Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-03-31 | 212 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Практическая часть дипломной работы была проведена в подготовительной к школе группе в ДОУ № 18, поселка Октябрьского Красноармейского района со следующими детьми:
. Васильченко Артем
. Григоращенко Артем
. Диденко Арина
. Диброва Жанна
. Коваленко Эмма
. Конева Люда
. Майстренко Ксюша
. Мезинок Дима
. Рябков Артем
. Соколова Оля
. Стенько Катя
. Шакина Юля
На первом этапе практической работы была проведена диагностика для определения уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целями и задачами нашего исследования в ходе педагогического эксперимента необходимо было:
выявить критерии оценки уровня сформированноети мелкомоторчых движений рук у детей старшего дошкольного возраста;
провести диагностику уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста.
На основании изученной психолого-педагогической литературы научные труды (работы Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. и др.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников нами были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:
точность совмещения частей;
придерживание совмещенных сторон одной рукой;
оптимальность нажима на бумагу:
разглаживание бумаги;
фиксация сгибов;
проглаживание сгибов;
точность тактильных ощущений (умение выбрать бумагу для поделки на ощупь).
украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей).
В научной литературе под точностью совмещения частей подразумевается степень его соответствия требованиям двигательной задачи, поскольку эта задача будет выполнена, только если соответствует ей по пространственным, временным и силовым характеристикам (В.М. Зациорский). Формирование точности движений находится в определенной взаимосвязи с формированием и совершенствованием двигательных навыков и подчиняется общей закономерности их образования. В каждом двигательном навыке точность подвергается и хорошо поддается зрительному развитию путем упразднений. Повышение точности в каком-нибудь навыке заметно улучшает ее и во множестве других, сходных по своим координационным механизмам. Применительно к конструированию из бумаги точность проявляется в умении ребенка совместить детали выкройки на глаз, точно сложить стороны и углы выкройки в соответствии с поставленной задачей.
|
Придерживание совмещенных сторон одной рукой подразумевает умение ребенка удерживать бумагу одной рукой с определенным нажимом так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.
Оптимальность нажима на бумагу - умение ребенка при выполнении любой операции выбирать усилие нажатия на бумагу таким образом, чтобы не повредить ее, но в то же время произвести необходимые физические изменения в материале (согнуть, разогнуть, сжать и т.д.)
Разглаживание бумаги - это умение выравнивать бумагу тыльной стороной ладони.
Под фиксацией сгибов подразумевается умение ребенка наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба.
Проглаживание сгибов - это движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям.
Точность тактильных ощущений определялась нами как умение выбрать бумагу для поделки на ощупь (не тонкая, не толстая, хорошо сгибается, плохо сгибается и т.д.). Этот критерий очень важен для развития самостоятельной художественной деятельности дошкольников по созданию поделок оригами. 3 результате обучения ребенок должен уметь самостоятельно выбирать бумагу в соответствии со своим замыслом.
|
Украшениеподелки - подразумевается умение ребенка рисовать мелкие детали, владеть приемами вырезания.
На основе выявленных нами критериев оценки мы разработали пятибалльную систему оценивания сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:
баллов (средний уровень): ребенок точно совмещает части заготовки на глаз после повторных примериваний; придерживает совмещенные стороны одной рукой с определенным нажимом, чтобы совмещенные части не разъехались; ребенок точно выдерживает оптимальность нажима на бумагу, так чтобы выполнить операцию по преобразованию заготовки и не повредить бумагу; разглаживает бумагу тыльной стороной ладони, расправляя её, но не повреждая; фиксирует сгибы кончиком пальца, но иногда проводит сгибы с ошибкой, проглаживает сгибы по точно намеченной линии с оптимальным усилием, так чтобы сгиб получился четким, а бумага не повредилась; умеет выбрать бумагу для поделки на ощупь после показа или словесного указания педагога.
балла (средний уровень): ребенок совмещает части заготовки только после повторных примериваний и с помощью педагога; придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони, иногда повреждает её; фиксирует сгибы кончиком пальца, только после указания педагога; поглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет выбрать бумагу для поделки только с помощью педагога.
