Презентация «Кому сегодня нужен Словарь трудностей — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Презентация «Кому сегодня нужен Словарь трудностей

2020-02-15 444
Презентация «Кому сегодня нужен Словарь трудностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русского языка?»

 

Речь сегодня пойдет о справочной литературе. Если говорить о популярности толковых или орфографических словарей — за ними буду­щее, они стремительно завоевывают рынок коммуникаций. Но вот такой словарь, как Словарь трудностей русского языка под редакцией Розенталя Д. Э.и Теленковой М. А.? нужен ли он нам и зачем? Давайте разберемся.

   Конечно, в практике устной и письменной речи у многих людей нередко возникают затруднения самого различного характера. Сюда относятся: написание тех или иных слов, их произношение и ударение, словоупотребление (в соответствии с точным значением слова, сферой его употребления, стилистической окраской), грамматическая характеристика слова (например, колебания в роде отдельных существительных), словоизменение (выбор правильной формы падежа и числа), формообразование (краткие формы прилагательных, личные формы глагола), сочетаемость слов (лексическая и грамматическая) и т. д.

Но, согласитесь, затруднения эти сравнительно легко решаются в тех областях, в которых существуют соответствующие словари. Так, точное зна­чение слов, их стилистический «паспорт» можно проверить по толковым словарям; особенности словоизменения и формообразования указываются в различных грамматиках; написание и произношение проверяются по орфографическому и орфоэпическому словарям. И это далеко не полный перечень трудностей. Сколько надо иметь словарей?

Рациональное решение указанной проблемы возможно при наличии единого словаря трудностей, не очень громоздкого, но включающего наиболее распространенные языковые трудности.

Попытку составления такого пособия и представляет собой «Словарь трудностей русского языка». Настоящий словарь является исправленным и дополненным изданием. В нем собрано около 20 000 слов, представляющих трудности различного характера. Читатель получит справку о написании, произношении, формообразовании слова, узнает грамматическую и стилистическую характеристику слова, возможную сочетаемость, управление, а также правильность употребления слова.

Словарь предназначен для школьников, а также для всех, кто стремится повысить свою грамотность и культуру речи.

 Его отличие от дореволюционных и советских изданий типа «словарей правильной речи», рассматривающих в основном вопросы нормативного словоупотребления, состоит как в расширении самого материала «трудностей», так и в способах его подачи.

Конечно, сложным является само понятие «языковая трудность». Вряд ли можно найти объективный критерий для определения этого понятия, когда речь идет о словаре, предназначенном для широкого круга читателей с различными знаниями, навыками и подготовкой в области русского языка.

Нелегко в связи с этим решается и вопрос об отборе материала для словаря. Не приходится говорить о каком-то «среднем» читателе: ориентировочно принимаются во внимание весьма различные категории лиц, которые будут пользоваться словарем в разных условиях, с различными целями, в поисках ответа на различные интересующие их вопросы.

Неизбежно также встает вопрос о назначении подобного словаря, в нем не только регистрируются трудные случаи написания, произношения, словоупотребления и т. д., но и даются рекомендации нормативного характера. Однако выбор нормы, в свою очередь, затрудняется присущей ей изменчивостью, обусловленной непрерывным развитием языка, сохранением старых норм и появлением новых.

     Как решались все эти вопросы при создании настоящего словаря? Составители его, естественно, опирались на разнообразные лексикографические источники, многочисленные исследования по отдельным вопросам лексикологии, словообразования, грамматики, орфографии, орфоэпии, анализировали язык образцовых писателей, изучали зарубежную практику создания аналогичных сло­варей.

He последнюю роль играли многолетние наблюдения самих составителей над речью образованных людей, экспериментальная проверка «трудных» случаев, проводившаяся в среде студентов-филологов, учителей-словесников, дикторов радио и телевидения, журналистов, издательских редакторов, работников культуры, анкетный опрос, а в ряде случаев и собственное языковое чутье.

Посмотрим, каков же состав данного словаря. Так, по мнению составителей такой словарь должен включать:

Орфографические трудности

Для этой части словаря отобраны в первую очередь слова, написание которых хотя и регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., но в отдельных случаях вызывает затруднения. Сюда отнесены:

- слова с непроверяемыми безударными гласными: бечёвка, кощей, наваждение и др.;

- слова с трудно проверяемыми безударными гласными: кочан, снегирь, пескарь и др.;

- слова с чередующимися гласными типа плавучий — пловец, подравнять — подровнять и т. п.;

- слова с гласной после шипящих в корне: жёлоб, жёрнов, сажёнки, трещотка, трущоба, шёпот и др.;

Орфоэпические трудности

Основную трудность вызывает постановка правильного ударения. Для этой части словаря отобраны:

- слова с двояким, колеблющимся или «трудным» ударением: иначе — иначе, обух — обух, творог — творог, агент, алфавит, диалог, договор, каталог и др.;

- слова, допускающие различное ударение в разных стилях речи: ишиас — ишиас, кета — кета, комбайнер — комбайнёр, мизерный — мизерный, ржаветь — ржаветь и др.;

