Антимонопольная политика в Казахстане на современном этапе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Антимонопольная политика в Казахстане на современном этапе

2020-02-15 119
Антимонопольная политика в Казахстане на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время казахстанская экономика характеризуется «высокой степенью сосредоточенности», немногочисленные мега - холдинги контролируют более половины всего ВВП, которые помимо основной деятельности через дочерние предприятия осуществляют целый ряд непрофильных функций. Такие действия замедляют развитие малого и среднего бизнеса и, как следствие, позволяют избегать налогообложения и транспарентного ценообразования. Подтверждением этому служат многочисленные факты монополизации отдельных секторов экономики национальными компаниями и мегахолдингами. Национальные компании сейчас представляют собой крупные холдинги, которые занимаются практически всеми видами деятельности, часто далекими от основной. Это приводит к неэффективности и непрозрачности в работе нацкомпаний.

В этой связи Агентством проводится целенаправленная работа по недопущению оказания субъектами естественных монополий непрофильных функций и видов деятельности и разработке системы мер по их выявлению и передаче в конкурентную среду.

Так, Агентством в Законе Республики Казахстан «О естественных монополиях» четко предусмотрены ограничения деятельности осуществления регулируемых услуг в сферах естественных монополий, в частности субъекту естественной монополии запрещается [1]:

оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности:

· технологически связанной с регулируемыми услугами;

· установленной законодательством Республики Казахстан о почте;

· в случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг, относящихся к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов от всей деятельности субъекта рынка за один календарный год;

· в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии за один календарный год;

· в случае невозможности организационного и территориального обособления структурного подразделения, оказывающего услуги (товары, работы) в сфере естественной монополии;

иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых услуг (товаров, работ) субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии;

владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих деятельность, разрешенную для субъекта естественной монополии.

В целях осуществления эффективного контроля за данными действиями субъектов естественных монополий и определения конкретного порядка согласования, Агентством разработаны Правила представления и рассмотрения ходатайств о даче согласия на осуществление субъектами естественных монополий иной деятельности и Правила представления и рассмотрения ходатайств по совершению сделок субъектом естественной монополии.

В данных Правилах определены:

порядок представления ходатайств на осуществление Субъектом иной деятельности, содержание ходатайств, порядок и сроки их рассмотрения;

порядок и сроки рассмотрения и представления ходатайств на получение согласия уполномоченного органа на отчуждение имущества Субъекта или на совершение иных сделок с имуществом Субъекта;

порядок представления ходатайства о получении согласия уполномоченного органа на приобретение Субъектом не для собственного потребления товаров, транспортируемых или передаваемых им;

порядок представления ходатайства о получении согласия уполномоченного органа на совершение сделок по приобретению Субъектом акций (долей), а также иных форм его участия в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность, разрешенную для него;

порядок предоставления ходатайства о получении согласия уполномоченного органа на осуществление найма Субъектом имущества, используемого для предоставления регулируемых услуг (товаров, работ).

На основании данных норм законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, в соответствии с Сетевым графиком исполнения мероприятий Общенационального плана по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», Агентством проводится работа по инвентаризации видов деятельности, учредительных документов субъектов естественных монополий и их дочерних, зависимых и совместно контролируемых организаций, на предмет выявления непрофильных функций для передачи их в конкурентную среду малого и среднего бизнеса.

В этой связи Агентством завершается проведение анализа по осуществлению субъектами естественных монополий иных видов деятельности и на данном этапе определяется перечень субъектов естественных монополий, по которым будут приняты решения о передаче в конкурентную среду их непрофильных видов деятельности.

В целях реализации Сетевого графика разработан и утвержден План мероприятий Агентства по его реализации.

Создана межведомственная рабочая группа для проведения анализа и инвентаризации видов деятельности субъектов естественных монополий на предмет выявления непрофильных функций, в состав которой вошли представители Агентства, компетентных отраслевых государственных органов, крупных субъектов естественных монополий республиканского раздела Государственного регистра. Проводятся на еженедельной основе заседания межведомственной рабочей группы, в том числе по рассмотрению конкретных ситуаций по конкретным субъектам естественных монополий.


Заключение

 

В результате обзора сущности, основных видов и форм монополий можно сказать, что это исторически сложившаяся форма организации предприятия в процессе исторического развития человечества, характеризующаяся наличием у компании, в силу различных условий, исключительных прав на осуществление определенных действий производственного процесса.

В результате компаративного анализа двух полярных форм организации рынка, монополии и конкуренции можно сделать вывод о том, что конкуренция, не смотря на полярность, приводит к монополии. Возникают противоречия между ними. Целью появления монополии является ослабление, уничтожение конкуренции. Однако монополия не только не уничтожает конкуренцию, она ее усиливает, изменяет ее виды, ее формы проявления.

Рассматривая существование монополий в Казахстане можно сказать, что процесс перехода Казахстана к рыночной экономике, возникновение частной собственности, стимулировали возникновение различных монополий в области электроэнергетики, газо- и нефтедобычи, транспорта, связи и т.д. В связи с этим, государство вынуждено было принимать меры государственного регулирования в области антимонопольной политики. Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий был принят ряд законов и нормативных актов, ограничивающих и регулирующих правоотношения монополий с остальными субъектами хозяйствования и государством, потребителями, но оно еще далеко от совершенства.


Список литературы

 

1. Белоусова, Н.И. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в Республике Казахстан / Экономика и право Казахстана. - 2010. - №3.

2. Варламова, А.Н. О некоторых проблемах законодательства о конкуренции / Вестник Московского государственного университета им. Ломоносова. - Серия 1. - Право. - 2010. - №1.

.   Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / под ред. А.И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 2011.

.   Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей / пер. с англ. В. Лукашевича и др. - СПб: Питер. - 2009.

.   Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Инфра - М, 2009. - 188 с.

.   Стиглиц, Дж. Экономика государственного сектора / Дж. Стиглиц. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та: Инфра - М, 2008. - 720 с.

.   Рассадкина, А.С. Взаимодействие конкуренции и монополии / Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. - №150.

.   Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. / Д.Н. Хайман. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 384 с.

.   Хэй, Д. Теория организации промышленности: в 2 т. / Д. Хэй, Д. Моррис. - СПб.: Экономическая школа, 2009. - 592 с.

.   Шерер, Ф.М. Структура отраслевых рынков / Ф.М. Шерер, Д. Росс. - М.: Инфра-М, 2009. - 702 с.

.   Спирчагов, Г.С. Конкуренция и монополия: проблемы реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов / Вестник Чувашского университета. 2008. - №4.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.