балл (низкий уровень): ребенок совмещает части заготовки только с помощью педагога, придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони только с помощью педагога; не фиксирует сгибы, даже после указания педагога; проглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет работать только с бумагой, выбранной для поделки педагогом.
В ходе констатирующего эксперимента была использована методика, разработанная Тарабариной Т.И., детям было предложено выполнить пять диагностических заданий для изготовления поделок способом оригами. В течение месяца дети выполнили целый ряд поделок. Основные темы моделирования поделок: «Грибок», «Елочка», «Ежик», «Рыбка», «Курочка».
|
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
Тема: «Ёлочка»
Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, четко совмещая стороны и углы.
Развивать: память, смекалку, мелкую моторику рук, учить придерживать совмещение сторон одной рукой.
Методические приемы: Беседа о ёлках, чтение стихотворения. Рассматривание поделки, рассказ о последовательности выполнения.
Материал: 3 квадрата зеленого цвета размером 15 х 15 см, 10 х 10 см, 5 x 5 см, клей.
Ход занятия:
1. Согните квадрат пополам, совмещая противоположные углы.
. Перегните полученный треугольник (согнуть, совмещая углы, развернуть).
Сложите такие же детали из оставшихся квадратов.
.Составьте из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея.
Установите ёлочку, перегнув её пополам по линиям перегибов».
На первом занятии по, теме "Ёлочка" дети работали активно, но у некоторых детей (Григоращенко А., Шакина Ю.) были трудности с точностью совмещения частей, что выражалось в неумении ребенка совмещать детали выкройки на глаз или неточности слаживания сторон выкройки. Так же трудности были у детей (Соколова О, Диброва Ж.) с придерживанием сторон одной рукой, у детей разъезжалась бумага и мялась.
Наблюдения за детьми позволили зафиксировать особенности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы. Результаты наблюдений зафиксированы в протоколе 1
(см. Приложение 1).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
Тема: «Грибок»
Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам, совмещая короткие стороны.
Развивать: воображение, смекалку. Закреплять: фиксацию сгибов, проглаживание сгибов поделки. Учить правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь.
Материал: приготовить красные прямоугольники 15 х 7,5 см, и зеленый квадрат 10 х 10 см, клей, ножницы, полоска белой бумаги.
|
Ход занятия:
Шляпка.
1. Перегнуть прямоугольник пополам, совмещая стороны.
. Опустить верхние углы к линии сгиба.
Ножка.
.Половить квадрат белой стороной к себе.
. Отогнуть снизу полоску. Перегнуть деталь.
. Перегнуть прямоугольник пополам "книжкой", совмещая короткие стороны.
. Опустить короткие стороны (боковые) к линии перегиба.
.Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку.
.Подклеить обе детали. Перевернуть фигурку.
. С помощью надрезов на зеленой полоске снизу сделайте травку. Украсьте шляпку белыми кружочками.
На втором занятии по теме "Грибок" сложности были у детей
(Шакина Ю., Васильченко А., Диброва Ж.) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон одной рукой, фиксацией сгибов (не могли наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба), точностью тактильных ощущений (неправильно подбирали бумагу для поделок на ощупь) и украшением поделки (вырезывание мелких частей) составило для некоторых детей трудности.
Поведение детей, их мелкомоторные движения, а также анализ полученных подделок был зафиксирован в протоколе 2 (см. Приложение 1).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3
Тема: "Рыбки"
Цель: Закреплять умение делить квадрат по диагонали. Учить вырезать недостающие детали на глаз.
Материал: Квадратный лист бумаги, ножницы, клей.
Методические приемы: Рассматривание картинки "Рыбки в аквариуме". Беседа о рыбках, чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Золотая рыбка". Рассматривание рыбок в аквариуме. Объяснение способа складывания выкройки, технике вырезания деталей (плавники, хвост).
Ход занятий:
1. Квадратный лист бумаги сложить по диагонали, развернуть и сложить еще раз по диагонали, а затем согнуть лист пополам от себя.
. Сложить выкройку по линиям сгиба.
