Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг

2020-04-01 283
Глава 1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ, услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1  Фирменное наименование

Потребность в индивидуализации участников гражданского обо­рота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг воз­никла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIXв.

В доктрине российского торгового права и судебной практике существовало два основных подхода к вопросу о юридической природе фирмы.

Согласно первой точке зрения, фирменное наименование (фирма) рассматривалось как торговое имя лица, производящего торговлю (единоличного - купец или коллективного - товарищество).

В соответствии с другой точкой зрения фирма признавалась наименованием самого торгово-промышленного предприятия. [2.31 C.150]

Часть первая ГК РФ посвящает фирмен­ным наименованиям ряд норм общего характера (п. 4 ст. 54), содержит требования к фирменным наименованиям отдельных коммерческих организаций (ст. 69,82,87,95,96 и др.), а также указывает, что фирмен­ное наименование включается в понятие интеллектуальной собствен­ности (ст. 138) и входит в состав предприятия как единого имущест­венного комплекса (ст. 132). В части второй ГК РФ о фирменных наименова­ниях упоминается в правилах о договорах купли-продажи (ст. 559) и аренды (ст. 656) предприятий, а более подробно говорится в правилах о договоре коммерческой концессии (ст. 1027-1040). [1.5] Имеется также ряд других законодательных и подзаконных актов, содержащих от­дельные нормы о фирменных наименованиях.

Основное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение данной задачи, законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов:

- ведущим принципом является принцип истинности фирмы - Фирменное наименование дол­жно содержать соответствующее действительности указание на орга­низационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), про­филь деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п.

- принцип исключительности фирмы - для выполнения функции индивидуализации оно должно обладать от­личительными признаками, которые не допускали бы смешения од­ной фирмы с другой. т.е. фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Указан­ный принцип при всей его видимой простоте является наиболее слож­ным в плане практической реализации. Более подробно спорные вопросы связанные с данным принципом освещены ниже в рассмотрение вопроса о праве на фирменное наименование.

- принцип постоянства фирмы - фирма остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус, не допускается произвольное и не обусловленное переменой правового статуса изме­нение фирменного наименования. Если произошло изменение организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответст­вующее отражение в фирменном наименовании, так же изменения в фирму вносятся автоматически по прямому указанию закона. Это про­исходит, например, при изменении наименования населенных пунк­тов, названия которых включены в фирму (п. 7 Положения о фирме). [2.65 C.572] В проекте ФЗ “О фирменных наименованиях” предусматривается возможность изменениея фирменного наименования только с обязательным указанием на преемственную связь с прежним наименованием и ограничение, что таким правом фирма может воспользоваться не чаще чем один раз в пять лет.

Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирмен­ного наименования. [2.65 C.573]

Словесное обозначение, кото­рое используется в качестве фирменного наименования, должно строиться по определен­ным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей. В литературе принято выделять две части фирменного наименования — основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью вся­кого фирменного наименования, содержит указание на организацион­но-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях — и на другие его характеристики. [2.65 C.574] Так, фирменное наименование акционерного общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ)[1.12]

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обяза­тельным добавлением является специальное наименование предприя­тия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выпол­няют различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, гео­графических названий и т.д. Другие добавления, типа указаний «универсальный», «специализированный», «централь­ный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы, относятся к числу факультативных добавле­ний, которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Должно быть выражено на рус­ском языке, хотя бы в качестве специального наименования и исполь­зовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на русский язык, либо запи­сывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.

Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных ус­ловий, например использовать в сво­ем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности [1.10]. Примеры образованных фирменных наименований см. в приложении №1.

Сущность права на фирменное наименование заключается в гарантированной юриди­ческому лицу возможности выступать в гражданском обороте под соб­ственным фирменным наименованием.

Конкретные формы реализации права на фирму достаточно много­образны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические дейст­вия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.

Наряду с правом на совершение разнообразных действий по ис­пользованию фирменного наименования по своему усмотрению (по­ложительная сторона права на фирму) фирмообладатель вправе тре­бовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму, но фирменное наименование юридического лица может, в том числе и вопреки воле фирмовладельца, упоминаться любыми заинтересованными лицами, например, в публикациях, по­священных анализу рынка, различных рейтингах, обобщениях судеб­ной практики и т.д. При этом фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать у публики ложное представление об организационно-правовом статусе юридического лица. [2.65 С.578]

Характеризуя юридическую природу права на фирменное наименование, следует выде­лить несколько свойственных ему признаков:

1. Данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. субъект права обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве - юридическое лицо, которое приобрело право на фирму в установленном порядке, вправе потребовать от любого предпринимателя прекращения использования тождественного или сходного наименования. [2.65 С.578]

Данный признак собственно соответствует утверждению «Одно предприятие - одно исключительное фирменное наименование», но на практике по данному вопросу возникает немало разногласий.

