Организация режима жизнедеятельности детей. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация режима жизнедеятельности детей.

2020-01-13 105
Организация режима жизнедеятельности детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали.

Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является стрессовым фактором.

Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.

Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

Ниже приводится описание нескольких вариантов гибкого режима.

1 вариант (для плохой погоды).

В нем обязательны следующие компоненты:

1. Организация прогулки в помещении. Физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются, в них открываются фрамуги или приоткрываются окна. В определенные для каждой группы часы дети, соответственно одетые, приходят в них поиграть. В это время в групповой проводится сквозное проветривание.

2. Смена помещений. Можно пойти в гости в соседнюю группу, а можно поменяться на время группами.

3. Свободное перемещение детей по учреждению. На определенное время дети покидают групповую и отправляются туда, где им больше всего нравится (разумеется, если кто хочет остаться в групповой, тот остается). Взрослые должны быть готовы к таким перемещениям и "визиту гостей" и обеспечивают максимальную безопасность и общение с ними.

4. Должна быть наготове развлекательная программа. Желательно одновременно проводить два-три мероприятия, чтобы ребенок мог выбрать, куда ему пойти.

2 вариант (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости).

В зависимости от вида заболевания в режиме дня выделяется время для осмотров детей, проведения профилактических мероприятий. Обязательно снижаются физическая и интеллектуальная нагрузки, поскольку мы не можем быть уверены, что все дети здоровы. Велика вероятность скрытого, так называемого инкубационного периода болезни. Увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

3 вариант (режим свободного посещения дошкольного учреждения).

На основании договора с родителями устанавливается индивидуальный режим посещения ребенком дошкольного учреждения.

Условие родителям может быть поставлено одно - поднимать ребенка утром в одно и то же время, чтобы не нарушить жизненный ритм. Дети, привыкшие вставать в разное время, с трудом адаптируются впоследствии к школьной жизни, так как организм настраивается на новый ритм более полугода.

4 вариант (при недостаточности персонала).

В этом варианте продумываются все ситуации, когда по каким-либо причинам в группе временно отсутствует воспитатель или младший воспитатель, а заменить их некем.

Оптимальным в этом случае вариантом мы считаем подключение к работе с детьми данной группы специалистов: психолога, физорга, музыкального руководителя и др. на определенные часы. Они организуют с детьми занятия, игры, прогулки, мини-тренировки и другую интересную детям деятельность. Воспитатель в это время занимается уходом за детьми и хозяйственной деятельностью (если отсутствует младший воспитатель).

5 вариант. Комфортная организация режимных моментов.

Этот вариант включает набор технологий организации режимных моментов: приема детей, приема пищи, сборов на прогулку, укладывания, проведения закаливающих процедур и др. Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность.

Наличие четких правил, создание специфической атмосферы (как, например, при укладывании, описанном выше), предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей. При организации режимных моментов предпочтителен партнерский стиль общения с детьми, соответствующий модели "взрослый - взрослый", но иногда (особенно с малышами) уместно использование модели общения "дети - дети".

6 вариант. Каникулы.

Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.

Время проведения каникул определяется на основании изучения утомляемости детей. Эту работу выполняет психолог. Полученные им данные сопоставляются с данными заболеваемости детей и карт, в которых дети отмечают свое настроение. Это помогает выбрать оптимальное для каникул время.

Технологически режим "Каникулы" представляет набор сценариев деятельности детей на 3-5 дней. Каждый день приносит детям какой-либо сюрприз (например, в детский сад привел на воспитание своих "озорных малышат" кот Леопольд, и дети целый день их воспитывают).

В каникулы увеличивается длительность прогулок, в меню включаются блюда национальной кухни, можно организовать свой "ресторан". В нем дети готовят несложные закуски, коктейли, бутерброды и угощают ими малышей и родителей.

В один из дней каникул организуется "вечеринка" с танцами, угощением, играми.
Благоприятно сказывается на настроении детей деятельность, построенная по игровому или сказочному сюжету. Например, "Неделя безобразника", "Неделя театра", "Путешествие по сказкам", "Неделя художника", "Неделя здоровья", "Город мастеров" и т. п.

При организации такой деятельности со стороны педагогов не должно быть никакого давления. Выбор за детьми. Взрослым нужно лишь помочь детям осуществить свои замыслы. В этом случае у них появляется уверенность в своих силах, сознание своей значимости, что, в свою очередь, способствует установлению атмосферы сотрудничества и партнерства между детьми и взрослыми. Они становятся близкими и нужными друг другу людьми.

Кроме набора вариантов гибкого режима в дошкольном учреждении должен быть и основной режим дня. Традиционно он составляется администрацией (заведующим, врачом, методистом). При современных подходах к организации образовательного процесса (в рамках концепции дошкольного воспитания и личностно-ориентированной модели образования) режим дня детей целесообразно составлять воспитателю. Администрация указывает лишь время еды, укладывания спать, длительность сна и прогулки, график музыкальных и физкультурных занятий.

При разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами.

1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим
пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели.

2. Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. Не будем забывать, что ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней.

3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения.

4. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц)
интеллектуальных и физических нагрузок.

5. Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.

6. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.

Составляется режим дня на основе календарного плана образовательной работы с детьми на неделю. Воспитатель выбирает оптимальные время и форму взаимодействия с детьми для решения поставленных образовательных задач и указывает это в режиме дня.

В дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, в режим дня включаются специальные комплексы гимнастик, позволяющих снять накопившееся психоэмоциональное напряжение. Релаксационные паузы и аутотренинги разумно включать в дни с повышенными физическими нагрузками.

Ритмопластику лучше проводить в дни, когда у детей были высокие психоэмоциональные нагрузки (например, деятельность с элементами соревнования).

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического воспитания.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.