Уполномоченный по правам человека — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Уполномоченный по правам человека

2020-02-15 126
Уполномоченный по правам человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

САМСОНОВА МАРИНА

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Реферат

 

Предмет: Права человека и их защита

 

Курс JUR 45

 

 

Преподаватель: Калиненкова Т.

 

 

ТАЛЛИНН

2002

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

 

ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН                           

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА                                                        4

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ОМБУДСМЕНА                                                                      4

КОМПЕТЕНЦИЯ ОМБУДСМЕНА                                                                                       5

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМБУДСМЕНА                                                                   

ПРИЕМ И РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ                                                                                6

МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА                                                                            8

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                 8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО                                                                        9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОМБУТСМЕНА С ИНЫМИ ИНСТИТУТАМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ                                                                                              10

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                11

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ                                                                      11

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ОМБУДСМЕН (швед. Ombudsmann – представитель чьих-либо интересов) – специально избираемое (назначаемое) должност­ное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых стра­нах — также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры Омбудсмен осу­ществляет контроль и ведет расследова­ние с точки зрения не только законнос­ти, но и эффективности, целесообразно­сти, добросовестности, справедливости. Должностные лица этого рода имеют раз­ные названия: собственно Омбудсмен – в сканди­навских странах; народный защитник – в Испании и Колумбии; посредник – во Франции, адвокат народа – в Румынии. Омбудсмен может избираться или назначаться раз­личными способами. В Испании он избирается на 5 лет парламентом, в Намибии назначается президентом, во Франции - декретом Совета министров. В подавляю­щем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к Омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребле­ние, Омбудсмен указывает на это соответствующе­му органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собствен­ной инициативе.

 

 

ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА

 

Институт Уполномоченного по правам человека при парламенте был впервые учрежден на первой сессии Олий Мажлиса (Парламента) по инициативе Президента Республики Узбекистан в феврале 1995 года. В целях содействия эффективному выполнению возложенных на Уполномоченного по правам человека задач постановлением Парламента от 6 мая 1995 г. при нем была создана Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Деятельность Уполномоченного и Комиссии была регламентирована Положением об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека, утвержденным Постановлением Олий Мажлиса от 29 августа 1995 года.

В 1996 году была начата работа над проектом Закона об Уполномоченном, в котором приняли участие депутаты Парламента, ученые-правоведы республики, зарубежные эксперты. При подготовке законопроекта был учтен опыт зарубежных Омбудсменов, специалистов, которые высказали свои предложения и замечания на семинаре-совещании ОБСЕ "Национальные институты по правам человека", прошедшего в г. Ташкенте в сентябре 1996 г.

Проект Закона об Уполномоченном по правам человека был опубликован для всенародного обсуждения в газетах "Халк сузи" - "Народное слово" 14 февраля 1997 года, а на восьмой сессии Парламента Республики Узбекистан 24 апреля 1997 года Закон "Об Уполномоченном Парламента по правам человека /Омбудсмене/" был принят.

Данный Закон регламентирует правовое положение Уполномоченного по правам человека, определяет сферу и принципы его деятельности, порядок избрания на должность и освобождения от должности, его полномочия по рассмотрению жалоб и заявлений граждан, права и обязанности в области защиты прав и свобод граждан.

Уполномоченный Парламента по правам человека (Омбудсмен) является органом внесудебной защиты прав граждан, который призван принимать и рассматривать их жалобы, которые исчерпали другие правовые средства защиты своих прав и свобод, он обязан содействовать восстановлению нарушенных прав человека путем внесения своих рекомендаций о путях разрешения конфликта между государственным органом и гражданином. 

 

 

КОМПЕТЕНЦИЯ ОМБУДСМЕНА

 

Уполномоченный по правам человека /Омбудсмен/ является должностным лицом, наделенным парламентом страны специальными полномочиями по защите прав и свобод граждан в случае их несоблюдения или нарушения со стороны различных органов и должностных лиц.

Уполномоченный по правам человека осуществляет парламентский контроль за эффективностью соблюдению законодательства в области прав человека со стороны: государственных органов; органов самоуправления граждан; предприятий, учреждений, организаций; общественных объединений; должностных лиц.

Необходимо подчеркнуть, что Уполномоченный по правам человека контролирует только эффективность соблюдения законодательства о правах человека вышеуказанными органами, а не осуществляет общий контроль за их деятельностью, который проводится соответствующими органами.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав граждан путем приема и рассмотрения обращений по поводу нарушения их прав выше перечисленными организациями и должностными лицами и направления в их адрес своего заключения относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод. Поскольку деятельность Уполномоченного не заменяет, а дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, то он принимает, в основном, жалобы, которые уже рассматривались в административном или судебном порядке и принятые решения не удовлетворяют заявителя.

