Розообразные узоры на полотняном грунте — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Розообразные узоры на полотняном грунте

2020-02-15 274
Розообразные узоры на полотняном грунте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Розообразные узоры на полотняном грунте являются самостоятельным переплетением. Рассмотрим, как может функционировать розообразное переплетение при узорном тканеобразовании, соединяющем грунт с узорными нитями.

 

 

Розообразный узор при полотняном грунте: а — заправочный рисунок, б — мотив узора


На рисунке показан розообразный узор при полотняном грунте.

Полотняное переплетение становится грунтовой тканью, розообразный узор создается узорными нитями утка. Имеется четыре различных способа прокладывания узорных нитей утка. Тканеобразование осуществляйся попеременно с грунтовыми и узорными нитями утка. Различные узорные нити утка используются независимо друг от друга. Это создает условия для вариаций в узоре.

Двухремизное переплетение можно вырабатывать как обычное полотняное переплетение, или как полотняное переплетение с уточным эффектом, или как уточный репс.


ПРОБОРНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

Так называемое проборное переплетение — это сводное переплетение полотняного грунта с перекрывающими узорными нитями утка, чаще всего по всей ширине ткани.

 

Данное название происходит от слова «ткацкий пробор», т.е. образование зева, но с видоизменениями и вариациями с введением узорной нити утка. Раппорты проборки нитей и чередования подъема ремизок достигают больших размеров.

Тканеобразование проборных переплетений осуществляется посредством дополнительных самостоятельных ремизок и изменений в схеме чередования их подъема.

Обычно используется от шести до восьми различных узорных нитей утка и, следовательно, столько же дополнительных узорных ремизок. Проборное переплетение чаще применяют для отделочных текстильных изделий, дорожек, настенных ковриков, тканей для подушек.

 


На рисунке представлены образцы тканей проборного переплетения.



А здесь представлены мотив узора и рисунок переплетения с фрагментом узора проборного переплетения. Для выработки ткани сданным узором требуется не менее двадцати ремизок на ткацком станке или жаккардовая машина.

 

ДВУХСЛОЙНОЕ ТКАНЕОБРАЗОВАНИЕ

При двухслойном тканеобразовании осуществляется одновременно ткачество двух слоев ткани. Кроме того, эти два слоя ткани переплетаются друг с другом и группируются по способам связи слоев.

 

1. Двухслойное тканеобразование со связью слоев на одной стороне — два слои ткани соединяются на одной стороне, ширина ткани вдвое больше рабочей ширины ткацкого станка.
Полое тканеобразование — два слоя ткани соединяются на обеих сторонах ткани, в результате чего образуется мешок.

2. Клетчатое двухслойное тканеобразование со сменой слоев — два слоя ткани меняются местами по клеточной системе (по контуру узора) на всей ширине ткани, получается двухслойная ткань с клетчатым узором.

3. Узорное двухслойное тканеобразование (бортовое ткачество) — слои ткани меняются местами, но образующийся узор свободен и может варьироваться до бесконечности.

Чтобы рассмотреть подробнее заправочные рисунки и способы тканеобразования для различных двухслойных тканей, перейдите по ссылкам.

ДВУХСЛОЙНОЕ ТКАНЕОБРАЗОВАНИЕ СО СВЯЗЬЮ СЛОЕВ НА ОДНОЙ СТОРОНЕ ТКАНИ

 

 

 
Двухслойное тканеобразование на базе полотняного переплетения с соединением слоев на одной стороне: а — поперечный разрез ткани, б — схема чередования основных нитей, в — заправочный рисунок (уток нижнего слоя желтого цвета)


На рисунке (а) показан поперечный разрез двухслойной ткани со связью на левой стороне и с полотняным переплетением в обоих слоях ткани. Эти два слоя ткани часто называют верхним и нижним слоями. Из поперечного разреза видно, что утки в верхнем слое всегда должны располагаться над всеми нитями основы нижнего слоя. Соответственно утки в нижнем слое всегда располагаются под всеми нитями основы верхнего слоя.

