Основные характеристики исламского права — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные характеристики исламского права

2020-03-31 113
Основные характеристики исламского права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исламская правовая семья является полностью самостоятельной по отношению к англо-саксонской и романо-германской правовым семьям. Она является оригинальным явлением правовой практики Востока. В ее основе лежит шариат. Шариат - cистема всеобъемлющих правил поведения мусульманина на протяжении всей жизни. Фикх - мусульманское право. Фикх состоит из 7 школ, которое сформировались в основном в раннее средневековье ислама. Необходимо заметить, что фикх является целостной правовой системой, регулирующей самые различные правовые коллизии именно восточного феодального общества.

Сравним различные семьи по источникам права:

 

  Мусульман-ская правовая система Романо-германская правовая система Англо-саксонская правовая система Система обычного права (архаика)
Священный текст Коран и Сун-на главный источник права В римской империи мнение 5 юристов и в средневе-ковье мнение знатоков права Велика роль доктрины пправа Кодифицро-ванный свод воззрений легендарных основателей
Обычаи Отрицание или учет в малой степени Санкциони-рованные обычаи государством Непрерывная традиция обычаев Кодиифиц-рованный свод обычаев
Судебное право Кодифици-рованное к 11 веку Отсутсвует судебный прецедент Главный источник права Суд общины творит новые нормы
Законода-тельство Вытекающее из священ-ных текстов Главный источник права Больше создает механизм Отсуствует, так как нет парламента

 


Источники фикха: Коран, Сунна, Тафсир, Фетва, Кануны. В Халифате прибавляется и байа хасса. Коран - священная книга мусульман, состоящая из молитв, проповедей приписываемых Магомеда. Коран состоит из 114 глав (сур), которые включали 8219 стихов (аятов). В содержании Корана чисто правовых норм не более 500. Сунна - священное предание, состоящее из большого числа рассказов (хадисов) о рассуждениях и поступках Магомеда. Тафсир есть Комментарий к Корану, написанные в средние века выдающимися мусульманскими учеными.

Фетва - решение Шуры улемов. Обычно оно действительно для данной мусульманской страны. Кануны - законы, исходящие от органов государственной власти. Конституция как высший закон после того, что даровано Аллахом. Конституцией в исламе называется Коран и Сунна, поэтому фундаменталисты не принимают это в европейском значении. Помимо Конституции законы делятся на внутренние (организационные и общественные) и внешние (ратификация). Самые радикальные фундаменталисты считают, что Шура вправе принимать только организационные законы. В европейском понимании это Положения об органах исполнительной власти. Байа хасса - договор халифа с Шурой как представителем общины. Это доктринальное понятие, реально в исламском мире нигде нет.

«Открытые врата иджтихада» допускают 2 механизма принятия новых норм шариата: иджма и кияс. В классической средневековой исламской политико-правовой доктрине есть 4 корня или источника фикха: Коран, Сунна, Иджма и Кияс. Но иджма и кияс с точки зрения европейского правового мировоззрения именно механизмы развития, это процесс внесения изменений, а не источники. В результате их действия возникают новые правовые акты и другие источники. Иджма есть общее решение уммы, во главе которой стояли улемы. Они высказывали своё мнение, которое обсуждалось всей мусульманской общиной. Правовая позиция улемов затем находила свое выражение не только в фетвах, а и в других актах, опиравшихся на общественное согласие и издаваемых органами исламского государства. Кияс - это решение правовых вопросов по аналогии. Согласно ему правила, устанавленные в Коране, Сунне, иджме, могут быть применены по отношению к вопросу, который прямо не разрешен в них.

Среди характеристик шариата можно выделить следующие: всеобъемлющее учение, которое регулировало все стороны жизни и деятельности мусульманина от рождения до смерти, практический характер в повседневной жизни, прописанность многих норм прямо в Коране, его политико-правовой характер, отстутствие конкуренции-дуализма со светской системой права как в христианстве.

Исламские фундаменталисты подчеркивают превосходство шариата над творимым человеческим правом и сравнивают их так: шариат ниспослан Аллахом и поэтому он совершенен, в чем проявляется его сила и могущество, шариат всегда отвечает потребностям времени, так как он совершенен, шариат есть движение к высокой цели исламского государства и воспитанию мусульманина. Позитивные законы в свою очередь характеризуются так: позитивное право есть продукт человеческой мысли и их необходимо дополнять, позитивное право отстает от развития общества и несовершенно, позитивное право направлено на рациональное бездуховное регулирование жизни общества.

Противоречие между шариатом и позитивными законами разрешается по фундаментализму следующим образом: шариат неизменен и вечен в отличие от преходящего позитивного права, а позитивное право создается корыстными и часто некомпетентными законодателями, шариат запрещает исполнение того, что запретил Аллах и запреты Аллаха обязательны к исполнению, законы, противоречащие шариату, не актуальны именно из-за того, что они противоречат шариату, шариат есть благословенная система законов и ничто не может противоречить ему, так как можно лишиться божественной благодати, что недопустимо для мусульманина.

Несмотря на широкое реформирование ислама во всех сферах, все же основные принципы по мысли исламских фундаменталистов остались не тронутыми. Так, во-первых, основным принципом исламского судопроизводства является неограниченное доверие человеку. Во-вторых, ислам указывает нам на то, что человек, созданный Аллахом и пользующийся его покровительством превыше всего. В-третьих, ислам утверждает, что человек не может жить сам по себе, а его сущность требует общения с другими равными ему людьми, что требует терпимости и человеколюбия в таких отношениях. В-четвертых, мусульманин должен беспрекословно подчиняться воле Аллаха, обличенной в закон и его наместникам на земле.

Центральным вопросом в шариате является сегодня вопрос об изменениях петем возобновления иджтихада или толкования. Виды толкования исламских правовых норм по степени восхождения к пониманию Аллаха: первым и наиболее простым видом толкования в исламе является логическое толкование или умственные аргументировки, непосредственно-образное - интеллектуальная интуиция непосредственно-образного понимания исламских правовых норм, нормы представлены в виде схем действия и вытекающих из этого выводов толкования, религиозное откровение - просветление улема, прямое общение с Аллахом в ходе озарения, мистическая интуиция медитации, такое толкование доступно лишь избранным.

Концепции соотношения фикха и шариата представлены двумя линиями развития соответственно по отношению к иджтихаду. Первая - фундаменталисты или шире религиозные экстремисты, выразителем которых явился Сейид Кутб. Фикх по Кутбу создан людьми, а шариат самим Аллахом. Особенности шариата по Кутбу показывают его превосходство над фикхом: шариат создан Аллахом, который знает природу своих подопечных, шариат ниспослан в виде всеобщих принципов, принципы шариата универсальны и всеобщи, социальные принципы шариата носят прогрессивный характер. Вторая концепция считает, что фикх есть часть шариата, который создан Аллахом, но интерпретируется людьми. Основные положения установлены богом, а их конкретное воплощение зависит от воли людей. Во втором случае именно интерпретация мусульмнами фикха.

Систему шариата можно свести к следующему: он включает фикх, калам - мусульманское теоретическое богословие и тасаввуф - исламская этика. Фикх в свою очередь делится на ибадат - правила религиозного культа и нормы, регулирующие взаимоотоншения людей. Последние в свою очередь состоят из муамалата - мусульманское гражданское право, укубата - мусульманское уголовное право, сийафа - мусульманское международное право, право личного статута, судебное право и отрасль властных норм. Отрасль властных норм в европейской традиции называется исламским государственным правом и является правовой оболочкой исламской формы правления.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.