В ходе своей деятельности по осуществлению парламентского контроля за соблюдением прав человека Уполномоченный выявляет пробелы или несоответствия действующего законодательства республики международным стандартам в области обеспечения и защиты прав человека и вносит свои предложения по их совершенствованию. Для изучения опыта различных стран в сфере поощрения и защиты прав человека Уполномоченный развивает международное сотрудничество с организациями, входящими в систему ООН, ОБСЕ, осуществляет контакты с институтами Омбудсмена различных стран, с Международным институтом Омбудсмена, с разными правозащитными организациями.

Уполномоченный по правам человека играет важную роль в информационно-воспитательной сфере по поощрению прав человека на национальном уровне, т.е. он информирует и просвещает общественность страны о правах человека, способствует появлению чувства уважения к ним, поощряет и поддерживает действия, направленные на защиту прав человека от нарушения, иными словами содействует повышению общественного сознания граждан в области прав человека.

Уполномоченный при осуществлении своих функций является самостоятельным и независимым от органов исполнительной и судебной власти. Он строит свою деятельность только на основе закона, устанавливает правила и процедуры своей текущей работы, устанавливает контакты и сотрудничает с государственными органами, общественными объединениями и должностными лицами.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных законом, а также воспрепятствование выполнению обязанностей Уполномоченного влечет ответственность, установленную законодательством Республики Узбекистан.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМБУДСМЕНА

ПРИЕМ И РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ

 

Основным направлением деятельности Уполномоченного являются рассмотрение и проверка жалоб, поступающих как от граждан Республики Узбекистан, так и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Жалобы подаются в случае нарушения их прав в результате действия или бездействия организаций или должностных лиц. При этом под бездействием органов понимается пассивное поведение, состоящее в невыполнении лицом определенных действий, совершение которых предписывается законодательством, в результате которых последовало нарушение прав человека. Под действием органов и должностных лиц понимается активное поведение, состоящее в выполнении действий, которые привели к нарушению тех или иных прав и свобод граждан.

В соответствии с Законом Уполномоченный вправе принимать жалобы и заявления не только непосредственно от тех лиц, чьи права были нарушены, но и от третьих лиц, которые выступают на стороне потерпевших и добиваются обеспечения прав граждан со стороны нарушивших их органов и должностных лиц. В качестве третьих лиц могут выступать различные общественные объединения или группы граждан при условии согласия на это самих заявителей.

Уполномоченный не рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции суда, который является единственным законным органом, осуществляющим правосудие в Республике Узбекистан в сфере гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства.

Уполномоченный рассматривает жалобы, поданные в течение одного года с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, или принятия последнего решения по жалобе, если заявитель использовал иные средства защиты своих прав и свобод и неудовлетворен принятыми решениями.

В исключительных случаях, при массовых и грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты своих прав, либо целесообразности принятия оперативных мер по защите прав граждан, Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобы без соблюдения вышеуказанных условий.

Работа Уполномоченного правам человека с жалобами граждан состоит из трех стадий: прием и первичное изучение жалобы на предмет определения входит ли ее рассмотрение в компетенцию Уполномоченного; рассмотрение жалобы по существу; глубокое расследование и принятие решения по жалобе.

При рассмотрении жалобы, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Уполномоченный имеет право: обращаться к организациям и должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению; приглашать представителей организаций и должностных лиц для проведения проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Проверка не может быть поручена организации или должностному лицу, действия или бездействие которых обжалуются; беспрепятственно посещать организации и должностных лиц; запрашивать и получать от организаций и должностных лиц документы, материалы и другие сведения; получать объяснения от должностных лиц; поручать организациям и специалистам подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению; принимать участие в проверках, проводимых организациями и должностными лицами по вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы человека; проводить встречи и беседы с лицом, задержанным либо содержащимся под стражей.

Должностные лица обязаны предоставлять запрошенные Уполномоченным документы, материалы и другие сведения, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений. Воспрепятствование выполнению обязанностей Уполномоченного влечет ответственность в установленном законом порядке.

По результатам тщательной проверки жалобы или заявлений граждан по поводу нарушения тех или иных их прав Уполномоченный может придти к выводу о том, что факты, указанные в жалобе соответствуют истине и принять три вида решений: а) устанавливает обоснованность жалобы; б) признает необоснованность жалобы; в) направляет жалобу в другой компетентный орган.

Установив обоснованность доводов жалобы гражданина, Уполномоченный признает обжалуемые им действия или бездействия организаций и должностных лиц незаконными, нарушившими права и свободы гражданина, о чем письменно извещает заявителя, а в адрес организации, нарушившей права человека, направляет свое заключение с рекомендациями по восстановлению нарушенных ими прав.

Если обжалуемые заявителем действие (решение) организации или должностного лица признается Уполномоченным законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, подавшего жалобу, то он отказывает в удовлетворении жалобы, о чем письменно извещает заявителя. В своем ответе Уполномоченный подробно мотивирует причины отказа в удовлетворении жалобы, указывает конкретные нормы права, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, а также информирует в случае необходимости о наличии возможных альтернативных процедур для решения проблем заявителя.

