Республиканской олимпиады учащихся — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Республиканской олимпиады учащихся

2020-01-13 1568
Республиканской олимпиады учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛЮЧИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

 
  • Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов

7 класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова. (3 балла)

Ответ: эти слова – капучино, капюшон (или капор) и капуцин

2. Вставьте, где это необходимо, согласной (5 б аллов)

Ис…ку…ство, интел…игент, кавал...ерия, коло н …а, гал...ерея, драм...атическ ий, гум...анизм, кол...ичество, п ьес...а, интел...ект.

Ответ:

Искусство, интеллигент, кавалерия, колонна, галерея, драматический, гуманизм, количество, пьеса, интеллект

3. Ответьте на вопросы, используя знания о русском языке (6 баллов).

а) Какое русское слово состоит из трех слогов, и указывает на 33 буквы? (2 б.)

б) Мама пришла с работы и, увидев на кухонном столе стопку чистой посуды, спросила: «Чистые ли эти тарелки и чашки?» Дочь ответила четырьмя местоимениями. Какими? (2 б.)

в) Какзовут девочек, чьи имена образовали с помощью одной гласной и одной согласной букв? (2 б.)

Образец ответа.

а) азбука;

б) «Они вы-мы-ты»;

в) Анна, Алла.

4. Прочитайте отрывок из автобиографической книги Юрия Олеши «Ни дня без строчки»:

«Вошли две девушки, одна покрупней, другая мелкая, обе расфуфыренные, как будто собрались на вечеринку, и с порога начали искать кого-то глазами. Я почувствовал, что меня.

Так и оказалось.

— Алеша здесь? – спросила которая покрупней, переврав, конечно, фамилию. – Алеша здесь?

— Да, да, я.»

Как именно девушка переврала фамилию? (2,5 балла).

Образец ответа

Как имя Алёша, через ё, а не через е [ал’о́ша].

Ответ, заключающийся в том, что девушка произнесла вместо звука [а] звук [о] или что она сделала неправильное ударение, неверен: первый гласный фамилии Олеша — [а], и ударение падает в ней на второй слог: [ал’е́ша].

 

5. Даны четыре группы глаголов с приставкой за-. Объясните принцип выделения групп (4 балла).

а) забастовать, замаячить, засмеяться, заболевать

б) засеять, застроить, заплевать, заштриховать

в) затушевать, заровнять, затушить, заштопать

г) закинуть, закатиться, заползти, засовывать

Образец ответа

Ø Глаголы распределены по значениям, которые в них имеет приставка за- (4 балла):

1. ‘начало’ (1 б.)

2. ‘заполнение’ (1 б.)

3. ‘уничтожение’ (1 б.)

4. ‘отдаление’ (1 б.).

 

6. Выполните задания (9,5 баллов). Распределите по этим группам следующие глаголы: заблестеть, заглянуть, заделать, задуть, закапать, закидать, заклеить, заплакать, засыпать, затоптать. (10*0,5=5б.) Приведите необходимые примеры. Если какие-то глаголы можно отнести к разным группам, отметьте это. (10*0,25=2,5 б.)

Приведите два глагола с приставкой за-, не относящиеся ни к одной из данных групп. (2*1=2 б.)

Образец ответа

Ø Глаголы распределяются по группам следующим образом (5 баллов; баллы ставятся только при наличии правильного объяснения в предыдущем пункте): 5 баллов за слова, 2,5 б. за примеры=7,5 б.

заблестеть – 1 (Вдруг её глаза заблестели)

заглянуть – 4 (В поисках билета заглянули даже под шкаф)

заделать – 3 (Трещину заделали, внешне ничего не заметно)

задуть – 1 (Задул холодный ветер), 3 (Именинник задул свечки)

закапать – 1 (Закапал дождик), 2 (Я закапал весь стол чернилами)

закидать – 2 (Двор закидали мусором)

заклеить – 2 (Всю стену заклеили объявлениями), 3 (Щели заклеим бумагой)

заплакать – 1 (Ребенок упал и заплакал)

засыпать – 1 (Я очень устал, засыпаю), 3 (Яму засыпали песком)

затоптать – 2 (Затоптали все грядки), 3 (Затоптали костёр)

Ø У приставки за- есть и другие значения, например: ‘чрезмерное действие’ (Собаку закормили, Ребенка захвалили), ‘попутное действие’ (По дороге забежал в магазин, Занес соседке газету), ‘достижение результата’ (Цемент затвердел. Чай заварили). 2 балла за полный ответ, 1 балл за частичный ответ.

II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов)

1) Найдите предлог со значением отсутствия чего-либо 2) Подберите антоним к слову «лень» 3) Выберите одну из отрицательных частиц. 4) Составьте слово, взяв приставку из слова «выкройка», корень из слова «ловля», окончание любого глагола второго спряжения в форме 2 лица единственного числа 5) Подберите слово со значением обитателя водоема с уменьшительным суффиксом 6) Подберите предлог со значение извлечения чего-либо откуда-либо. 7) Замените слово-украинизм «ставок» соответствующим русским эквивалентом. 8) Запишите полученное предложение. 9) В чем особенность данного изречения?

Образец ответа

Без труда не выловишь рыбку из пруда. Это пословица

8. Прочитайте текст и выполните задания. (20 баллов)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что бы такой язык не был дан великому народу!

(И.С. Тургенев)

Задания

1. Говоря о стихотворении в прозе «Русский язык», поэт XX века Л. Озеров пишет: «Во все хрестоматии вошёл тургеневский гимн русскому языку. Эта песнь сопровождает человека от школьных лет до глубокой старости». В каких значениях употребляются в этом высказывании слова гимн, песня? (2*2=4 б.)

2. Укажите в тексте предложение, которое является риторическим вопросом. (2 б.)

3. Составьте схему последнего предложения. (3 б.) Определите его тип по цели высказывания. (2 б.)

4. Объясните орфограммы. (9 б.)

 

Образец ответа

1. На мой взгляд, поэт Л. Озеров употребляет в этом высказывании слово «гимн» в значении «торжественная, хвалебная песня», потому что И.С. Тургенев в своём стихотворении в прозе прославляет наше народное достояние — русский язык. Слово «песня» употреблено в переносном значении. С моей точки зрения, автор обращает внимание читателя на музыкальность, напевность этого произведения.

2. Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!


3.

[ 1 ], (что … 2)!

1. Повествовательное, восклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое:

1) Простое, односоставное, безличное, сказуемое — нельзя верить;

2) Простое, двусоставное, грамматическая основа — язык не был дан.

 

4. Орфограммы:

— раздельное написание предлогов со словами: во дни сомнений, о судьбах, при виде;

— правописание не с глаголами (не будь, не был, нельзя (без не не употребляется);

— правописание приставок: (раздумий — приставки на з- и с-, поддержка, сомнение, совершается (под, со — неизменяемые приставки);

— правописание непроизносимых согласных (тягостных);

— правописание безударных гласных, проверяемых ударением (могучий, правдивый);

— правописание безударных гласных, непроверяемых ударением (великий, свободный);

— правописание –тся, -ться в глаголах (совершается);

— правописание ча-. ща- (отчаяние);

— правописание удвоенных согласных (русский).

III-й уровень. Творческое задание

(30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.