Ковры народов Северного Кавказа — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ковры народов Северного Кавказа

2020-02-15 606
Ковры народов Северного Кавказа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ковры народов Северного Кавказа самые разнообразные как по технике выполнения, так и по художественному оформлению.


Издавна выделывают здесь войлочные ковры балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы, даргинцы и другие. У балкарцев и карачаевцев в коврах с ввалянным узором широко применяется геометрический орнамент простых форм: квадраты, прямоугольники, ромбы. А в войлоках Дагестана больше используются узоры из плавных круглящихся линий.

В мозаичных коврах даргинцев, чеченцев, ингушей и балкарцев композиция строится на сочетании узорных форм разнообразных конфигураций. В узорных мотивах войлоков можно узнать силуэты бараньих, турьих и оленьих рогов в самых различных комбинациях завитков и плавных линий. В узорах нашли отражение скотоводческие и охотничьи занятия людей. Для мозаичных ковров характерно применение и растительных мотивов, чрезвычайно простых и обобщенных по силуэту.


 

ДАГЕСТАНСКИЕ ТКАНЫЕ КОВРЫ

Дагестанские тканые ковры издавна пользуются заслуженной славой не только в нашей стране, но и за рубежом. Этот район ковроделия занимает в Российской Федерации ведущее место по выработке традиционных ковров с великолепной композицией и колористическими решениями изделий. Северные районы Дагестана славятся своеобразными безворсовыми двусторонними коврами — паласами, южные горные районы — ворсовыми коврами и сумахами.

 

Безворсовый двусторонний ковер. 120х210 см, плотность по основе — 16 пар нитей в 1 дм. Дагестан. 70-е годы ХХ в.


В классических композициях ворсовых ковров и сумахов центральное поле заполняется медальонами, розетками, расположенными симметрично, более мелкими орнаментальными формами.


Ворсовый ковер. Рисунок «Дербент». 176х210 см, плотность 43х43 узла в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.


Наиболее излюбленным решением центральной части изделий является включение медальонов — от одного до пяти. Участки фона между медальонами заполняются симметрично или чаще всего свободно расположенными разнообразными узорными формами в виде розеток, геометрических, растительных мотивов и т. п.


Ворсовый ковер. Рисунок «Табасаран». 80х120 см, плотность 40х40 узлов в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.


Бордюр ковров состоит из главной каймы и нескольких подкаемков, украшенных орнаментом. Характер узора каймы, сто ритмическое построение часто отвечают основному композиционно-орнаментальному построению всего ковра. Каждый элемент орнаментального заполнения ковровой плоскости заключен в контур. Крупные медальоны имеют от одного до нескольких контуров, близких или контрастных к цвету фона, что усиливает художественно-эмоциональное воздействие ковра. В композиции ковров нередко включаются геометризованные фигурки людей, всадников, птиц, домашних и диких животных (собака, коза, баран и т. п.).


Ворсовый ковер. Рисунок «Дербент». 140х200 см, плотность 40х40 узлов в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.


Тому, кто знаком с природными и климатическими условиями жизни горцев Дагестана, при рассматривании рисунков ковров будут понятны и любовь к растительному орнаменту, и богатство цветовой палитры.


Ворсовый ковер. Рисунок «Тапанча». 200х230 см, плотность 44х44 узла в 1 кв дм. Дагестан, 70-е гг. ХХ в.


Расцветки рисунков яркие, жизнерадостные, основные цвета — красные, голубые, синие, оранжевые. А желтые, розовые, теплые зеленые и белые вводятся в композицию ковра для цветовой игры, что сообщает коврам особую живость и привлекательность.

 

РУЧНОЕ КОВРОДЕЛИЕ

Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. К самым ранним указаниям на производство ковровых изделий относятся изображения вертикального и горизонтального ткацких станков в Древнем Египте на памятниках, относящихся к XIV в. до н. э. Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, мидян, персов, скифов и других родов еще в I тысячелетии до н. э. О высокой степени развития коврового искусства две с половиной тысячи лет назад свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до наших ей в слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая тканые и войлочные ковры и ковровые изделия скифского периода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность.

 

Ученые, изучая историю славянских народов до XII-XIII вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве, использовании их при различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилищ, ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах коврами устилали пол, бедных на пол клали более дешевые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней.