При разработке узора переплетения для двухслойной ткани необходимо помнить, что два слоя ткани немного сдвигаются относительно друг друга. Поэтому нити нижнего слоя можно видеть между нитями верхнего слоя.

На рисунке (б) показано, как выглядит сама основа. Каждая вторая нить основы принадлежит верхнему слою (красный цвет), а другая нить — нижнему слою (синий цвет). При вычерчивании узора переплетения вначале обрамляют поле, где должен быть узор переплетения. Над ним помечают, какие нити основы принадлежат верхнему слою, и какие — нижнему.

Соответственно помечают те утки, которые принадлежат каждому слою. Из поперечного разреза видно, что два утка в верхнем слое чередуются с двумя утками нижнего слоя.

Далее вписывают соединительные точки, при этом помня, что оба слоя должны ткаться по отдельности полотняным переплетением. Для наглядности вычерчивают нити утка и основы в верхнем слое красным цветом, а нити утка и основы в нижнем слое — синим цветом. При этом подъемы нитей основы обозначают точками. Достаточно вычертить те нити утка, которые составляют один уточный раппорт, а именно: два утка в верхнем слое и два в нижнем. Далее разрабатывают схемы проборки нитей основы и чередования подъема ремизок. Целесообразно разработать условные знаки для верхнего и нижнего слоев при построении схемы проборки и схемы подъема ремизок. На рисунке (в) точками обозначены галева с нитями основы верхнего слоя и подъемы ремизок с нитями основы верхнего слоя, крестиком (X) обозначены галева с нитями основы нижнего слоя и подъемы ремизок с этими же нитями.

Из заправочного рисунка видно, что при тканеобразовании двух слоев используют вдвое большее число ремизок, чем требуется по переплетению.


Двухслойное тканеобразование на базе трехремизной саржи с соединением слоев на одной стороне: а — поперечный разрез ткани, б — заправочный рисунок (уток нижнего слоя желтого цвета), в — условные обозначения нитей утка


Если переплетением является саржа, то используется такой же способ для построения заправочного рисунка, как и при полотняном переплетении. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, что нижний слой вырабатывается изнанкой кверху. Это сделано для того, чтобы переплетение получалось правильным по всей ширине ткани.

ПОЛОЕ ТКАНЕОБРАЗОВАНИЕ (МЕШОК)

Полое тканеобразование может осуществляться на том же станке, который заправлен для образования ткани со связью на одной стороне. Схема подъема ремизок оказывается несколько иной, так как при полом тканеобразовании утки прокладываются попеременно, то есть один уток в верхнем слое и один уток в нижнем слое.

 

 

Полое тканеобразование: а — поперечный разрез ткани, б — заправочный рисунок


При полом тканеобразовании может быть затруднительным получение правильного переплетения на обеих сторонах ткани. Если переплетение полотняное, то необходимо иметь в заправке нечетное число нитей основы. Если переплетением является саржа, то необходимо подгонять переплетение на одной стороне ткани так, чтобы на стыке не нарушался его рисунок.

КЛЕТЧАТОЕ ДВУХСЛОЙНОЕ ТКАНЕОБРАЗОВАНИЕ

При клетчатом двухслойном тканеобразовании меняются местами слои ткани по схеме двухэлеметного дробного узора (участки должны быть противоположны друг другу).

 

Клетчатое двухслойное тканеобразование: а — дробный узор, мотив для смены слоев местами, б — схематическое изображение смены слоев местами, в, г, — поперечные разрезы ткани двух участков, д — заправочный рисунок, е — клетчатая двухслойная ткань


Если этот узор должен давать привлекающий внимание эффект, то оба слоя ткутся полотняным переплетением, но используются различные цвета нитей основы и утка в слоях. Лицевая и изнаночная стороны слоев становятся противоположными друг другу.

Поперечный разрез ткани показывает, как меняются слои в ткани. Здесь слои нельзя называть верхним и нижним, поскольку они меняются местами. Слои называют по цвету основы (например, светлый слой и темный слой). В схемах проборки и подъема ремизок используются условные знаки: точки — для основы одного цвета (один слой), крестики (X) — для основы другого цвета (другой слой).

