Перспективные политические и социально-экономические решения в обеспечении российских интересов в Калининградской области — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Перспективные политические и социально-экономические решения в обеспечении российских интересов в Калининградской области

2020-02-15 115
Перспективные политические и социально-экономические решения в обеспечении российских интересов в Калининградской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящий момент Калининградская область утрачивает ключевое положение в процессе выстраивания взаимодействия Евросоюза и России, и источник развития региона на следующем шаге перемещается в сферу собственных ресурсов области: производственных, трудовых, природных, географических. Если до недавнего времени область развивалась за счет того, что ставка делалась на сознательное исключение данных ресурсов из экономики балтийского макрорегиона, то сейчас она должна включить свои ресурсы в макрорегиональные экономические процессы, придав им форму, опознаваемую рынком и обеспечивающую рыночную конкурентоспособность. Качество и доступность ресурсов будут определять конкурентоспособность Калининградской области в долгосрочной перспективе. Суть изменения стратегии регионального развития может быть в том, что акцент с эксплуатации геополитической эксклюзивности области переносится на повышение ее экономической конкурентоспособности и собирание собственного «портфеля ресурсов», по своему качеству соответствующему мировым стандартам.

Для этого и на федеральном, и на региональном уровне следует принять ряд управленческих решений:

. Обеспечить продуктивную интеграцию Калининградской области в глобальный рынок. Необходимо признать, что старая российская «повестка дня» для Балтики и Калининградской области, определявшаяся, прежде всего, расширением в данном макрорегионе зоны ЕС и НАТО, в настоящий момент себя уже исчерпала, и если не полностью, то в значительной мере требует своей модернизации.

В настоящий момент «повестка дня» области должна состоять из вопросов эффективной интеграции региона в экономическую (производственно-технологическую), транспортную, культурную и расселенческую систему Балтики. Это предполагает новый список вопросов и тем для обсуждения и совместного разрешения с ЕС и соседними регионами: подключение к европейской системе высокоскоростных магистралей, специализация портового хозяйства, работа с нетарифными ограничениями в экономических взаимоотношениях с ЕС, развитие единого рынка труда и капитала, стыковка энергосистем, общий календарь культурных событий и др.

. Изменение организационно-правовых механизмов управления развитием региона. Смена российской «повестки дня» для Балтики и постановка цели достижения региональной конкурентоспособности ставят под вопрос управленческие и организационно-экономические конструкции, обеспечивавшие развитие Калининградской области в предыдущий период, прежде всего - ОЭЗ, совпадающую в своих границах с субъектом Федерации. Пока калининградская ОЭЗ работает в основном на облегчение импорта в РФ, снижая лишь один из тарифных барьеров в торговом взаимодействии с глобальным рынком. Но этот режим мало влияет на комплекс нетарифных барьеров (систему контроля качества, сертификацию рабочей силы, корпоративную культуру и стандарты управления и проч.), а также представляет собой гораздо худший инструмент маркетинга территории (привлечения заказчиков на аутсорсинг, инвесторов), чем развиваемые в странах Балтии и на Северо-Западе РФ точечные промышленные и специальные экономические зоны, технологические парки, портовые зоны. Земельные активы побережья области сейчас организованы таким образом, что не приводят к существенному росту индустрии гостеприимства или иных видов новой экономики. Следовательно, смена «повестки дня» потребует и модернизации управленческих, а также организационно-экономических конструкций областного хозяйства, дополнение существующей ОЭЗ новыми управленческими конструкциями, встраивание их использования в территориальный маркетинг, который должен стать основной базой для разработки стратегии социально-экономического развития Калининградской области.

. Конкурентоспособность региона во многом будет зависеть от способа организации территории области и уровня развития Калининграда. Калининград - главный областной город, способный развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций, и обладающий потенциалом для удержания рабочей силы, имеющей современные ключевые квалификации. Именно он может претендовать на статус транспортного (логистического, дистрибуционного) центра региона и узла в транспортной системе макрорегиона. Явно назрела необходимость реализовать специальную программу развития Калининграда. Кроме того, в области целесообразно принять программу девелопмента побережья и развития курортно-рекреационной зоны (учитывая значительный объем федеральных земель). Земельные ресурсы области должны быть не просто дооценены в соответствии с общим трендом роста цен на землю и недвижимость на побережье Балтики (и в странах Балтии, и в Ленинградской области), но и эффективным образом организованы так, чтобы стимулировать наиболее перспективную с точки зрения региональной конкурентоспособности экономическую деятельность.

. Технологическая модернизация областного хозяйства может быть достигнута за счет развития кластерной политики в целом ряде секторов экономики с низкой чувствительностью к тарифным ограничениям в торговле, а также путем повышения технологического уровня аутсорсинга и оффшорного процессинга в области. Для этого у региона должна появиться кластерная политика и реализована программа технологического роста.

. Необходимо предпринять меры по совершенствованию системы государственного управления в области, нацелив ее на достижение в первую очередь региональной конкурентоспособности. Инструментарий администрирования, который может быть использован для этого, весьма разнообразный: введение в систему оценки результативности государственного управления достижение параметров региональной конкурентоспособности, что должно отражаться в программном бюджете и докладах правительства области, планах и задачах управления; в создании или стимулировании создания новых объектов управления (например, промышленных округов, которые созданы в Московской области и сейчас разрабатываются в Тверской, специальных экономических зон по вологодскому варианту, локальных курортно-рекреационных зон и др.); вменение в обязанности существующих или создание новых органов, занимающихся региональным маркетингом, и т.д.

Все указанные меры необходимо реализовать в достаточно сжатые сроки. Чтобы понимать жесткость этих временных ограничений, следует реалистично оценить темп процессов социально-экономического развития, политических трансформаций и перестройки системы управления в Балтийском макрорегионе. Калининградская область, если не хочет и дальше отставать от своих ближайших соседей по динамике социальных процессов, должна ускориться с реформами своей экономики, инфраструктурного хозяйства, государственной администрации.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.