Лекция. «Государственная  национальная  политика  Российской Федерации  на Северном Кавказе» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лекция. «Государственная  национальная  политика  Российской Федерации  на Северном Кавказе»

2020-02-15 298
Лекция. «Государственная  национальная  политика  Российской Федерации  на Северном Кавказе» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция. «Государственная  национальная  политика  Российской Федерации  на Северном Кавказе»

Се́верный Кавка́з  — регион в Восточной Европе, находится в Европейской части Российской Федерации, включающий Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказского хребта (исключая его восточную часть, относящуюся к Азербайджану), западную часть южного склона до реки Псоу (по которой проходит граница между Россией и Абхазией). Самый многонациональный регион России.

Состав

На территории Северного Кавказа находятся субъекты Российской Федерации:

Краснодарский край

Ставропольский край

Ростовская область

Адыгея

Дагестан

Ингушетия

Кабардино-Балкария

Карачаево-Черкесия

Северная Осетия

Чечня

В 2010 году сформирован Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорске. В округ вошли семь регионов: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край.

История

Основная статья: Горская республика

В ноябре 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области Центральным комитетом Союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана была провозглашена государство Горская республика. Этим же решением ЦК Союза объединённых горцев был преобразован в Горское правительство. Весной 1919 г. Дагестан заняли войска генерала Деникина, после чего Горское правительство заявило о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис.

 

Историко-культурологический аспект определения территории Северного Кавказа

Следует заметить, что термин Северный Кавказ имеет в равной степени как географический, так и историко-культурно-политический смыслы, в котором немалую роль играет и конфессиональный состав населения. Северный Кавказ — территория Суннитского Ислама и Русского Православия, характеризующаяся большим количеством титульных народностей на сравнительно небольшой территории. Закавказье — территория Грузинского Православия, Армяно-Григорианской Церкви и значительного влияния Шиизма, территория официально мононациональных государств, увеличение численности национальностей Ближнего Востока — курдов, айсоров и иных.

Грубая оценка музыки, одежды, оружия даёт также вполне чёткое разделение: Северный Кавказ — традиционные Кавказские музыкальные основы, распространение так называемой черкески с газырями, преобладание оружия слабой кривизны и открытых рукояток оружия. Закавказье — влияние иранских и семитских музыкальных традиций, менее регулярное употребление одежды с газырями, тяга к большей кривизне клинка и защищённости гарды оружия, явная крестовина у сабель. Причём, Закавказские особенности усиливаются с Запада на Восток, имея место уже в Центральнокавказском регионе, и, достигая наибольшей выраженности в Лезгистане, который является слиянием всего Кавказа, всех его традиций. Постепенность перехода подтверждает тот факт, что нет каких-либо исключительно Северокавказских или Закавказских особенностей, и многое зависит более от особенностей данной местности, нежели чем от формальной принадлежности к Северному или Южному Кавказу, которая во многом совпадает с политическими условиями, нежели чем с физической географией. (Сравни: формальное отнесение всего Дагестана к Северному Кавказу и столь же формальное отнесение всего Судана к Северной Африке, исходя из историческо-культурных особенностей региона).

Природные ресурсы

Северный Кавказ — крупнейшая сельскохозяйственная база России(помимо Сибири и Алтая), в которой сельскохозяйственные угодья занимают более 70 % территории.

Регион — место расположения лучших морских и горных курортов России, среди них курорты Краснодарского края, кавказские Минеральные Воды, Долинск, Приэльбрусье, Домбай, перспективное Каспийское побережье.

Значительны природные ресурсы региона: имеются запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных металлов, урановых руд, строительного сырья, ценных пород древесины, запасы водных биологических ресурсов (рыба и морепродукты).

Транспорт

Побережья Северного Кавказа обладают особым торговым значением для страны, здесь расположены важные порты: крупнейший Российский морской порт Новороссийск, порты Туапсе, Сочи, Краснодар (пристань на р. Кубань), порты Ейск, Махачкала, Дербент; Проходят крупные маршруты транспортировки континентальной нефти и газа: КТК, нефтепровод Баку — Новороссийск, газопровод Голубой поток, строящийся продуктопровод Саратовский НПЗ — Волгоградский НПЗ — Новороссийск.