У восточных народов ковры различных типов (азербайджанские, дагестанские, туркменские) имели в быту еще более широкое распространение. Кроме настенных и напольных ковров, выделывались мешки-хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных. Ковры-футляры принялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки. Коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома.

У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам.

Ковры удобны в быту — они утепляют пол и стены, скрадывают шум, долго не изнашиваются. Шерстяные ковры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства ковров и их декоративные качества сделали их необходимыми предметами быта многих народов.

И в наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений.

Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали ее, пряли, красили, ткали ковры. С детских лет, постигая традиционное мастерство, женщины от ковра к ковру совершенствовали свое искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них свое понимание красоты. По мастерству, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты.

В настоящее время в Российской Федерации выделываются различные виды ковров. Как и в далеком прошлом, ковроделие широко распространено у дагестанцев, чеченцев, балкарцев, башкир и других народов. Давние традиции ручного ковроткачества и у русских — в Курской, Тюменской, Курганской и многих других областях.

В процессе многовекового совершенствования ручного ковроделия были выработаны многочисленные типы ковров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготовления.

Основой художественного оформления ковра как предмета декоративно-прикладного искусства является единство композиционного, орнаментального и колористического решения. Особенно важен в эстетическом восприятии ковров колорит. Преобладание в рисунке ковра одного или двух основных цветов и определяет общий колорит, который обычно описывают однозначно или двузначно, например красный, синий, оливковый, красно-синий, золотисто-белый и т. п.

В коврах ручной работы может участвовать до тридцати оттенков. Их количество зависит от сложности орнамента и композиции.

Процесс изготовления ковров ручной работы позволяет бесконечности варьировать не только рисунки ковров, но и их цветовую гамму, малейшее изменение соотношения цветов в которой дает новые декоративные эффекты, свежее художественное восприятие ковра.

Современные художники и мастерицы на фабриках создают новые рисунки безворсовых ковров на основе традиций русского ковроткачества. Композиции изделий стали еще ее разнообразными, а расцветки ковров построены на широкой цветовой палитре. Интересны ковры с геометрическими узорами, заполняющими все поле крупными декоративными ромбами, и сюжетно-тематические ковры, предназначенные для детских комнат с геометризованными изображениями зверей, людей, корабликов, рыбок. Особенным многообразием отличаются композиции цветочных ковров всех видов. Цветочные и растительные мотивы находят в них тонкую моделировку форм, а колористическое решение ковров таит в себе богатство оттенков. Перечисленные узоры разрабатывались с учетом художественных традиций и современных задач развития русского художественного ручного ковроткачества.

Ковры ручной работы разделяются на два основных вида: войлочные и тканые. Тканые ковры изготовляются из пряденой шерсти, хлопка, войлочные — из непряденой шерсти.


ПЕТЕЛЬЧАТЫЙ КОВЕР

Технология очень простая, а ковер получается нарядным и красивым. Для работы необходимы станок, основа, игла и нитки — лучше шерстяные, но можно применять и плотные хлопчатобумажные.

 

Станок (рис. 1) полностью деревянный. Два валика 1 длиной 1,5-2 м свободно вращаются в боковинах 2, которые устанавливаются в пазы 3 стоек 4. Для большей устойчивости стойки снабжены платформами 5. Между стойками для жесткости прибиваются гвоздями рейки-разлучки 6.

 

Станок для петельчатого ковра


На одной из боковин по двум окружностям диаметром 65 мм располагаются отверстия на расстоянии 15 мм друг от друга. Эти отверстия окружают выступающие из боковины шейки валиков. В отверстия попеременно вставляется гвоздь длиной 150 мм, он удерживает другой гвоздь, вбитый в шейку валика, и таким образом фиксирует валик в нужном положении. Детали станка показаны на рисунке 2.

На валики по всей рабочей длине мелкими гвоздями крепится плотная ткань, к которой впоследствии пришиваются края основы будущего ковра. Максимальная ширина ковра будет зависеть от размера валиков, а длина ковра произвольная, поскольку и основа, и готовый ковер наматываются во время работы на валики.

Основой ковра может служить ткань для простынь или другая, более плотная, но обязательно светлая. На основу при помощи копировальной бумаги наносится рисунок со сделанных заранее бумажных шаблонов. Кто хорошо рисует, может обходиться без шаблонов, а сразу на основе изображать выбранную композицию.

