Международный день памяти жертв Холокоста, — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Международный день памяти жертв Холокоста,

2020-03-31 271
Международный день памяти жертв Холокоста, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА,

посвященный памяти жертв Холокоста, годовщине освобождения Красной армией узников концлагеря Аушвиц (Освенцим) и снятия блокады Ленинграда

Министерство Социальных отношений Челябинской области.

В программе мероприятия:

 

Оформление зала:

Выставки:

1. выставка «Дети войны – детям мира» Челябинской общественной организации бывших малолетних узников нацистских лагерей. Руководители организации– И.А. Царьков и П.Н. Исаченков, бывшие малолетние узники концлагеря Аушвиц (Освенцим).

2. «Праведники Польши» - Челябинская региональная общественная организация "Польское культурное общество "Солярис";

3. «Новые книги о Холокосте» - библиотека ЧГБОФ «ХЭСЭД НЭХАМА»

 


Музыка, фильмы

Ведущий

- Уважаемые гости. Прошу Вас поставить телефоны на беззвучный режим, мы начинаем мемориальную церемонию.

Сегодня в актовом зале Министерства социальных отношений Челябинской области присутствуют представители областного Правительства, Администрации города Челябинска, Министерства образования и науки, Челябинского государственного университета и Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета, национально-культурных центров, педагоги и старшеклассники средних школ, гимназий и лицеев нашего города и области.

Мы собрались здесь, чтобы отдать дань памяти миллионам людей, судьбы которых оказались заложниками двух величайших трагедий XX века – Холокоста и Блокады Ленинграда.

Ежегодно 27 января по решению Организации Объединенных наций отмечается Международный день памяти жертв Холокоста – политики нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев Европы, которая осуществлялась с тысяча девятьсот тридцать третьего по тысяча сорок пятый год. В этом году по всему миру проводятся мероприятия, посвящённые семьдесят пятой годовщине освобождения Красной армией 27 января 1945 года самого страшного нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау, в котором были преступно уничтожены более одного миллиона двухсот тысяч людей различных национальностей. Девять десятых их них были евреи – мужчины и женщины, невинные дети и беспомощные старики. Расовая идеология фашистов отказывала им в праве на жизнь на основании самого только факта национальной принадлежности.

Вспоминая сегодня жертв Холокоста, предоставляем слово директору Еврейского благотворительного центра «ХЭСЭД НЭХАМА» Альберту Наумовичу Рухману.

Рухман А. Н.

раввин Меир Кирш, зажигается ПЕРВАЯ СВЕЧА

Ведущий

Согласно традиции, в день Памяти зажигают шесть символических свечей.

Первая свеча – в память о шести миллионах евреев мира, погибших в огне Холокоста. Более двух миллионов из них были мирными гражданами Советского союза.

 

Учащиеся Травниковской школы

Пусть каждый человек зажжёт свечу в окошке

И тихо поминает загубленные души,

Пусть будет всем уроком то

Время Холокоста,

Покой всех жертв ушедших

Пусть будет не нарушен! НИКОГДА БОЛЬШЕ…

 

Музыка из кинофильма «Список Шиндлера» (стихотворение Ш. Чепелы):

Мой сын сказал однажды:

- Мама!

Ну сколько можно крови литься?

К чему забытой жизни драма,

Когда вокруг живые лица?

Давно земля войну забыла,

И Холокост ушёл в забвенье.

А тут – как вскрытая могила –

Опять твоё стихотворенье…

Других занятий не найдётся?

К чему опять тревожить память?

- Тебе, сынок, простить придётся

Своей неугомонной маме

Её встревоженную душу,

Что память бережёт чужую.

Я ваш покой сегодня рушу,

Я вас тревожу и волную,

Чтоб вы случайно не забылись,

Чтоб вы беспечно не уснули.

Чтоб в ваши спины не вонзились

Когда-то пущенные пули.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Из письма Гордона Сергея, находившегося в в Вильнюсском гетто и бежавшего вместе с женой. Письмо адресовано родственникам, семье Марка Михайловича Гордона, проживавшего в Нижнем Тагиле Свердловской обл., чья мать и другие родственники погибли в Вильнюсском гетто.