    Не допускается использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-пра­вовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании и действуют на разных территориях, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности, Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответ­ствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике». [3.73]

Позиция цивилистов и законодателей по возможности существования предприятий со сходными фирменными наименованиями так же неоднозначна.

А.П. Сергеев и Трахтенгерц Л. А считают, что существование предприятий, имеющих сходные (иногда даже полностью совпадающих) фирменные наименования вполне допустимо - поскольку подавляющее большин­ство одноименных предприятий действует в совершенно различных сферах бизнеса и территориальных границах, что не создает большой опасности их смешения другими участниками оборота и потребителями. [2.65 С. 579], [2.71]

В связи с вышеизложенным и с категоричными заявлениями некоторых ученых о невозможности существования повторяющихся фирменных наименований заслуживает особого внимания факт попытки нормативного регулирования вопроса о повторяемости фирменных наименований на территории г.Москвы., в соответствии с п. 5.5 закона города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" [1.13] не допускалось дублирование фирменных наименований и это могло послужить и служило причиной для отказа в регистрации юридического лица.

Данный порядок регулирования использования фирменного наименования, действовал на территории города Москвы до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [1.11] и на мой взгляд вступает в прямое противоречие с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, в письме «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике». [3.73], [2.46]

Необходимость разработки закона о фирменных наименованиях назрела давно. В 80-е гг. даже предпринимались попытки его разработать. В конце 2000 г. Правительство Российской Федерации включило в план подготовки проектов федеральных законов на 2001 г. проект федерального закона “О фирменных наименованиях”. Разрабатывался он Роспатентом совместно с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством юстиции. В июне 2001 г. законопроект был представлен в Правительство Российской Федерации для последующего внесения в Государственную думу. [2.56]. На момент написания дипломной работы – 2005год – закон так и не принят.

В настоящее время в России существуют сотни предприятий, имеющих полностью совпадающие фирменные наименования. Подавляющее большинство из них, дейст­вуя в различных сферах бизнеса и на разных территориях, никогда друг о друге даже не слышали. Если исходить из того, что такое поло­жение недопустимо то необходимо решить как выйти из этой ситуации, при этом избежав неоправданных затрат.

Резонно задать вопрос: существует ли вообще объективная потребность в том, чтобы в масштабах такой стра­ны, как Россия, существовало только одно предприятие, действующее под конкретным фирменным наименованием? Безусловный запрет на использование сходных фирменных наименований неизбежно приведет к возникновению проблем с его применением на практике, хотя бы в силу элементарной ограниченности круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и ог­ромного числа предпринимателей, да и в реальном мире бизнеса поскольку подавляющее большинство одноименных предприятий действуют в совершенно различных его сферах и территориальных границах, что само по себе не создает большой опасности их смешения с другими участниками оборота и потребителями.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, полагаю, что существование предприятий со сходными фирменными наименованиями в принципе допустимо - если они осуществляют свою деятельность в разных отраслях бизнеса и на разных территориях, т.к. при таких условиях опасность смешения сводится к минимуму. Однако для того, чтобы не подвергать сомнению принцип исключительности фирменного наименования, считаю, что любой фирмообладатель может добиваться того, чтобы используемое им фирменное наименование не применялось другими лицами, доказав при этом две вещи. Во-первых, он должен подтвердить, что право на данное фирменное наименование он приобрел в установленном порядке раньше того лица, у которого он это право оспаривает. Во-вто­рых, ему следует аргументировано обосновать, почему использова­ние такого же фирменного наименования другим лицом нарушает его законные интересы (например, если ответчик своей деятельностью наносит вред его деловой репутации, либо незаслуженно пользуется его известностью).

Все это позволяет прийти к выводу, что право на фирму вполне обоснованно относится к числу исключительных прав, но его свойство исключи­тельности должно трактоваться в соответствии с общим смыслом за­конодательства о фирменных наименованиях.

2. Право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязан­ных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

3. Право на фирму обычно характеризуется в литературе как личное неимущественное право.

4. Право на фирму носит в принципе бессрочный характер.

