Раздел 2. Культурно- исторические условия развития туризма в Китае — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Раздел 2. Культурно- исторические условия развития туризма в Китае

2020-01-13 75
Раздел 2. Культурно- исторические условия развития туризма в Китае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История страны

История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, которые, в сочетании с археологическими данными, позволяют реконструировать политическую жизнь и социальные процессы, начиная с глубокой древности. Канонизированные древнекитайские тексты религиозно-философского и исторического содержания — особенно те из них, в которых излагалось учение Конфуция — в свою очередь, сами влияли на дальнейшее развитие китайской цивилизации, мировоззрение китайского народа.

Для китайской цивилизации со времён Конфуция была характерна высокая социально-политическая активность каждого человека, направленная на достижение счастья и благополучия именно в земной жизни — при этом судьба его зависела не от божественного предопределения, а от собственных усилий. В этом коренится насыщенность китайской истории массовыми народными движениями и типичная для Китая высокая социальная мобильность.

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).

С политической точки зрения Китай в течение нескольких тысячелетий проходил через циклически повторяющиеся периоды политического единства и распада. Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям извне, однако большинство захватчиков рано или поздно подвергались китаизации и ассимилировались в китайский этнос, а территории их государств обычно включались в территорию Китая. Современное китайское государство и общество является результатом многовекового культурного и политического взаимопроникновения и взаимодействия с многочисленными окружающими азиатскими народами, сопровождавшегося перемещениями многомиллионных людских масс и многовековой ханьской ассимиляцией. При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как исторические части Китая [12,с189].

Краткая хронологическая таблица, принятая в китайской исторической науке

Годы Государство (династия)
До нашей эры  
2357 до н. э. — 2255 до н. э. Легендарный правитель Яо
2255 до н. э. — 2205 до н. э. Легендарный правитель Шунь
2205 до н. э. — 1766 до н. э. Легендарная династия Ся
1766 до н. э. — 1122 до н. э. Традиционные даты династии Шан-Инь
1122 до н. э. — 247 до н. э. Традиционные даты династии Чжоу
246 до н. э. — 207 до н. э. Традиционные даты династии Цинь
206 до н. э. — 220 н. э. Традиционные даты династии Хань (в том числе Западная Хань — с 206 до н. э. по 25 н. э., Восточная Хань — 25 — 220 н. э.)
Наша эра  
220 — 264 Династия Вэй, Эпоха Троецарствия
265 — 420 Династия Цзинь (Западная Цзинь: 265—316, Восточная Цзинь: 317—420)
420 — 479 Династия Южная Сун
479 — 501 Династия Ци
502 — 556 Династия Лян
557 — 588 Династия Чэнь
581 — 618 Династия Суй
618 — 917 Династия Тан
907 — 959 Эпоха пяти династий
960 — 1279 Династия Сун
1280 — 1368 Династия Юань (монгольская)
1368 — 1644 Династия Мин
1644 — 1911 Династия Цин (маньчжурская)
1912 — 1949 (на Тайване — по н. вр.) Китайская Республика
С 1 октября 1949 Китайская Народная Республика

К 1949 г. вооруженные силы КПК одержали победу в гражданской войне в Китае. Если бы не советская помощь коммунистам, правительству Китайской Республики было бы нетрудно справиться с КПК и ее вооруженными силами, причем Гоминьдан мог защитить свою власть самостоятельно — без помощи США, тогда как «Компартия Китая своих возможностей для вооруженного захвата власти не имела и опиралась на Советский Союз».

В 1949—1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство.

В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику «большого скачка» и «коммунизации» (1958—1966), а в дальнейшем, в результате борьбы двух линий провозглашена «культурная революция» 1966—1976, основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и «особый путь» Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками, хунвэйбины и др.)

Эта политика была впоследствии осуждена пришедшим к власти после свержения «банды четырёх» Дэн Сяопином. III Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.

Именно Дэн Сяопин сумел вывести Китай из состояния хаоса, отсталости и изоляции и направить его на путь интенсивного социально-экономического развития. В конце 1980-х — начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.

Реформы были продолжены и его преемниками — Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао (с 2002).

В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).

Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990—1999 составляли 10,3 %, в 1998—2001 — 10 %, в 2002—2005 — 9 %.

