Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности

2020-02-15 278
Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. Развернутое понятие способностей содержится в трудах психологи Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, - указывал он, - под способностями разумеются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека».[11; с.22-23] Например, психические процессы (память, мышление, восприятие и т.д.) проявляются у людей по-разному, видоизменяясь, приобретая наиболее выраженные индивидуальные свойства. Причем, эти индивидуальные различия психических процессов нередко становятся настолько яркими, облегчающими ту или иную деятельность, что они как бы предрасполагают субъекта заниматься определенной конкретной деятельностью, становясь способностями индивида, значительно облегчающими его труд и помогающими ему добиваться высоких профессиональных результатов. Здесь можно говорить о способностях человека логически мыслить (познавательные, мыслительные способности), запоминать большое количество информации (мнемические способности), тонко чувствовать и различать малейшие оттенки каких-либо раздражителей (сенсорные способности).

Всестороннее развитие способностей человека к той деятельности, которой он хочет посвятить себя, создание необходимых условий для максимального проявления этих способностей, является главной составной частью повышения роли человеческого фактора, раскрытие творческого потенциала каждого человека. Изначально каждый имеет определенные задатки в виде врожденных, наследственно обусловленных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. [9; 383-384] Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые бы стимулировали их дальнейшее развитие.

Задатки проявляют себя в определенной склонности человека к различным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявлять себя биологически обусловленные способности (сенсорные способности), которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в процессе социализации у человека формируются социально обусловленные способности, уже как продукт усвоения определенного социального опыта, становление характера и всестороннего развития личности.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных проблем. В психологии выделяют общие специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них, специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узкой профессиональной деятельности. С психологической - это сенсорные, двигательные способности. С профессиональной точки зрения - это музыкальные, художественные, математические способности. В деятельности человека проявляются два уровня развития способностей. Первый - это репродуктивный уровень развития способностей, характеризующийся умением человека усваивать новые знания, овладевать навыками их применения в типовых условиях деятельности при решении стандартных задач. И второй, более высокий уровень развития способностей - творческий. Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандартные решения, создавать новое.

 Деятельность юриста многогранна, поэтому она, прежде всего, требует хорошо развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. [8, с. 327] говоря о профессии следователя, как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ратинов относит ее к тем видам деятельности, успех и выдающиеся достижения которых, связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. [4; с. 17]

Интеллектуальные способности человека, как показатель его уровня общего развития включают в себя сложные психические образования: мышление (гибкость, переключаемость мыслительных процессов, способность генерирования новых идей), развитое воображение, хорошую емкость памяти, острую наблюдательность, которые тесно связаны с творческим потенциалом личности. Гуревич Н.М. считает, что интеллект проявляется не в простой организации знаний, применении их к различным ситуациям, а творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных (знаний, способов работы), в своеобразии и оригинальности такой переработки [5; с.205]. Это проявляется в способности и потребностях человека активно познавать неизвестное, в его умении обобщать и выделять главное, осуществлять перенос усвоенной информации на новый материал, прогнозировать процесс познания и его результаты. Интеллектуальные, познавательные способности проявляются в умственной работоспособности, быстроте и устойчивости мыслительной работы, в выборе видов занятий и отдыха.

Развитый интеллект - основа творческих способностей юриста, так как интеллект и творческие способности неразрывно связаны между собой. В структуре способностей юриста имеют важное значение и коммуникативные способности, облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

 Юрист должен быть наделен хорошими организаторскими способностями, в основе которых лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности. В зависимости от решаемых юристом задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие будут играть вспомогательную роль.

Феномен компенсации, компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом такого понятия, как способности, в данном случае - профессиональные способности юриста. Именно этим феноменом можно объяснить высокие результаты в работе многих юристов, наделенных в равной мере теми или иными профессионально важными качествами, свойствами личности, которые придают творческий характер их стилю деятельности. [8; 328]

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.