Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-01-13 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выполнение ката в каратэ ставит своей целью раз-
витие своего тела без противника. Иногда выполняют-
ся целые сочетания приёмов, однако применить их в
свободном поединке очень сложно. Основная цель ката
состоит в совершенствовании приёмов. Может быть,
некоторые люди и называют это «танцем кулака», од-
нако ничего страшного в этом нет. Здесь уместно
вспомнить слова «выходи из ката».
Это похоже на то, как человек в детстве приобрета-
ет различные знания, создает некий фундамент и уже
потом выходит в общество и начинает использовать их.
Для этого необходим посредник. Совершенствуя свою
технику с помощью ката, человек закаляет свой дух.
Это не означает, что ни в коем случае нельзя выходить
за эти рамки. Использовать данные навыки в свобод-
ном кумитэ непросто — ТАЙ находится в совершен-
стве, но Ё ещё спит, так как человеку не хватает опыта.
То же самое происходит с молодым человеком, входя-
щим в большую жизнь. Делая упор лишь на ката, вы
совершаете ошибку. Знание техники нельзя смешивать
с настоящим искусством. Истинное значение выраже-
ния «выходи из ката» состоит в том, чтобы применять
в реальной жизни технику, отточенную путём выпол-
нения ката, и сделать её настоящим искусством.
Возвращайся в КИХОН
Я уже говорил о том, что базовая техника и ката не
являются искусством, что это всего лишь его фунда-
мент. Одним из главных пунктов, связывающих тех-
нику с искусством, является то, что даёт возможность
применить технику в реальном поединке. Искусство
стремится к сильному эффекту. Чтобы добиться хоро-
шего результата в применении, нужно совершенство-
вать базовую технику, выполнять ката, заниматься с
|
макивара. Эта мысль привела к появлению следующих
выражений: «Начинай с кихон, возвращайся в кихон»,
«Один меч превращается в 10 000 мечей, а 10 000 ме-
чей — в один».
В кумитэ имеются различные методы и приёмы. Ис-
кусство проявляется в нём в различных формах. Од-
нако если недостаточно силы и ловкости, чтобы отра-
зить нападение, ни о каком искусстве не может быть и
речи. Эффективность удара может быть совершенно
разной. Нужно по достоинству оценить мудрость идеи
закалки кулака с помощью макивара, что привело к эф-
фективности искусства. Техника каратэ стала очень
мощной (эффективной). Это отличает каратэ от дру-
гих видов военного искусства. Однако не нужно пола-
гаться лишь на силу, так как глубина и суть каратэ за-
ключаются в том, что в нём огромное значение прида-
ётся правильной позе и духовному воспитанию. В вы-
ражении «возвращайся в кихон» имеется духовный
смысл возвращения к истокам, возвращения к началу.
Простой путь по спирали, на каждом из витков кото-
рого оттачиваются телодвижения, происходит физи-
ческое и духовное развитие, повышается уровень мас-
терства.
Искусство — стихийно
Вообще нужно сказать, что искусство может при-
сутствовать в определенном смысле во всем. Однако
для того чтобы искусство проявило себя, необходим
посредник. В искусстве каллиграфии таким посредни-
ком является кисть и тушь, в искусстве аранжировки
цветов — цветок, для художника это — холст и краски.
В военном искусстве уровень мастерства можно оп-
ределить с помощью противника. Отточить свои при-
ёмы, сделать эти приёмы настоящим искусством мож-
но лишь в процессе поединка. Современный способ
достижения искусства путём свободного кумитэ по
сравнению с древностью, когда мастерство оттачива-
лось на поле боя, можно назвать научным. Главным от-
личием является психологическое состояние челове-
ка на войне — он всегда находится между жизнью и
смертью. Чем больше и чаще применяешь технику в
|
реальном поединке, тем выше поднимается уровень
твоего мастерства.
ДЗЁ, ХА, КЮ
Даже в любом романе есть свои структурные части
такие как завязка, основная часть, поворот сюжета и раз-
вязка. Это последовательное изменение повествования
В музыке также имеется определённый порядок разви
тия мелодии. В изменении обязательно присутствуе'
САБИ (легкая грусть, печаль одиночества — термш
японского искусства). Ритм, рождающийся в процесс
данного изменения, заставляет человека радоваться, гру
стить. Ритм — это то, что соединяет пространство и вре
мя. Обычно выделяют 3 этапа развития — начало, сере
дину и конец. То же самое мы видим в театре Но, в танце
в других видах искусства.
