Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей

2020-04-01 139
Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФИЛИАЛ

Дальневосточного государственного технического университета

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

в г.Петропавловске-Камчатском

____________________________________________________________________

 

Колушева Марина Леонидовна

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей

 

 

по специальности 030501 Юриспруденция

 

 

Научный руководитель

(к.ю.н, доцент) Руденченко Н.А.

 

Петропавловск-Камчатский 2005

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                      3

Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг                                                          6

1.1 Фирменное наименование                                                                              6

1.2 Товарный знак, знак обслуживания                                                             15

1.3 Наименование мест происхождения товара                                                27

1.4 Коммерческое обозначение, торговая марка, брэнд, логотип                   36

1.5 Доменное имя - средство индивидуализации компании или только адресное имя в сети Интернет?                                                                                          44

Глава 2. Передача исключительных прав на средства индивидуализации 48

2.1 Формы передачи прав связанных с фирменным наименованием               48

2.2 Договоры о передаче прав на товарный знак, знак обслуживания           49

2.3 Договор коммерческой концессии как комплекс передачи исключительных прав                                                                                                                  53

Глава 3. Защита исключительных прав на средства индивидуализации   60

3.1 Защита права на фирменное наименование                                                60

3.2. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товара                                                                                         63

Заключение                                                                                                               70

Библиография                                                                                                             73

Приложение                                                                                                                80

 

 

Введение

 

  В условиях современной рыночной экономики в России все более важным элементом становятся такие важные объекты интеллектуальной собственности, как средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей: фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации, тем самым особым образом подчеркивая актуальность исследуемой темы.

Средства индивидуализации являясь относительно новым институтом, уже прочно входят в нашу повседневную жизнь - шоколадные "Мишки", молочные "Му-му", шипучий "Буратино"... Вкус, знакомый с детства. "Жигулевское", "Столичная", валидол - такие знакомые названия, но мало кто задумывается, что сегодня эти товарные знаки стоят миллионы долларов и за них идет настоящая война - соответственно правовая охрана исключительных прав на средства индивидуализации занимает одно из важнейших мест в области охраны интеллектуальной собственности.

Целью дипломной работы является исследование исключительных прав на средства индивидуализации в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:

1.Исследовать основные понятия объектов исключительных прав;

2.Осветить актуальные проблемы законодательного регулирования таких понятий как – коммерческие обозначения, доменные имена в сети Интернет;

3. Раскрыть механизмы правовой охраны и передачи исключительных прав,

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, библиографии, а так же приложений.

Основная часть включает в себя три главы, которые, в свою очередь, разбиты на разделы.

В первой главе освещаются основные понятия, раскрывается сущность основных средств индивидуализации, исторический путь развития законодательства, а так же освещаются актуальные проблемы в этой области.

 Вторая глава работы раскрывает способы передачи исключительных прав, уделяя особое внимание некоторым видам договоров раскрывая их существенные условия.

Третья глава посвящена правовой охране исключительных прав на средства индивидуализации, рассмотрены основные виды ответственности за незаконное использование.

 В ходе исследования были изучены и сравнены точки зрения различных ученых – цивилистов, работающих над проблемными вопросами в этой области в Российской Федерации.

В работе были использованы нормативно-правовые акты различных уровней: Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров», нормативные акты, утвержденные Роспатентом, а так же важнейшие международные нормы.

Кроме того, на настоящий момент накоплена судебная практика в виде обобщений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (и постановлений его Президиума по конкретным делам, которые так же были использованы при исследовании темы работы.

Использование литературных источников для написания данной работы было затруднено в виду отсутствия доступа к новым и, что очень важно для научного исследования - узко специализированным источников, имеющаяся же в наличии литература в основном либо рассматривает эту темы лишь в общих чертах, либо устарела в следствии существенных изменений законодательства, в результате - в данной работе в основном использованы материалы предоставленные: редакциями специализированных журналов в этой области, таких «Патенты и лицензии», «Интеллектуальная собственность», службой поддержки пользователей электронно-правовой системы «Гарант» в виде электронных версий статей и комментариев к законодательству, учебные пособия, материалы научно-практических конференций опубликованных кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву, а так же личные архивы авторов публикаций и патентных поверенных.