По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США. Резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд долл.

В то же время бурный экономический рост Китая сопровождался растущей политической и социальной нестабильностью. В полной мере реформы проводились лишь в перспективных прибрежных провинциях на востоке страны, в то время как население остальных регионов КНР до сих пор живёт значительно беднее.

Китайское руководство негативно восприняло «цветные революции», начавшиеся на постсоветском пространстве в 2004 − 2005, и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться и на Китай, после «тюльпановой революции» в марте 2005 г. в Киргизии начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране.

В октябре 2005 началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции.

Пленум ЦК КПК в октябре 2005 принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества».

5 марта 2006 на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.

Правительство планировало замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства были направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения). Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, в 2006 году планировалось потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней, что на 14 % больше, чем в 2005 году.

Возросли расходы и на армию. Официальный военный бюджет вырос в 2006 году на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долл.)

Планируемое увеличение расходов на сельское хозяйство и вооружённые силы будет осуществлено за счёт богатых приморских провинций. Поэтому ожидается, что проведение этой политики может натолкнуться на противодействие так называемого шанхайского клана бывшего председателя Цзян Цзэминя.

Также, согласно этому плану, к 2010 году доля энергии, извлекаемой из возобновляемых источников, должна вырасти с 2,5 до 10 % общего объёма производства электроэнергии [20].

Культура страны

Религия. Традиционно в китайской религии и философии сплетаются даосизм и буддизм. Они благополучно сосуществуют, причем зачастую — в пределах одного храма. Конфуцианство, первым обретшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчиненности индивида обществу и его ответственности перед ним. Даосизм развивает идеи личного совершенствования и единения с природой; конфуцианскому учению о предопределенности социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности. Буддизм, привнесенный в Китай извне и сосредоточенный на развитии духовного начала, выступает альтернативой китайскому прагматизму. В годы культурной революции религия в Китае была запрещена.

Китай — государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трех мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств все ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие.

Китай — страна с различными религиозными культами. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоань исповедуют ислам, в то время как религия тибетцев, монголов, так и югуров — ламаизм, являющаяся одной из ветвей буддизма, у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство, а у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм. Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию — даосизм.

Конфуцианство. Разработанное Конфуцием (551 − 479 гг. до н. э.) и развитое его последователями, конфуцианство защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений, как-то: родитель-ребенок, правитель-подданный, брат-брат, муж-жена и друг-друг. В императорском Китае конфуцианство было философией ученых — мыслителей. Долгие годы в КНР оно считалось реакционным учением аристократии.

Буддизм. В Китае распространен буддизм Махаяны, обещающий избавление от страданий всем, кто его страждет обрести. Просветленные, или бодхисатвы, остаются в этом мире, чтобы помочь достичь просветления другим. Своими деяниями и набожностью верующие заслуживают общения с бодхисатвами, приближающими их к нирване.

Православие. Из-за сложных исторических судеб и позиции современных китайских властей деятельность церкви практически заморожена. Религиозное законодательство КНР не позволяет совершать неофициальные богослужения, можно только молиться в домах прихожан. Официально в Китае действует один православный храм.

Католицизм. В Китае количество католиков исчисляется несколькими миллионами. Точная цифра неизвестна. В 1951 году комунистическое руководство страны запретило китайским католикам иметь какие-либо связи с Ватиканом. Однако, в конце ХХ — начале ХХI века положение начало постепенно изменяться. Власти Китая теперь, как правило, принимают во внимание желания Ватикана когда назначают католических священников на важные посты. Тем не менее, эта практика иногда всё ещё нарушается [15].

Культура Китая — одна из самых древних и самобытных в мире. Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии.

Фэншуй. Китайская геомантика, или фэншуй («ветер и вода»), основывается на идеях космической энергии ци. Например, правильная планировка дома, расположение дверей влияет на циркулирующую в помещении энергию ци и соответственно на благополучие его обитателей.