Важным средством правовой защиты в случае нарушения прав граждан являются заключения, направляемые Уполномоченным в соответствующие организации после завершения расследования жалобы. В соответствии с Законом заключение Уполномоченного может адресоваться государственному органу и его должностному лицу, органу самоуправления граждан, должностным лицам предприятия, учреждения, организации, общественного объединения. Закон обязывает органы и должностных лиц, получивших заключения о восстановлении нарушенных ими прав, рассмотреть их в месячный срок и сообщить Уполномоченному о принятых ими мерах. По своей правовой сущности заключения Уполномоченного носят, как принято в мировой практике, рекомендательный характер.

Рекомендации Уполномоченного, содержащиеся в заключении по рассмотрению жалобы, в конечном итоге, направлены на исправление ошибок, допущенных организациями и должностными лицами при рассмотрении конкретных дел, обратившихся к ним граждан, и формирование положительных тенденций в сфере соблюдения с их стороны прав человека. В своем заключении Уполномоченный рекомендует этим органам принять меры, направленные на предупреждение или смягчение последствий допущенных ими нарушений прав человека, предлагает изменить практику или процедуру, пересмотреть или отменить неправильно принятое решение, рассмотреть вопрос возмещении убытков, причиненного незаконными действиями организаций или должностных лиц.

 

 

МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Функции Уполномоченного по содействию совершенствования законодательства осуществляются в процессе изучения проектов законодательных актов на предмет их соответствия международным стандартам в области прав человека. Контроль за соблюдением текущего законодательства осуществляется Уполномоченным в процессе проведения проверок, соблюдения законов Республики Узбекистан и норм международного права, проводимых в регионах республики, а также во время рассмотрения жалоб граждан, обратившихся в аппарат Уполномоченного о защите их прав.

Функции Уполномоченного по содействию совершенствования законодательства осуществляются в процессе изучения проектов законодательных актов на предмет их соответствия международным стандартам в области прав человека. Выполнение Уполномоченным функций по защите прав граждан тесно связано с изучением законодательства, которое прямо или косвенно затрагивает права человека. Рассматривая конкретные случаи нарушения прав человека со стороны тех или иных органов или должностных лиц, Уполномоченный вправе оценить практическую эффективность действующих законов, выявить проблемы, которые касаются законодательного регулирования прав человека, соответствия национальных норм права международным. Уполномоченный вправе высказывать свое мнение относительно несоответствия законодательства Республики Узбекистан требованиям в области прав человека и вносить свои предложения на рассмотрение Парламента, т.е. осуществлять свое право на законодательную инициативу.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

 

В процессе своей деятельности Омбудсмен взаимодействует с различными ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Взаимодействие Омбудсмена с различными органами государства и общественными формированиями граждан нацелено, во-первых, на эффективность соблюдения законодательства и недопущение нарушений прав человека, во-вторых, на более активное использование потенциала, средств и возможностей органов судебной и внесудебной защиты прав граждан и, в-третьих, на объединение усилий государства и общества в сфере обеспечения и реализации механизма соблюдения и защиты прав человека.

Ввиду того, что Омбудсмен является парламентским уполномоченным, избираемым им из числа депутатов на срок его полномочий, в своей деятельности он, в первую очередь, опирается на Парламент, исходит из его планов и программ законотворческой деятельности, согласуя свою работу по реализации права на законодательную инициативу. С целью повышения эффективности парламентского контроля в сфере соблюдения прав человека, создания системы взаимодействия и координации контрольной деятельности Уполномоченного по правам человека и комитетов и комиссий Парламента в 2000 году Омбудсменом разработана Концепция взаимодействия, а также план контрольной деятельности с учетом контрольной работы комитетов и комиссий Парламента. Расширение взаимодействия Омбудсмена с комитетами и комиссиями Парламента осуществляется также при экспертизе проектов законов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к правам человека.

Омбудсмен с целью повышения эффективности своей деятельности в сфере рассмотрения обращений граждан и восстановления нарушенных прав, реализации своих полномочий по повышению общественного сознания граждан в сфере прав человека, совершенствования законодательства и развития международного сотрудничества, предпринимает действия по налаживанию взаимодействия и сотрудничества с судебными, правоохранительными и другими государственными органами. Омбудсмена объединяет с этими органами общность целей и задач - всемерное содействие реализации прав граждан и обеспечение их соответствующей защиты, но отличает имеющийся потенциал и средства защиты прав человека.

Концепция взаимодействия Омбудсмена с судебными и правоохранительными органами нацелена на повышение результативности работы Омбудсмена по повышению контроля за выполнением законодательства о правах человека, на обеспечение реального восстановления прав граждан, на более эффективное использование прав и возможностей органов государственной защиты прав человека, на достижение понимания того, что координация деятельности Омбудсмена с другими органами может принести положительные результаты в сфере улучшения ситуации по соблюдению прав человека.

 

САМСОНОВА МАРИНА

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Реферат

 

Предмет: Права человека и их защита

 

Курс JUR 45

 

 

Преподаватель: Калиненкова Т.

 

 

ТАЛЛИНН

2002

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.