При вычерчивании узора переплетения поступают так же, как при вычерчивании узора для двухслойного тканеобразования со связью на одной стороне ткани. Разница состоит в том, что каждый уток переплетается неодинаково по ширине ткани, так как происходит чередование верхнего и нижнего слоев. Поэтому целесообразно помечать, где оно происходит.

Проборка нитей основы для клетчатого двухслойного тканеобразования производится по участкам. Для получения клетчатой двухслойной ткани можно использовать любой двухэлементный дробный узор с двумя противоположными участками. Если ткань вырабатывают без перестановки слоев, то ткань становится продольно-полосатой.

 

УЗОРЫ ДЛЯ ТКАЦКОГО СТАНКА

Благодаря добрым людям мне в руки попалась древняя книжка «Альбом ткацких узоров», составленная В.А. и А.Г. Доливо-Добровольскими в 1912 году. Этот альбом содержит множество узоров для хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей. Узоры расположены так, что начиная с простых рисунков, постепенно переходишь к более сложным.

 

Цифры, расположенные вертикально под номером узора в начале каждой горизонтальной линии, разделенной на клетки, одна под другою обозначают ремизки (ниты, нитченки, ниченцы, цепки). Каждая клетка линии соответствует нитке основы. Клетка, заполненная черным, показывает, что данная нитка основы должна быть продета в глазок или галево той ремизки, на линии которой находится заполненная клетка.
Пробор в ремизки:


Подвязь показывает, как следует подвязывать ремизки к подножкам, чтобы получилась требуемая узором ткань.

Каждый вертикальный ряд рисунка, помещенный под узором подвязи, соответствует подножкам, а черные клетки показывают порядок наступания или хода по подножкам, который требуется для выполнения желаемого узора.
Подвязь:



Ход по подножкам:



Цифры, стоящие под ходом по подножкам — 4, 3, 2, 1 — показывают число подножек и их порядок.

Некоторые узоры при одинаковых проборе и подвязи дают возможность получать разные рисунки, лишь стоит переменить порядок хода по подножкам.

Кроме пробора, подвязи и хода по подножкам много разнообразия тканям придают различные цвета пряжи, как в основе, так и в утке. Распределение цветов вполне зависит от фантазии ткача, но некоторые узоры требуют, чтобы пробор ниток другого цвета начинался на определенных ремизках. При тканье из двух или нескольких цветов, каждый цвет должен начинаться на тех ремизках, на которых указываются различные значки, также и в утке, который обозначается ходом по подножкам.

На одной основе, не изменяя пробора, можно получить иной рисунок ткани, изменив лишь подвязь.
Для облегчения работы, начинающим не следует приготовлять одноцветной основы, лучше чередовать два цвета, но не более как через 4 или 8 ниток, что даст возможность скорее заметить ошибку, сделанную при проборе в ремизки.


ПРОСТЫЕ ТКАНИ И ПОЛОВИКИ

 


2. Пригоден для полушерстяных тканей, так как уток совершенно покрывает основу.



10. Пригоден для полушерстяных тканей, так как уток совершенно покрывает основу.


 

 

 


25. канва обязательно заправляется по 3 нитки в зуб берда, как указано на проборе. Ткань употребляется для занавесей или вышивки.
26. тоже канва, заправляется по 4 нитки в зуб берда. Из крученой льняной пряжи выходят очень красивые чайные скатерти, пригодные для вышивки.
27. ткань для покрывал на кровати. Основа приготовляется из ниток №26, на уток употребляется тот же номер нити для 8 ходов утка, после чего идут 2 нити толстого утка №10
28. полушерстяная ткань, пригодная для верхней зимней одежды и одеял, при х/б или льняной основе и шерстяном утке.


 

 

 

 

 

 

 

 


58. Идет на обивку мебели, если употребить более толстый уток.



59. Идет на обивку мебели, если употребить более толстый уток.


 


64. Применим для полосатых дорожек из толстого материала.


 

 

 


75. Ткань для платьев. Основа и уток разные.


