Глава I. Социальная адаптация младших подростков как психолого-педагогическая проблема — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава I. Социальная адаптация младших подростков как психолого-педагогическая проблема

2020-02-15 121
Глава I. Социальная адаптация младших подростков как психолого-педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение

Глава I. Социальная адаптация младших подростков как психолого-педагогическая проблема

1. Особенности образовательного процесса в кадетской школе

2. Психолого-педагогические особенности младших подростков

3. Проблемы социальной адаптации младших подростков

4. Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем адаптации младших подростков в условиях кадетской школы

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребёнка. Актуальным это стало и сейчас и для нашей страны, где за последние 8 - 10 лет произошли глобальные изменения социально - политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" указано, что "Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей" [наша новая школа].

В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отмечено: "В целях реализации права каждого на образование государство создает необходимые условия для социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов" [закон об образовании].

Социальная адаптация детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращенность к данной проблеме обусловлена сменой парадигм, ориентированных, прежде всего, на личность школьника и фиксирующих потребность в социально адаптированных учащихся. Раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличившийся объем информации, повышение требований к образованию, желание развить умственные способности детей, их творческую активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Это порождает еще одно противоречие - между потребностью в формировании творческой, самостоятельной, гуманной, внутренне свободной, всесторонне развитой личности, способной ценить себя и других, что требует больших усилий от нее самой, и необходимостью сохранения физического и психического здоровья детей.

Проблемами социализации и социальной адаптации младших подростков занимались Б.Н. Алмазов, Н. Алешина, М.В. Антропова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, С.А. Козлова, М.М. Кольцова, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, А.А. Нальчаджян, Л.Я. Селюкова и др.

Формирование социально адаптированной личности требует учета возрастных, психолого - педагогических особенностей младших подростков.

Изучением возрастных особенностей младших подростков занимались Г.С. Абрамова, Т.Д. Марцинковская, Л.Ф. Обухова и др.

Особое внимание в процессе социализации уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети из малообеспеченных семей, дети сироты, опекаемые дети), именно эти категории детей являются социально не адаптированными. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Государством создаются специализированные образовательные учреждения (Кадетские школы - интернаты), цель которых - содействовать успешному протеканию процесса социализации.

Цель исследования: изучив психолого-педагогическую литературу, выявить проблемы социальной адаптации младших подростков в кадетской школе и определить пути их решения.

Объект: образовательный процесс в кадетской школе.

Предмет: социальная адаптация младших подростков в условиях кадетской школы.

Задачи:

. Раскрыть особенности образовательного процесса в кадетской школе.

. Выявить психолого-педагогические особенности младших подростков

. Определить проблемы социальной адаптации младших подростков

. На основе опытно - экспериментальной работы выявить проблемы адаптации младших подростков в условиях кадетской школы.

База исследования: 5 - 6 классы кадетской школы.

социальная адаптация подросток кадетский


Заключение

 

Современное социальное развитие экономики и образования требует от общества необходимости развития адаптированной личности к различным социальным условиям. Личность, которая способна активно взаимодействовать с постоянно меняющейся окружающей средой. Особое внимание уделяется образовательному процесс, в результате которого наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень направления функциональных систем адаптации школьников.

Не адаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что в последствии может привести к дезадаптации личности.

Огромную роль в процессе социализации отводиться возрастным аспектам. Наиболее активно процесс социализации протекает в младшем подростковом возрасте. Возрастной период 10-12 лет, как и любой переходный период. Он имеет свои особенности и связан с определёнными трудностями, как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Основными условиями социальной адаптации подростков в школе являются: организация положительного эмоционального общения в классе, осуществление индивидуального подхода, создание развивающей среды отвечающей потребностям подростка, насыщение образовательного процесса различными видами деятельности.


Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М: Издательство Инфра, 2007. - 339 с.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

.   Басова Н.Ф. Основы социальной работы. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 288 с.

.   Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 416 с.

.   Галанин Ю.Г. Стандарты в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №3. - С.9-12.