Затем ткань основы рисунком наружу пришивается краем к материалу одного из валиков и накручивается на этот валик, потом пришивается другим краем к материалу второго валика. Фиксируется сперва второй валик, ткань достаточно туго натягивается, затем фиксируется первый валик.


Технология изготовления петельчатого ковра


Игла с ручкой показана на рисунке 3. Игла 1 трубчатая, диаметром 3 мм. Такие иглы используются при взятии донорской крови. Применяют ее и ветеринары. На расстоянии 4 мм от носика иглы надфилем делается запил, а потом, когда стенка иглы станет тонкой, сверлится (или прокалывается острым шилом) отверстие диаметром 1,5 мм. Края отверстия очищаются от заусениц. На иглу надевают выточенный на токарном станке латунный ограничитель 2 и фиксируют винтом на расстоянии 35 мм от носика. Это расстояние можно менять в зависимости от высоты ворса, которую вы хотите получить. На ограничитель плотно насаживается полая ручка 3 — например, держатель от рейсфедера. Нитку протаскивают тонкой проволокой, загнутой крючком, сквозь ручку, иглу и ушко. Через иглу хорошо проходят все нити, выпускаемые промышленностью, кроме эластика. Нить должна быть смотана в клубок.

Теперь все готово к работе.

Игла с ниткой вводится в основу по рисунку до ограничителя, затем вынимается, но с небольшим отрывом от основы, делается шаг на 2-3 мм в любую сторону (в зависимости от рисунка), снова вводится в основу до ограничителя и так далее (рис. 4). С лицевой стороны (на станке она снизу) получается петля, со стороны рисунка — гладь. Вначале заполняют петлями мелкие детали рисунка, затем более крупные. В последнюю очередь заполняют фон. Скорость заполнения ковра зависит от практики. У меня уходит примерно 40 минут на 1 дм2. Расход шерстяной нити при длине рабочей части иглы таков — мотка в 300 м хватает на 8 дм2, мотка в 500 м — на 12 дм2. Конечно, это приблизительные цифры, они зависят от густоты заполнения и от высоты петли.

Когда вся часть основы, натянутая между валиками, заполнена, вынимают фиксаторы и прокручивают валики до тех пор, пока готовая часть ковра не накрутится на один из валиков. Валики снова фиксируются. Когда ковер готов полностью, снимают фиксаторы, полотно ковра освобождают от ткани, прибитой к валикам. Края ковра обметываются, как это делается на покупных. Помятый на валике ворс хорошо восстанавливается платяной щеткой. Петли надежно держатся в основе: ковер можно чистить даже мощным пылесосом.

И. Пасынков. Журнал «Юный техник».

 

МОЛДАВСКИЕ КОВРЫ

Среди наиболее замечательных произведений молдавского декоративно-прикладного искусства одно из первых мест принадлежит коврам.

 

Ковроделие в Молдавии возникло и развивалось как область народного искусства. Будучи необходимым предметом бытовой обстановки, ковры производились почти в каждой крестьянской семье. Развивавшееся в течение веков ковроделие достигло высокого художественного уровня, отобразив исключительное своеобразие и богатство молдавской народной орнаментики.

Молдавские ковры издавна привлекали к себе внимание этнографов и любителей народного искусства, неизменно вызывая их восхищение.

В предлагаемом альбоме представлены образцы традиционных молдавских ковров, в большинстве своем воспроизводящие экспонаты из собрания Государственного историко-краеведческого музея в Кишиневе. Многие из них относятся к концу XVIII — первой половине XIX вв.

Развитие капиталистических отношений во второй половине XIX в. привело к расширению кустарного коврового промысла, что вызвало упадок художественной формы молдавского ковра. Мелкая буржуазия и мещанство, являвшиеся основным городским потребителем ковровой продукции, диктовали свои требования ковроделам, вынуждая их отказываться от исковых художественных традиций и заниматься воспроизведением чуждых молдавскому искусству образцов.

Черты упадка особенно заметны в ковровой продукции конца XIX— начала XX вв. В ковровый рисунок проникают натуралистические изображения цветов, букетов из роз и другие мотивы, заимствуемые из дешевой печатной продукции — всевозможных этикеток, открыток и так называемых «мыльных узоров» (узоров для вышивания, вкладывавшихся в мыльные обертки с рекламной целью). Эти мотивы, перенесенные в ковровый узор в сильно увеличенном виде, отличаются грубостью трактовки, а красочные отношения — резкостью, почти спектральной насыщенностью анилиновых тонов с преобладанием розовых, красно-фиолетовых и травянисто-зеленых красок на холодно-черных фонах. Естественно, что при изучении коврового искусства прошлого для нас наибольший интерес представляют ковры лучших традиций.