Энергия «ци». Китайская философская концепция космической ци, или энергии (силы), пронизывающей Вселенную, развилась в эпохи Шан и Чжоу. Китайцы верят в то, что ци породила космос и Землю и два начала — «отрицательный» и «положительный» принципы инь и ян, породившие в свою очередь все остальное («тьму вещей»). Каждое физическое изменение, происходящее в мире, китайцы считают результатом действия ци. Особые методики, предназначенные для регулирования движения ци в организме с целью общего оздоровления и даже обретения паранормальных способностей, называются цигун (букв. «работа с ци»).

Каллиграфия. Каллиграфия вывела обычное китайское письмо на уровень художественной формы искусства и традиционно приравнивается к живописи и поэзии, как метод самовыражения. Поскольку иероглифические изображения ограничены восьмью линиями, индивидуальный стиль художника определяют их толщина, угол изгиба и придаваемый рисункам динамизм. Эксперты оценивают сбалансированность и пропорциональность линий, композиционное построение иероглифов и их целостность и гармоничность.

Основные элементы каллиграфии, которые китайцы называют «четырьмя сокровищами знания» — это чернильные палочки, чернильный камень, кисти и бумага.

Фарфор. Несмотря на то что керамика в Китае известна издревле, только в бронзовом веке (1500—400 гг. до н. э.) китайцы научились получать особенно прочные клеи и делать печи для высокотемпературного обжига, позволившие им изготавливать более прочную, иногда глазурованную глиняную посуду. Настоящий же фарфор появился только в эпоху Суй. Более тонкий, чем керамика, настоящий фарфор ровный и полированный. При ударе по фарфоровому изделию оно звучит. Тонкий фарфор кажется прозрачным.

Кунг-фу. Китайские боевые искусства на западе обычно ассоциируются с кунг-фу, или гун-фу. Гун-фу в переводе с китайского означает «мастерство» или «усердная работа» и может применяться как при описании достижений борца, так и каллиграфа или пианиста.

Рис. Рис всегда имел огромное значение для китайцев — и как основной пищевой продукт, и как техническая культура. Считается, что традиция культивирования риса в Южном Китае зародилась около 10000 лет до н. э., хотя метод устройства заливных полей, требующий масштабных ирригационных работ, достиг совершенства по прошествии тысяч лет. Сегодня рис выращивается в Китае почти повсеместно. Китайский рис составляет 35 % мировой продукции [12,15,20].

Язык и письменность. Ханьцы имеют свой собственный разговорный и письменный язык — китайский, — которым пользуются как в стране, так и за её пределами. Общая численность говорящих на китайском превышает 1 миллиард человек.

Большинство из 55 национальных меньшинств Китая также имеют свои собственные языки. До освобождения страны, помимо народностей хуэй, маньчжуров и шэ, которые употребляли в основном китайский язык, на своем национальном языке говорили и писали монголы, тибетцы, уйгуры, корейцы, казахи, сибо, тай, узбеки, киргизы, татары и русские. Своя письменность существовала и у, наси, мяо, цзинпо, лису, ва, лазу, но она широко не использовалась. Остальные 34 этнические группы национальной письменности не имели [12,с.190].

После образования КНР в рамках правительственной программы были созданы и систематизированы письменные языки для 10 этнических групп, включая чжуан, буи, мяо, дун, хани, ли и др., проведена реформа письменности уйгуров, казахов, цзинпо, лаху и тай. Согласно лингвистической классификации, 29 языков относятся к китайско-тибетской семье, 17 — к алтайской, 3 — к южноазиатской и 2 — к индоевропейской семье. Распространенный на Тайване язык гаошань относится к индонезийской языковой семье. Принадлежность одного из языков ещё не установлена.

Китайская письменность — иероглифика — восходит к гадательным костям династии Шан (16-11 вв. до н. э.) с вырезанными стилизованными изображениями предметов — символами, заменявшими слова и использовавшимися для предсказаний. Несмотря на изменения в материалах для письма, китайские иероглифы остались практически такими же, какими были в древности. Для чтения газеты необходимо знать не менее 3000 иероглифов, а образованный человек владеет более чем 5000 иероглифов. С 1913 г. официальным разговорным языком в Китае служит диалект путунхуа (мандарин), однако существует по крайней мере 7 региональных диалектов китайского языка, которые сильно различаются по произношению, поэтому жители различных частей Китая рискуют в разговоре не понять друг друга. Объединяет их единая иероглифическая система письма [8, c. 204].


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.