 К порту Новороссийска ведут также крупные железнодорожные и автомобильные магистрали (крупнейшая M4 «Дон»), к Анапе — М25, от пос. Джубга на Туапсе, Сочи, Адлер — М27. От Ростова, от ст. Павловская идет автомагистраль М29 Кавказ на Минеральные Воды, Махачкалу, Баку.

(продолжение из другого источника)

Одной из самых острых для России задач всегда являлось проведение выдержанной государственной политики в отношении народов и территорий, входящих в ее состав, как фундаментальной основы сохранения целостности страны.

Новый подход к решению национального вопроса был осуществлен после Октябрьской революции. За всеми нациями, входящими в состав России, было признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства. Основные положения программы партии в области национальной политики были закреплены в утвержденной в ноябре 1917 года «Декларации прав народов России» и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в январе 1918 года, а затем и в Конституции РСФСР 1918 года.

За распадом СССР и образованием новых суверенных государств последовал всплеск движения за национальное самоопределение, в форме самореализации национально-государственных образований. «Перестройка», сопровождавшаяся ростом национального самосознания, до предела обострила межнациональные конфликты и породила этнополитические национальные движения.

 Процесс суверенизации стал принимать тревожные масштабы, и в некоторых случаях даже угрожать целостности Российской Федерации. Уже в 90-е годы появилась острая необходимость в изменении национальной политики и принятии новых конституций в национальных республиках.

 Это послужило началом на Северном Кавказе самоопределения народов в форме национально-государственных образований: в 1921 году была создана Горская АССР, из которой позднее возникли Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Ингушская и Северо-Осетинская автономные области, преобразованные впоследствии в автономные республики.

Северный Кавказ всегда находился в эпицентре этнополитических процессов, начиная с периода его присоединения к России.

Одной из важнейших проблем в межнациональных отношениях является проблема русского населения в республиках Северного Кавказа - это не только вопрос демографии и миграции, а гораздо более серьезный фактор, от которого зависит обеспечение межэтнического согласия и перспектив дальнейшего развития региона. Русское население на Кавказе играет ключевую роль в социально-экономической и общественно-политической сферах. Помимо вклада в экономику и хозяйственное управление, образование и культуру, русские жители республик способствуют осознанию представителями других народов своей отличительности и целостности. Присутствие русского населения на Северном Кавказе обеспечивает, с одной стороны, коллективное самосознание основных нерусских народов и удерживает его от дальнейшего дробления на локально-культурные ареалы, а с другой стороны, именно русские влияют на формирование общероссийских культурных ценностей и установок и на поддержание общероссийского самосознания и патриотизма. Русское население играет также важную роль стабилизатора межэтнических отношений в регионе, предотвращая напряженность и межгрупповые конфликты между титульными этносами, которые имеют исторические корни.

Многонациональность народа России подтверждена в ее Основном Законе. Конституция Российской Федерации открывается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации …». Дальше в первой главе указывается, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». На практике это означает, что за каждой национальностью России, независимо от ее численности, сегодня признается такое же право, что она равная среди равных членов этого сообщества, то есть такая же государство-образующая национальность, как и другие.

Северный Кавказ – это сосредоточение уникальных факторов, включающих в себя этнографию, историю, геополитику, традиции и обычаи народов, без учета которых здесь невозможна сколько-нибудь приемлемая национальная политика. Весьма важно помнить и то, что процесс интеграции горских народов Северного Кавказа в Россию проходил не просто, противоречиво, а порой трагично. Имели место репрессии, депортации, вынужденные переселения, игнорирование и ущемление национальных интересов. В то же время в составе России народы Северного Кавказа, как и другие народы, познали защиту, покровительство, развитие национальных культур и экономики, становление своей государственности. Благодаря этому регион прочно интегрировался в Российское государство. Разрыв этих связей неминуемо имел бы пагубные последствия и для Северного Кавказа, и для России в целом.

 Радикальные исторические перемены, переживаемые Россией, обусловили новые подходы к формированию концептуальных основ государственной национальной политики.

Обращается особое внимание на то, что межнациональные отношения на Северном Кавказе осложняются этноконфессиональными проблемами.

 Конфессиональный фактор, не имевший вначале особого веса в нагнетании конфликтной напряженности, стал приобретать такие черты по мере того, как экстремистски настроенные идеологи национальных движений стали поднимать на щит фундаменталистские идеи в их крайних формах.