.   Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии: Психология обучения. - М.: Инфра-М, 2007. - 378 с.

.   Лодкина Т.В. Социальная педагогика. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 208 с.

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - 269 с.

.   Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 416 с.

.   Никитина Е.Л. Социализация старших школьников на основе системы педагогической поддержки: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Киров, 2005. - 19 с.

.   Наумова А.Р. Социальный педагог сегодня // Социальная педагогика в России. - 2010. №4. - С.60-65.

.   Поневаж Е.В. Психологические особенности социализации старших подростков в группе сверстников: автореферат дис. канд. псих. наук: 19.00.13. - М., 2007. - 18 с.

.   Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Просвещение, 2008. - 640 с.

.   Романюк Е.Г. Вектор социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2006. № 3. - С.94-101.

.   Селиванова А.Ю. Проблемы социальной педагогики // Социаьная педагогика. - 2006. №3. - С.45-48.

.   Семейный кодекс РФ, ст.150-151.

.   Шилова М.И. Социализация и воспитание личности в педагогическом процессе. - Красноярск, 2008. - 187 с.

.   Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

19. <http://www.vashpsixolog.ru/teenager/44-personal-development/1272-lichnostnye-trudnosti-i-problemy-podrostkov>

20. http://opekaweb.ru/page. php? id=155 <http://opekaweb.ru/page.php?id=155>

21. www.proshkolu.ru <http://www.proshkolu.ru>

22. www.ingashevchenko. ucoz.ru


Приложение

Анкета "Я глазами группы"

Вам предлагается ответить на несколько вопросов о Вашей группе. Отвечать надо "да" или "нет" и после указывать фамилии ребят, о которых спрашивается в вопросе. Это ОБЯЗАТЕЛЬНО.

. Есть ли у Вас в классе настоящие друзья? _______________________

. Есть ли ребята, умеющие проявлять понимание Ваших жизненных трудностей? _______________________________________________________

. Есть ли в классе человек, который умеет организовать общее серьёзное дело? ____________________________________________________

. Есть ли ребята, которые могут в трудной ситуации поднять Ваше настроение, приободрить? ___________________________________________

. Есть ли в классе ребята, с которыми у Вас враждебные отношения? __________________________________________________________________

. Считаете ли Вы, что в классе есть учащиеся, которые болеют только за себя, никогда не сочувствуют другому? _____________________________

. Есть ли в классе люди, склонные разрушать любое общее дело?

_____________________________________________________________

. Есть ли ребята, которые своим нытьём или постоянно плохим настроением портят Ваше настроение? _________________________________

Оглавление

Введение

Глава I. Социальная адаптация младших подростков как психолого-педагогическая проблема

1. Особенности образовательного процесса в кадетской школе

2. Психолого-педагогические особенности младших подростков

3. Проблемы социальной адаптации младших подростков

4. Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем адаптации младших подростков в условиях кадетской школы

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребёнка. Актуальным это стало и сейчас и для нашей страны, где за последние 8 - 10 лет произошли глобальные изменения социально - политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" указано, что "Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей" [наша новая школа].

В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отмечено: "В целях реализации права каждого на образование государство создает необходимые условия для социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов" [закон об образовании].

Социальная адаптация детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращенность к данной проблеме обусловлена сменой парадигм, ориентированных, прежде всего, на личность школьника и фиксирующих потребность в социально адаптированных учащихся. Раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличившийся объем информации, повышение требований к образованию, желание развить умственные способности детей, их творческую активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Это порождает еще одно противоречие - между потребностью в формировании творческой, самостоятельной, гуманной, внутренне свободной, всесторонне развитой личности, способной ценить себя и других, что требует больших усилий от нее самой, и необходимостью сохранения физического и психического здоровья детей.

Проблемами социализации и социальной адаптации младших подростков занимались Б.Н. Алмазов, Н. Алешина, М.В. Антропова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, С.А. Козлова, М.М. Кольцова, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, А.А. Нальчаджян, Л.Я. Селюкова и др.

Формирование социально адаптированной личности требует учета возрастных, психолого - педагогических особенностей младших подростков.

