Права и обязанности гражданина РФ. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Права и обязанности гражданина РФ.

2020-02-15 166
Права и обязанности гражданина РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

 

Тема прав и обязанностей гражданина Российской Федерации показалась мне наиболее интересной для написания курсовой работы и, как потом выяснилось, достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и обязанности населения в целом или отдельных его групп. В данной курсовой работе будут рассмотрены основные, относящиеся ко всем гражданам РФ права и обязанности, которые закреплены в первую очередь в Конституции Российской Федерации.

Основной закон России – Конституция Российской Федерации (была принята 12 декабря 1993 года), в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя. “Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества”[1]

При рассмотрении вопроса о правах, свободах и обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать таковым. Последний инцидент, я имею в виду инцидент с НТВ, еще раз доказал несостоятельность властей осуществлять правление, используя демократические методы. Однако, хочется надеяться, что Российская Федерация приобретет со временем черты правого демократического государства, и каждый гражданин в отдельности может посодействовать этому. Для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру.

Далее будут рассмотрены основные права, свободы и обязанности граждан, а также выявлены и проанализированы механизмы их реализации и гарантии.

 

Общее понятие права.

 

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

“Юристы все еще ищут определение права”, - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления.[2] Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений.[3]

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права[4], тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые “уравновешивают” друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.[5]

При таком подходе нормы права рождаются не “сверху”, а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, “зона” свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена так: “Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью.”[6]

В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.

В целом же большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты: а) естественно-исторический характер происхождения права; б) его способность служить масштабом поведения свободных и равных субъектов; в) такие свойства права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе - посредством вмешательства со стороны государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. Нет права “вообще”, оно всегда конкретно и реально. Исходя из этого правоведы выводят следующие основные признаки права (можно сказать, что это признаки права в узком, юридическом смысле):

1) Право - это прежде всего совокупность, или - система норм и правил поведения. Как любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных - регулятивных или иных - функций и достижение единых целей. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы.

2) Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права государство действует непосредственно через свои, уполномоченные на то, органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. 

3) Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая в свою очередь, согласно различным существующим и в отечественной и в иностранной юридической литературе концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа. общества или нации.

4) Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

5) Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.     

 Учитывая все вышесказанное более широко Л.И.Спиридонов определяет право как “нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественно значимых отношений между свободными и равными субъектами.”[7] Отклонения от этого порядка могут быть устранены средствами государственного принуждения.

По мнению другого российского правоведа - Л.И.Четвернина, специфическим принципом права, отличающим его от других социальных регуляторов - в соответствии с историко-материалистической концепцией - является принцип формального равенства. Объясняется это тем, что всеобщность права как равной меры свободы возможна лишь в отношениях между формально равными, независимыми друг от друга субъектами.

 

Личные права и свободы

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения (однако, пока данные положения не действуют (пункт 6 раздела 2 Конституции «Заключительные и переходные положения»).

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты (ст. 152 Гражданского кодекса РФ)[16], включая право на возмещение морального вреда (ст. 1100 Гражданского кодекса РФ)2.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новом в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 27 Конституции). Ранее – в советском государстве – многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со статьей 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Основные обязанности

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают много­образные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.

Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выраже­ны наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан 1.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Эта обязанность граждан Российской Федера­ции зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон­ституции).

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Правосознание.

 

В введении была отмечена важная роль правосознания в для реализации основных прав, свобод и обязанностей гражданина, и, чтобы оправдать это утверждение, хотелось бы подробнее рассмотреть этот вопрос, поэтому он выделен в отдельную главу.

Итак, для того, чтобы рассмотреть вопрос о понятии правового сознания нам следует обратиться к различным подходам к пониманию права, потому что правосознание есть одна из категорий права (но в соответствии с разными концепциями понимания права, что будет сказано далее, правовое сознание играет разную роль в существовании и развитии права).