 Существенным фактором этнополитических процессов явилась историческая память этносов. Основными проблемами здесь были память о Кавказской войне и травмы, связанные с последствиями репрессий и депортации народов. Актуализация этих проблем нередко выливалась в масштабные межэтнические противостояния.

 Еще одной особенностью северокавказского общества, часто недостаточно учитываемой политиками федерального центра, является то, что народы, населяющие этот регион, сохраняют свой традиционный уклад жизни. Здесь жив характерный для ранних этапов развития общества родовой (клановый, тейповый) строй. Все это создает объективные социокультурные предпосылки для большей этнополитической напряженности в регионе.

 Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе также осложнена социально-экономическими проблемами.

Республики Северного Кавказа относятся либо к группе малообеспеченных, либо бедных регионов. В регионе уже продолжительное время удерживается наиболее низкий по стране уровень экономического развития. Сегодня валовой региональный продукт (ВРП) на Северном Кавказе в пересчете на душу населения существенно ниже, чем в целом по РФ. В Адыгее и Карачаево-Черкесии он достигает 40%, в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — 35-37 %, а в Ингушетии - всего 20% от среднероссийского уровня.

При этом роль теневой экономики велика, как нигде в России.

По неофициальным данным, во всем регионе от 70 до 80% людей в возрасте до 30 лет не имеют постоянной работы, а значит и постоянных доходов. Только по официальным данным на каждый процент роста безработицы приходится 5% роста преступности. И сегодня коренной перелом в этой сфере не наступил. Все это формировалось в условиях отсутствия внятной стратегии социального, экономического, политического развития Северного Кавказа.

Северокавказский регион всегда был чрезвычайно значимым для России, занимал особое место в ее политике. Стратегическое значение для России Северокавказского региона обусловливается не только его выгодным местоположением, но и его природными богатствами, наличием здесь развитой аграрно-промышленной инфраструктуры.

 Так как в новых геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими путями, то главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на северо-восток Евразии, подальше от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов: Средиземноморско-Черноморского – Кавказско-Каспийского региона. Ближайшие цели – сделать неконкурентоспособными, затратными имеющиеся российские магистральные газонефтепроводы, проложив в обход России собственные транспортные артерии, доставляющие дешевое сырье из Казахстана, Азербайджана, Ирана в Европу и Америку.

 Поэтому внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государственных и межгосударственных образований, преследующих исключительно свои национальные (политические и экономические) интересы.

 

Сложное наследие оставила в памяти народов Кавказская война (1817-1864гг.), которая ассоциируется с именем имама Дагестана Шамиля.

 

 После окончания Кавказской войны Северный Кавказ окончательно вошел в состав Российского государства. Еще раньше он был признан частью России Ираном и Турцией (Гюлистанский мирный договор с Ираном 1813 года, подтвержденный Туркманчайским трактатом 1828 года; Адрианопольский мирный договор с Турцией 1829 года). Последствия включения Кавказа в состав России трудно назвать однозначно позитивными. Так, сразу же по окончании Кавказской войны последовала вынужденная эмиграция горцев-мусульман (мухаджирство) в Турцию и заселение Северного Кавказа народами из внутренних областей России.

 

 Вовлечение кавказских народов в экономическую и политическую жизнь России, безусловно, способствовало интеграции их в общероссийское культурное пространство. Народы Северного Кавказа, как и другие народы империи, развивались в пространстве российской цивилизации, обусловившей существенные черты современного этнокультурного облика этих народов. Поэтому сегодня Россию без Кавказа и Кавказ без России представить невозможно. Во всяком случае, народы Кавказа, люди, которые там живут, этого себе представить не могут. В экономическом отношении кавказская политика России также не подпадала никак под понятие «колониальная». Не было хищнической эксплуатации, дискриминации в государственных отношениях. Наоборот, оказывалась поддержка, снижались налоговые подати с кавказских народов, и этот регион для империи был даже убыточным, поскольку все собранные средства оставались на Кавказе и в центральную казну не поступали. Вместе с тем, этнополитическая напряженность на Северном Кавказе не исчезала, а продолжала существовать и в советское время.

Одной из острых проблем последнего времени на Северном Кавказе являются межконфессиональные отношения, обострившие этнополитическую обстановку.