Тема дипломной работы - «Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей - вызывает повышенный интерес правоведов, научных работников, юристов и это не случайно, поскольку в условиях развивающихся рыночных отношений предоставление участникам оборота воз­можности индивидуализации особо актуально. Потребность в такой индивидуализации диктует­ся рядом факторов и прежде всего жесткой конкурентной борьбой, ко­торая ведется между однородными предприятиями. При этом любой участник оборота вправе рассчитывать на то, чтобы и в деловом мире, и среди потребителей, и в глазах общественного мнения его оценивали по реальным заслугам. Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, коммерческим обозначением, товарным знаком и знаком обслуживания юридическое лицо и индивидуальный предприниматель реализует воз­можность на индивидуализацию своего участия в обороте.

 

Заключение.

Новое поле брани для конкурентных

                           сражений - это не качество двигателя

                        или кондиционера, а дизайн, гарантия,

                           обслуживание, имидж и финансирование.

                           Интеллект и неосязаемые активы. И,

                            конечно же, люди. Люди делают вашу

 организацию, ваши продукты или услуги уникальными.

                             Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале

В данной дипломной работе исследованы средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей.

Согласно статье 138 ГК РФ объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг (при этом выделены особо фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара). За носителями прав на эти объекты признается исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (гражданина или юридического лица).

В условиях насыщения рынка различными товарами и услугами средства индивидуализации последних становятся неотъемлемым сегментом этого рынка.

Они играют роль невидимого связующего звена между производителем и потребителем, выступают в качестве безмолвного продавца, удачно придуманные, юридически защищенные и хорошо раскрученные - это огромный капитал, который каждый день работает на компанию и формирует долгосрочное предпочтение к ней, поэтому правовая охрана этих объектов интеллектуальной собственности звучит сегодня особенно актуально.

Фирменное наименование - имя компании, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. На мой взгляд, можно утверждать, что в настоящее время система регулирования правоотношений в области фирменных наименований на практике не работает. Основные ее принципы весьма расплывчаты и продекларированы законодателем в самом общем виде, а специальный закон предусмотренный ГК РФ призванный урегулировать порядок использования и регистрации фирменных наименование до сих пор не принят.

На протяжении нескольких лет в печати, то разгораясь, то утихая, ведется дискуссия, в ходе которой подвергается сомнению целесообразность создания специальной государственной системы регистрации фирменных наименований - необходимость в упорядочении данной сферы действительно существует. Вопрос, однако, в том, как этого достичь, избежав при этом неоправданных затрат, существенного ос­ложнения процедуры регистрации юридических лиц и нарушения международных обязательств, принятых на себя РФ.

 На мой взгляд, очень близко к понятию фирменного наименования примыкает проблема коммерческих обозначений, которая так же освещена в дипломной работе и принятие нормативно-правового акта определяющих их как объект, а так же режим использования - чрезвычайно необходимо.

Следующим объектом рассмотренным в дипломной работе являются: товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. (ст.1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
Товарные знаки отличают товары, а знаки обслуживания – услуги, но режим правовой охраны, предоставляемый и тем и другим, не имеет различий.
В заключении хотелось бы определить основные функции товарных знаков и знаков обслуживания:
1) выделение товара или услуги среди однородных;
2) указание на источник происхождения товара или услуги;
3) указание на определенное их качество;
4) рекламирование данного товара или услуги.
Хочется отметить достаточно своевременное принятие Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», что позволило значительно сократить нарушения в данной сфере и предотвратить их в дальнейшем. Вместе с тем, как показывает практика, ряд вопросов остался нерешенным. Очевидно, что при принятии в 1992 г. закона Российской Федерации «О товарных знаках.» был допущен просчет – не был урегулирован, например, в переходных положениях, вопрос о принадлежности прав на обозначения, ранее широко использовавшиеся многими производителями для маркировки однородных товаров (очень остро вопрос с такими обозначения стоит в кондитерской промышленности).
Наименование места происхождения товара (НМПТ) так же, как товарный знак, является средством индивидуализации. Оно призвано из массы товаров выделять товары, обладающие особыми свойствами, в правовой охране этого объекта так же существует ряд вопросов которые необходимо урегулировать и как справедливо отмечается в исследованиях ученых, что НМПТ - еще одно слабое звено правовой охраны объектов интеллектуальной собственности – т.к. ряд положений законодательства об охране интеллектуальной собственности не согласуется с положениями законодательства о стандартизации и сертификации и разработанными на их основе государственными стандартами.

В течение последних нескольких лет гражданско-правовые отношения проникли и в глобальную паутину Интернета. Однако не всегда законодатель поспевает за развитием человеческих отношений, случай с доменными именами из этих.

Миллионы сетевых адресов фактически превращаются в новый объект промышленной собственности, пересекающийся, но не сливающийся с традиционными объектами, прежде всего с товарными знаками.

