Развитие теологии личного опыта и переживаний — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие теологии личного опыта и переживаний

2020-02-15 142
Развитие теологии личного опыта и переживаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Харизматики были не первыми, у кого зародилась мысль, что богословие может вытекать из личного опыта. Интересно отметить, что несколько направлений, причем все они антихристианские, составляют понятие опытного богословия: экзистенциализм, гуманизм и язычество. Экзистенциализм - это философский взгляд, утверждающий, что жизнь бессмысленна и нелепа. Согласно этому определению, мы можем делать все, что нам угодно, до тех пор, пока готовы взять на себя ответственность за свой выбор. У экзистенциалиста на первом месте то, что он чувствует: он не отвечает ни перед каким авторитетом - он сам себе авторитет, и все то, чем он захвачен и что поднимает его дух, является для него истиной.

Богословие личного опыта в харизматическом движении не является наследием исторического христианства. Это наследие экзистенциализма. К. Пиннок написал следующее:

"Одно то. что определенное психологическое явление произошло у вас в мозгу, не может еще само по себе устанавливать правдивости Евангелия... Само по себе религиозное чувство может доказать только самое себя.. Причина, почему некоторые богословы относятся положительно к пользованию наркотиками для повышения религиозного восприятия, очевидна. Всякий раз, когда воз экзистенциализма ставится перед историческим конем (т.е. когда что-то делается наоборот - Прим. переводч.), тогда богословие становится синтезом человеческих суеверий, и добавление LSD (наркотиков) в вино причастия - игрой по правилам!" (Clark H. Pinnock, Set Forth Your Case [Chicago: Moody Press, 1967], pp. 69-70.)

Добавление наркотиков к вину причастия? А почему бы и нет! Если мы-в погоне за переживаниями, то почему бы нам не гнаться за ними, безразборчиво применяя любые методы?

Гуманизм - это философия, утверждающая, неограниченный потенциал человеческих возможностей. Дайте человеку достаточно времени и образования, и он сможет разрешить любую задачу. Сводный брат экзистенциализма - гуманизм побуждает всякого "самоутвердиться", стать кем-то значительным, хоть каким-то образом поставить свою роспись под чем-то. В наш компьютерный век, когда слишком многие чувствуют, что они - только номера без подлинного имени, гуманизм выглядит весьма привлекательно. Это век, когда десятки книг пишутся людьми, которым не следовало бы этим заниматься. Это век радио и телепрограмм, заполненных пустой болтовней и незначительными мелочами, которые тянутся часами. Почему? Да просто потому, что каждому хочется иметь свой шанс высказаться.

Как и экзистенциалист, гуманист не признает никакого окончательного авторитета. Всякая истина относительна. Абсолютов нет. (См. William Barren, Irrational Man [Garden City, N.Y.: Doubleday Books, 1962] и Francis A. Schaeffer, How Should We Then Live? [Old Tappan, N.J.: Fleming H. Revell Co., 1976]. Эти труды содержат важные рассуждения об истине и авторитете.)

Язычество (или паганизм), которому тысячи лет - это еще один хороший пример богословия, основывающегося на личном опыте. Язычество уходит корнями в далекие времена мистических религий, зародившихся еще в Вавилоне. Во времена Христа, люди по всему греческому и римскому миру исповедовали мистические религии со множеством богов, оргий (вакханалий), идолопоклонством, нанесением себе увечий и, возможно, даже принесением человеческих жертв. Историки свидетельствуют, что люди, которые занимались этими ритуалами, испытывали чувства мира, радости, счастья и экстаза.

Историк С. Ангус описывал: "Набожный человек мог в экстазе почувствовать себя поднятым над обычными ограничениями, созерцающим прекрасное видение (Бога), или в состоянии подъема верить, что он сам боговдохновлен или богоисполнен - явление, в некоторых отношениях родственное опыту ранних христиан после излияния Святого Духа." (S. Angus, The Mystery-Religions [New York: Dover Publications, 1975], pp. 66-67.)

Согласно Ю. X. Петерсону, богословие, основанное на личном опыте, было также заложено в основу поклонения Ваалу в религии хананеев:

"В поклонении Ваалу подчеркивалось главное значение психологической взаимосвязи и субъективного опыта. Превосходство божества преодолевалось экстазом чувства. Поклонение Ваалу - это поклонение, сведенное на уровень духовного состояния самого поклоняющегося. Его каноны заключались в том, чтобы поклонение было интересным, непосредственным и волнующим.

Поклонение же Яхве (Иегове) устанавливало форму поклонения, в центре которой находилось провозглашение Слова Бога Завета. Обращение направлялось непосредственно к воле. Затрагивалось рациональное мышление человека, призывая его, как мыслящую личность, откликнуться на волю Божию. В поклонении Яхве обращение к человеку было выражено в словах, призывавших человека служить, любить, быть ответственным, принимать решения.

Разница между поклонением Ваалу и поклонением Яхве (Иегове) - это разница между возможностью прямого доступа к воле Бога Завета, которую можно было узнать, понять и повиноваться ей - или же к слепой жизненной силе в природе, которую можно было только ощущать, вбирать и имитировать." (Eugene H. Peterson, "Baalism and Yahwism Updated," Theology for Today, 29, no. 2 [July 1972]: 138-143.)

Сегодня, со своим упором на значение личного опыта, многие в харизматическом движении опасно близки к такого рода неоваализму - поклонению Ваалу! Нетрудно заметить, что наш личный опыт может стать опасным оружием в руках сатаны. Для сатаны особым наслаждением является подтолкнуть верующих к преувеличению значения переживания и к умалению значения Божьего Слова.

Христианство в опасности. Мы становимся жертвами духа нашего времени - духа ощущений и личного опыта, этого наследия экзистенциализма, гуманизма и язычества. Как Кларк Пиннок метко отметил, что всякое "субъективное - сосредоточенное на человеке - переживание в сущности мало чем отличается от расстройства пищеварения". (Pinnock. Case, p. 73.) Переживание может быть как психологического порядка, так и физиологического, теологического или демонического. Единственным реальным пробным камнем всякого личного опыта должен быть вопрос: "А соответствует ли оно Священному Писанию?"


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.