Ислам занимает на Северном Кавказе особое положение в силу того обстоятельства, что здесь проходит граница между христианской и мусульманской цивилизациями. Согласно популярной концепции С. Хантингтона, по этой границе пролегает линия «межцивилизационного разлома», столкновения цивилизаций – «племенного конфликта в глобальном масштабе» – отношения между которыми «почти никогда не будут близкими,

о, что произошло в Чечне, в официальных документах и речах политиков долгое время не называлось своим именем (в официальных документах использовались сначала термины «разоружение незаконных формирований», «восстановление конституционного порядка», позднее – «контртеррористическая операция»), и только в последнее время все это было названо войной.

 

 Какими бы серьезными аргументами не были оправданы масштабные военные действия на территории своей страны, они должны быть исключены из арсенала внутренней политики. История неоднократно доказывала, что применение жестких силовых мер против части территории государства, политика которой входит в противоречие с центром, ведет только к эскалации конфликта. Даже если подавляющей силой удается справиться с сопротивлением, все равно страна на долгие десятилетия, если не столетия, получает «горячую точку» на своей территории. Эти соображения особенно обоснованы применительно к Северному Кавказу, принимая во внимание историю его вхождения в состав государства, взаимоотношений его народов с Россией, а также специфику горского менталитета.

 

 В отношении демографических потерь в первой чеченской кампании существуют различные взаимоисключающие оценки в диапазоне от 35,7 тысячи до 120 тысяч погибших. По утверждению сепаратистов, было убито около 100 тысяч человек, 37 тысяч ранено, около 8 тысяч тяжело ранено.

 В 1992 году в Чеченской Республике проживало около 1 млн. постоянных жителей. За восемь лет, с 1991 по 1998 годы, республику покинули до 500 тысяч чеченцев, 150-180 тысяч русских, 15 тысяч армян, 10 тысяч ингушей, а также 2 тысячи евреев. В первом полугодии 1999 года из Чечни выехали около 4,8 тысячи человек. Осенью 1999 года в Ингушетию ушли около 200 тысяч чеченцев. К концу 2002 года практически все население, покинувшее республику, возвратилось на прежние места проживания.

В Чеченской Республике в результате двух войн произошел резкий процесс дезурбанизации, связанный с бомбардировками и разрушениями крупных городов, а также интенсивным оттоком из них населения. Существенно возросла доля сельского населения, которое теперь составляет около 80% от общего населения республики. В ходе боевых действий двух чеченских кампаний регион понес тяжелые материальные потери: разрушение жилого сектора; уничтожение производственных и инженерных сооружений, объектов социально-культурной сферы.

 

 Боевые действия нанесли огромный экологический ущерб Чеченской Республике - более 30% ее территории характеризуются как "зона экологического бедствия", еще 40% - как "зона с особо неблагоприятной экологической обстановкой". Только в последние годы, после долгих лет войны, страха и безысходности в республике стала налаживаться мирная жизнь.

 

 Длительные широкомасштабные боевые действия в Чечне имели свое дестабилизирующее влияние на весь Северный Кавказ. С 5 мая 2005 года боевики объявили о расширении зоны своих военных действий и о присоединении к своим вооружённым силам подразделений моджахедов Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии – Алании и ногайцев Ставропольского края. Зоной военной активности были намечены горные районы Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

 Целью сепаратистов стала не только независимость Чечни, но и образование исламского государства — Имарата Кавказ, о котором было объявлено 7 октября 2007 года Доку Умаровым, избранным боевиками амиром Кавказа. В составе Имарата Кавказ сепаратисты видят субъекты Российской Федерации: Республику Дагестан, Чеченскую Республику, Республику Ингушетия, Республику Северная Осетия - Алания, Республику Кабардино-Балкария, Республику Карачаево-Черкесия и Ставропольский край.

 По данным полпреда Президента России в ЮФО Владимира Устинова, за 2009 год было совершено около 800 нападений боевиков. Количество погибших и раненых военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также гражданских лиц, составило 1263 человека против 914 в 2008 году. Наиболее высокий уровень активности боевиков наблюдается в Ингушетии, Дагестане и Чеченской Республике.

 

Таким образом, современная ситуация на Северном Кавказе показывает, что фактор политической нестабильности сохраняется, регион по прежнему остается местом новых вызовов и угроз для национальной безопасности России, а значит, он должен остаться зоной особого внимания и заботы со стороны российской власти.