- слова-омографы: ирис — ирис, кирпичина — кирпичина, магистерский — магистерский, характерный — характерный и др.;

- слова, у которых различие в ударении связано с различием в значении: подвижной — подвижный, призывной — призывный и др.;

- слова, в которых постановка ударения в формах вызывает трудности:

а) имена существительные типа уголь — род. п. углЯ и Угля, типа рекА — вин. п. рЕку и рекУ, типа Область — род. п. мн. ч. областЕй, Отрасль — род. п. мн. ч. отраслЕй;

6) имена прилагательные в краткой форме: влАстна — властнА, жестОка — жестокА, вИдны — виднЫ, дОбры — добрЫ и др.;

в) глаголы на -ироватъ: маркировАть, нормировАть, премировАть и др.;

г) причастия на -ированный: дипломированный — гофрированный, запланированный — запломбированный и др.;

д) глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени Отнял, отнялА, Отняло, Отняли; пОнял, понялА, пОняло, пОяли и др.;

е) краткие страдательные причастия прошедшего времени типа рОздан, разданА, рОздано, рОзданы, созван, сОзвана, сОзвано, сОзваны, созванА;

-слова с побочным (второстепенным) ударением: суперобложка, цельнометаллический, четырёхсоткилометровый и др.;

-слова, допускающие перенос ударения на предшествующий предлог: бЕз толку, зА руку, Из дому, нА зиму, пО полу, пОд гору и т. п.

Лексические трудности

Сюда отнесены:

 - разграничение близких по звучанию, но различных по значению слов типа:

а) корчевание — корчёвка, предубеждение — предубеждённость;

б) логический — логичный, туристический — туристский;

в) надевать — одевать, оплатить — уплатить;

 - разграничение близких по значению невозвратных и возврат­ных глаголов типа белеть — белеться, грозить — грозиться.

  В словарь включены:

- некоторые названия народов (в качестве начальной формы приводится форма именительного падежа множественного числа): абхазцы — абхазы, аварцы — авары и др.;

- пары глаголов на - изировать---- изовать: популяризировать — популяризовать, стабилизировать — стабилизовать.

Конечно, в Словарь внесены и грамматические нормы, но сегодня мы о них говорить не будем. Это все, что мы хотели вам рассказать. Может быть, вы не знали о таком словаре? Но, поверьте, встреча с ним обязательно обогатит вас: ведь, желая посмотреть только правописание нужного вам слова, Вы получите лингвистическую информацию и о другой стороне этого слова.

А в заключение хотелось бы напомнить, что словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка.

 

Презентация «Говорить правильно!.. А зачем?»

Мы все в школе изучали множество тем, связанных с грамматикой, лексикой, орфоэпией и другими разделами языкознания. Кто-то из нас их изучал старательно и упорно, кто-то не очень…. Но даже самые старательные многие из изученных тем уже не помнят. На самом деле, может, в этом нет ничего страшного. Действительно, мало кому в будущей жизни пригодятся какие-то разряды местоимений, название типов придаточных предложений или еще что подобное. Но есть такие языковые знания, которые и школьнику, и взрослому человеку очень стыдно не знать. Вслушайтесь в разговор двух образованных людей:

Секретарь директора школы, звонит: Здравствуйте, Вы мама Сережи Иванова? Завуч просила Вас зайти. Да, у Вашего сына есть проблемы и очень серьезные

Мама: Здравствуйте! Можно войти? Я мама Сережи Иванова.

Завуч: Здравствуйте! Проходите, садитесь. У меня к вам неприятный разговор. Я крайне недовольна учебой Вашего сына. Он просто феномЕн в кавычках: почти всю четверть мы изучали тему «ВекторА», а он ее так и не усвоил. Я пыталась всеми средствАми ему объяснять, но в ответ полное непонимание, а главное – нежелание.

Мама: Что же Вы посоветуете нам делать?

Завуч: Есть, конечно, репетиторы, и у нас в школе и в другой, в квАртале отсюда. Есть и у меня знакомый прекрасный репетитор, но он живет в 5 килОметрах отсюда. Другого выхода нет!

Мама: Знаете, а у меня уже есть выход: пожалуй, мы найдем не репетитора, а другую школу, которая будет либо в квартАле отсюда, либо даже в 5 киломЕтрах от города. Думаю там учат детей обычными срЕдствами, с помощью которых ученик быстро поймет тему «ВекторЫ» и вполне возможно скоро станет фенОменом безо всяких кавычек.

Конечно, это была шутка. Мы специально придумали такую простую историю. Но хочется вас спросить: «Может ли учитель, скажем, физики или математики говорить так?» - Конечно, нет! И нам всем слышать такую речь учителя неприятно. А ведь и мы можем стать для кого-то учителем, ну, если не учителем, то примером. Каждый из нас учит младшее поколение и тем сохраняет наш великий и могучий русский язык для будущей России.

Какие правила нарушал этот учитель? Правильно, они называются «Правила ударения». Давайте поговорим о них немного.

