Рождается настоящее искусство. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Рождается настоящее искусство.

2020-01-13 149
Рождается настоящее искусство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выполнение ката в каратэ ставит своей целью раз-

витие своего тела без противника. Иногда выполняют-

ся целые сочетания приёмов, однако применить их в

свободном поединке очень сложно. Основная цель ката

состоит в совершенствовании приёмов. Может быть,

некоторые люди и называют это «танцем кулака», од-

нако ничего страшного в этом нет. Здесь уместно

вспомнить слова «выходи из ката».

Это похоже на то, как человек в детстве приобрета-

ет различные знания, создает некий фундамент и уже

потом выходит в общество и начинает использовать их.

Для этого необходим посредник. Совершенствуя свою

технику с помощью ката, человек закаляет свой дух.

Это не означает, что ни в коем случае нельзя выходить

за эти рамки. Использовать данные навыки в свобод-

ном кумитэ непросто — ТАЙ находится в совершен-

стве, но Ё ещё спит, так как человеку не хватает опыта.

То же самое происходит с молодым человеком, входя-

щим в большую жизнь. Делая упор лишь на ката, вы

совершаете ошибку. Знание техники нельзя смешивать

с настоящим искусством. Истинное значение выраже-

ния «выходи из ката» состоит в том, чтобы применять

в реальной жизни технику, отточенную путём выпол-

нения ката, и сделать её настоящим искусством.

Возвращайся в КИХОН

Я уже говорил о том, что базовая техника и ката не

являются искусством, что это всего лишь его фунда-

мент. Одним из главных пунктов, связывающих тех-

нику с искусством, является то, что даёт возможность

применить технику в реальном поединке. Искусство

 

стремится к сильному эффекту. Чтобы добиться хоро-

шего результата в применении, нужно совершенство-

вать базовую технику, выполнять ката, заниматься с

макивара. Эта мысль привела к появлению следующих

выражений: «Начинай с кихон, возвращайся в кихон»,

«Один меч превращается в 10 000 мечей, а 10 000 ме-

чей — в один».

В кумитэ имеются различные методы и приёмы. Ис-

кусство проявляется в нём в различных формах. Од-

нако если недостаточно силы и ловкости, чтобы отра-

зить нападение, ни о каком искусстве не может быть и

речи. Эффективность удара может быть совершенно

разной. Нужно по достоинству оценить мудрость идеи

закалки кулака с помощью макивара, что привело к эф-

фективности искусства. Техника каратэ стала очень

мощной (эффективной). Это отличает каратэ от дру-

гих видов военного искусства. Однако не нужно пола-

гаться лишь на силу, так как глубина и суть каратэ за-

ключаются в том, что в нём огромное значение прида-

ётся правильной позе и духовному воспитанию. В вы-

ражении «возвращайся в кихон» имеется духовный

смысл возвращения к истокам, возвращения к началу.

Простой путь по спирали, на каждом из витков кото-

рого оттачиваются телодвижения, происходит физи-

ческое и духовное развитие, повышается уровень мас-

терства.

Искусство — стихийно

Вообще нужно сказать, что искусство может при-

сутствовать в определенном смысле во всем. Однако

для того чтобы искусство проявило себя, необходим

посредник. В искусстве каллиграфии таким посредни-

ком является кисть и тушь, в искусстве аранжировки

цветов — цветок, для художника это — холст и краски.

В военном искусстве уровень мастерства можно оп-

ределить с помощью противника. Отточить свои при-

ёмы, сделать эти приёмы настоящим искусством мож-

но лишь в процессе поединка. Современный способ

достижения искусства путём свободного кумитэ по

сравнению с древностью, когда мастерство оттачива-

лось на поле боя, можно назвать научным. Главным от-

личием является психологическое состояние челове-

ка на войне — он всегда находится между жизнью и

смертью. Чем больше и чаще применяешь технику в

реальном поединке, тем выше поднимается уровень

твоего мастерства.

ДЗЁ, ХА, КЮ

Даже в любом романе есть свои структурные части

такие как завязка, основная часть, поворот сюжета и раз-

вязка. Это последовательное изменение повествования

В музыке также имеется определённый порядок разви

тия мелодии. В изменении обязательно присутствуе'

САБИ (легкая грусть, печаль одиночества — термш

японского искусства). Ритм, рождающийся в процесс

данного изменения, заставляет человека радоваться, гру

стить. Ритм — это то, что соединяет пространство и вре

мя. Обычно выделяют 3 этапа развития — начало, сере

дину и конец. То же самое мы видим в театре Но, в танце

в других видах искусства.