Как подчеркивал в своем выступлении на Общественном форуме народов Кавказа и Юга России В.В. Путин, «Кавказ является не столько местом и ареной наших внутренних противоречий, сколько ареной столкновения деструктивных сил, в том числе и зарубежных»

Одной из важнейших задач на этом пути является постоянный диалог со всеми общественными силами с целью определения путей к национальному согласию, возрождение культуры межнационального общения как общей культуры, основывающейся на общечеловеческих ценностях. На решение этих задач нацелена, в частности, Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе», принятая в августе 2001 года.

    В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года ситуация на Северном Кавказе обозначена как самая серьезная внутриполитическая проблема нашей страны.

Необходимым направлением созидательной деятельности в области национальной политики является сотрудничество с национальными объединениями, возникающими в результате институциализации национальных движений, которые ставят своей целью сохранение традиций, особенностей родной культуры и языка.

Общественные организации, движения и объединения, в целом институты гражданского общества имеют большое, часто недооцениваемое значение для стабилизации этнополитической ситуации. По нашему мнению, государству необходимо более активно вовлекать такого рода организации в общественно-политическую жизнь страны.

 Одной из серьезных проблем Северного Кавказа является                     неконтролируемая миграция. Эта проблема требует особого исследования и учета в национальной политике. В главе даны рекомендации по этому сложному вопросу.

 В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются выводы и предложения по совершенствованию государственной национальной политики на Северном Кавказе.

 Для проведения национальной политики на Северном Кавказе недостаточно только принятия нужных законов и концепций. Наряду с этим важно обращаться к опыту самих народов. Каждый народ в ходе истории выработал свой способ регулирования межнациональных отношений, создал своего рода системы саморегуляции, развивающиеся вместе с народом.

 Эффективность национальной политики зависит от того, насколько быстро и объективно основные ее положения и результаты будут доводиться до всех народов России, и их убедительность станет залогом ее успеха. Поэтому в реализации государственной национальной политики и в формировании гармоничных межнациональных отношений необходимы совместные усилия всего общества, как тех, кто разрабатывает государственную национальную политику, так и тех, кто ее реализует и обеспечивает ее информационную поддержку.

 

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ:

Лекция. «Государственная  национальная  политика  Российской Федерации  на Северном Кавказе»

Се́верный Кавка́з  — регион в Восточной Европе, находится в Европейской части Российской Федерации, включающий Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказского хребта (исключая его восточную часть, относящуюся к Азербайджану), западную часть южного склона до реки Псоу (по которой проходит граница между Россией и Абхазией). Самый многонациональный регион России.

Состав

На территории Северного Кавказа находятся субъекты Российской Федерации:

Краснодарский край

Ставропольский край

Ростовская область

Адыгея

Дагестан

Ингушетия

Кабардино-Балкария

Карачаево-Черкесия

Северная Осетия

Чечня

В 2010 году сформирован Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорске. В округ вошли семь регионов: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край.

История

Основная статья: Горская республика

В ноябре 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области Центральным комитетом Союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана была провозглашена государство Горская республика. Этим же решением ЦК Союза объединённых горцев был преобразован в Горское правительство. Весной 1919 г. Дагестан заняли войска генерала Деникина, после чего Горское правительство заявило о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис.

 

Историко-культурологический аспект определения территории Северного Кавказа

Следует заметить, что термин Северный Кавказ имеет в равной степени как географический, так и историко-культурно-политический смыслы, в котором немалую роль играет и конфессиональный состав населения. Северный Кавказ — территория Суннитского Ислама и Русского Православия, характеризующаяся большим количеством титульных народностей на сравнительно небольшой территории. Закавказье — территория Грузинского Православия, Армяно-Григорианской Церкви и значительного влияния Шиизма, территория официально мононациональных государств, увеличение численности национальностей Ближнего Востока — курдов, айсоров и иных.