Осуществляемая в условиях глобального развития электронной торговли, независимая и различающаяся по своим требованиям регистрация сетевых адресов и товарных знаков, которые внешне идентичны или сходны, породила одну из актуальнейших проблем охраны промышленной собственности.

На мой взгляд, даже рассмотренные в заключении примеры доказывают очевидную необходимость принятия совершенно новых законов, более полно обеспечивающих правовую охрану средств индивидуализации.

Во многом необходимость совершенствования законодательства о средствах индивидуализации объясняется необычайно возросшим к ним за последние годы интересом. Так, по сравнению с 1998 г. подача заявок на регистрацию товарных знаков российскими заявителями возросла на 32 %. Растет и число товарных знаков, которым предоставлена правовая охрана. По сравнению с 1998 г. число товарных знаков, зарегистрированных на имя российских правообладателей, с 7791 увеличилось до 22043, то есть почти в три раза.

 

Библиография.

Литература.

2.27 Афанасьева Ю.А.   «Нарушение прав интеллектуальной собственности в Интернете» // "Гражданин и право", N 4, апрель 2002 г.

2.28 Бобков С.А.   «Коммерческое обозначение как объект исключительных прав» // "Журнал российского права", N 1, январь 2004 г. С.136-144

2.29 Большой   юридический словарь // Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1998. С.346.

2.30 Бузанов В.Ю.   «Правовой режим коммерческих обозначений»// "Законодательство", N 8, август 2002 г.

2.31 Бузанов В.Ю.   «Генезис фирмы в российском праве (исторический очерк)» //"Журнал российского права", N 6, июнь 2002 г. С.149-159

2.32 Войниканис Е.А., Якушев М.В.   Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. - "Волтерс Клувер", 2004 г

2.33 Галахова А.В.   «Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие»//М. - Норма, 2005 г. //СПС «Гарант»

2.34 Герцева Е.Н   «Проблемы квалификации недобросовестного использования доменных имен в Интернете»//"Законодательство", N 11, ноябрь 2000 г.

2.35 Горленко   С.А., Еременко В.И. «Комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" - М.: Фонд "Правовая культура", 2003 г.

2.36 Горленко С.А.   «Наименованиям мест происхождения товаров – надежную охрану»//«Патенты и лицензии» N12, 2001, С.19

2.37 Горленко С.А.   «Товарный знак и наименование места происхождения товаров: Сходство и различия»//«Патенты и лицензии» N 12, 2003 //публикация предоставлена в электронном виде редакцией журнала «Патенты и лицензии»

2.38 Горленко С.А., Корчагин А.Д.   «Товарный знак: основания для отказа в регистрации» // «Патенты и лицензии», №8, 2002

2.39 Гражданское    право России. Обязательственное право: Курс лекций (под ред. О.Н. Садикова). - "Юристъ", 2004 г

2.40 Гражданское право. Том I, II. Полутом 1,2 (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Волтерс Клувер, 2004

2.41 Гусева Т.А., Ищенко Т.В.    «Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака: проблемы и противоречия действующего законодательства» // "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 5-6, сентябрь-декабрь 2004 г. // СПС «Гарант»

2.42 Данилина Е.А.«Проблемы регистрации звуковых товарных знаков»// материал предоставлен лично автором

2.43 Данилов М.В.   «Договор коммерческой концессии» //"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2003 г. //СПС «Гарант»

2.44 Ершова Е.А.   «Правовые проблемы продажи бизнеса в странах общего права»// "Законодательство", N 3, март 2002 г. // СПС «Гарант»

2.45 Зверева Е.   «Законодательная охрана товарных знаков»//"Право и экономика", N 1, январь 2005 г. С.29-31

2.46 Зыкова И.В.«Правовое регулирование образования коммерческих организаций»\\ "Адвокат", N 11, ноябрь 2004 г.

2.47 Какурникова А.Н. 67 «Брэнд, торговая марка или товарный знак?» // http://www.propatent.ru

2.48 Калятин В.О.   «Регистрация в качестве товарного знака формы или упаковки товара // «Патенты и лицензии» N 4, 2004 //публикация предоставлена в электронном виде редакцией журнала «Патенты и лицензии»

2.49 Козлов А.А.   «Гражданско – правовые и административно-правовые меры противодействия нарушениям прав на товарные знаки в России»// «Интеллектуальная собственность», №8, 2002

2.50 Комментарий   к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 1998 г.

2.51 Котлер Ф.   «Маркетинг менеджмент», Изд. Питер, СПб, 2003. Стр. 417

2.52 Обзор   публикаций по проблеме товарного знака "Дядя Федор"// «Московский комсомолец», 05.07.2002г.