 

Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в каче­стве обязанности юридического лица. Юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наименованиями, соответствующими требова­ниям действующего законодательства. Как наруше­ния действующего законодательства следует квалифицировать и слу­чаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обороте, например, помещение в печати объявлений о реализации то­варов и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наиме­нования организации, ведение торговли в безымянных торговых точ­ках без каких-либо вывесок и т.д.

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Кон­венции это означает, что фирменные наименования российских предприятий пользуются охраной во всех странах Парижского Союза, а с другой стороны, свидетельствует о том, что на территории России охраняются фирменные наименования любых иностранных предпри­ятий, находящихся в странах — участницах Парижской конвенции. [1.1]

Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на фирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее время в российском гражданском законодательстве в окончательном виде еще не решен. На протяжении всего периода охраны фирменных наименований в России отсутствовала система специальной их регистрации. Право на фирму возникало в явочном порядке с того момента, когда юридическое лицо фактически начинало пользоваться данной фирмой, при условии ее соответствия требованиям закона. Подобный способ возникновения права на фирму характерен для законодательства мно­гих стран и, попутно заметим, полностью соответствует требованиям Парижской конвенции.

Составители первой части ГК РФ за­крепили в п.4 ст.54 ГК РФ специальные правила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации, которое подлежит специальной регистрации согласно закону и иным правовым актам, которые должны определить и порядок пользования фирменным наименованием. [2.65 C.582]

    «Однако пока такого закона нет – считает О.Н. Садиков-, фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов, как и у прочих, некоммерческих юридических лиц. С момента регистрации у коммерческой организации возникает то исключительное право на фирму (фирменное наименование), о котором говорит абз.2 п.4 статьи 54 ГК РФ. [2.50] Такого мнению придерживаются и другие известные цивилисты.

    Особого внимания заслуживает вопрос о судьбе фирменного наиме­нования при реорганизации юридических лиц, так как именно в этой области возникает больше всего спорных моментов (Приложение №2)

Субъективное право на фирменное наи­менование действует, в принципе, бессрочно и при­надлежит юридическому лицу в течение всего периода его деятельно­сти. Поэтому, по общему правилу, данное право прекращается одно­временно с ликвидацией самого юридического лица.

Однако существует ряд оснований по которым право на фирменное наименование может прекратиться досрочно, хотя бы само юридическое лицо и продолжало существовать:

1. Фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от права на пользование конкретным фирменным наименованием. Хо­тя, как указывалось выше, для фирмы характерен принцип постоянст­ва, ничто не может заставить ее владельца выступать в обороте все время под одним и тем же именем.

2. При переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования.

3. В случае реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а иног­да и должно изменить свое прежнее фирменное наименование.

4. По решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц.

Фирменные наименования, которые по тем или иным причинам перестали быть объектами исключительных прав конкретных юриди­ческих лиц могут быть избраны для своего обозначения любыми заинтересован­ными в этом участниками оборота. [2.65 C.593]

 

В заключении хотелось бы отметить, что предоставление права выступать в хозяйственном обороте под собственным фирменным наименованием занимает важнейшее место в комплексе исключительных прав на средства индивидуализации. Потребность в индивидуализации диктует­ся рядом факторов и прежде всего жесткой конкурентной борьбой, ко­торая ведется между однородными предприятиями. При этом любой участник оборота вправе рассчитывать на то, чтобы и в деловом мире, и среди потребителей, и в глазах общественного мнения его оценивали по реальным заслугам. Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, юридическое лицо реализует свое право на индивидуализацию своего участия в обороте.

2. Товарный знак, знак обслуживания.

Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений.[2.45]

В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны. С историей развития законодательстве о товарных знаках можно ознакомиться в приложении №3.

Согласно статье 1 ФЗ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" под товарным знаком и знаком обслуживания понимаются - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. [1.8]

Основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции. Указанное определение полностью корреспондируется с положениями статьи 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, где, в частности, товарный знак и знак обслуживания отнесены к средствам индивидуализации продукции, выполняемым работам или услугам.

Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму. В частности, Закон РФ о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая распространяла бы свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслужива­ния. Различие между ними проходит лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары оп­ределенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Следует, так же, отметить, что статья 1 ФЗ «О товарных зна­ках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения то­варов» фактически закрепляет «равенство» (понятия-близнецы) этих значений, поэтому в ходе дальнейшего исследования темы дипломной работы понятие товарный знак – будет охватывать и знаки обслуживания.