. Получившиеся треугольники свернуть пополам для симметричного вырезания плавников и расходящегося веером хвоста.
. Развернуть поделку. С помощью аппликации выполнить украшение поделки.
На третьем занятии по теме "Ёжик" также у детей (Шакина Ю, Диденко А.) были проблемы с точностью совмещения частей, оптимальностью наития на бумагу, фиксацией сгибов, точностью тактильных ощущений, украшением поделки (рисование мелких частей на поделке), один ребенок плохо разгладил бумагу.
Особенности мелкомоторных движений были зафиксированы в Протоколе 3 (см. Приложение 1).
Анализ детских поделок выполненных в технике «оригами» позволил выявить уровни развития мелкомоторных движений рук детей.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4
Тема: «Ёжик»
Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам. Закреплять оптимальность нажима на бумагу и фиксацию сгибов.
Учить аккуратно украшать поделку мелкими деталями приемами рисования.
|
Материал: Приготовить серый (коричневый) квадрат размером 10 х 10 см, карандаши.
Методические приемы: Чтение рассказа о ежах. Рассматривание ёжика на картинке. Рассматривание поделки "ёжик". Подробное рассказывание последовательности поделки.
Ход занятия:
1. Положите квадрат белой поверхностью к себе и перегните его пополам "книжкой".
. Согните верхние углы: один немного, а другой к линии перегиба.
. Согните деталь по имеющейся линии перегиба.
. Переверните деталь на другую сторону. Согните верхний угол так, чтобы его верхняя сторона легла на сгиб.
. Согните внизу уголок первого слоя от себя, вогните внутрь угол от края. Переверните деталь.
.Согните нижний угол, убирая его внутрь фигурки. Потяните за угол - носик.
. Нарисуйте на мордочке глазки и иголки на шубке.
На четвертом задании по теме «Ёжик» трудности были у детей (Коваленко Э., Стенько К.) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон, разглаживанием бумаги, фиксацией сгибов, точностью тактильных ощущений, украшением поделки.
Мелкомоторные движения рук, выполненные детьми, а также их поделки были проанализированы и результаты оформлены в протоколе 4 (см. Приложение 1).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5
Тема: «Курочки»
Цель: Закреплять умение правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь, проглаживание сгибов, придерживание совмещенных сторон одной рукой.
Учить украшать поделку при помощи вырезывания мелких деталей.
Развивать: воображение, память, мелкую моторику рук.
Методические приемы: Беседа о домашней птице. Рассматривание поделок, рассказ о последовательности выполнения.
Материал: Красный квадрат размером 3 х 3 см и желтый (оранжевый) квадрат размером 15 х 15 см, клей, карандаши.
Ход занятия.
1.Перегнуть квадрат (желтый) дважды "косынкой".
. Один из боковых углов опустить к центру квадрата.
. Отогнуть часть угла, опущенного к центру квадрата, получая неглубокую складку. Равномерно согнуть верхний и нижний углы.
. Согнуть деталь пополем.
. Потянуть угол, вытягивая бумагу из складки наружу. Получится хвостик. Перегнуть противоположный хвостику уголок, помечая клюв.
. Вогнуть угол внутрь.
. Положить перед собой маленький квадрат белой поверхностью к себе и согнуть его "косынкой". Приклеить эту деталь, поместив её внутрь фигуркой под клювом курицы, оставив видимой только небольшую часть - бородку.
. Вырезать из бумаги гребешок. Приклеить его, помещая частично внутри вогнутого угла. Обозначить карандашом крылья, перья, нарисовать глаза.
На пятом занятии по теме: «Курочки» трудности были у детей (Григоращенко А., Конева А., Диброва Ж.) лишь в придерживании совмещенных сторон (у некоторых детей немного не совпадали углы), проглаживании сгибов, украшении поделки.
В целом дети работали на занятиях очень активно, старались выполнять свои поделки аккуратно, красиво, Даже те дети у которых что-то не получалось очень старались как можно лучше выполнить свою работу
Результаты пяти протоколов были обобщены и оформлены в таблицу 1.
Таблица 1
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!