Дорогие Марик и Дося!

Сегодня получил ваше письмо, которое тронуло меня до глубины души. Прежде всего, о родных: Даня был вывезен из виленского гетто в Эстонию приблизительно 1 год тому назад с партией состоявшей из 3000 евреев. Известно, что в Эстонии кое-кто уцелел, как говорят, человек 400. Был слух, что они должны были приехать в Вильно, однако, несмотря на все мои старания, я о нем никаких сведений не имею. Моя мама была вывезена из гетто 10 месяцев тому назад с большой партией во время ликвидации гетто, по всей вероятности их повезли в город Мановиц (в Польше), где был «лагерь смерти» и там отравили газами. Имею основание предполагать, что с этой же партией погибли и твои родные: твоя мама, тетя Соня и Абельвим. О судьбе твоего брата мне ничего не известно. Твою маму видел последний раз в гетто, в Вильне, в первых числах октября 1941 г., за несколько дней до того, как я оттуда убежал с Леночкой. Твой бедный папа погиб в самом начале, в сентябре 1941 г. когда они устраивали гетто, тогда многих и его в том числе повели в тюрьму, оттуда на Понары и там расстреляли. На Понарах немцы и литовцы замучили до 100000 людей; из них евреев до 70000. Не удовлетворяясь расстрелом, там эти изверги закапывали людей еще живых, обливали их негашеной известью, истязали самым зверским образом. Малюше еще повезло, он умер скоропостижно, своей смертью, в первую же ночь после прихода в гетто; его семья уцелела, так же как и Мария Борисовна, которую увезли 2 года тому назад в Германию на работы. Что с ней, не знаю, но ей вначале удалось скрыть свое еврейское происхождение.

Бедная Адочка погибла в самом начале, в сентябре 1941 г. Они жили в Нововерках, где Эдек был главным инженером на бумажной фабрике, это 12 км от города. Их согнали в сарай (человек 300 евреев со всей округи), раздели догола и расстреляли, потом закопали в общей яме. Мне двое честных людей говорили, что Эдеку удалось бежать и что он будто бы жив, однако, я о нем ничего узнать не мог. Адочка и Галя Кальманович погибли несомненно. Из знакомых я в Вильно встретил Милецкую, Розу Семеновну Бунимович, доктора Седлиса и кое-кого из молодежи.

В общем из 60000 виленских евреев осталось человек 700 и то не все живут теперь в Вильно, очень многие в армии.

 

ВТОРАЯ СВЕЧА

Ведущий

Мы зажигаем свечу в честь героев тыла – тружеников легендарного Танкограда. На примере семьи знаменитого «короля танков» - директора Кировского завода Исаака Моисеевича Зальцмана мы видим, что сражения на фронте, трагические события Холокоста и блокады Ленинграда эхом откликнулись на Урале. Родной поселок Зальцмана Томашполь в Винницкой области на Украине в июне тысяча сорок первого года был занят немцами, затем попал в румынскую зону оккупации, начались преследования евреев, было создано гетто. С началом блокады осенью сорок первого Зальцман в кратчайшие сроки организовал эвакуацию крупнейшего в СССР танкового завода из Ленинграда в Челябинск. За годы войны в нашем городе было произведено 18 тысяч танков, что составило пятую часть от всех боевых машин, выпущенных в стране. Челябинские танки обеспечили победу нашей армии в тяжелых боях под Москвой, в Сталинградской битве и на Курской дуге, штурме Берлина и взятии Праги. После поражения немцев под Сталинградом румынские власти прекратили массовые убийства узников лагерей и гетто, даже разрешили доставку международной гуманитарной помощи. Только после освобождения Украины Исаак Моисеевич узнал о трагической судьбе, постигшей множество его близких и родственников. В 1945 году ему удалось разыскать лишь двоих детей своей сестры Бориса и Клавдию, оставшихся в живых.