 


79. Полупрозрачная ткань для летних платьев или занавесей. Пробор этого номера и ход по подножкам изображены не черными квадратиками, как все предыдущие узоры, а косыми черточками, каждая из которых, проходя через 4 клетки, заменяет 4 квадратика. На первых четырех ремизках стоит 10 черточек, которые обозначают, что на этих ремизках надо пробрать 10 раз с 1 до 4 ремизок подряд. Затем черточки переходят на ремизки 5-8 и тоже повторяются 10 раз, значит такой же пробор 10 раз подряд делается на ремизках 5-8. Ходить по подножкам так же как пробрано в ремизки: 10 раз подряд на 1-4 подножках, затем столько же на 5-8 подножках.



81. При расчете основы надо прибавить 16 ниток на кромки и пробрать их рядом через 8 ремизок, если этого не исполнить, то кромки не будут аккуратно затыкаться.
Из тонкой пряжи, льняной или х/б, получится красивая ткань для платьев. При основе в два цвета т таком же утке выйдет клетчатая ткань.
В рисунке пробора пропущена одна клетка как раз на половине узора. 30-я нитка продета в две ремизки 2 и 5; пробор второй половины узора в 30 ниток, начиная с 5 ремизки, надо отодвинуть на одну клетку влево. Всего в раппорте 60 ниток.
82. Шерстяная или х/б ткань для платьев. Основа и уток разноцветные.



83. Узор для половика квадратами. Основа и уток разных цветов. Первый квадрат ткется при ходе по подножкам 2, 1, 3, 1 до тех пор, пока получится полный квадрат, тогда переходят к ходу под чертою и тоже работают по указанному ходу до полного квадрата. Нельзя переходить ко второму квадрату, если ход первого не доведен до конца, также и во втором квадрате необходимо докончить ход, чтобы перейти к первому.
84. Дает возможность ткать мешок без шва, круглый; весь мешок работается на подножках 1-4; когда получится мешок требуемой длины, затыкается дно, для чего работают только на двух подножках — 5 и 6. Так как на этих последних подножках приходится работать редко, то удобнее отвести их в сторону и привязать к левой становине, пока ткется весь мешок.
На этой же основе и заправке при ходе «в» по подножкам можно ткать холст двойной ширины; при этом с одной стороны полотно будет сшиваться челноком, а с другой получится две кромки. При этой работе необходимо пробирать по 4 нитки в зуб берда.



85. Ткань для платьев с двумя разноцветными утками.



86. Ткань для полотенец. Имеет очень длинные и сбивчивые проборы, потому пробирать их надо с особенным вниманием, чтобы избежать ошибок.
87. Ткань для полотенец. Имеет очень длинные и сбивчивые проборы, потому пробирать их надо с особенным вниманием, чтобы избежать ошибок.

 

ПОЛОТЕНЦА И САЛФЕТКИ

Следующие узоры с 88 до 92 включительно имеют совершенно различные от других узоров проборы.
Проборы этих узоров на 8 ремизок делятся на две группы и изображены косыми черточками, проведенными через 4 клетки каждая. Эта косая черточка заменяет 4 затушеванных квадратика на четырех ремизках первой или второй группы; ко второй группе относятся ремизки с 5 по 8. Число черточек, проведенных через клетки первой группы, показывает сколько раз надо пробрать подряд с 1 до 4 ремизок.
Когда окончен пробор на первой группе ремизок, то есть на 1-4 ремизках, начинают пробор на второй группе, то есть на 5-8 ремизках, через которые проходят черточки и пробирают на них столько раз, сколько означено на них черточек.
Ход по подножкам идет в том же порядке, как и пробор в ремизки, то есть сначала во время работы ходят по первым четырем подножкам столько раз, сколько раз пробрано в первых четырех ремизках или пока получится требуемая фигура, тогда переходят на следующие подножки, то есть 5, 6, 7, 8 и так далее, сообразно пробору в ремизки.


88. Дает узор для полосатых атласных полотенец; для выполнения борта ходят сначала по первым четырем подножкам, потом по остальным четырем (т.е. с 5 по 8), как того требует узор, середина же работается только на первых четырех подножках.
89. При проборе и подвязи как и у №88 дает шахматный узор для скатертей и салфеток.



