Раздел 1. Туризм, как вид познавательной, рекреационной и спортивной деятельности. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел 1. Туризм, как вид познавательной, рекреационной и спортивной деятельности.

2020-03-31 125
Раздел 1. Туризм, как вид познавательной, рекреационной и спортивной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание учебной программы по предмету «Туризм» (кафедра МСиТ)

Раздел 6. Учебно-контрольные соревнования по туристской технике.

Классификация туристских соревнований на основании их цели (спортивные, рекреационно-спортивные) и социально-демографического состава участников (детско-юношеские, молодежные, студенческие, школьные и прочие соревнования.). Классификация туристских соревнований на основании их масштаба (школьные, городские, областные, республиканские и пр.) и формы их проведения (чемпионаты, кубковые встречи, слеты и др.). Примеры спортивных туристских соревнований: соревнования в видах спорта «спортивный туризм» и «спортивно-прикладное многоборье». Цели, задачи и содержание данных соревнований; формы их проведения.

Учебно-спортивные (контрольные) соревнования по технике туризма. Основные цели учебно-контрольных соревнований: контроль над усвоением школьниками и студентами, умений и навыков владения туристской техникой в рамках обучения предмету «Туризм»; совершенствование данных умений у учащихся в процессе соревнований. Содержание учебно-контрольных соревнований по компонентам туристской техники. Понятие дистанции, этапа (упражнения) учебно-контрольных соревнований. Комплексная дистанция, включающая упражнения во всех компонентах туристской техники – как оптимальный метод проведения учебно-контрольных соревнований. Упражнения (технические этапы) по индивидуальной технике передвижения по естественным препятствиям и технике страховки (самостраховки): преодоление склона (подъем-траверс-спуск); преодоление водного препятствия (виды переправ); вязка специальных узлов. Упражнения по индивидуальной технике ориентирования (в варианте азимутального ориентирования, ориентирования в заданном направлении, ориентирования по выбору). Упражнения в командной технике транспортировки «пострадавшего» (на носилках из подручных средств). Упражнения в командной технике туристского бивака (установка палатки; разведение костра). Соответствие содержания соревнований (технической сложности упражнений, параметров естественных препятствий) возрасту и уровню туристской подготовки учащихся.

Методика планирования и оборудования на местности дистанций учебно-контрольных соревнований. Требования к дистанции по обеспечению безопасности участников учебных соревнований (на этапах техники передвижения по естественным препятствиям, транспортировки пострадавшего, и ориентирования). Методика организации и проведения учебно-контрольных соревнований. Определение принципа комплектования команд, подготовка протоколов соревнований (по каждому виду упражнений). Организация учебного судейства по круговой системе. Работа судей на технических этапах и в секретариате.

Методика определения результатов учебно-контрольных соревнований. Балльная система оценки результатов, включающая оценку техники выполнения упражнений и оценку скорости выполнения упражнений. Штрафные баллы за технические ошибки при выполнении упражнений и порядок их начисления. Бальная оценка скорости выполнения упражнения с учетом коэффициента времени (порядок расчета).

 

Необходимые практические умения и навыки.

Уметь анализировать любое туристское соревнование и классифицировать его по различным классификационным основаниям (цели, масштабу, форме проведения, составу участников). Уметь планировать комплексную дистанцию учебно-контрольных соревнований по туристской технике для различных возрастных групп школьников и устанавливать ее на местности. Иметь навыки определения результатов учебно-контрольных соревнований по туристской технике.


Литература основная.

 

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, изд. восьмое доп., М.: 2003. – 64с.

2. Алешин В.М., Серебенников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985 – 160с.

3. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 1998 –216с- (туризм в школе).

4. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 271с.

5. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. –228с.

6. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М: Профиздат, 1988. – 190с.

7. Питание в туристском путешествии. – М: Профиздат, 1986. – 175с. Авторы: В.Ф. Шимановский, В.И. Ганопольский, П.И. Лукоянов.

8. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры.- Авт.-сост. В.И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987.- 240с.

9. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн., 1988. – 96с.

10. Туризм спортивный. Правила проведения спортивных туристских походов. Мн., 2003.- 6с.

11. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2003.- 357с.

12. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: ФиС, 1987.- 144с.

 

Литература дополнительная.

 

1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., 1983.

2. Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тятте Я. Горный туризм. Снаряжение. Техника. Тактика. – Таллин: Изд-во Ээсти раамат. – 1980. – 328с.

3. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., Просвещение,1973.- 174с.

4. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М., 1984.

5. Водный туризм. М.: Профиздат,1990. – 303с. Авт.-сост. В.Н. Григорьев.

6. Данилова Н.А. Климат и отдых в нашей стране. М., 1980.

7. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. М., 1977.