Термины ДЗЁ, ХА и КЮ обозначают ритм выпол
нения технического приема. Особое значение в это]
связи играет фактор времени.
КАТА и принципы
ДЗЁ, ХА, КЮ
Обратите внимание на выполнение ката в иайдо. В
каждом из движений присутствует размеренность.
Можно сказать, что «ката живет». Это указывает на
высокий уровень мастерства выполняющих эти ката,
а также на то, что структура самой ката подчиняется
принципам ДЗЁ, ХА и КЮ.
Ката в иайдо состоят всего лишь из одного движе-
ния, в то время как в каратэ они могут быть достаточ-
но продолжительными. Уже только поэтому необхо-
димо выполнять ката на основании данных принципов.
Однако в действительности этому не придаётся долж-
ного значения.
ДЗЁ обозначает начало. Оно должно протекать спо-
койно и размеренно. ХА (буквально — разбивать, раз-
рушать) располагается между ДЗЁ и КЮ. ХА разру-
шает размеренность ДЗЁ. КЮ (быстрый, спешить) по
своей скорости превосходит ХА и является заверше-
нием ката. Эти принципы определяют ритм всей ката,
но в то же время должны проявляться и в каждом, от-
дельно взятом движении.
Когда техника, отшлифованная таким образом,
превращается в истинное искусство, между ХА и КЮ
появляется самое важное — ритм. Другими словами,
настоящее искусство рождается именно между ХА и
КЮ. ДЗЁ помогает ХА. ХА, в свою очередь, помогает
КЮ. Если бы ДЗЁ, ХА и КЮ не были взаимосвязаны
друг с другом, они превратились бы в простую фор-
мальность.
В последнее время особенно популярны стали со-
ревнования по ката. В основном все стремятся к внеш-
|
ней красоте и мощности, при этом забывая о принци-
пах ДЗЁ, ХА, КЮ, которые должны проявляться как в
структуре всей ката, так и в её отдельных движениях.
Порядок, определяемый временем — прошлое, насто-
ящее и будущее, — свойственен всем явлениям нашего
мира. Ката в военном искусстве — всего лишь мини-
атюра этих явлений.
Что такое КУМИТЭ
Систему обучения каратэ можно разделить на 3 ос-
новные части: КИХОН, КАТА и КУМИТЭ. Ката вы-
полняются независимо, единолично, а кумитэ — кол-
лективно. По-видимому, слово «кумитэ» происходи
от первоначального названия искусства каратэ — ТЭ.
Возможно, на название повлияло также и КУМИ
АЙ-ДЗЮЦУ, о котором говорится в «Записках о боль
шом острове». Кумитэ означает «сцепить руки».
Виды КУМИТЭ
Как только появилось кумитэ, началось его развит?
и исследование. Образовалось две системы: ЯКУ СОК
КУМИТЭ (условное кумитэ; буквально — договоре]
ность, обещание) и ДЗИЮ КУМИТЭ (свободное к
митэ). В свою очередь, ЯКУ СОКУ КУМИТЭ распало'
на ИППОН КУМИТЭ (одноступенчатое кумитз
НИХОН КУМИТЭ (двухступенчатое кумитэ) и дру-
гие виды, аДЗИЮ КУМИТЭ - наДЗИССЭН КУМИТЭ
(практическое кумитэ) и СИАЙ КУМИТЭ (спортивное
кумитэ).
ЯКУСОКУ КУМИТЭ
Если бы в нашем мире не существовало понятия ЯКУ-
СОКУ (обещание, уговор, договорённость), в нём не было
бы ни закона, ни порядка. Термин ЯКУСОКУ КУМИ-
ТЭ появился как противоположность ДЗИЮ КУМИТЭ.
Существуют различные виды ЯКУСОКУ КУМИТЭ,
каждый из которых преследует свою цель.