Изучением возрастных особенностей младших подростков занимались Г.С. Абрамова, Т.Д. Марцинковская, Л.Ф. Обухова и др.

Особое внимание в процессе социализации уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети из малообеспеченных семей, дети сироты, опекаемые дети), именно эти категории детей являются социально не адаптированными. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Государством создаются специализированные образовательные учреждения (Кадетские школы - интернаты), цель которых - содействовать успешному протеканию процесса социализации.

Цель исследования: изучив психолого-педагогическую литературу, выявить проблемы социальной адаптации младших подростков в кадетской школе и определить пути их решения.

Объект: образовательный процесс в кадетской школе.

Предмет: социальная адаптация младших подростков в условиях кадетской школы.

Задачи:

. Раскрыть особенности образовательного процесса в кадетской школе.

. Выявить психолого-педагогические особенности младших подростков

. Определить проблемы социальной адаптации младших подростков

. На основе опытно - экспериментальной работы выявить проблемы адаптации младших подростков в условиях кадетской школы.

База исследования: 5 - 6 классы кадетской школы.

социальная адаптация подросток кадетский


Глава I. Социальная адаптация младших подростков как психолого-педагогическая проблема

 

1. Особенности образовательного процесса в кадетской школе

 

Образовательный процесс - это целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности [сл. Полонский, ст.64].

Кадетская школа - интернат - вид государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан мужского и женского пола к служению отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению государственной службы российского казачества в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ 2 и 3 ступени общего образования. Воспитанники, которого носят кадетскую форму, живут и учатся по распорядку дня с воинским укладом и бытом.

Цель образовательного учреждения - военная и физическая подготовка несовершеннолетних граждан к служению отечеству на гражданском и военном поприще.

Образовательный процесс в кадетской школе и кадетской школе - интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого кадетской школой и кадетской школой - интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

Правила приема в кадетскую школу и кадетскую школу - интернат определяются учредителями кадетской школы и кадетской школы - интерната и закрепляются в уставах кадетской школы и кадетской школы - интерната.

В учреждение принимаются несовершеннолетние дети, получившие начальное образование, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетской школе-интернате.

Участниками образовательного процесса в кадетской школе и кадетской школе - интернате являются кадеты, педагогические и медицинские работники, родители (законные представители) кадет.

Зачисление детей в кадетскую школу и кадетскую школу - интернат производится по заявлению родителей (законных представителей).

Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу и кадетскую школу - интернат пользуются:

дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;

дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Кадеты кадетской школы-интерната из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории детей законодательством Российской Федерации.

Кадетская школа - интернат осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ IIиIII ступеней образования, в учебный план которых включены новые предметы: военная история, этика.ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

На III ступени особое внимание уделяется оборонно - спортивному и гуманитарным профилям.

Приоритетное направление воспитательной системы школы - военно патриотическое воспитание кадетов.

Режим дня кадетской школы регламентируется правилами внутреннего распорядка кадетской школы. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, военной подготовки, труда и отдыха в кадетской школе-интернате, составляется с учетом круглосуточного пребывания кадет.

Годовые календарные графики учебных занятий разрабатываются и утверждаются кадетской школой и кадетской школой - интернатом самостоятельно.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования кадетская школа и кадетская школа - интернат могут реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих общеобразовательных программ [Закон об "Образовании" Р. Ф.].

Система дополнительного образования: военное, патриотическое, спортивное и художественное направления.

Традиции и ритуалы: посвящение в кадеты, принятие присяги, закладка кадетской аллеи, уроки Мужества, дни военной славы.

В 2007 году Забайкальская краевая кадетская школа - интернат была объявлена победителем конкурса образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" и внесена в Государственный реестр лучших образовательных учреждений Российской Федерации.

Таким образом, анализ нормативной документации кадетской школы (устав учреждения, образовательные программы) показал, что образовательный процесс в кадетской школе-интернате осуществляется в 2 ступени, при этом приоритетным направлением воспитательной системы школы является военно-патриотическое воспитание.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.