По технике выполнения молдавский ковер относится к гладким безворсным коврам полотняного переплетения. Узор подобных ковров образуется цветными шерстяными нитями утка, за которыми скрыты нити основы. Выполнение рисунка производится ковровщицей с образца или по эскизу. Опытные ковровщицы работают над узором по памяти, свободно импровизируя традиционные народные мотивы.

Для изготовления больших ковров пользуются вертикальным станком, носящим название «рэзбой». Узкие ковры ткут на горизонтальном станке, служащем для изготовления всевозможных нековровых тканей. В прошлом большие ковры нередко составляли из двух или трех узких полос, которые ткали порознь, а затем сшивали.

 

ВИДЫ КОВРОВ

По назначению, размеру и пропорциям различают несколько видов ковровых изделий.

 

Фрагмент ковра с древовидными, звездчатыми и другими мотивами

Большие ковры — рэзбои (по названию вертикального станка, на котором они изготовляются) предназначены для стен, а в городских условиях — и для пола. Они имеют несколько вытянутые пропорции, вертикально ориентированный узор и обычно четырехстороннюю кайму.


Ковер — лэичер с узором из орнаментированных поперечных полос

 


Узкие и длинные ковры — лэичер — служат для покрытия лавок. Лэичеры, рассчитанные на скамью, идущую вдоль двух смежных стен, достигают значительной длины. Покрывая сиденье скамьи, лэичер несколько свисает с нее и поэтому нередко изготовляется лишь с одной продольной каймой, образующей спереди скамьи подобие фриза.


Фрагмент ковра — пэретара

 


Для завешивания стены позади лавки предназначены ковры сильно вытянутых пропорций с горизонтально ориентированным узором — пэретар. Часто пэретары имеют продольную кайму лишь по верхнему краю, так как нижний край, примыкающий к лавке, может закрываться лэичером.


Фрагмент дорожки с узором из поперечных полос, орнаментированных переборным рисунком

 


Для пола служат неширокие дорожки — цол, по большей части с рисунком из поперечных полос. Размеры дорожек позволяют пользоваться ими и в качестве лэичеров.


В ковровой технике изготовляются также покрывала для постели — скоарцэ, переметные сумы — десагэ и ткани другого назначения.


 

ОРНАМЕНТЫ МОЛДАВСКИХ КОВРОВ

Самые ранние из сохранившихся молдавских ковров относятся к концу XVIII — началу XIX вв. В произведениях этого периода наиболее ярко выражены лучшие черты национального ковроделия. Преобладающие в ковровом рисунке растительные мотивы отличаются особым изяществом вытянутых стеблей и веток, крутые изломы которых образуют ажурный линейный узор. Композиции ковра свойственно свободное размещение мотивов, обилие фона, воздуха. Колорит характерен цветными фонами с преобладанием спокойных теплых расцветок. Красота и мягкость цветовой гаммы достигаются гармоничным сочетанием контрастирующих, но неярких тонов.

 

   
01. Фрагмент ковра с древовидными и другими мотивами


Узор молдавского ковра складывается обычно из центрального поля и каймы. Однако наличие четырехсторонней каймы необязательно: часты решения с одно-, двух-, трехсторонней каймой и без всякой каймы.

   
02. Фрагмент ковра с крупными изображениями деревьев


Существенная особенность узора молдавского ковра проявляется в том, что мотивы каймы не повторяют мотивов центрального поля и как бы противопоставлены им по рисунку и в цвете, создавая гармоническое единство, основанное не на сходстве элементов, а на их контрасте. На старинных коврах рисунок поперечных и продольных полос каймы часто решен по-разному.

   
03. Ковер с мелкоорнаментальным узором


Кроме того, рисунок поперечных полос каймы обычно проходит от кромки до кромки, часто на углах даже не соприкасаясь с рисунком продольных полос (01). Этот прием, усиливающий непринужденность композиции, чрезвычайно характерен для молдавских ковров.