8. Карманный справочник туриста / Авт.-сост. Ю.А. Штюрмер. – М.: Профиздат, 1985.–261с.

9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

10. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 175с.

11. Маслов А.Г. Константинов Ю.С. «Полевые туристские лагеря». – М.: Владос, 2000. –160с.

12. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. – М.: Профиздат, 1987.– 223с.

13. Тарасенок А.И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Мн.: ЕГУ, 2003. – 120с.

14. Хаттинг Г Альпинизм: Техника восхождений, ледолазания, скалолазания: Базовое руководство/ Гарт Хаттинг. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: «Изд-во ФАИР», 2006. –160с.

15. Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма: Курс тренировок. – М.: ФАИР-ПРЕСС. – 2005. – 192с.

16. Школа альпинизма (Начальная подготовка). – М.: ФиС, 1989. – 463с. Составители: П.П. Захаров, Т.В. Степенко.

17. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М., 1983. – 143с.

Содержание учебной программы по предмету «Туризм» (кафедра МСиТ)

Раздел 1. Туризм, как вид познавательной, рекреационной и спортивной деятельности.

 

Определение основных понятий и терминов предмета «туризм». Понятие «путешествие», как перемещения людей во времени и пространстве, которое предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность в пределах своей страны или в иную страну. Туристские путешествия, как частный случай путешествий. Цель путешествий, как основной критерий, позволяющий отделить туристские путешествия от прочих путешествий. Определение туризма, как походов, путешествий с рекреационными, познавательными и спортивными целями. Содержание рекреационных, познавательных и спортивных путешествий.

Классификация туристской деятельности. Основания для классификации туристской деятельности: субъект деятельности, регион проведения туристских мероприятий, направление туристских потоков, способ организации и характер финансирования туристских мероприятий, социальный и демографический состав участников мероприятий, транспорт и способ передвижения в путешествиях, цель путешествия и т.д. Цели (функции) туристской деятельности, как родовые (системные) основания для классификации. Подразделение системы туристской деятельности на подсистемы рекреационного, познавательного и спортивного туризма. Главные мотивы, побуждающие людей к участию в спортивных, познавательных и рекреационных туристских мероприятиях.

Классификация туристской деятельности, с использованием иных (не целевых) оснований. Классификация туристской деятельности исходя из форм ее организации и характера финансирования (туризм социальный, самодеятельный, коммерческий). Классификация туристской деятельности на основании региона проведения туристских мероприятий (международный, национальный); на основании социально-демографического состава участников туристских мероприятий (туризм семейный, детско-юношеский, студенческий и пр.). Классификация туристской деятельности на основании уровня двигательной активности (активный и пассивный туризм). Понятие формы осуществления туристской деятельности. Туристские поездки, путешествия, экспедиции, походы, соревнования.

Структурно-функциональная модель туристской деятельности. Взаимодействующие подсистемы познавательного, спортивного и рекреационного туризма. Доминирование рекреационных, познавательных или спортивных целей и задач – принцип по которому туристские мероприятия относятся к той или иной подсистеме туристской деятельности. Формы и содержание собственно рекреационного, спортивного и познавательного туризма. Анализ форм и содержания туристской деятельности с двумя (несколькими) доминирующими функциями. Примеры собственно рекреационных (рекреационных «в чистом виде») и рекреационно-спортивных, рекреационно-познавательных туристских мероприятий. Примеры собственно спортивных, спортивно-рекреационных и спортивно-познавательных туристских мероприятий.

Система спортивного туризма в Республике Беларусь, включающая в себя два вида спорта, внесенных в Единую спортивную классификацию РБ: спортивный туризм и туристско-прикладные многоборья. Содержание вида спорта «спортивный туризм» (походы по классифицированным маршрутам, содержащим естественные препятствия). Мотивы, цели, побуждающие людей к занятию данным видом спорта. Содержание вида спорта «туристско-прикладное многоборье» (соревнования по технике и тактике спортивного туризма). Связи данных видов спорта с другими видами спорта: альпинизмом, скалолазанием, спортивным ориентированием, горнолыжным спортом, гребным слаломом, парусным спортом и др.

Программно-нормативные документы, регулирующие туристскую деятельность. «Правила проведения спортивных туристских походов» и «Инструкция по проведению туристских походов с учащимися» как основные нормативные документы, регулирующие спортивно-туристскую и рекреационно-туристскую деятельность. Основные положения этих документов. Понятие об организационно-управленческих основах туризма. Система управления туризмом в Республике Беларусь (государственные и общественные организации). Система управления детским туризмом в Республике Беларусь.

Необходимые практические умения и навыки.

Уметь анализировать любое туристское мероприятия и классифицировать его по различным классификационным основаниям.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.