Рассмотрим три основных подхода к пониманию права и в соответствии с ними определимся, какое место занимает правосознание в существовании права. Эти подходы выделяют в зависимости от того, в чем усматривается основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – нормативисткий, психологический и социологический[17] (это три узких подхода, а широкий подход к пониманию права объединяет норму права, правосознание и правоотношение в основе права). Нормативисткий подход к пониманию права ставит в основу права – юридическую норму. Тем самым он игнорирует роль правового сознания в создании и реализации правовых норм. Психологическая теория основывается на правосознании, эта теория признает правом конкретную психическую деятельность реальность – правовые эмоции человека. Интуитивное право и выступает регулятором человеческого поведения и потому рассматривается как реальное, действительное право. Социологическая теория права рассматривает как эмпирическое явление, в основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством, а нормы закона и правосознание не отрицаются этой теорией, а рассматриваются как признаки права. Само же право это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Рассмотрев эти три подхода можно прийти к выводу, что ни один из них не состоятелен в отношении реальной действительности, ведь ни один из этих подходов не является господствующим в нашем государстве. Но наиболее признанным является широкий подход к пониманию права, который ставит в основу права данные три правовых явления – норму права, правосознание и правовые отношения, иными словами эти явления имеют одинаковую роль в существовании права. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены и вместе с тем они играют большую роль в существовании права.  

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Общественное сознание в научной литературе определяется как особая форма отражения объективной действительности осуществляемая человеком1. Формы общественного сознания существуют в своем единстве, как одно целое — активное отражение общест­венного бытия. Среди форм общественного сознания выделяют правовое сознание, политическое сознание, нравственное или моральное сознание, религиозное сознание, философское сознание и другие. Эти формы сознания существуют в тесной связи, т.к. их носитель человеческий мозг является общим для всех форм сознания и это обуславливает их взаимосвязь и если говорят о каких либо формах сознания, то предполагают, что это определенные мысли о какой-либо определенной сфере жизни, например в области религии. Поэтому при рассмотрении правосознания следует учитывать тесное взаимосуществование всех форм общественного со­знания. Нет формы сознания безразличной, нейтраль­ной к праву2. Наиболее активно взаимодействуют с пра­восознанием политические, нравственные и экономиче­ские воззрения.

Правовое сознание есть определенная форма общественного сознания, которая с одной стороны подчиняется определенным, общим для всех видов общественного сознания закономерностям, а с другой стороны, обладает определенными особенностями, что позволяет её отделить от других форм общественного сознания.

В отечественной литературе существует другой подход на изучение правосознание. Правовое сознание выступает как элемент правовой надстройки наряду с правом и правовыми отношениями. Право, право сознание и правоотношения находятся в тесной связи друг с другом, они взаимодействуют и даже взаимопроникают3. Но не стоит отождествлять эти явления, так как они не совпадают ни в своем содержании, ни в формах проявления. Эти категории выступают в качестве разно порядковых, относительно самостоятельных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию, свою особую роль в едином процессе функционирования правовой надстройки1. Но это подход не отрицает существования правосознания как формы общественного сознания.

И так, правовое сознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности 2.

Будучи специфической формой сознания, правовое сознание имеет особый предмет отражения и объективного воздействия. Предметом отражения правосознания являются окружающая юридическая или правовая действительность. В юридическую действительность входят правоотношения, юридические нормы, правовые явления, механизм правового регулирования, поступки людей в сфере права и т.д., одним словом, все, что связано с правом. В юридическую действительность включают и те общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Это возникает вследствие объективных свойств присущих законодательству и общественным отношениям соответственно статичностью и динамичностью.

Так же специфичным для правосознания является способ отражения юридической действительности. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредствам специальных юридических категорий. Категории правосознания – это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает юридическую действительность. Основными, присущими только правовой форме общественного сознания, являются категории юридических прав, юридических обязанностей и законности1. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права, как правомерное (соответствующее правам, обязанностям и требованиям законности, вытекающие из норм права) и неправомерным (противоречащее обязанностям или нарушающее права, вытекающие из правовых норм). Законность, юридические права и обязанности – это наиболее общие категории, свойственные любому типу правосознания. Из этих категорий развиваются все другие более сложные категории: правосубъектность, право порядок, правонарушение; и такие понятия, как правомерное и неправомерное, законное и противозаконное, юридическое и неюридическое. Категории правового сознания не являются неизменными. Их смысл и содержание зависит от господствующих политических, экономических, моральных, философских взглядов и воззрений в обществе.

 

Заключение.

Рассмотрев основные вопросы по данной теме, становиться очевидно то, что Россия встала на путь демократического развития. Основываясь на верховенство права, в частности на верховенство прав человека, Российская Федерация тем самым претендует на статус правового государства. Однако, недостаточно просто принять “правильные” нормативные акты, важно разработать отлаженный механизм их реализации, что сделать неимоверно сложно.

Хочется верить, что Россия будет успешно развиваться по выбранному пути, и задача каждого гражданина этой страны — всячески способствовать этому прогрессу, дабы оправдать звание гражданина.

