Понятие и значение миссия бизнеса — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие и значение миссия бизнеса

2020-03-31 107
Понятие и значение миссия бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Старая мудрость о том, что не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет, образно иллюстрирует это положение. Но целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.

Понятие «миссия» пришло из английского языка. «Миссия» в перевод е означает «цель». В отечественной управленческой теории и практике в определенном контексте употребляется именно термин «миссия», а не цель. Дело в том, сто в английском языке имеется четыре обозначения понятия «цель»:

.   Aim - цель, намерение;

.   Goal-цель, задача, место назначения;

.   Target - цель, задание, мишень, план;

.   Mission - цель, предназначение, призвание, поручение.

Все эти слова имеют один и тот же общий смысл - «цель», однако они имеют небольшие смысловые отличия, и практикой употребления этих слов различаются.

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации.

Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.

В узком понимании миссия - это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия в стратегическом менеджменте - это четко выраженная общая цель деятельности организации, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

для чего существует организация (причина ее существования), какую продукцию производит и какую потребность удовлетворяет организация;

кто основные потребители и каково отношение организации к ним;

в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, партнерам и конкурентам, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

каковы основные принципы деятельности организации.

Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели

и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.

Главный вопрос, на который отвечает миссия, - это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передвижении; университет - в образовании; мэрия - в создании условий достойной жизни для горожан. Правильный ответ на вопрос о потребностях, которые удовлетворяет организация, уже сам по себе способен привнести много нового в деятельность этой организации. Скажем, автомобильный завод начинает развивать сеть предприятий по обслуживанию потребителей (ремонтные мастерские, авторизованные дилеры, лизинговые схемы продаж), университет расширяет сферу деятельности (краткосрочные курсы, спортивные услуги, услуги библиотек), а мэрия субсидирует услуги Интернета для школьников города.

Миссия устанавливает связь и ориентирует интересы и ожидания людей, которые рассматривают организацию как извне, так и изнутри. В широком смысле слова миссия - это и философия, и предназначение организации, и смысл ее существования.

Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только настоящее организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Основные компоненты миссии:

. Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей. Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем

. Категории целевых групп потребителей. Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом.

. Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей. Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий?

. Конкурентные преимущества. В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении

. Философия бизнеса. Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы предприятия? Философия предприятия может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др.

 

 


Список литературы

 

1. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 506 с.

2. Купцов, М.М. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2011. 184 с.

3. Лукичёва, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: учебник для вузов / Лукичёва Л.И., Е.В. Егорычева - М.: Омега-Л, 2011. - 488 с.

.   Хорев, А.И. Формирование стратегии предприятия / Хорев А.И., А.Н. Морозов, Е.В. Сухоруков // Экономический анализ. Теория и практика. - 2008. - №16. - С. 8-11.

5. Теоретический сайт: Стратегическое управление и планирование. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/strman.htm


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.