возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки.

Графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребёнок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретённые навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.

Во время занятий рисованием и штриховкой взрослым нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш [2, 49].

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал, широко применяется не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Воспитатели с удовольствие организуют занятий по мозаичной аппликации, которая используется для подарка, оформления групповой и раздевальной комнат, спортзала, лестничной площадки. Работа начинается от простого рисунка, который выкладывается разными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат…). Это лисичка, жираф, белочка и т.д.

Детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые в дальнейшем можно использовать в играх, инсценировках. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства [52]. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Это древнее искусство, на редкость красноречиво, и, подобно водовороту увлекает в свой волшебный мир оживших образов, всякого, кто только может прикоснуться к нему. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идёт от простого к сложному. Дети с удовольствием выполняли маски для театра в стиле оригами.

При работе с ножницами, клеем дети учились правильно пользоваться материалами, инструментами, приобрели немало практических навыков и умений, развивали мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики [62, 34]. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5 – 7 минут. При выполнении штриховки ставятся следующие задачи [2, 59–73]:

1. Подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки).

2. Развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Фигурные линейки формируют умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей).

Необходимо учить детей штриховать:

1) параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево;

2) по косым линиям, точкам;

3) круговыми линиями, полуовалами;

4) волнистыми линиями, петлями.

Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронуться к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребёнок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

Кроме всего перечисленного, используются различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Работа по подготовке руки к письму начинается в старшей группе детского сада. Все работы воспитателем проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Цель графических упражнений:

1) научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

2) научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх;

3) проводить линии в различных направлениях;

4) проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

5) воспитывать умение сосредотачиваться.

Ребёнок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. «Дождик», «Дорожки», «Парашютисты», «Клубочки» (размотай и замотай), «Нарисуй фигуры» – вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся и наоборот. Чем больше получится, тем лучше.

На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила:

– как правильно сидеть;

– как положить руки, кисти рук;

– как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указат


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.