Ударение в русском языке своеобразно. В чем его специфика?

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, т.е. не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать:

 - на первыйслог: зАгнутый, Иконопись;

 - на второй слог: намЕрение, щекОтно;

 - на третий слог: принялА, начатА

 - на четвертый: газопровОд, христианИн

 

               Такое ударение называется разноместным.

В других языках ударение прикреплено к определенному слогу.

Например, во французском и турецком языках оно падает на последний слог, а в польском – на предпоследний. Зная эти закономерности, можно в заимствованных слова правильно его поставить. Вот задание для вас:

 

Какой слог ударный?

Жалюзи, колледж, Сопот, Вроцлав, Познань

 

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, т.е. способность менять свое место в зависимости от формы слова, например, понЯть – пОнял – понялА; начАть – начАл – началА. Хотя большинство русских слов не меняют места своего ударения. Отсюда возникает еще одна трудность: менять или не менять место ударения в формах слова. Выполните еще одно задание:

 

В каких словах ударение подвижно, а в каких нет?

 

Деньги –денег – деньгами – о деньгах

Красивый – красивее – красивейший

Вкючить – включит – включат

Позвонить – позвонит –позвонят

 

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что ударение меняет свое место с течением времени. И у слова появляется новый вариант правильного произношения.

Скажите, как теперь произносятся эти слова?

КладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, музЫка, библиОтека, призрАк.

 

Да, эти слова имеют новое произношение, а старое считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях:

Сравни:

Гремит музЫка полковая (А. Пушкин); ВертИт очами так и сяк (И. Крылов); Ворон не жарят, ни варЯт (И. Крылов).

Как же читать эти строки нам, современным людям. А вот как: произносить их в самом произведении нужно по-старому, в соответствии со старой нормой, а в современной речи – в соответствии с новой нормой.

    Мы обратили ваше внимание только на некоторые трудности русского ударения, связанные с его особенностями. А на самом деле их гораздо больше. Помните: научиться правильному ударению очень трудно, но нарушение норм ударения считается в нашей культуре большой речевой ошибкой. Пусть каждый из вас задумается, зачем он должен говорить правильно.

 

 


Раздел 3

Тренировочные тесты

«Готовимся к контрольному тестированию»

 

Выполните тест 1

 

Задания Варианты ответов
1. Речевая ошибка допущена в предложении … а) Компания гарантирует Вам оплату поездки во Францию. б) В комнате, возле печки, стояла девушка, она была жарко натоплена. в) На высоких стеблях качались шарики дивного голубого цвета с яблоко величиной. г) Через некоторое время разговор перекинулся на белых медведей – властителей здешних широт.  
2. Ошибка в употреблении деепричастного оборота допущена в предложении… а) Отдохнув и утолив жажду, путники двинулись дальше. б) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. в) Поев и просмотрев почту, у него появилось желание выйти на свежий воздух. г) Приблизившись к морю, мы еще издали услышали его глухой шум.  
3. Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого допущена в предложении … а) Большинство участников были отправлены на лето в оздоровительный лагерь. б) Кузнечики, сверчки и медведки затянули в траве скрипучую, монотонную музыку. в) Рост наших достижений, в особенности успехи в строительстве и развитии инфраструктуры района, даёт основание для уверенности в будущем. г) Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
4. Нормы управления нарушены в словосочетании… а) одеть рубашку на сына б) очень скучаю по вас в) обрести веру в друзей г) заведующий кафедрой    
5. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота … а) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, просим изучить возможность нашего совместного участия в выставке. б) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, заключён договор о совместном выпуске продукции. в) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, создана совместная финансовая компания. г) Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, принятые рекомендации имеют большое значение.  
6. Грамматическая ошибка допущена в предложении … а) А видели ли вы протоптанные тропы в знойное лето? б) Глава администрации распределяет и управляет финансами. в) Густой чёрный дым большими клубами поднимался из-под длинных камышовых крыш. г) Мы читаем и конспектируем тексты по экономике.
7. Речевой ошибки нет в управлении слов… а) отзыв на книгу б) аннотация на статью в) рецензия о монографии г) уверенность в победу  
8. Ошибка в согласовании допущена в словосочетании … а) два голубых банта б) три белых розы в) двадцать весёлых котят г) тринадцать молодых девушек
9. Укажите предложение, в котором инверсия не оправдана. а) Её глаза закрывали тёмные очки. б) Вас я очень люблю. в) Не его сегодня ждёт награда. г) Сидят девчонки на заборе.  
10. Речевая ошибка допущена в предложении … а) Новая врач Петрова получила почётное звание «Лучший по профессии». б) Преподаватель Л.П. Иванова назначила зачет на завтра. в) В этом магазине открылось новое кафе-бар. г) Офицер накинул на ребёнка свой плащ-палатку.
11.Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота а) Мы встретили детей, промокших под дождём. б) Во вторник состоится конференция, собравшая учёных из разных городов России. в) Тюль, повешенный на окно, делал комнату уютной. г) Родившийся в России, он с трудом привыкал к жизни в Америке.  

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.