Судьба семьи, жизнь конкретного города неотделимы от истории страны. Общественные организации нашей области выступают с инициативой о присвоении Челябинску и Магнитогорску почетного звания «Город трудовой доблести».

 

Из письма Файнберг Иохи Яковлевны, главного врача Дома ребенка в Минске. Она организовала эвакуацию младшей группы детей и сопровождала их до Кургана, где осталась работать врачом-хирургом. Муж ушел на фронт. Два сына находились на оккупированной территории недалеко от Минска у родственников отца. Отец Иохи Яковлевны был убит при отказе переселяться в Минское гетто. Там погибла и семья ее старшего брата. Из дневниковых записей Иохи Яковлевны в январе 1942 года:

Много раз я слышала это обвинение: «удрали, спасая свою жизнь, оставив все, в чем попало». Какая суровая истина, но ведь я спасала жизни детей, никому не нужные. Не довезла. Это ужасно. Гриня, я знаю, ты найдешь меня, детей. Счастливые матери хоронят своих детей, несут их на кладбище, ходят потом, украшают могилы. Кто растерзал тела моих детей? Кто слышал их последний вздох. Кто закрыл им глаза? Никто! Они как птички бились. Они звали беззащитные нас, Гриню. Они кричали: «Мама! Мама!». Они кричали: «Папа! Папа!» Я в это время, может быть, в далекой стране спала крепким сном, может быть, даже улыбалась – забыла на минуту горе. Может быть, баюкала чужих, никому не нужных детей. Детей, за которых ни одна мать не прольет ни одной слезы. Гриня, родной, кому нужна эта ненавистная война? Которая способна уничтожить столько людей.

Из письма, найденного в Освенциме, написанного Зелманом Градовским, одним из руководителей беспрецедентного в своём роде восстания 7 октября 1944 г. в главном освенцимском лагере смерти — Бжезинка. Узники из зондеркоманды попытались вырваться на свободу, Зелман погиб в перестрелке.

Я написал это, находясь в «зондеркоммандо». Я прибыл из КалбАсинского лагеря, около Гродно. Я хотел оставить это, как и многие другие записки, на память для будущего мирного мира, чтобы он знал, что здесь происходило. Я закопал это в яму с пеплом, как в самом надежном месте, где, наверное, будут вести раскопки, чтобы найти следы миллионов погибших. Но в последнее время они начали заметать следы — и где только был нагроможден пепел, они распорядились, чтобы его мелко размололи, вывезли к Висле и пустили по течению. Много ям мы выкопали. И теперь две такие открытые ямы находятся на территории крематориев 1-2. Несколько ям еще полны пеплом. Они это забыли или сами затаили перед высшим начальством, так как распоряжение было — все следы замести как можно скорее, и, не выполнив приказа, они это скрыли. Таким образом, есть еще 2 большие ямы пепла в крематориях 1-2. А много пепла сотен тысяч евреев, русских, поляков засыпано и запахано на территории крематориев.

В крематориях 3-4 тоже есть немного пепла. Там его сразу мололи и вывозили к Висле, потому что площадь была занята «местами для сжигания». Книжка, как и другие, лежала в ямах и напиталась кровью иногда не совершенно сожженных костей и кусков мяса. Запах можно сразу узнать.

Дорогой находчик, ищите везде. На каждом клочке площади. Лежат там (закопаны) десятки моих и других документов, которые бросят свет на все, что здесь происходило и случилось. Также зубов здесь много закопано. Это мы, рабочие команды, нарочно рассыпали, сколько только можно было по площади, чтобы мир нашел живые следы миллионов убитых. Мы сами не надеемся дожить до момента свободы. Несмотря на хорошие известия, которые прорываются к нам, мы видим, что мир дает варварам возможность широкой рукой уничтожить и вырывать с корнем остатки еврейского народа. Получается впечатление, что союзные государства, победители мира, косвенно довольны нашей страшной народной участью. Перед нашими глазами погибают теперь десятки тысяч евреев из Чехии и Словакии. Евреи эти, наверное, могли бы достигнуть свободы. Где только приближается опасность для варваров, что они должны будут уйти, там они забирают остатки еще оставшихся и привозят их в Биркенау-Аушвиц или Штутгоф около Данцига — по сведениям от людей, которые так же оттуда прибывают к нам.

