Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации младших школьников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации младших школьников

2020-02-15 297
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации младших школьников

1.1. Психолого-педагогическая сущность профессиональной ориентациимладших школьников ………………………………………………………..….7

1.2. Особенности профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..14

1.3. Критерии и средства диагностики уровня профессиональной ориентированности младших школьников ……………………………………23

1.4. Анализ практического опыта профессиональной ориентации младших школьников……………………………………………………………30

Вывод по 1 главе …………………………………………………………..35

Глава 2. Педагогические условия использования сюжетно-ролевой игры как средства профессиональной ориентации младших школьников

2.1. Использование сюжетно-ролевых игр для расширения представлений о мире труда как условие профессиональной ориентации младших школьников……………………………………………………………37

2.2. Развитие интереса младших школьников к профессиям в профориентационных играх…………………………………………………….44

2.3. Формирование положительного отношения к труду как условие профессиональной ориентации младших школьников.………………………51

Вывод по 2 главе ………………………………………………………….60

Заключение ………………………………………………………………..62

Список литературы ………………………………………………………65

Приложения ……………………………………………………………….70


Критерии и средства диагностики уровня профессиональной ориентированности младших  школьников

 

В психолого-педагогической литературе отсутствует единое определение термина «критерий».

В словаре иностранных слов критерий (от лат. «критериум» - сравнение) определяется как эталонный показатель, с которым сравниваются достигнутые результаты [34].

А.Я.Журкина, С.Н. Чистякова при определении критериев и показателей исходят из целевой установки, что критерий - трансформированная цель [30]. П.И. Пидкасистый также рассматривает цель как общий критерий [39,374]. Мы разделяем эту позицию, так как ее авторы не рассматривают понятие «критерий» через понятие «показатель». Выделение термина «показатель» как самостоятельного дает основания для его определения.

Показатель - то, что доступно восприятию, что показывает «наличность» чего-либо [47,374]. Для проведения диагностики, как правило, разрабатывается шкала наименований. Степени проявления показателя присваиваются и количественные оценки. Это позволяет не только качественно охарактеризовать разные уровни, но произвести подсчет. Оценить уровень сформированности показателей можно только с помощью комплекса методов.

Основываясь на работе О.Ю. Елькиной, посвященной методическому сопровождению курса «Волшебный компас в океане профессий» [18], мы определили следующие критерии профессиональной ориентированности младших школьников:

1. Когнитивный критерий, включающий следующие показатели: наличие знаний о труде людей и мире профессий, понимание значения труда в жизни человека; наличие знаний и представлений о труде учащихся; представление о собственных качествах и возможностях.

2. Мотивационно-потребностный критерий,    который предполагает
положительное отношение к труду людей; наличие положительных эмоциональных переживаний при участии в совместной трудовой, коллективной деятельности.

3. Практико-деятельностныйкритерий. Данный критерий включает следующие показатели: проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Критерии и показатели уровня профессиональной ориентации   младших школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Список литературы

1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 48-59.

2. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст] / Под ред. Л.А. Чешко. - М., 2009. - 600 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы  общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. - 367 с.

4. Бернс, Р. Развитие "Я - концепции" и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

5. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода[Текст] / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 2003.-270 с.

6. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 2001. - 96 с.

7. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке [Текст] / А.А. Бодалев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 135 с.

8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная пед. академия, 1995.-209с.

10. Борисова, Е.М. Психологическая диагностика в школьной
профориентации [Текст] / Е.М. Борисова, К.М. Гуревич //Вопросы психологии, 1988, № 1. - С.77-82.

11. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. - М., 2011.-78 с.

12. Бородин, В.А. Изучение школьников с целью их профориентации [Текст] / В.А. Бородин // Воспитание школьника. - 2008, № 4. - С. 8-10.

13. Ботякова, Л.В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации [Текст] / Л.В. Ботякова. - М.: Педагогика, 2001. - 79 с.

14. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 2008. - 215 с.

15. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.

16. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника:
Воспитат. концепция проф. ориентации [Текст] / А.Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.

17. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск.: БГУ, 2006. - 176 с.

18. Елькина, О.Ю. Методическое сопровождение курса «Волшебный компас в Океане профессий» [Текст]: Пособие для учащихся начальных классов/О.Ю. Елькина. – Новокузнецк: КузГПА, 2004. – 72с.

19. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2012. -№ 12. – С. 40-43

20. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1983. - 129 с.

21. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

22. Климов, Е.А.  Психология профессионального самоопределения [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

23. Климов, Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии [Текст] / Е.А. Климов// Вопросы психологии, 2005, № 4. - С. 5-8.

24. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению [Текст]. - Ярославль, 2003. - 187 с.

25. Комплект программ профессиональных проб школьников (5-9 классы) [Текст]: Методическое пособие / Отв. ред. С.Н. Чистякова. - М.: Филология, 1996. – 192 с.

26. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.-335с.

27. Кон, И.С. Открытие "Я" [Текст] /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

28. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ [Текст]. - ВНИК "Школьник - труд - профессия". - М., 1992.- 18с.

29. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2005. - 431 с.

30. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению [Текст]: Методическое пособие / Авт. - сост. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М: Филология, 1997. - 80 с.

31. Кухарчук, A.M. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер. - Минск, 2010. - 218 с.

32. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности [Текст]: Избр. психол. тр. / Под ред. Е.А. Климова. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 445 с.

33. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: Кн. для учителя. - Кемерово: Обл. ИУУ, 2006. - 149 с.

34. Надель-Червинская, М.А.Большой толковый словарь иностранных слов в 3-х томах [Текст] / М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

35. Опыт системного исследования психики ребенка [Текст] / Под ред. Н.И. Непомнящей. - М.: Педагогика, 2009. - 231 с.

36. Оценка эффективности профессиональной ориентации школьников [Текст]: Методическое пособие / Под ред. С.И. Вершинина, М.С. Савиной. - М., 2011. - 115с.

37. Павлов, Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента: Количественная оценка педагогических явлений [Текст] / Ю.В. Павлов. - М., 2012.-30с.

38. Павлютенков, Е.А. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Е.А. Павлютенков. - Киев, 2003. - 152 с.

39. Педагогика [Текст]: Учебн. Пособие / В.И. Журавлев, П.И.   Пидкасистый, М.П. Портнов и др. // под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Росс, педагенство, 1995. - 637с.

40. Пенкрат, Л.В. Мотивы выбора профессии [Текст]: Кн. для учителя / Л.В. Пенкрат. - Минск, 2006. - 53 с.

41. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432с.

42. Поляков, В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку // Учащаяся молодежь и рынок. - М., 2002.- С. 8-12.

43. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб [Текст]. - Ярославль: ЯГПИ им К.Д. Ушинского, 1993. - 90 с.

44. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст]: Методика для преподавателя и консультанта / Ред. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М., 1993. - 90 с.

45. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция [Текст] / Отв. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова // Педагогика, 1993, № 5. - С. 33-37.

46. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Инст. практ. психологии. Воронеж, 1996. - 253 с.

47. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: БРЭ, 1993. - 603 с.

48. Рубинштейн, С.Л.. Основы общей психологии [Текст]: в 2-х томах. Т.2 / С.Л. Рубинштейн - М., 1989. - 410с.

49. Сахаров, В.Ф. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / В.Ф. Сахаров, А.Д. Сазонов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

50. Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 2012. -№ 2. – С. 12-13

51. Холодная, М.А. Развивающая психологическая диагностика как средство
формирования "Образа - Я" учащихся. "Школа - труд - профессия" [Текст] / М.А. Холодная // Тезисы докл. международного семинара "Программа ЮНЕСКО Эротехнет". - Ярославль, 2011.- С. 6-10.

52. Чистяков, Н.Н. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / Н.Н. Чистяков, Ю.А. Захаров, Т.Н. Новикова, Л.В. Белюк. - Кемерово, 1988. - 47 с.

53. Чистякова, С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб [Текст] / С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1995. - 143 с.

54. Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников [Текст] / С.Н. Чистякова / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Просвещение, 1983. - 112с.

55. Чистякова, С.Н. Методика профессиональной ориентации школьников [Текст]: Метод, пособие / С.Н. Чистякова. - Петрозаводск, 1991. - 131 с.

56. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности [Текст] / П.А. Шавир. - Тюмень, 1980. - 86 с.

57. Школа и труд [Текст] / Авт. - сост. П.Р. Атутов, В.А. Кольней, В.А. Поляков и др. - М.: Педагогика, 1987. - 215 с.

58. Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 1998. -№ 29. – С. 12-13


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика «Пословицы»

Учащимся предлагается написать, как они понимают смысл известных пословиц о труде:

1. Дело мастера боится.

2. Всякий мастер на свой лад.

3. На все руки мастер.

4. Каков уход, таков и плод.

5. Больше дела - меньше слов.

6. Всякий человек у дела познаётся.

7. Заработанный хлеб сладок.

8. Глаза боятся - руки делают.

9. Терпение и труд всё перетрут.
10. Где ученье - там уменье.

Оценивается точность понимания смысла пословиц, широта знаний учеников о мире труда и профессий.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации младших школьников

1.1. Психолого-педагогическая сущность профессиональной ориентациимладших школьников ………………………………………………………..….7

1.2. Особенности профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..14

1.3. Критерии и средства диагностики уровня профессиональной ориентированности младших школьников ……………………………………23

1.4. Анализ практического опыта профессиональной ориентации младших школьников……………………………………………………………30

Вывод по 1 главе …………………………………………………………..35


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.