   
04. Фрагмент ковра — лэичера с узором из треугольных фигур


В композиции ковра определяющее значение имеет характер мотивов центрального поля, степень их разнообразия, их размеры, размещение и чередование. Имеются ковры с крупными, во всю ширину центрального поля, мотивами (02) и множество решений с мотивами уменьшенного размера.

   
05. Фрагмент ковра с узором из орнаментированных поперечных полос


Дробление мотивов дает группу мелкоорнаментальных ковров, к которым относится известное в народе истолкование узора как поля, усеянного цветами (03).

   
06. Фрагмент ковра с зубчатыми мотивами на расчлененном фоне


Своеобразны по композиции ковры с узором из треугольников (04), поперечных полос (05), с фоном, составленным из продольных полос, а также с расчлененным фоном, участки которого заполнены повторяющимися пли различными мотивами (06).

   
07. Ковер с древовидными и другими мотивами


Композиция лучших ковров отличается простотой, изяществом, пропорциональностью и связанностью элементов.

   
08. Ковер с изображением вазонов


Богат и разнообразен комплекс мотивов коврового узора. В большинстве своем это образы реального предметного мира. Среди них можно отметить растительные мотивы, изображения животных и человека. Значительна и группа геометрических мотивов, однако и они часто истолковываются как образы реального мира.

   
09. Фрагмент ковра — пэретара с изображением вазонов


Растительные мотивы получили в рисунке молдавских ковров своеобразную, подчеркнуто обобщенную трактовку, придающую изображению крайне условный характер. Однако как бы ни был рисунок условен, он всегда сохраняет естественную взаимосвязь частей, свойственную живому растению.

   
10. Ковер с изображением букетов


Из мотивов растительного мира чрезвычайно распространены изображения деревьев или кустов, вазонов, букетов, веток, цветов, гирлянд. Хотя условность трактовки не всегда позволяет точно определить название растения или цветка, для автора каждый такой мотив имеет конкретное значение, и часто, спросив у ковровщицы о значении того или иного мотива, мы получим в ответ не только общее его определение: лист или цветок, но и видовую характеристику — лист орешника, виноградный лист, или название цветка — роза, мальва, ромашка и пр.

Среди древовидных изображений (07) можно видеть схематизированные симметричные мотивы и образы более сложные и свободные по замыслу. Часто дерево опирается на корневое основание, иногда ветки отсутствуют, а листья и цветы примыкают непосредственно к стволу, нередко дерево имеет два или три ствола. Встречаются изображения деревьев с птицами на ветвях.

   
11. Ковер с изображением веток


Частым мотивом является вазон — ваза с растением или букетом. В старинных коврах вазоны отличаются топким ажурным рисунком и ярусным расположением веток, усеянных мелкими цветами и листьями (08).

   
12. Ковер с изображением вазонов и букетов


В позднейших, особенно левобережных коврах преобладают крупные цветочные формы (09). В последних наблюдаются общие черты с подобными мотивами подольских ковров Украины.

   
14. Фрагмент ковра с узором из треугольных фигур


Своеобразную трактовку получил в молдавских коврах мотив букета, состоящий из пяти веток, перевязанных лентой (10). Многочисленны ковры с изображением цветущих веток, изломы которых часто создают затейливый линейный узор (11). Много выдумки вложено народными мастерами в трактовку мотива цветка, достигающего в ковровом рисунке большой выразительности и дающего огромное множество решений — от простейших схематизированных цветочных форм до фантастических соцветий.

   
13. Фрагмент дорожки с узором из орнаментированных поперечных полос


Чрезвычайно интересен мотив гирлянды в виде волнистого стебля с расположенными в его изгибах ветками, цветами, листьями. Мотив применяется для орнаментации каймы. Известна традиционная, давно сложившаяся форма гирлянды из вьющихся виноградных лоз и гроздьев (12), широко применяемая и в современном декоративном искусстве Молдавии.

   
15. Фрагмент ковра с узором из звезд


Молдавские ковры с геометрическим рисунком отличаются особым лаконизмом и крупными масштабами узора. Многочисленны дорожки и лэичеры с рисунком из цветных полос — гладких или орнаментированных (13), ковры с узором из мелких треугольных фигур (14), со звездчатым узором (15).

   
16. Фрагмент ковра с крупными ромбовидными мотивами


Особую трактовку получили ромбовидные мотивы, заимствованные из узоров вышивок и близкие к подобным мотивам в буковинских коврах (16).