Мы, «зондеркоммандо», уже давно хотели кончить с нашей страшной работой, вынужденной ужасом смерти. Мы хотели сделать большое дело. Но люди из лагеря, часть евреев, русских и поляков, всеми силами сдерживали нас и принудили нас отложить срок восстания. День близок — может быть сегодня или завтра. Я пишу эти строки в момент величайшей опасности и возбуждения. Пусть будущее издаст над нами приговор на основании моих записок, и пусть мир видит в них каплю, минимум того страшного трагического света смерти, в котором мы жили.

 

7.   Из письма Елисаветского Григория Давидовича, первого советского коменданта освобождённого Освенцима, с октября 1941 г. до конца войны находившегося на фронте.

Моя любушная Ненуся! Вот уже три дня, как я тебе опять не мог написать. Но на этот раз причины необычные. Мало того, что мы в движении, так то, что я пережил за последние три дня, не поддается никакому описанию. За три с половиной года войны я видел много ужасов и кошмаров, но то, что я лично видел в Освенциме, этого нельзя было себе представить даже при самой невероятной фантазии. Представь себе город, вокруг которого устроено 9 лагерей, в которых в среднем 60-80 тыс. народа со всех стран мира. Но туда достаточно зайти, не только там быть, и увидеть этих людей, чтобы лишиться рассудка. Здесь было четыре печи (крематорий), в которых ежедневно сжигали по 15-25 тыс. человек. В дни наибольшей загрузки, когда в печах не успевали сжигать людей, их сжигали в таких специальных цементных ямах, куда людей бросали живыми. В этих ямах сжигали по 15 тыс. человек. Людей привозили сюда якобы для санобработки, раздевали и вводили в такие подвалы, расположенные над печами, там все было устроено, как в душевой. Когда же подвал заполнялся от 1500 до 2500 чел., закрывалась дверь и туда пускали газы. Через 10-15 мин. умерщвленных людей подавали наверх, где и сжигали в печах. При этом эти изверги рода человеческого заставляли сжигать свои жертвы из числа обреченных на смерть. Больше того – отца заставляли сжигать своих детей; сына – родителей, а потом и самих исполнителей сжигали. Еще сейчас там картина потрясающая. Везде валяется столько трупов, что я тебе передать не могу. Входил в барак, где лежит в ряд 400 живых трупов. Эти люди лежат несколько дней, и никто к ним даже не входил. Никто им не давал ни есть, ни пить, и они лежали и ждали своей мучительной кончины. Можешь себе представить, какой вой они подняли, увидев живых людей, в которых они сразу почувствовали своих спасителей. Сейчас развернут там госпиталь (наш), туда уже свезли 4000 человек, но это только капля в море. А если бы ты видела, что делалось с людьми, когда они увидели хлеб, они ноги целовали, они выли (буквально выли, а не плакали) как безумные. В лагере имеется детский барак. Когда мы зашли туда, мои нервы больше не выдержали, у меня сперло дыхание, и слезы меня начали душить. Туда свели еврейскихдетей разных возрастов (близнецов). На них, как на кроликах, производили какие-то эксперименты. Я видел парня лет 14, которому с какой-то «научной» целью впрыснули в вену керосин. Потом у него вырезали кусок тела и послали в Берлин в лабораторию, ему же вставили другой кусок тела. Сейчас он лежит в госпитале весь в глубоких гниющих язвах и ничего с ним сделать нельзя. По лагерю ходит красавица-девушка, молодая, но умалишенная. Я вообще поражаюсь, как эти люди, которых мы видели, не сошли с ума все. Да, если до сих пор мы освобождали лагеря смерти, то Освенцим можно по праву назвать «Город поголовного массового истребления невинного народа». До 15 миллионов человек они здесь истребили.