Правовой охрана товарного знака в Российской предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака - факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Наряду с этим, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к так называемым "общеизвестным товарным знакам", льготный режим охраны которых предусмотрен статьей 6-bis Парижской конвенции. [1.1]

 Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре [1.2].

 Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю пользоваться правом конвенционного приоритета в силу статьи 4С (1) Парижской конвенции [1.1];

Субъекты права на товарный знак - это юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Исключительное право владельца товарного знака понимается как в позитивной, так и в негативной форме: владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов.

Право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоваться знаком.

 В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

 Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетани и. [1.8]

Словесные товарные знаки - это оригинальные слова, названия, сочетания букв, цифр. Такие знаки составляют большинство товарных знаков, регистрируемых в зарубежных странах. Эти знаки наиболее успешно запоминаются, их легко распространять.

В высокоразвитых странах удельный вес словесных знаков достигает 70% от общего количества зарегистрированных знаков. В настоящее время во всем мире используется около 3-4 миллионов словесных товарных знаков; это примерно в 6 раз больше, чем полный объем лексики любого естественного языка.

В развитии словесных товарных знаков можно выделить ряд групп: имена великих людей, мифические герои, герои художественных произведений, названия драгоценных камней, знаки, взятые как производные из древних языков и др.

В настоящее время в связи с тем, что указанные выше и подобные им наименования оказались практически исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова. Искусственно образованные слова (неологизмы) широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов. Иногда в качестве словесных товарных знаков регистрируются словосочетания, и даже короткие фразы (фраза «Маленькие компьютеры для больших людей» - ОАО «Концерн "Белый ветер"»).

При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение. [2.55]

Изобразительные знаки в отличие от словесных непременно должны быть построены по принципу художественной композиции.

Хотя эффективность изобразительных товарных знаков по сравнению со словесными оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования изображения на всевозможных материалах. [2.55]

Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях - его длине, высоте и ширине.

Регистрация форм товаров или упаковок в качестве товарных знаков не очень популярна у нас и в других странах. Так, на начало 2003 г. из примерно 500 тыс. товарных знаков, зарегистрированных в Великобритании, 2300 составляли объемные товарные знаки, т.е. немногим более 0,4%. Однако по количеству и сложности проблем, возникающих в связи с регистрацией данной разновидности товарных знаков, она занимает одно из первых мест. Даже в тех странах, где законодательство уделяет определенное внимание подобным товарным знакам, возникает множество проблем. Российское же законодательство по существу игнорирует возникающие с такой регистрацией проблемы.
Сложности, с которыми сталкивается владелец товарного знака в виде формы или упаковки товара, позволили одному из авторов, анализировавших в литературе эти проблемы, заявить: «Это будет отважный владелец товарного знака, кто начнет процесс о нарушении прав на товарный знак, основываясь на наличии регистрации формы товара». Однако потребность в существовании такой категории товарных знаков очевидна [2.48]

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы на­званных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова (Например, на имя ОАО «Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"» за­регистрирована в качестве комбинированного товарного знака красоч­ная этикетка, служащая оберткой для конфет «Мишка косолапый»), рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и цифр и т.п. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы взаимно дополняют и поясняют.

Вопрос об охраноспособности цвета в настоящее время широко обсуждается за рубежом в связи с делом швейцарской фирмы «Kraft Jakobs Suchard», предпринявшей попытку зарегистрировать на свое имя в качестве товарного знака фиолетовый цвет для упаковки шоколада. [2.65 C.612]

Закон о товарных знаках России дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков "другие обозначения". Указанная формулировка имеет в виду так называемые "особые или экзотические" знаки, к которым мировая практика относит обозначения, представленные в самых необычных формах и выражениях. Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другие обозначения. Из них на практике некоторое распространение получили звуковые обозначения (сигналы, шумы, крики, позывные, мелодии, характерные для той, или иной передачи или программы и др., используемые как заставки к радио- и телепередачам).

Проблема нетрадиционных видов знаков и, в частности, звуковых знаков, состоит в том, что подобные нетрадиционные (неграфические по сути) обозначения, если Патентное ведомство будет их принимать в составе заявок и размещать в свидетельствах на товарные знаки, в нормальном виде так, как они функционируют (например, в виде фонограммы музыкальной фразы), то возникнет проблема хранения источников информации о нетрадиционных знаках (например, аудиокассет) и проблема прикрепления таких изображений к выдаваемому свидетельству. [2.42]

Наряду с подразделением товарных знаков по форме их выраже­ния они делятся и по иным основаниям:

в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком:

- индивидуальные это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

- коллективные товарные знаки – из самого названия очевидно, что такой знак предназначен для коллективного использования. Применительно к этим знакам субъектом выступает объединение нескольких лиц, создание которого не противоречит законодательству Российской Федерации. При этом участники объединения должны заниматься выпуском однородной продукции, которая к тому же обладает одинаковыми свойствами и качеством. Наличие таких общих характеристик отражается в уставе коллективного знака, который содержит также сведения о всех предприятиях, входящих в состав объединения, условие (обязательство) о необходимости постоянного соответствия товара, маркируемого коллективным знаком, вышеуказанным общим характеристикам. Устав содержит и другие сведения.