КИХОН КУМИТЭ (базовое кумитэ) главным об-
разом ставит своей целью отработку правильного на-
падения и защиты, правильной осанки и стойки, пра-
вильного дыхания и умения правильно выбирать дис-
танцию, правильно перемещаться. Иногда упор дела-
ется на скорость, иногда на силу.
Техника ИППОН КУМИТЭ, САМБОН КУМИТЭ
(трехступенчатое кумитэ) более сложна. Здесь требу-
ется точность выполнения приёмов. Так как место уда-
ра определено заранее (обусловлено), необходима
твёрдая решимость закончить поединок одним ударом.
Если не подходить к этому серьезно, то не будет ника-
кой пользы ни для нападающего, ни для того, кто за-
|
щищается.
Как я уже говорил выше, форма и вид ЯКУСОКУ
КУМИТЭ зависят от цели и метода. Необходимо
различать сам метод условного кумитэ и форму ку-
митэ (КУМИТЭ-КАТА). Форма кумитэ подразу-
мевает сокращённое использование техники и дис-
танции. Очень важной является умелая реализация
момента. Форма кумитэ выявляет самую эффектив-
ную технику.
КАКЭДАМЭСИ
В древности, когда каратэ передавалось тайно, на
Окинаве было место для поединков, называвшееся
КАКЭДАМЭСИ. Это было место, на котором проис-
ходили поединки между желавшими проверить свое
мастерство и именитыми мастерами каратэ. Были
люди, которые скрывали своё мастерство и отказыва-
лись от таких поединков.
В том, что каратэ развивалось тайно, можно найти
особенности социального развития Окинавы. Про Ад-
зато Ясуцунэ, учителя Фунагоси Гитина, рассказыва-
ют следующее:
«Когда Адзато был уже владельцем поместья,
начались беспорядки: кто-то стал по ночам оби-
жать прохожих. Говорят, что все люди в деревне
тогда занимались военным искусством. Многие
молодые люди не прочь были показать своё мас-
терство и силу. Вот кто-то из таких молодцов под-
стерегал каждый вечер прохожих и избивал их.
Адзато, узнав об этом, переоделся и однажды но-
чью вышел на улицу. На него напали, и он дал
здоровую затрещину. На следующее утро он со-
звал всех жителей деревни. Одного парня не
было. Оказалось, что у него на лбу огромная
шишка. Стало понятно, что именно он и есть пре-
ступник. Этот молодец, узнав, что ему попало от
самого Адзато, был просто поражён. Беспорядки
прекратились».
КАКЭДАМЭСИ похоже на ночной разбой, служа-
щий для того, чтобы проверить свои способности. Ос-
нователь стиля Сёрин-рю Тибана Асанобу говорил:
«Если вдруг узнают, что ты занимаешься каратэ и час-
то участвуешь в схватках, то просто так не отделаешь-
ся». Говорят, что после трех лет занятий у Итосу ещё
никто не знал, что Тибана действительно обучается ка-
ратэ. 06 особой таинственности каратэ говорят мно-
гие из «святых» рукопашного боя.
ДЗИЮ КУМИТЭ
(СВОБОДНОЕ КУМИТЭ)
ДЗИЮ КУМИТЭ иногда называют ХЭНТЭ (из-
менённая рука). В последнее время всё чаще его на-
зывают просто КУМИТЭ, или ФРИ. В ДЗИЮ КУ-
МИТЭ также различают в зависимости от цели тре-
нировочное кумитэ, спортивное кумитэ и практиче-
ское кумитэ.
Тренировочное кумитэ является методом совершен-
ствования техники и не ставит своей целью победить
противника. В основном это тренировка для воспол-
нения каких-то отдельных пробелов в технике или от-
работка новых приемов. Начальной ступенью свобод-
ного кумитэ является ДЗИЮ ИППОН КУМИТЭ:
нападающий делает лишь одну свободную атаку, защи-
|
щающийся должен отразить её и контратаковать.
Ещё одним видом кумитэ является спортивное ку-
митэ, построенное на системе баллов: ВАДЗА-АРИ
(приём проведен, очко) и ИППОН (чистая победа).
Здесь требуется особая собранность. Исход может за-
висеть от одного удара. Поединок происходит в преде-
лах установленного времени. Тренировки направлены
на то, чтобы достичь преимущества над противником.