   
17. Фрагмент ковра — лэичера с крестовидными мотивами


Интересны молдавские ковры с крестовидными мотивами (17), крюковидными (18), зубчатыми (19).

   
18. Фрагмент ковра — лэичера с крюковидными мотивами на расчлененном фоне


Известен ряд мотивов с наклонно-осевой структурой, по-разному осмысляемых, но представляющих в большинстве своем своеобразную трактовку цветов (20).

   
19. Фрагмент ковра — пэретара с крупными растительными и геометрическими мотивами на расчлененном фоне


Из образов животного мира в ковровом рисунке представлены преимущественно птицы: петушки, утки, голуби, орлы и др. Иногда птицы изображаются сидящими на дереве и изредка — порхающими среди ветвей. (21)

   
20. Фрагмент ковра с различными геометрическими мотивами


Среди человеческих изображений преобладает мотив женской фигуры. Встречаются и антропоморфные мотивы, в которых сохранились черты архаики, связанные, по-видимому, с древними религиозно-мифологическими представлениями (22).

   
21. Фрагмент ковра с изображением петушков и деревьев


Эти образы давно утратили свое прежнее значение и переосмыслены как реальные бытовые сюжеты (танцующие фигуры). Иногда взявшиеся за руки фигуры располагаются по кайме в виде хоровода. Обычно же человеческие изображения размещаются среди других мотивов без какой-либо сюжетной связи с ними. При несложном, предельно обобщенном рисунке фигур многие из них очень выразительны и этнографичны.

   
22. Фрагмент ковра с изображением антропоморфных фигур и букетов


Перечисленные мотивы ковровой орнаментики специфичны не только для коврового узора. Они широко отражены и в других областях народного искусства — вышивке, росписи, керамике, деревянной и каменной резьбе и т. д. Но в ковровом узоре эти мотивы получили совершенно самостоятельную разработку, трактовка их рисунка обладает неповторимым своеобразием.

 

ЦВЕТОВАЯ ГАММА КОВРА

В цветовом отношении молдавский ковер также отличается обилием различных решений. В его колорите нет преобладания какой-либо одной тональности (как, например, в туркменских копрах, где преобладает гамма плотных красных тонов). Для фона берутся коричневые тона, розовые, мягкие зеленые и голубые, а также черный тон. Цвету фона противопоставлены контрастирующие с ним цвета каймы и узоров, что и определяет основу «живописного» построения ковра.

 

Спокойная, сдержанная цветовая гамма старинных молдавских ковров достигалась, в известной степени, применением растительных красителей местного происхождении. Из многочисленных местных красителей употреблялись, главным образом, наиболее стойкие: дрок красильный (желтый краситель), зопник (красно-коричневый), кора дуба и ольхи (черный и коричневый), марена (красный), местная индигоноска вайда (синий) и некоторые другие. В конце XIX в. естественные красители стали быстро вытесняться привозными анилиновыми — яркими и весьма нестойкими к действию света и влаги. Широкое применение их вызвало резкое ухудшение колорита ковров. В настоящее время используются прочные химические (кислотные) красители.

Цветовая гамма лучших ковров обычно ограничена небольшим количеством тонов (пять — восемь). Народные мастера понимают, что сила цветового воздействия произведения зависит не от количества или яркости тонов (что привело бы лишь к пестроте), а от умения найти их отношения, от умения выявить, путем сопоставления тонов, заложенные в них возможности.

Цветовая трактовка узора носит условный характер. Расцветка растительных и других мотивов не обязательно соответствует их природной окраске. Цветовой трактовке образов свойственна та же мера условности, какая наблюдается и в самом рисунке; в этом проявляется органичность, цельность народных художественных представлений.

Лучшие традиции народного ковра продолжаются и развиваются в современном ковроделии Молдавии. Современное ковровое искусство Молдавии характеризуется развитием двух его форм — орнаментального и сюжетно-тематического ковра. Роль орнаментального бытового ковра в наше время значительно повысилась.

В современных орнаментальных коврах традиционные приемы и мотивы подвергаются творческой переработке. Заметно стремление художников к расширению круга мотивов, к поискам новых композиционных решений. Растительный орнамент современных ковров обогащается мотивами винограда, хлебного колоса, подсолнуха, кукурузы, хлопка и особенно — плодовых культур. Часто образы эти получают в ковровом узоре символическое значение, выражая идею изобилия, благосостояния.

