Глава 1. Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе

2020-03-31 124
Глава 1. Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российской Федерации

Дагестанский государственный университет

Социальный факультет

Кафедра медико - психологической реабилитации

 

 

Дипломная работа

Влияние семьи на формирование агрессии у детей


Введение

 

«Дети - зеркало взаимоотношений в семье», эту истину мы и попытались доказать в данной работе. Необязательно надо быть специалистом, чтобы увидеть, как катастрофически возрос показатель агрессивности подрастающего поколения. Несомненно, напряженная, неустойчивая социально-экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе. данный фактор, конечно, влияет и на эмоциональное состояние взрослых людей, а это, в свою очередь, влияет на семейное взаимоотношение. Также к факторам, влияющим на проявление агрессивности у подростка, мы можем отнести возрастные особенности (подростковый кризис) и природные особенности темперамента.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

Каждый человек при рождении одарен всеми людскими качествами, свойственными роду человеческому (это и доброта, и зависть, и дружелюбие, и злость и прочие), но вот насколько каждое качество будет доминировать над другим, как будет выглядеть иерархия этих качеств в душе человека зависит от той микросреды и микроклимата, в котором происходило становление личности. Мы остановили свое внимание на микроклимате семьи, где происходит первое и основное, на наш взгляд, становление личности. В этой работе мы рассмотрим роль семьи в усвоение агрессивного поведения детьми, это определило актуальность проблемы.

Задачи исследования:

. Изучить теоретические подходы к проблеме “агрессивных” подростков в отечественной и зарубежной психологии.

. Выявить типы агрессии, характеризующие подростковый период.

. Сопоставить психологическую несовместимость между характеристиками родительских отношений и типом детской агрессивности.

. Сопоставить качественную и количественную характеристику агрессивности

Цели исследования - выявить некоторые закономерности формирования агрессивного поведения и составить качественную характеристику типов агрессивного поведения в подростковый период.

Предмет исследования - психологические особенности формирования агрессивного поведения подростков.

Объект исследования - влияние стиля воспитания на тип агрессивного поведения учащихся исследуемых категорий, их проявления и методы коррекции.

Методологической основой исследования являются:

Теории эмоциональной регуляции деятельности и поведения как базовые условия единства развития ребенка и его социализации (П. Жане, П. Фресс, В.А. Лебединский).

Методы исследования. для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

- организационные методы (сравнительный и комплексный);

- психодиагностические методы (опросники, анкеты, беседы, наблюдения);

- интерпретационные методы.

Гипотеза исследования: - агрессивные проявления учащихся исследуемых категорий имеет свои особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития, а также психологической несовместимости родителей и детей.

Положения, выносимые на защиту.

. Высоким показателям детской агрессивности способствуют следующие факторы - где дистанция между родителями и детьми огромна; где мало интересуется развитием детей; где не хватает тепла и ласки; где отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное; где в качестве дисциплинарных воздействий, вместо заботы и терпеливого объяснения, предпочитают силовые методы, особенно физические наказания

. Подростковый кризис не проходит без агрессии.

. Психологическая несовместимость между родителями и детьми может негативно сказываться на их взаимоотношениях.

. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики;

5. Агрессивность, как и всякое свойство, имеет различную степень выраженности от почти полного отсутствия до предельного развития.

Практическая значимость. Результаты данной работы позволяют научно обосновать необходимость проведения психолого-педагогических мероприятий и разработки соответствующих рекомендаций, направленных на снижение нарушенных аффилиативных связей при изучаемых состояниях. Предложенная программа социально-психологического тренинга позволяет прогнозировать и корригировать дезадаптивные формы поведения.

Логика исследования обусловила структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 


Детская агрессивность

 

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - Эх лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

А. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.

К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более форм (оскорбление, борьба).

Обсуждая проблему агрессивности в младшем дошкольном возрасте нельзя не отметить, что этот возраст совпадает с кризисом трех лет.

В.В. Лебединский отмечает, что периоды выраженной агрессивности ребенка. Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов.

Э. Клер в работе личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
 Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.

Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал Л.С. Выготский.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Как считал Д.Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего Л.С. Выготский указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении, которого времени. Из “беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется.

В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. детский мир из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.

Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.

С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.

Именно в этот период детства родители и все вместе начинают подавлять ребенка”. И, конечно, родители для этого используют любые средства.

Как отмечает К.Бютнер (9), от детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную “покорность”. Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремятся к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним. В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к своему милому беби”. А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл).

Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком, и друг с другом из-за его воспитания. А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение - сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед детьми выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире”. И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.