Необходимо стараться, чтобы атаки противника не до-
стигали верхнего (ДЗЁДАН) и среднего (ТЮДАН)
уровня. Иначе тебя может одолеть и человек, облада-
ющий более низким даном или кю. Необходимо отра-
батывать такие приёмы, которые выгоднее оценивают-
ся по системе баллов (очков). Это непросто. Практи-
ческое кумитэ — вид свободной, не ограниченной ни-
чем схватки, в которой можно применять любые при-
ёмы. Поэтому во время тренировок необходимо так
отшлифовать все приёмы, чтобы ты мог их использо-
вать в любую минуту. В практическом кумитэ приме-
няют запрещённые во время соревнований действия.
Поэтому необходимо свободно выполнять такие при-
ёмы, как: ЭМПИ (удар локтем), УРАКЭН-НО КОУ-
ТИ (малый удар перевёрнутым кулаком — тыльная
сторона внизу), НУКИТЭ (рука-копье), ТЭЦЦУЙ
(удар-молот), ХИДЗАЦУЙ (удар локтем сверху
вниз), КОКЭН (удар внешней стороной запястья),
ХАИТЭ (КАСУМИ) (внутреннее ребро ладони),
АТАМА-ЦУКИ (удар в голову), КИНТЭКИ (удар в
пах), ИППОНКЭН (удар одним кулаком), ХИРАХА-
САМИ (рука-ножницы), НАГЭ (бросок), СИМЭ
(удушение), КЭРИКОМИ (удар разгибом ноги) и
другие. Нападающих может быть несколько. Прово-
дятся тренировки двух против одного и трех против
одного. Есть особый вид кумитэ против оружия. Чаще
всего эти приёмы отрабатываются в рамках ЯКУСО-
КУ КУМИТЭ.
Свободное КУМИТЭ — это практический способ
для того, чтобы достичь высокого искусства. Как я уже
говорил в разделе о ТАЙ и Ё, овладеть искусством без
ДЗИЮ КУМИТЭ практически невозможно. Одной
теории для этого мало.
Для свободного кумитэ нужно следующее:
1) Свободное использование ударов руками и ногами.
2) Хладнокровие и свободное движение: умение сво-
бодно перемещаться и проводить комбинации
приёмов.
3) Чувство дистанции, способность выбрать самый
подходящий момент для атаки, умение исполь-
зовать тактику ТАЙ-НО СЭН, ГО-НО СЭН или
СЭН-НО СЭН.
4) Умение быть хладнокровным, не показывать свои
слабые места.
Три ступени поединка
Под тремя ступенями подразумеваются три так-
тики СЭН. СЭН — это особый момент, позволяю-
щий взять инициативу в свои руки. Исход поедин-
ка зависит от умения использовать эти три возмож-
ности. Приёмы, которые не используют эти возмож-
ности, не эффективны. Искусство проявляется в тот
момент, когда происходит сочетание одной из трех
возможностей (СЭН-НО СЭН, ТАЙ-НО СЭН, ГО-
НО СЭН) с техникой. Количество приёмов, кото-
рые могут быть использованы в этот момент, а так-
же количество способов, ведущих к правильному
использованию возможностей, безгранично. Во вре-
мя занятий кумитэ нужно научиться правильно вы-
бирать момент и приём, который следует приме-
нить.
Техника становится настоящим искусством во вре-
мя контратаки, проведённой в нужный момент с ис-
пользованием подходящего приёма. В обычной жизни
мы также говорим «упустить шанс», «упустить воз-
можность». В кумитэ очень важно правильно опреде-
лить момент проведения атаки и контратаки.
Множество приёмов становятся бесполезными и не-
эффективными, если этому не уделяется должного
внимания.
О трёх СЭН
СЭН подразумевает захват инициативы, что может
произойти не только в результате атаки. Это означает
выбор наиболее подходящего момента. Обычно гово-
рят КУРАИ-ДОРИ (взять этап). Нужно сделать вы-
бор одной из тактик. В этом заключается мастерство.