 

 

Список источников.

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Международный Пакт от 16 декабря 1966 года “О гражданских и политических правах”.

4. Закон РФ о гражданстве российской Федерации от 28.11.91.

Список литературы.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994.

6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995.

7. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. № 2.

8. Научно-практический комментарий к Конституции Российской   Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997.

9. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995.

10. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма Контракт; Издательская группа Инфра · М, 1997.

11. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992

12. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный), 2-е изд., испр. И доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма Контракт: Издательская группа Инфра · М — Норма, 1998.

13. Теория государства и права / Под. Ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М. 1999.

14. Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

15. Шегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981.

16. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1.

17. Лазарев В.В. Липень. С.В. Теория государства и права. М.: «Спарк» 1998.

18. Конституция Российской Федерации (Комментарий) /Под ред. Акад. Б. Н. Топорнина — М.: Юрист, 1997

19. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.

20. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской Федерации, — М., 1996.

21. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.

22. Лифшиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям проф. Л.И. Петражицкого. - СПб., 1908.

23. Азаров А. Я. Права человека (Новое знание). М., 1995

24. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991

25. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб. 1997.

26. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М. 1985.


[1] Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994, с.53

[2] Цит. по: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.

 

[3] Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 100.

[4] Следует отметить, что обе эти тенденции зародились еще в первой стране классического права - в Древнем Риме.

 

[5]  Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. № 2. С. 24.

[6] Цит. по: Мушинский В.О. Указ. соч., с. 24.

[7] Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 100.

[8] Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994, стр.53

[9] Конституция РФ 1993 г. ст. 17 ч.2,3

 

[10] Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2

 

[11] Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»

 

[12] Закон РФ о гражданстве российской Федерации от 28.11.91 - преамбула

 

[13] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г.

[14] Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2

 

[15]Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.195

[16] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма Контракт; Издательская группа Инфра · М, 1997. стр. 334

 

2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный), 2-е изд., испр. И доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма Контракт: Издательская группа Инфра · М — Норма, 1998. стр. 707

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 1998, стр. 244

[17] Теория государства и права / Под. Ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М. 1999. С. 221

1 Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 110

2 Шегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. С. 24

3 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1 С. 200

1 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М: Юрид. лит., 1981. Т. 1 С. 201

2 Лазарев В.В. Липень. С.В. Теория государства и права. М.: «Спарк» 1998 С. 277.

1 Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 128

Введение.

 

Тема прав и обязанностей гражданина Российской Федерации показалась мне наиболее интересной для написания курсовой работы и, как потом выяснилось, достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и обязанности населения в целом или отдельных его групп. В данной курсовой работе будут рассмотрены основные, относящиеся ко всем гражданам РФ права и обязанности, которые закреплены в первую очередь в Конституции Российской Федерации.

Основной закон России – Конституция Российской Федерации (была принята 12 декабря 1993 года), в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя. “Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества”[1]

При рассмотрении вопроса о правах, свободах и обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать таковым. Последний инцидент, я имею в виду инцидент с НТВ, еще раз доказал несостоятельность властей осуществлять правление, используя демократические методы. Однако, хочется надеяться, что Российская Федерация приобретет со временем черты правого демократического государства, и каждый гражданин в отдельности может посодействовать этому. Для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру.

Далее будут рассмотрены основные права, свободы и обязанности граждан, а также выявлены и проанализированы механизмы их реализации и гарантии.

 

Общее понятие права.

 

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

“Юристы все еще ищут определение права”, - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления.[2] Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений.[3]

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права[4], тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые “уравновешивают” друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.[5]

При таком подходе нормы права рождаются не “сверху”, а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, “зона” свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена так: “Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью.”[6]

В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.

В целом же большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты: а) естественно-исторический характер происхождения права; б) его способность служить масштабом поведения свободных и равных субъектов; в) такие свойства права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе - посредством вмешательства со стороны государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. Нет права “вообще”, оно всегда конкретно и реально. Исходя из этого правоведы выводят следующие основные признаки права (можно сказать, что это признаки права в узком, юридическом смысле):

1) Право - это прежде всего совокупность, или - система норм и правил поведения. Как любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных - регулятивных или иных - функций и достижение единых целей. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы.

2) Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права государство действует непосредственно через свои, уполномоченные на то, органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. 

3) Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая в свою очередь, согласно различным существующим и в оте


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.