2.53 Оглоблина О.М., Тихомиров М.Ю.   Образцы договоров (по гражданскому законодательству Российской Федерации). - 2003 г. // СПС «Гарант»

2.54 Орлова В.,   Добрынин О., Радченко Н. «Вопросы распоряжения исключительным правом на товарный знак. Передача исключительного права на товарный знак (уступка товарного знака) Предоставление лицензии на использование товарного знака. Регистрация товарного знака» // «Интеллектуальная собственность» N 9-10, 2004

2.55 Орлова В., Радченко Н. «Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания в РФ: основные понятия и законодательные положения, источники права. // «Интеллектуальная собственность» N 9-10, 2004 //публикация предоставлена в электронном виде редакцией журнала «Интеллектуальная собственность»

2.56 Орлова В.В.   «Правовая охрана фирменных наименований»// журнал «Патенты и лицензии»N12, 2001, С.14-16 // публикация предоставлена в электронном виде редакцией журнала «Патенты и лицензии»

2.57 Орлова В.В.   «Лицензирование товарных знаков и фирменных наименований» // «Патенты и лицензии» N 8, 2000, С.33

2.58 Орлова В.В.   «Обновленное российское законодательство о товарных знаках»// «Патенты и лицензии» N 4, 2004 //публикация предоставлена в электронном виде редакцией журнала «Патенты и лицензии»

2.59 Орлова Е.В.    Налоги на корпоративный стиль. // "НалогИнформ", 2004 г // СПС «Гарант»

2.60 Проблемы интеллектуальной собственности в гражданском кодексе Том1 -Материалы международной научно-теоретической конференции// (с) Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности – М., 1999 г. //http://www.propatent.ru

2.61 Прозоровская Е.В.    Спор о фирменном наименовании как его избежать? // «Патенты и лицензии» 1996. N 7. С. 20-21.

2.62 Рекомендации    по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений \\ «Патенты и лицензии». 2001. №8

2.63 Рыкова И.   Коммерческая концессия - франчайзинг? // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу "Эксперт"). 2001. N 2. С.37.

2.64 Саввина А.А.   «Проблема защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет» // «Адвокат», N6, июнь 2004г. С.57

2.65 Сергеев   «Право интеллектуальной собственности в РФ» // М.: ПБОЮЛ Гриженко К.М.,2000г С.571-652

2.66 Сергеев В.   «Вопросы разграничения понятий при решении споров об использовании имени в средствах индивидуализации»//"Право и экономика", N 11, ноябрь 2004 г. С.43-47

2.67 Серго А.Г.    «О путях разрешения конфликтов, связанных с доменными именами»// "Право и экономика", N 10, октябрь 2003 г. С.28-35

2.68 Старженецкий В. 64 «Защита коммерческих обозначений в арбитражных суда РФ» // «Право интеллектуальной собственности и информационное право:проблемы правоприменения» т.6: // М., Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, 2003 \\http://www.propatent.ru

2.69 Статья   «Интеллектуальная деятельность в экономическом обороте// «Бизнес-адвокат» N 2, 2005 // www.bestlawyers.ru

2.70 Табашников В.Н.   «Предприятие как объект гражданских прав»// "Законодательство", 1998, N 9 // СПС «Гарант»

2.71 Трахтенгерц Л. А    «Нормативное регулирование понятие «фирменное наименование» // «Право и экономика» N10, 1999 // СПС «Консультант-плюс»

2.72 Фридман В. «Франчайзинг: характер сложный, неярко выраженный»// газета "ЭЖ-ЮРИСТ", N 32, август 2004 г. С.2

2.73 Шириков А.    «Ограничьте доступ - Захват доменных имен» // "эж-ЮРИСТ", N 32, август 2003 г.С.12

Судебная практика.

3.74 Письмо   Высшего Арбитражного суда РФ от 29 мая 1992 г. N С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике"// «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ» №1, 1992г

3.75 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2002 г. N 4193/01. Извлечение // «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ» №6 2002г.

3.76 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак" // «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ» №10, 1997г.

 

Т

 

ФИЛИАЛ

Дальневосточного государственного технического университета

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

в г.Петропавловске-Камчатском

____________________________________________________________________

 

Колушева Марина Леонидовна

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей

 

 

по специальности 030501 Юриспруденция

 

 

Научный руководитель

(к.ю.н, доцент) Руденченко Н.А.

 

Петропавловск-Камчатский 2005

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                      3


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.