Ненуся, любушка моя! Может, я не должен был тебе писать этого, но, поверь, я не могу не поделиться с тобой. Четвертый день, как не ем, спать не могу. Я даже смеяться перестал. Я серьезно заболел….

Как я счастлив, что у меня есть мои родные и что не видели и не пережили всех ужасов, которым подверглись миллионы теперь освобожденных Красной Армией.

ТРЕТЬЯ СВЕЧА

Ведущий

Мы вспоминаем настоящих героев – солдат и офицеров Красной армии, благодаря которым народы Европы и всего мира были спасены от фашистского рабства. В 1945 году наши соотечественники полностью или частично освободили из-под власти нацистов территории Румынии, Польши, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Австрии, Германии, Норвегии и Дании, в которых проживало более ста миллионов человек. Наша страна дорого заплатила за Победу над захватчиками. В каждой российской семье хранится память о дедах и прадедах – защитниках Родины и освободителях Европы.

Мы приглашаем к трибуне начальника Управления общественных связей Правительства Челябинской области Дмитрия Игоревича Семёнова.

 

Выступление Д. И. Семёнова

Яна Кайтмазова

Сообщение «Наши земляки-южноуральцы – освободители Аушвица (Освенцима): Н.И. Парфёнов и В.А. Ширшов» -

Освенцим… Это самый огромный нацистский концлагерь, созданный в небольшом городе на юге Польши и переименованный гитлеровцами в Аушвиц, в конце 1943 г. разделённый на три лагеря: Аушвиц I, Аушвиц II (Биркенау), Аушвиц III. Это место зла, насилия, бесчеловечности… Может быть, уже пора и забыть о нём? Ведь трудно жить и помнить о миллионах безвинно убиЕнных, сожжённых, развеянных пеплом… Но Аушвиц постоянно напоминает о себе:

СЛАЙД 2   Н акануне очередного Дня памяти и скорби житель Челябинской области «украсил» коттедж лозунгом нацистского Освенцима, студенты одного из уральских вузов выложили в соцсеть коллаж из фото друга в форме немецкой дивизии СС «Мёртвая голова», а лживые «историки», пытаются переиначить события, умалить заслуги Красной Армии в освобождении «фабрики смерти»: «Это был Первый украинский фронт, и украинцы освобождали концлагерь в Освенциме, в тот январский день открывали ворота лагеря…»

СЛАЙД 3 Немного справки:

СЛАЙД 4 Освенцим охраняли около 6 тыс. эсэсовцев, из них:

- 3/4 имели полное среднее образование;

- 5% - это выпускники университетов с учёной степенью;

- почти 4/5 обозначали себя в анкетах людьми верующими...

СЛАЙД 5 Освобождение Аушвица произошло 27-28 января 1945 года.

СЛАЙД 6    мы решили найти  земляков, в составе Красной Армии освободивших в январе 1945 года концлагерь Аушвиц. И нашли чебаркульца, уроженца Кусы, Парфёнова Николая Ивановича, воевавшего в составе Первого Украинского фронта 100-ой Львовской стрелковой дивизии 60-ой армии,который одним из первых входил в ворота Аушвица. Ни близкие родственники его, нибывшие коллеги не знали, что Николай Иванович участвовал в освобождении концлагеря, не было таких сведений и в его личном военном деле. В фондах областной научно-универсальной библиотеки мы обнаружили его статью «Не повторить Освенцим», опубликованную в газете «Южноуралец» в 1980 году, сопоставилиеёфрагменты с официальными документами из ЦАМО.  «При входе в концлагерь перед нами предстала ужасающая картина: по обе стороны входа - огромные снежные отводы, из которых торчали человеческие головы, голые руки, ступни ног. От увиденного сжималось в груди. Навстречу нам из бараков с протянутыми руками шли узники, … они были похожи на скелеты, в лохмотьях, посиневшие… старики, женщины, дети …» - читаем мы.  