Три СЭН — это СЭН-НО СЭН (захват инициативы с
самого начала), ТАЙ-НО СЭН (перехват инициати-
вы), ГО-НО СЭН (поздний захват инициативы). По-
беда определяется умением использовать эти три так-
тики. Во время обучения кумитэ новичкам часто гово-
рят: «Не отступай! Иди вперед!», что должно способ-
ствовать освоению тактики ТАЙ-НО СЭН. Конечно,
на самом таких тренировок новичкам пытаются привить умение
бороться с противником на этапе ТАЙ-НО СЭН, по-
высить мастерство, научиться находить выход из труд-
ной ситуации. Это можно назвать рациональной тре-
нировкой.
Этап СЭН-НО СЭН
(захват инициативы
с самого начала)
Этот этап подразумевает, что вы разгадываете дей-
ствия противника, захватываете инициативу в резуль-
тате атаки, пытаясь сбить противника с ритма, или в
результате выполнения обманных движений.
Начав атаку, вы должны обязательно продолжать
её, используя все возможные приёмы. Вы должны сле-
довать избранной тактике. Пока вы сознательно при-
держиваетесь тактики СЭН-НО СЭН, противник так-
же чувствует это. Конечно, вы можете подавить про-
тивника, хорошо зная его недостатки и избрав пра-
вильную стратегию. Способы могут быть самые раз-
ные. Вообще же можно сказать, что если атака закон-
чилась неэффективно, то момент для неё был выбран
неверно.
Существует также огромное количество путей, с по-
мощью которых можно исправить положение. Это за-
висит от вашей техники, от ваших сильных и слабых
сторон. Обычно рекомендуется продолжать атаку дс
последнего, не давая противнику контратаковать, и по-
пытаться закончить поединок нанесением сильного по-
вторного удара в слабое место противника. Для тоге
деле иногда нужно отходить назад. Во время
чтобы освоить эту тактику, необходимо не давать про-
тивнику опомниться, не позволять ему занять удобную
позицию и беспрерывно наносить удары руками и но-
гами. Нужно не давать противнику поднять голову.
Слабая атака в таком случае совершенно бесполезна.
Важна даже не сама техника во время атаки, а действия
перед ней.
ЭтапТАЙ-НОСЭН
(перехват инициативы)
Эту тактику называют также тактикой выжидания
или тактикой защиты.
Часто поединок в каратэ начинается именно с этапа
ТАЙ-НО СЭН. Об этом говорит и то, что все ката на-
чинаются с блоков УКЭ. Истинный смысл блока как
раз и состоит в контратаке. Иными словами, это стра-
тегия, направленная на то, чтобы найти брешь в обо-
роне противника и выполнить одновременно с блоком
контратаку. Для этого необходимо четко следить за
движениями противника. Для того чтобы контратако-
вать противника во время его же атаки, нужно помнить
о принципе «Не отступай назад!». Технические при-
ёмы, которые используются на данном этапе, требуют
особой ловкости и быстроты выполнения. Если про-
тивник разгадает ваши намерения, то это может обер-
нуться для вас неудачей.
Здесь имеется в виду СЭЙ-НО КЭЙСЭЙ (состоя-
ние спокойствия), самое почитаемое в военном искус-
стве, представляющее собой вершину ИНЬ-БУДО. Эта
тактика подразумевает спокойную (СЭЙ) защиту — и
быстрый переход к действию (ДО). Нужно замаски-
ровать своё желание провести контратаку и быть очень
I спокойным.
I
Меч поднят.
Именно под ним
Ад.
Обрушь свою атаку! Ты увидишь,
Что здесь же и рай.
«Нитэн-Итирю Хика»
В этой старой песне также говорится о тактике ТАЙ-
НО СЭН: нужно напасть на противника в тот момент,
когда он хочет провести атаку. Многие песни БУДО
посвящены именно этой тактике. Исход поединка в
данном случае определяется противоборством СЭЙ
(покоя) и ДО (действия).
Между тем нет никаких оснований утверждать, что
ТАЙ-НО СЭН является самой лучшей тактикой. Не-
обходимо научиться использовать все три тактики в
зависимости от действий противника. Иначе в этом нет
смысла. Иногда эту тактику называют АЙ-НУКЭ
(выйти победителем). Это означает, что при одновре-
менном проведении атаки тот, кто использует данную
тактику, побеждает.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!