Грубая оценка музыки, одежды, оружия даёт также вполне чёткое разделение: Северный Кавказ — традиционные Кавказские музыкальные основы, распространение так называемой черкески с газырями, преобладание оружия слабой кривизны и открытых рукояток оружия. Закавказье — влияние иранских и семитских музыкальных традиций, менее регулярное употребление одежды с газырями, тяга к большей кривизне клинка и защищённости гарды оружия, явная крестовина у сабель. Причём, Закавказские особенности усиливаются с Запада на Восток, имея место уже в Центральнокавказском регионе, и, достигая наибольшей выраженности в Лезгистане, который является слиянием всего Кавказа, всех его традиций. Постепенность перехода подтверждает тот факт, что нет каких-либо исключительно Северокавказских или Закавказских особенностей, и многое зависит более от особенностей данной местности, нежели чем от формальной принадлежности к Северному или Южному Кавказу, которая во многом совпадает с политическими условиями, нежели чем с физической географией. (Сравни: формальное отнесение всего Дагестана к Северному Кавказу и столь же формальное отнесение всего Судана к Северной Африке, исходя из историческо-культурных особенностей региона).

Природные ресурсы

Северный Кавказ — крупнейшая сельскохозяйственная база России(помимо Сибири и Алтая), в которой сельскохозяйственные угодья занимают более 70 % территории.

Регион — место расположения лучших морских и горных курортов России, среди них курорты Краснодарского края, кавказские Минеральные Воды, Долинск, Приэльбрусье, Домбай, перспективное Каспийское побережье.

Значительны природные ресурсы региона: имеются запасы нефти и газа, высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал, запасы руд промышленных металлов, урановых руд, строительного сырья, ценных пород древесины, запасы водных биологических ресурсов (рыба и морепродукты).

Транспорт

Побережья Северного Кавказа обладают особым торговым значением для страны, здесь расположены важные порты: крупнейший Российский морской порт Новороссийск, порты Туапсе, Сочи, Краснодар (пристань на р. Кубань), порты Ейск, Махачкала, Дербент; Проходят крупные маршруты транспортировки континентальной нефти и газа: КТК, нефтепровод Баку — Новороссийск, газопровод Голубой поток, строящийся продуктопровод Саратовский НПЗ — Волгоградский НПЗ — Новороссийск.

 К порту Новороссийска ведут также крупные железнодорожные и автомобильные магистрали (крупнейшая M4 «Дон»), к Анапе — М25, от пос. Джубга на Туапсе, Сочи, Адлер — М27. От Ростова, от ст. Павловская идет автомагистраль М29 Кавказ на Минеральные Воды, Махачкалу, Баку.

(продолжение из другого источника)

Одной из самых острых для России задач всегда являлось проведение выдержанной государственной политики в отношении народов и территорий, входящих в ее состав, как фундаментальной основы сохранения целостности страны.

Новый подход к решению национального вопроса был осуществлен после Октябрьской революции. За всеми нациями, входящими в состав России, было признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства. Основные положения программы партии в области национальной политики были закреплены в утвержденной в ноябре 1917 года «Декларации прав народов России» и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в январе 1918 года, а затем и в Конституции РСФСР 1918 года.

За распадом СССР и образованием новых суверенных государств последовал всплеск движения за национальное самоопределение, в форме самореализации национально-государственных образований. «Перестройка», сопровождавшаяся ростом национального самосознания, до предела обострила межнациональные конфликты и породила этнополитические национальные движения.

 Процесс суверенизации стал принимать тревожные масштабы, и в некоторых случаях даже угрожать целостности Российской Федерации. Уже в 90-е годы появилась острая необходимость в изменении национальной политики и принятии новых конституций в национальных республиках.

 Это послужило началом на Северном Кавказе самоопределения народов в форме национально-государственных образований: в 1921 году была создана Горская АССР, из которой позднее возникли Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Ингушская и Северо-Осетинская автономные области, преобразованные впоследствии в автономные республики.

Северный Кавказ всегда находился в эпицентре этнополитических процессов, начиная с периода его присоединения к России.

Одной из важнейших проблем в межнациональных отношениях является проблема русского населения в республиках Северного Кавказа - это не только вопрос демографии и миграции, а гораздо более серьезный фактор, от которого зависит обеспечение межэтнического согласия и перспектив дальнейшего развития региона. Русское население на Кавказе играет ключевую роль в социально-экономической и общественно-политической сферах. Помимо вклада в экономику и хозяйственное управление, образование и культуру, русские жители республик способствуют осознанию представителями других народов своей отличительности и целостности. Присутствие русского населения на Северном Кавказе обеспечивает, с одной стороны, коллективное самосознание основных нерусских народов и удерживает его от дальнейшего дробления на локально-культурные ареалы, а с другой стороны, именно русские влияют на формирование общероссийских культурных ценностей и установок и на поддержание общероссийского самосознания и патриотизма. Русское население играет также важную роль стабилизатора межэтнических отношений в регионе, предотвращая напряженность и межгрупповые конфликты между титульными этносами, которые имеют исторические корни.