Как актуально сегодня звучит вопрос ветерана, которого нет уж более двух десятков лет: «…неужели ещё повторится освенцимская трагедия массового истребления людей?» и его ответ: «Нет, нельзя допустить этого».

СЛАЙД 7. В военной судьбе другого южноуральца, Виктора Алексеевича Ширшова из Троицка,воевавшего в составе 994 сп 286 сд, значится факт освобождения Явожно – одного из многочисленных филиалов концлагеря Аушвиц III на оккупированной немцами территории Польши, в Верхней Силезии. Лагерь охраняли до  300 эсэсовцев дивизии «Мёртвая голова». Одновременно в нём содержалось до 4 тысяч узников (по другим данным - 5000), «в котором фашисты содержали военнопленных русских, французов, чехословаков, евреев». Евреи составляли до  80% от всех заключённых. Узники концлагеря использовались на принудительных работах для немецкой военной промышленности: добывали уголь в шахтах Явожно, строили ГЭС. Из-за голода, болезней, тяжёлых условий труда и жестокости охраны в лагере погибли около 2000 человек. Измождённых заключённых вывозили на грузовиках в газовые камеры в Аущвиц II - Биркенау

Части 286 стрелковой дивизии   вели бои за город Явожно 22 и 23 января 1945 года и после упорных уличных боёв освободили города Щаков и Явожно.

СЛАЙД 8. За подвиг в наступательном бою Виктор Алексеевич Ширшов был награждён медалью «За отвагу». В приказе о награждении читаем: «Автоматчика роты автоматчиков сержанта Ширшова Виктора Алексеевича за то, что он в наступательном бою за гор. Явожно (Западная Польша) 22.01.1945 г. показал себя мужественным и отважным воином. При отражении неоднократных контратак противника из своего автомата уничтожил 6 немецких солдат».

Уже в мирное время Виктор Алексеевич на вопрос, какие эпизоды Великой Отечественной войны особенно запомнились, ответил: «А вот как раз тот, за который медаль получил. Набрался тогда страха». И далее ветеран пояснял:

«Дело было в Польше. Меня с двумя автоматчиками послали узнать, оставили немцы расположенный впереди населённый пункт или нет. Зашли в городок, осторожно двигаемся, прижимаясь к домам. Совсем было решили, что немцев нет. А они как шарахнут из автоматов нам в спину! Пришлось бежать, да не назад, а вперёд, в тыл к немцам. Наткнулись на замаскированную немецкую артиллерийскую часть. Видимо, в резерве стояла. По привычке запомнил, сколько орудий и миномётов, заметил ориентиры. Потом увидели танки, тоже замаскированные. Оставил солдат, подполз ближе - батюшки, танки наши! Оказалось, при наступлении их тоже отрезали. Теперь танкисты готовились пробираться через линию фронта. Сказал командиру про обнаруженную артчасть. Решили попутно разгромить её. Нападение было внезапным, немцы в панике бежали: советских танков они с тылу не ждали. Через линию фронта тоже удачно прорвались. Вышли в расположение нашего полка. А там нас уже ждать перестали. Вот за это я и получил медаль, да ещё и в чине повысили: был сержант, а стал старшим сержантом»

СЛАЙД 9  «Перед уходом из Явожно немцы частично уничтожили больных, а трудоспособных угнали в Германию. Из 4.000 осталось 550 больных заключённых, нуждающихся в немедленной помощи».

«550»… Это много или мало? Сколько бы ни было, это спасённые жизни. Это спасение целой нации. Это надежда на будущее.

И такую надежду дали узникам Аушвица воины Красной Армии, такие, как наши земляки Парфёнов Николай Иванович, Виктор Алексеевич Ширшов и их товарищи – простые молодые парни…  Они были разных национальностей и вероисповедения, разного возраста и профессии, но с честью исполнили свой долг перед Родиной 75 лет назад.

 

ЧЕТВЕРТАЯ СВЕЧА

Ведущий

Мы помним об узниках гетто и концлагерей, спасенных Красной армией или погибших. В наше мирное время невозможно себе представить, сколько страданий им пришлось перенести.