Сюжетно-тематические ковры представляют совершенно новое явление в ковроделии Молдавии. Они предназначены для интерьеров общественных зданий, тематика их посвящена историческим событиям и современности. В своих первых сюжетно-тематических коврах художники шли по пути воссоздании в ковровой технике произведений живописи, добавляя к ним на ковре лишь орнаментальную кайму. В работах последних дней в этой области определились своеобразные для Молдавии приемы, когда орнамент, тесно переплетающийся с сюжетными кадрами, сам приобретает образно-символический смысл, участвуя в выявлении общей идеи произведения.

ПЛЕТЕНИЕ ЦИНОВКИ

Искусство создания декоративных циновок из болотных трав сохранилось и в наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.


Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки», искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители Прикубанья.

Сбейте раму из деревянных планок, как показано на рисунке. Размер ее зависит от величины будущей циновки. К раме сделайте бердо—тоже из деревянной, но менее массивной планки. Длина его должна соответствовать ширине циновки. На одинаковом расстоянии друг от друга просверлите в нем отверстия диаметром 7—8 мм. Расстояние между отверстиями — не менее 3 см.

 

1 — рама для плетения чаканок, 2 — как плетутся циновки


Прислонив раму верхней частью к стене, проверьте вертикальность всех натянутых шпагатов. Теперь можно приступать к изготовлению циновки.

Поскольку чакан не обладает такой мягкостью и эластичностью, как пряжа, рисунок циновки приобретает строго очерченные геометрические формы в виде ромбов, зигзагов и т. п.

Расщепите стебли на две половины и смочите их, чтобы сделать более эластичными.

Чтобы получить в циновке наклонную линию рисунка, шаг следует сдвинуть вправо или влево на один или несколько шпагатов, оставив расчет переплетение их со стеблем прежним. При продергивании третьего стебля сохраните принцип сдвига шага, как и при прокладке второго. Закончив каждую прокладку, не забывайте прижимать стебель бердом к предыдущим.

Если применить чакан одного цвета, допустим золотистого, можно получить строгий графический рисунок. При этом узор выделяется небольшим рельефом, что особенно эффектно при боковом освещении. Использование чакана трех цветов в разумном сочетании повысит декоративные качества рисунка и самого изделия. В старину, да и теперь, для создания богатой игры фактуры и цвета нередко между стеблями чакана прокладывали соломку злаковых культур, имеющую более интенсивный золотой оттенок. О таких циновках мы рассказывали в статье Тепло камыша.

Более многоцветную и изящную циновку можно выполнить из двух материалов — стеблей степного растения чия и непряденой, окрашенной в разные цвета шерсти. Искусством изготовления таких циновок известны мастерицы Киргизии.


 

Начните освоение такой циновки с небольшого по размеру изделия. Собрав вязку чия или камыша, подберите стебли по длине и толщине. Затем разложите на полу, плотно прикладывая по одному друг к другу. Выровняв концы с одной стороны, с другой острым ножом по линейке срежьте лишнюю длину стеблей.

Непряденую овечью шерсть очистите от сорных примесей, промойте, окрасьте, просушите и расчешите каждую цветовую группу волокон на чесальном гребне.


1 — обрезание стеблей, 2 — закрепление цветных волокон на стебле, 3 — обматывание стебля волокном


Закончив намотку шерсти на один стебель, отложите его в сторону и принимайтесь за следующий. Каждый обмотанный стебель кладите рядом с предыдущим в определенной рисунком последовательности. По мере подготовки каждого стебля и присоединения их друг к другу будет выступать красочный узор циновки.

Теперь поочередно связывайте стебли. Первый стебель подвяжите к планке каждыми парными концами нитей. Подвязав первый стебель, возьмите следующий по порядку, привяжите к первому и так далее. Когда все стебли будут связаны, срежьте нити с планки и подровняйте их концы.

 

ТЕХНИКИ «СУМАХ» И «ЗИЛИ»

Существует два вида безворсовых односторонних ковров распространенных в Средней Азии и на Кавказе — «сумах» и «зили». Опишу выполнение узора в этих техниках.

 

В образовании ткани по технике сумах участвуют две нити утка. Первая служит для создания каркаса ковра и переплетается с нитями основы полотняным соединением. Вторая нить делает петлю на двух основных нитях, затем переходит к следующ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.