По степени известности товарные знаки подразделяются на обыч­ные и общеизвестные.

В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности.

    Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков регулируется гл. 2.1 ФЗ «О товарных знаках…», а так же рядом нормативных актов принятых Роспатентом в исполнение федерального закона, такие как   Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, [1.20], р екомендации по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации [1.19]

Как и в любой другой стране, в России не всегда и не все обозначения, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков, получают правовую охрану. Закон определяет перечень оснований, препятствующих их регистрации. Как известно, Закон различает абсолютные и иные основания для отказа в регистрации. [2.58]

 «Абсолютные» основания для отказа без сопоставления с другими объектами прав третьих лиц позволяют оценить существо (так называемую «внутреннюю ценность») заявленного на регистрацию обозначения, его способность выполнять функции товарного знака, и, в первую очередь, основную – индивидуализирующую функцию.

«Относительные» основания для отказа должны дать ответ на вопрос: не будет ли заявленное обозначение в случае его регистрации в качестве товарного знака нарушать права третьих лиц на другие объекты, в том числе на зарегистрированные товарные знаки? В этом случае оценка обозначения осуществляется на основании сопоставления с другими объектами прав третьих лиц.
Разделение оснований для отказа в регистрации товарного знака базируется на ст. 6 quinquies Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в которой рассматриваемые основания сосредоточены в п. В.1 и В.3. [1.9]
Основания, включенные в п. В.1, позволяют отказывать в регистрации товарного знака в случаях, «если знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана». Основания, указанные в п. В.3, дают возможность отклонять при регистрации знаки, «... если они могут ввести в заблуждение общественность» [2.38]

Абсолютные основания для отказа в регистрации:

- обозначения, не обладающие различительной способностью

К этой группе могут быть отнесены:

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

 (В то же время необходимо учитывать, что даже при наличии таких обстоятельств Закон допускает регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков, если они приобрели различительную способность в результате использования).[2.48]

- вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Так, Таллиннский таксомоторный парк в свое время представил для регистрации в каче­стве товарного знака шахматную линию, обычно применяемую на так­си - естественно, в регистрации было отказано, так как данный знак уже давно вошел во всеобщее употребление для обозначения такого рода услуг. [2.35]

- являющихся общепринятыми символами и терминами.

- указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

-так же содержится запрет на регистрацию товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения.

- ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя - обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности (на практике, чтобы отнести обозначении к этой группе необходимо тщательным образом все оценить, например конфеты «Коркунов» весь имиджевый комплекс был направлен на создание так скажем престижного продукта с богатыми традициями, утонченным вкусом и гарантированно высоким качеством, стилизации продукта под дореволюционный, на самом деле фабрика построена в сентябре 1999года, можно сделать вывод, что вообщем-то введены в заблуждение полагая, что этот брэнд возрождает известную дореволюционную марку. Тем не менее существование такого брэнда как "Коркунов" не противоречит нормам о регистрации товарных знаков, поскольку он не вводит потребителя в заблуждение относительно существенных характеристик товара и имени его изготовителя.) [2.35]

-  противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Данная статья в значительной мере корреспондируется со статьей 6-quinquies Парижской конвенции.

- обозначения охраняемые в силу международных договоров, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением,

Это новое абсолютное основании для отказа в регистрации, связанное с охраняемыми географическими указаниями. Его введение обусловлено, во-первых, необходимостью расширения защиты прав на охраняемые географические указания, которым в мире уделяется все больше внимания. Во-вторых, – намерением России присоединиться к ВТО и приведением в связи с этим российского законодательства в соответствие с соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). В связи с этим следует отметить, что данное абсолютное основание начнет работать после того, как Россия станет участником международного договора, предусматривающего такие положения в отношении географических указаний- на сегодняшний день это Соглашение ТРИПС [2.58]

 Столь же многочисленна и вторая группа оснований


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.