Многонациональность народа России подтверждена в ее Основном Законе. Конституция Российской Федерации открывается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации …». Дальше в первой главе указывается, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». На практике это означает, что за каждой национальностью России, независимо от ее численности, сегодня признается такое же право, что она равная среди равных членов этого сообщества, то есть такая же государство-образующая национальность, как и другие.

Северный Кавказ – это сосредоточение уникальных факторов, включающих в себя этнографию, историю, геополитику, традиции и обычаи народов, без учета которых здесь невозможна сколько-нибудь приемлемая национальная политика. Весьма важно помнить и то, что процесс интеграции горских народов Северного Кавказа в Россию проходил не просто, противоречиво, а порой трагично. Имели место репрессии, депортации, вынужденные переселения, игнорирование и ущемление национальных интересов. В то же время в составе России народы Северного Кавказа, как и другие народы, познали защиту, покровительство, развитие национальных культур и экономики, становление своей государственности. Благодаря этому регион прочно интегрировался в Российское государство. Разрыв этих связей неминуемо имел бы пагубные последствия и для Северного Кавказа, и для России в целом.

 Радикальные исторические перемены, переживаемые Россией, обусловили новые подходы к формированию концептуальных основ государственной национальной политики.

Обращается особое внимание на то, что межнациональные отношения на Северном Кавказе осложняются этноконфессиональными проблемами.

 Конфессиональный фактор, не имевший вначале особого веса в нагнетании конфликтной напряженности, стал приобретать такие черты по мере того, как экстремистски настроенные идеологи национальных движений стали поднимать на щит фундаменталистские идеи в их крайних формах.

 Существенным фактором этнополитических процессов явилась историческая память этносов. Основными проблемами здесь были память о Кавказской войне и травмы, связанные с последствиями репрессий и депортации народов. Актуализация этих проблем нередко выливалась в масштабные межэтнические противостояния.

 Еще одной особенностью северокавказского общества, часто недостаточно учитываемой политиками федерального центра, является то, что народы, населяющие этот регион, сохраняют свой традиционный уклад жизни. Здесь жив характерный для ранних этапов развития общества родовой (клановый, тейповый) строй. Все это создает объективные социокультурные предпосылки для большей этнополитической напряженности в регионе.

 Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе также осложнена социально-экономическими проблемами.

Республики Северного Кавказа относятся либо к группе малообеспеченных, либо бедных регионов. В регионе уже продолжительное время удерживается наиболее низкий по стране уровень экономического развития. Сегодня валовой региональный продукт (ВРП) на Северном Кавказе в пересчете на душу населения существенно ниже, чем в целом по РФ. В Адыгее и Карачаево-Черкесии он достигает 40%, в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — 35-37 %, а в Ингушетии - всего 20% от среднероссийского уровня.

При этом роль теневой экономики велика, как нигде в России.

По неофициальным данным, во всем регионе от 70 до 80% людей в возрасте до 30 лет не имеют постоянной работы, а значит и постоянных доходов. Только по официальным данным на каждый процент роста безработицы приходится 5% роста преступности. И сегодня коренной перелом в этой сфере не наступил. Все это формировалось в условиях отсутствия внятной стратегии социального, экономического, политического развития Северного Кавказа.

Северокавказский регион всегда был чрезвычайно значимым для России, занимал особое место в ее политике. Стратегическое значение для России Северокавказского региона обусловливается не только его выгодным местоположением, но и его природными богатствами, наличием здесь развитой аграрно-промышленной инфраструктуры.

 Так как в новых геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими путями, то главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на северо-восток Евразии, подальше от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов: Средиземноморско-Черноморского – Кавказско-Каспийского региона. Ближайшие цели – сделать неконкурентоспособными, затратными имеющиеся российские магистральные газонефтепроводы, проложив в обход России собственные тр


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.