 

2.2 Подростковая агрессивность

 

Агрессивный подросток - это, прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей (часть родителей принуждает детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья - переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует) без учета особенностей становления их личности - взрослого приводит к конфликтным ситуациям; в результате между взрослым и подростком растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения (драки, оскорбление, убийства и т.д.)

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п.

Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «Боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальным поведением, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности».

Отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых также обуславливает возникновение отчужденности, грубости определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Агрессивные подростки отличаются некоторыми общими чертами:
бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и Неустойчивость интересов, в том числе и познавательных, неразвитость нравственных представлений; им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых; у них наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе и отчасти под воздействием «крутых боевиков», средств массовой информации.

При этом на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента. Например, «холерик повышенно возбудим, энергичен, склонен к аффектам; за счет этого некоторые учителя считают его грубым, применяя при этом методы дисциплинарного воздействия - это неправильно. Нельзя учащегося наказывать за врожденные формы эмоционального реагирования. Для таких учащихся надо определить индивидуальную нагрузку, чтобы у них не было ни времени, ни желания отвлекаться, а также направлять их энергию на свершение полезных дел, помогать формировать целеустремленность и выдержку».

Таким образом, сложность и противоречивость психологических особенностей подростков, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создают объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Заключение

Итак, мы установили (методом анализа используемой литературы, методом опроса-беседы с воспитателями, учителями и родителями, методом наблюдения, а также экспериментальным путем), учитывая при этом данные курсовой работы «Влияние семьи на формирование агрессии у детей» что взаимосвязь между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением являются доминирующими факторами в проявлении агрессивного поведения детьми. Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, так как семья (до прихода ребенка в начальные классы, где авторитетом является учитель, а в дальнейшем его заменяют сверстники, друзья) является первым этапом социализации ребенка, где главным авторитетом являются родители ребенка, отвергающие собой прообраз “правильного” взрослого. А от того, насколько безошибочным будет воспитание подрастающего человека, зависит от стиля семейного воспитания, которым руководствуются родители. А стиль воспитания, который предпочтут родители, по отношению к своим детям, непосредственно будет соответствовать их личности в целом.

Таким образом, были сделаны следующие выводы, что, агрессивные дети вырастают в семьях: - где дистанция между родителями и детьми огромна;

где мало интересуется развитием детей;

где не хватает тепла и ласки;

где отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное;

где в качестве дисциплинарных воздействий, вместо заботы и терпеливого объяснения, предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Помимо этих основных выводов, нами были сделанные и другие, на основе нашей исследовательской работы;

. Подростковый кризис не проходит без агрессии.

. Психологическая несовместимость между родителями и детьми может негативно сказываться на их взаимоотношениях;

. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики;

. Агрессивность, как и всякое свойство, имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития.

Следовательно, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. При этом ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конфорности личности. Чрезмерное же развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательные действия. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально-опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы.

Таким образом, семья может играть как положительную, так и отрицательную роль в развитии психики ребенка. Сколько семей, столько и особенностей воспитания, неизбежно порождаемых специфической социально- психологической обстановкой и взаимоотношений в них. Здесь нет лиц, которых можно было бы игнорировать и не принимать во внимание при решении воспитательных задач, и чья позиция позитивная или негативная, активная или пассивная не оказывала бы влияние на эффект воспитания.

Существующие в обществе социальные нормы и культурные образы задают определенные эталоны, представления о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям, дочь или сын по отношению к престарелым родителям.

Семья в современной социальной ситуации - это ценность, потеря которой дорого обходится обществу и отдельным индивидам, как мужчинам, так и женщинам, деформируя их жизнь и судьбу.

Внутрисемейные отношения гармоничны, если они отвечают принципу гуманности, т.е. формирование проявление отношений к другому как к себе и к себе как к другому, предполагающий взаимные интерес и доброту, уважение и требовательность. Все это обеспечивает благоприятный социально - психологический климат семье, без которого нельзя создать необходимые условия для нравственного воспитания детей. Полноценная семья способствует воспитанию всесторонне развитой личности и задает детям модель межличностных отношений для их будущей семейной жизни.

семья темперамент агрессивный ребенок


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. - 400 с.

. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека М., 1995

. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование М., 1994.

. Алешина Ю.Е. Организация консультативной беседы «Вестник психосоциальной и реабилитационной работы» М2, М., 1994.

. Андреева Г.М. Психология влияния.- Питер, 2000. - 133 с.

. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка М., 1991.

. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.

. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. М., 1993.

. Бедер Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения II дефектология. 1975, Н24.

. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. - Апрель - Пресс: ЭКСМО - пресс, 2001. - 634 с.

. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. - М., - 420 с.

. Бодалев А.А. О формировании отношений в семье «Советская педагогика»З 8, 1991.

. Бэрон Р., Ричардсон д. Жить с агрессивными детьми М., «Просвещение» 1991.

. Божович Л.И. Психология формирования личности М., 1995.

. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки II Теоретические и методологически проблемы социальной психологии. - М., 1984. - С. 21.

. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника- Центр, 1997. - С. 43.

. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Спб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

. Бютнер К. Агрессия Спб., 2000.

. Варга А.Я. Семейная психотерапия. Самара, 1996. - 43 с.

. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии II Собр. соч.: в б т. М., 1982. -Т.2.-504с.

. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера II Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. - М.: Педагогика, 1983. - С. 153-165.

. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 479 с.

. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. Уп-та, 1987. - 174 с.

. Гудкович Л. О тебе и обо мне. Ставрополь. 1980.

. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Академия, 1999. - 160 с.

. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. «Вопросы психологии» М. 1995., 1Ч2 2 с. 25-3 8.

. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., Медицина, 1982. -214 с.

. Кошелева А.д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей II В кн. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. - С. 5 1-70.

. Ковалев В.В. Некоторые общие закономерности психического дизонтогенеза и его роль в происхождении психических расстройств в детском возрасте II Нарушения созревания структур и функций детского организма и их значение для клиники и социальной адаптации / Под ред. В.В Ковалева/. М., 1976.-С. 57-65.

. Ковалев С. В. Психология семейных отношений М.,1987

. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.

. Красило А.И. Энциклопедия практического самопознания. М., 1994.

. Куликова Т.А. семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

. Немов Р.С. Психология. Кн. в 3-х томах. М., 1999.

. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985 167 с.

. Левитов Н.д. О психических состояниях человека. - М., 1964. - 387с.

. Леонтьев А.П. деятельность и личность 1/ Вопросы философии. 1974, ЗЧ5. - С. 65-78.

. Маслоу А. Мотивация и личность. В кн. Курс практической психологии. Составитель Р.Р.Кашапов. - Ижевск, 1995.

. Маслоу А. Самоактуализация /1 Психология личности. Тексты. - М., 4 1982.

. Немов Р.С. Психология. В кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1995.- С.512. 41. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. М.: Изд-во Московского университета, 1982. -168 с.

. Райгородский д.Я. Теория личности А.Маслоу II Теории личности в западно-европейской и американской психологии. - Самара: Бахрах, 1996.-С. 409-422.

. Райгородский д.Я. Теория личности К.Роджерса II Теории личности в западно-европейской и американской психологии. - Самара: Бахрах, 1996. - С. 376-390.

. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: «Прогресс», 1994. - 480 с.

. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 2001.

. Руденский Е.В. Содиально-психологический тренинг как форма содиального обучения личности II Содиально-психологический тренинг Под ред. Е.В.Руденского. - Новосибирек: НГАЭиУ, 1995. - С. 4-8.

. Руденский Е.В. Тренинг социальной психокоррекции личности 1 Социально-психологический тренинг Под ред. Е.В. Руденского.Новосибирск: ВГАЭиУ, 1995. - С. 26-56.

. школьнике Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989, ]Ъ2. - С. 66-70.

. Современная психология: Справочное руководство. - М.: I4ЯФРА-М, 1999.- 688с.

. Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 176 с.

. Степанов С.С. диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: Академия, 1996. - С. 96.

. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

. Фельштейн Д.И. Психология воспитания подростка М.; «Знание» 1978.

. Хазанова М.А. Психологические особенности удовлетворенности отношениями с родителями у старшеклассников. «Новые исследования в психологии и физиологии». М., 1Ч22, с. 71, 1984.

. Хамалайнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. М., 1993.

. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.

 


Приложение А

 

ВОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

 

. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

. Иногда сплетничаю о людях, которых нс люблю

. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

. Я не всегда получаю то, что мне положено

. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

. Если я не одобряю поведение людей, я даю им это почувствовать

. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

. Мне кажется, что я не способен ударить человека

. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

.я всегда снисходителен к чужим недостаткам

. Если мне не нравится установленное правило мне хочется нарушить его

. другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

.Я часто бываю не согласен с людьми

.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

.Я гораздо более раздражителен, чем кажется

.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор

. Меня немного огорчает моя судьба

. Я думаю, что многие люди не любят меня

. я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

.Я не способен на грубые шутки

. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

. довольно многие люди завидуют мне

,Я требую, чтобы люди уважали меня

. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу

. Я не когда не бываю мрачен от злости

. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

. Если кто меня выводит из себя, я не обращаю внимания

. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

. даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям

. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

. Когда не получается по-моему я иногда обижаюсь

. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам»

. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю

. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею

. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить

. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

. Неудачи огорчают меня

. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшую мне, вещь и ломал ее

. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю

. Я ругаюсь только со злости

.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

. Я часто думаю, что жил неправильно

. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

. Я не огорчаюсь из-за мелочи

. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

.Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь проводить угрозы в исполнение

. В последнее время я стал занудой

.В споре я часто повышаю голос

. Я стараюсь обычно прощать свое плохое отношение к людям

.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 

КЛЮЧ

 

. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: да=1, Нет=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; Нет=1, да 0:9 и 7

. Косвенная агрессия: да = 1, нет = 0:2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; нет = 1, да = 0:26, 49.

. Раздражения: да 1,нет0:3, 19, 27, 43, 50, 57,64, 72; нет 1,да=0:11, 35, 69.

. Негативизм: да 1, нет = 0:4, 12, 20, 28; нет = 1, да = 0:36.

. Обида: да=1,нет 0:5,13,21,27,44,51,58.

б. Подозрительность: да = 1, нет = 0:6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59, да = 0, нет = 1:33, 66, 74, 75.

. Вербальная агрессия: да 1, нет = 0:7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да = 0, нет = 1:33, 66, 74, 75

. Чувство вины: да = 1, нет = 0:5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включать в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1,3,7-ю. Нормой агрессивности являются величина её индекса, равная 2 1+4, а враждебности _6, 5_7 +3. При этом обращается внимание на возможности достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 


Приложение Б

 

Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель? (Грэм Пейн)

 

Если Вы хотите узнать, что это значит, познакомьтесь с вопросами теста. Настройтесь говорить немного в шутку о серьезных вещах. Если ситуации покажутся нереальными представьте, как Вы, вероятнее всего, могли бы действовать.

. Ваша дочь (сын) требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок музыки. Что Вы делаете?

а) Выполняете просьбу и смотрите рок шоу вместе.

б) Отвечаете, что ей (ему) придется подождать, пока закончится фильм.

в) Обещаете купить для нее (него) портативный телевизор.

г) Находите компромисс, который позволяет ей (ему) смотреть рок шоу
(например, пойти к соседу, воспользоваться утренним повтором фильма и т. п.).

. Вы видите в своих детях:

а) Людей, равных Вам.

б) Тех, кто может помочь Вам заново пережить свою молодость.

в) Маленьких взрослых.

г) Тех, кто постоянно нуждается в Ваших добрых советах.

. Какую прическу Вы носите?

а) Которая больше всего Вам подходит.

б) Которая отвечает последней моде.

в) Которая копирует прическу любимой рок звезды сына (дочери).

г) Которая копирует стиль сына (дочери).

. Поговорим о вашем возрасте.

а) дети знают, сколько лет Вам исполнилось.

б) Вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми.

в) Вы скрываете свой возраст от детей.

г) Иногда Вы используете возраст в качестве аргумента («Знаю больше,
потому что старше»).

. Как вы одеваетесь? а) Подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью).

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет
установить более тесную связь между вами.

в) Выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит.

г) Следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе.

. допустим, у Вас есть сын-подросток. Как Вы поступите, если заметите, что он вдел в ухо серьгу?

а) Посчитаете, что это его личное дело.

б) Станете подшучивать над ним.

в) Скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел Вас старомодным.

г) Купите такую же серьгу и будете носить, чтобы составить сыну компанию.

. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость так, что это мешает Вам, а Вы:

а) Затыкаете уши ватой и делаете свои дела.

б) Уменьшаете громкость.

в) Миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется.

г) Говорите, что это потрясающе, даже, если музыка буквально бьет Вас по голове.

. При споре с детьми Вы:

а) Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать Вас вовсе.

б) Соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен.

в) Позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка.

г) Признаете, что они правы, если те действительно правы.

. Дети пригласили в гости сверстников, и Вы:

а) Предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят.

б) Составляете им компанию, стремясь держаться на равных.

в) Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вас?

г) Ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что Вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет.

.Дети собираются на школьный вечер, но Вас не берут, и Вы:

а) Не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы.

б) Печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними.

в) Обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье.

г) Расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в обновке.

.Если Вы пытаетесь вести себя так, будто Вы не старше своих детей, почему Вы так делаете?

а) Чтобы быть с детьми в


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.