90. Узор салфеточной ткани, применимый и для полотенец.


91. Узор салфеточной ткани, применимый и для полотенец.
92. Узор салфеточной ткани, применимый и для полотенец.



93-94. дает атласную ткань на 10 ремизок. Ремизки делятся на две группы как в предыдущих 8 ремизных узорах, только в каждую группу входят не 4, а 5 ремизок, поэтому показывающие пробор косые черточки первой группы проходят через 5 клеток, то есть через 1-5 ремизки и в них надо пробирать подряд столько раз, сколько через них проходит черточек. Во вторую группу входят ремизки 6-10.
Так для борта узора №93 пробирают 2 раза на первой группе ремизок (то есть в 1-5), затем 2 раза на второй группе (6-10 ремизки), для середины узора пробирают 10 раз подряд на первых пяти ремизках, потом 10 раз на следующих пяти и так далее до борта с другой стороны.
Ходить по подножкам для борта: 2 раза на первых пяти подножках, потом 2 раза на остальных пяти и так поочередно до получения желаемой ширины каймы; середина же полотенец работается только на первых пяти подножках.
В узоре №94 для борта пробирают во все 10 ремизок подряд, повторяя этот пробор три или более раз (сообразно желанию иметь более или менее широкий борт).
Для середины пробирают 6 раз на первых пяти ремизках, 3 раза на вторых пяти, 1 раз на первых пяти, 3 раза на вторых пяти и снова повторяют раппорт пробора до начала борта с другой стороны.

 

СКАТЕРТИ И САЛФЕТКИ

 





№№ 95-103 дают узоры для скатертей и салфеток на 12 ремизок. В этих узорах число ремизок делится на 3 группы; в первую группу входят ремизки 1-4, во вторую группу 5-8 ремизки, в третью группу ремизки 9-12. Пробор в ремизки производится также, как в тканях такого же рода на 8 ремизок. Ход по подножкам идет в том же порядке, как и пробор в ремизки.


104. Дает узор на 8 ремизок для двойной скатерти, то есть в два полотна двух различных цветов: одна сторона узора цветная, другая белая.
Основа для такой скатерти приготовляется из белой и цветной пряжи через нитку; при проборе необходимо следить за тем, чтобы все цветные нитки фигуры приходились на определенные ремизки, например, на 2 и 4 или на 1 и 3, во второй половине ремизок на 6 и 8 или на 5 и 7.
В тканях такого рода пробор в ремизки сходен с пробором салфеточных тканей: ремизки делятся на две группы: в первую группу входят ремизки 1-4, во вторую группу 5-8 ремизки.
Число черточек показывает, сколько раз надо пробрать в ремизки первой и второй группы до тех пор, пока получится требуемая фигура, и тогда переходить на другую группу.
Кружочки обозначают где должны приходиться нитки одного цвета.
В бердо пробирать в 1 зуб 4 нитки с 1, 2, 3 и 4 ремизок или 5, 6, 7 и 8; в одном зубе не должны соединяться нитки с разных групп ремизок.
В данном узоре кроме белых ниток можно употребить два любых цвета, например синий и желтый, распределить их так, чтобы раппорт делился на две части. Всего в раппорте середины 272 нитки; для первой половины основать: 136 ниток белых с желтыми (68 ниток белых и 68 ниток желтых) через нитку; для второй половины 136 ниток белых с синими через нитку.
Для борта красивее чередовать цвета через целый раппорт, то есть 24 нитки белые с желтыми и 24 нитки белые с синими через нитку. Всего в каждом раппорте будет 12 белых и 12 цветных ниток, а в раппорте середины 136 белых и 136 цветных.
Уток идет так же, как и в основе, чередуется белая нитка с цветной ниткой через нитку.
Ходить по подножкам в том же порядке, как пробрано в ремизки.


105 и 106 дают узоры на 12 ремизок для двойных скатертей с более сложным рисунком, потому ремизки делятся на три группы. Основа приготовляется также через нитку не менее двух цветов; в таком же порядке чередуется уток.
При желании можно очень разнообразить подобные скатерти, комбинируя различные цвета.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.