История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-02-15 | 297 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность профессиональной ориентациимладших школьников ………………………………………………………..….7
1.2. Особенности профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..14
1.3. Критерии и средства диагностики уровня профессиональной ориентированности младших школьников ……………………………………23
1.4. Анализ практического опыта профессиональной ориентации младших школьников……………………………………………………………30
Вывод по 1 главе …………………………………………………………..35
Глава 2. Педагогические условия использования сюжетно-ролевой игры как средства профессиональной ориентации младших школьников
2.1. Использование сюжетно-ролевых игр для расширения представлений о мире труда как условие профессиональной ориентации младших школьников……………………………………………………………37
2.2. Развитие интереса младших школьников к профессиям в профориентационных играх…………………………………………………….44
2.3. Формирование положительного отношения к труду как условие профессиональной ориентации младших школьников.………………………51
Вывод по 2 главе ………………………………………………………….60
Заключение ………………………………………………………………..62
Список литературы ………………………………………………………65
Приложения ……………………………………………………………….70
Критерии и средства диагностики уровня профессиональной ориентированности младших школьников
В психолого-педагогической литературе отсутствует единое определение термина «критерий».
|
В словаре иностранных слов критерий (от лат. «критериум» - сравнение) определяется как эталонный показатель, с которым сравниваются достигнутые результаты [34].
А.Я.Журкина, С.Н. Чистякова при определении критериев и показателей исходят из целевой установки, что критерий - трансформированная цель [30]. П.И. Пидкасистый также рассматривает цель как общий критерий [39,374]. Мы разделяем эту позицию, так как ее авторы не рассматривают понятие «критерий» через понятие «показатель». Выделение термина «показатель» как самостоятельного дает основания для его определения.
Показатель - то, что доступно восприятию, что показывает «наличность» чего-либо [47,374]. Для проведения диагностики, как правило, разрабатывается шкала наименований. Степени проявления показателя присваиваются и количественные оценки. Это позволяет не только качественно охарактеризовать разные уровни, но произвести подсчет. Оценить уровень сформированности показателей можно только с помощью комплекса методов.
Основываясь на работе О.Ю. Елькиной, посвященной методическому сопровождению курса «Волшебный компас в океане профессий» [18], мы определили следующие критерии профессиональной ориентированности младших школьников:
1. Когнитивный критерий, включающий следующие показатели: наличие знаний о труде людей и мире профессий, понимание значения труда в жизни человека; наличие знаний и представлений о труде учащихся; представление о собственных качествах и возможностях.
2. Мотивационно-потребностный критерий, который предполагает
положительное отношение к труду людей; наличие положительных эмоциональных переживаний при участии в совместной трудовой, коллективной деятельности.
3. Практико-деятельностныйкритерий. Данный критерий включает следующие показатели: проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.
Критерии и показатели уровня профессиональной ориентации младших школьников представлены в таблице 1.
|
Таблица 1
Список литературы
1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 48-59.
2. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст] / Под ред. Л.А. Чешко. - М., 2009. - 600 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. - 367 с.
4. Бернс, Р. Развитие "Я - концепции" и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
5. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода[Текст] / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 2003.-270 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 2001. - 96 с.
7. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке [Текст] / А.А. Бодалев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 135 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная пед. академия, 1995.-209с.
10. Борисова, Е.М. Психологическая диагностика в школьной
профориентации [Текст] / Е.М. Борисова, К.М. Гуревич //Вопросы психологии, 1988, № 1. - С.77-82.
11. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. - М., 2011.-78 с.
12. Бородин, В.А. Изучение школьников с целью их профориентации [Текст] / В.А. Бородин // Воспитание школьника. - 2008, № 4. - С. 8-10.
13. Ботякова, Л.В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации [Текст] / Л.В. Ботякова. - М.: Педагогика, 2001. - 79 с.
14. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 2008. - 215 с.
15. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.
16. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника:
Воспитат. концепция проф. ориентации [Текст] / А.Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
17. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск.: БГУ, 2006. - 176 с.
18. Елькина, О.Ю. Методическое сопровождение курса «Волшебный компас в Океане профессий» [Текст]: Пособие для учащихся начальных классов/О.Ю. Елькина. – Новокузнецк: КузГПА, 2004. – 72с.
|
19. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2012. -№ 12. – С. 40-43
20. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1983. - 129 с.
21. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
22. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.
23. Климов, Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии [Текст] / Е.А. Климов// Вопросы психологии, 2005, № 4. - С. 5-8.
24. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению [Текст]. - Ярославль, 2003. - 187 с.
25. Комплект программ профессиональных проб школьников (5-9 классы) [Текст]: Методическое пособие / Отв. ред. С.Н. Чистякова. - М.: Филология, 1996. – 192 с.
26. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.-335с.
27. Кон, И.С. Открытие "Я" [Текст] /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
28. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ [Текст]. - ВНИК "Школьник - труд - профессия". - М., 1992.- 18с.
29. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2005. - 431 с.
30. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению [Текст]: Методическое пособие / Авт. - сост. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М: Филология, 1997. - 80 с.
31. Кухарчук, A.M. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер. - Минск, 2010. - 218 с.
32. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности [Текст]: Избр. психол. тр. / Под ред. Е.А. Климова. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 445 с.
33. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: Кн. для учителя. - Кемерово: Обл. ИУУ, 2006. - 149 с.
34. Надель-Червинская, М.А.Большой толковый словарь иностранных слов в 3-х томах [Текст] / М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
|
35. Опыт системного исследования психики ребенка [Текст] / Под ред. Н.И. Непомнящей. - М.: Педагогика, 2009. - 231 с.
36. Оценка эффективности профессиональной ориентации школьников [Текст]: Методическое пособие / Под ред. С.И. Вершинина, М.С. Савиной. - М., 2011. - 115с.
37. Павлов, Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента: Количественная оценка педагогических явлений [Текст] / Ю.В. Павлов. - М., 2012.-30с.
38. Павлютенков, Е.А. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Е.А. Павлютенков. - Киев, 2003. - 152 с.
39. Педагогика [Текст]: Учебн. Пособие / В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.П. Портнов и др. // под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Росс, педагенство, 1995. - 637с.
40. Пенкрат, Л.В. Мотивы выбора профессии [Текст]: Кн. для учителя / Л.В. Пенкрат. - Минск, 2006. - 53 с.
41. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432с.
42. Поляков, В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку // Учащаяся молодежь и рынок. - М., 2002.- С. 8-12.
43. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб [Текст]. - Ярославль: ЯГПИ им К.Д. Ушинского, 1993. - 90 с.
44. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст]: Методика для преподавателя и консультанта / Ред. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М., 1993. - 90 с.
45. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция [Текст] / Отв. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова // Педагогика, 1993, № 5. - С. 33-37.
46. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Инст. практ. психологии. Воронеж, 1996. - 253 с.
47. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: БРЭ, 1993. - 603 с.
48. Рубинштейн, С.Л.. Основы общей психологии [Текст]: в 2-х томах. Т.2 / С.Л. Рубинштейн - М., 1989. - 410с.
49. Сахаров, В.Ф. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / В.Ф. Сахаров, А.Д. Сазонов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
50. Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 2012. -№ 2. – С. 12-13
51. Холодная, М.А. Развивающая психологическая диагностика как средство
формирования "Образа - Я" учащихся. "Школа - труд - профессия" [Текст] / М.А. Холодная // Тезисы докл. международного семинара "Программа ЮНЕСКО Эротехнет". - Ярославль, 2011.- С. 6-10.
52. Чистяков, Н.Н. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / Н.Н. Чистяков, Ю.А. Захаров, Т.Н. Новикова, Л.В. Белюк. - Кемерово, 1988. - 47 с.
53. Чистякова, С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб [Текст] / С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1995. - 143 с.
|
54. Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников [Текст] / С.Н. Чистякова / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Просвещение, 1983. - 112с.
55. Чистякова, С.Н. Методика профессиональной ориентации школьников [Текст]: Метод, пособие / С.Н. Чистякова. - Петрозаводск, 1991. - 131 с.
56. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности [Текст] / П.А. Шавир. - Тюмень, 1980. - 86 с.
57. Школа и труд [Текст] / Авт. - сост. П.Р. Атутов, В.А. Кольней, В.А. Поляков и др. - М.: Педагогика, 1987. - 215 с.
58. Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 1998. -№ 29. – С. 12-13
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика «Пословицы»
Учащимся предлагается написать, как они понимают смысл известных пословиц о труде:
1. Дело мастера боится.
2. Всякий мастер на свой лад.
3. На все руки мастер.
4. Каков уход, таков и плод.
5. Больше дела - меньше слов.
6. Всякий человек у дела познаётся.
7. Заработанный хлеб сладок.
8. Глаза боятся - руки делают.
9. Терпение и труд всё перетрут.
10. Где ученье - там уменье.
Оценивается точность понимания смысла пословиц, широта знаний учеников о мире труда и профессий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность профессиональной ориентациимладших школьников ………………………………………………………..….7
1.2. Особенности профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..14
1.3. Критерии и средства диагностики уровня профессиональной ориентированности младших школьников ……………………………………23
1.4. Анализ практического опыта профессиональной ориентации младших школьников……………………………………………………………30
Вывод по 1 главе …………………………………………………………..35
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!