ПЯТАЯ СВЕЧА

 

Ведущий

Наступивший две тысячи двадцатый год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. Торжества, посвященные юбилею Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы начинаем отмечать со Дня воинской славы России – Дня освобождения города-героя Ленинграда от изнурительной блокады, которая длилась восемьсот семьдесят два дня. В осаде города погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки, вместе взятых. Три процента из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; огромное большинство умерли от голода.

Выступление проректора по молодежной и социальной политике, кандидата исторических наук Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Евгения Анатольевич Жорова

Учащиеся Травниковской школы

11. Примо Леви «Человек ли это?»:  

Должен признаться: уже через неделю лагерной жизни и у меня полностью пропала потребность в чистоте. Однажды, бесцельно слоняясь по умывальне, я вижу, как мой пятидесятилетний друг Штаинлауф, раздевшись до пояса, склонился над раковиной и усиленно, хотя и безрезультатно (мыла-то нет!) трет себе плечи и шею. Меня он тоже замечает, здоровается и сразу же строго спрашивает, почему я не моюсь. А почему я должен мыться? Я что, стану лучше, чем есть? Смогу кому-то понравиться? Проживу на день или на час больше? Наоборот, скорее меньше, потому что мытье – тоже работа, лишний расход энергии и калорий. Разве Штаинлауф не знает, что, если полчаса потаскать мешки с углем, между ним и мной уже не будет никакой разницы? Чем больше я об этом думаю, тем больше убеждаюсь, что умываться в нашем положении глупо, просто несерьезно, ведь это всего лишь автоматическая привычка, хуже того, скорбные поминки по усопшему обряду. Все равно мы умрем, уже начали умирать. Если у меня утром до работы есть десять свободных минут, лучше я займусь чем-нибудь другим: побуду наедине с самим собой, подведу жизненные итоги, посмотрю на небо, может быть, я в последний раз его вижу, да просто поживу, в конце концов, понаслаждаюсь этой десятиминутной праздностью.

Но Штайнлауф перебивает меня. Он уже помылся и теперь вытирается курткой, которую во время мытья крепко сжимал коленями. Не прерывая своего занятия, он читает мне самую настоящую лекцию.

Жаль, что она не полностью сохранилась в моей памяти и я не могу вспомнить всех четко и ясно произнесенных слов бывшего сержанта австро-венгерской армии Штайнлауфа, награжденного в Первую мировую войну Железным крестом; жаль, что убежденную речь доброго вояки на не слишком уверенном итальянском я передаю здесь на своем языке – языке неверующего. Но смысл сказанного я запомнил хорошо и могу за него поручиться, он в следующем: именно потому, что лагерь – это гигантская машина, фабрикующая животных, в животных мы превратиться не должны. И в таком месте можно выжить, нужно стремиться выжить, чтобы потом рассказывать, свидетельствовать; а выжить нельзя, если не постараться всеми силами сохранить хотя бы признаки цивилизованности, спасти хотя бы ее костяк, остов. Пусть мы рабы, бесправные и беззащитные, пусть приговорены к смерти, избежать которую, скорее всего, не удастся, но, пока мы еще живы, одна возможность у нас есть, и мы должны сделать все, чтобы не упустить ее, потому что она – последняя. Возможность эта – не смиряться с нашим положением. Вот почему мы обязаны умываться, пусть даже и без мыла, вонючей водой, вытираться курткой вместо полотенца, ваксить башмаки. Не из страха нарушить инструкцию, а ради собственного достоинства, ради самих себя. Мы обязаны ходить ровной походкой даже в деревянных колодках не потому, что готовы подчиняться прусской дисциплине, а чтобы остаться живыми, не начать умирать.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ -

Молитвою начать должны мы

Этот день,

Чтоб память жертв нацистских

Мы почтили,

Пусть души их поднимутся

Всё выше,

Чтоб они точно знали:

МЫ ИХ НЕ ЗАБЫЛИ !...

ШЕСТАЯ СВЕЧА

 

Ведущий

«Пра́ведник наро́дов ми́ра». Это почетное звание установлено Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала «Яд ва-Шем» для людей, которые бескорыстно спасали преследуемых нацистами евреев, рискуя при этом собственной жизнью. Звание праведника получили более двадцати шести тысяч человек из пятидесяти одной страны. В числе праведников народов мира более двухсот наших соотечественников. Российская Федерация – большое многонациональное государство, для нас очень важно сохранять и укреплять дружбу народов как главную ценность.

Предлагаем выйти к трибуне руководителю Челябинского немецкого культурного центра Александру Яковлевичу Нахтигалю.

Выступление А. Я. Нахтигаля

Приглашаем к микрофону Директора Челябинского городского центра народного единства Сергея Сергеевича Бредихина

Выступление С.С. Бредихина

 

Студенты Историко-филологического факультета ЧелГУ

Читают стихи польского поэта Станислава Балинского Варшавская коляда 1939 года в переводе А.Ахматовой и Тадеуша Ружевича

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА,

посвященный памяти жертв Холокоста, годовщине освобождения Красной армией узников концлагеря Аушвиц (Освенцим) и снятия блокады Ленинграда

Министерство Социальных отношений Челябинской области.

В программе мероприятия:

 

Оформление зала:

Выставки:

1. выставка «Дети войны – детям мира» Челябинской общественной организации бывших малолетних узников нацистских лагерей. Руководители организации– И.А. Царьков и П.Н. Исаченков, бывшие малолетние узники концлагеря Аушвиц (Освенцим).

2. «Праведники Польши» - Челябинская региональная общественная организация "Польское культурное общество "Солярис";

3. «Новые книги о Холокосте» - библиотека ЧГБОФ «ХЭСЭД НЭХАМА»

 


Музыка, фильмы

Ведущий

- Уважаемые гости. Прошу Вас поставить телефоны на беззвучный режим, мы начинаем мемориальную церемонию.

Сегодня в актовом зале Министерства социальных отношений Челябинской области присутствуют представители областного Правительства, Администрации города Челябинска, Министерства образования и науки, Челябинского государственного университета и Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета, национально-культурных центров, педагоги и старшеклассники средних школ, гимназий и лицеев нашего города и области.

Мы собрались здесь, чтобы отдать дань памяти миллионам людей, судьбы которых оказались заложниками двух величайших трагедий XX века – Холокоста и Блокады Ленинграда.

Ежегодно 27 января по решению Организации Объединенных наций отмечается Международный день памяти жертв Холокоста – политики нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев Европы, которая осуществлялась с тысяча девятьсот тридцать третьего по тысяча сорок пятый год. В этом году по всему миру проводятся мероприятия, посвящённые семьдесят пятой годовщине освобождения Красной армией 27 января 1945 года самого страшного нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау, в котором были преступно уничтожены более одного миллиона двухсот тысяч людей различных национальностей. Девять десятых их них были евреи – мужчины и женщины, невинные дети и беспомощные старики. Расовая идеология фашистов отказывала им в праве на жизнь на основании самого только факта национальной принадлежности.

Вспоминая сегодня жертв Холокоста, предоставляем слово директору Еврейского благотворительного центра «ХЭСЭД НЭХАМА» Альберту Наумовичу Рухману.

Рухман А. Н.

раввин Меир Кирш, зажигается ПЕРВАЯ СВЕЧА

Ведущий

Согласно традиции, в день Памяти зажигают шесть символических свечей.

Первая свеча – в память о шести миллионах евреев мира, погибших в огне Холокоста. Более двух миллионов из них были мирными гражданами Советского союза.

 

Учащиеся Травниковской школы

Пусть каждый человек зажжёт свечу в окошке

И тихо поминает загубленные души,

Пусть будет всем уроком то

Время Холокоста,

Покой всех жертв ушедших

Пусть будет не нарушен! НИКОГДА БОЛЬШЕ…

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.