Термины ДЗЁ, ХА и КЮ обозначают ритм выпол

нения технического приема. Особое значение в это]

связи играет фактор времени.

КАТА и принципы

ДЗЁ, ХА, КЮ

Обратите внимание на выполнение ката в иайдо. В

каждом из движений присутствует размеренность.

Можно сказать, что «ката живет». Это указывает на

высокий уровень мастерства выполняющих эти ката,

а также на то, что структура самой ката подчиняется

принципам ДЗЁ, ХА и КЮ.

Ката в иайдо состоят всего лишь из одного движе-

ния, в то время как в каратэ они могут быть достаточ-

но продолжительными. Уже только поэтому необхо-

димо выполнять ката на основании данных принципов.

Однако в действительности этому не придаётся долж-

ного значения.

ДЗЁ обозначает начало. Оно должно протекать спо-

койно и размеренно. ХА (буквально — разбивать, раз-

рушать) располагается между ДЗЁ и КЮ. ХА разру-

шает размеренность ДЗЁ. КЮ (быстрый, спешить) по

своей скорости превосходит ХА и является заверше-

нием ката. Эти принципы определяют ритм всей ката,

но в то же время должны проявляться и в каждом, от-

дельно взятом движении.

Когда техника, отшлифованная таким образом,

превращается в истинное искусство, между ХА и КЮ

появляется самое важное — ритм. Другими словами,

настоящее искусство рождается именно между ХА и

КЮ. ДЗЁ помогает ХА. ХА, в свою очередь, помогает

КЮ. Если бы ДЗЁ, ХА и КЮ не были взаимосвязаны

друг с другом, они превратились бы в простую фор-

мальность.

В последнее время особенно популярны стали со-

ревнования по ката. В основном все стремятся к внеш-

ней красоте и мощности, при этом забывая о принци-

пах ДЗЁ, ХА, КЮ, которые должны проявляться как в

структуре всей ката, так и в её отдельных движениях.

Порядок, определяемый временем — прошлое, насто-

ящее и будущее, — свойственен всем явлениям нашего

мира. Ката в военном искусстве — всего лишь мини-

атюра этих явлений.

Что такое КУМИТЭ

Систему обучения каратэ можно разделить на 3 ос-

новные части: КИХОН, КАТА и КУМИТЭ. Ката вы-

полняются независимо, единолично, а кумитэ — кол-

лективно. По-видимому, слово «кумитэ» происходи

от первоначального названия искусства каратэ — ТЭ.

Возможно, на название повлияло также и КУМИ

АЙ-ДЗЮЦУ, о котором говорится в «Записках о боль

шом острове». Кумитэ означает «сцепить руки».

Виды КУМИТЭ

Как только появилось кумитэ, началось его развит?

и исследование. Образовалось две системы: ЯКУ СОК

КУМИТЭ (условное кумитэ; буквально — договоре]

ность, обещание) и ДЗИЮ КУМИТЭ (свободное к

митэ). В свою очередь, ЯКУ СОКУ КУМИТЭ распало'

на ИППОН КУМИТЭ (одноступенчатое кумитз

 

НИХОН КУМИТЭ (двухступенчатое кумитэ) и дру-

гие виды, аДЗИЮ КУМИТЭ - наДЗИССЭН КУМИТЭ

(практическое кумитэ) и СИАЙ КУМИТЭ (спортивное

кумитэ).

ЯКУСОКУ КУМИТЭ

Если бы в нашем мире не существовало понятия ЯКУ-

СОКУ (обещание, уговор, договорённость), в нём не было

бы ни закона, ни порядка. Термин ЯКУСОКУ КУМИ-

ТЭ появился как противоположность ДЗИЮ КУМИТЭ.

Существуют различные виды ЯКУСОКУ КУМИТЭ,

каждый из которых преследует свою цель.

КИХОН КУМИТЭ (базовое кумитэ) главным об-

разом ставит своей целью отработку правильного на-

падения и защиты, правильной осанки и стойки, пра-

вильного дыхания и умения правильно выбирать дис-

танцию, правильно перемещаться. Иногда упор дела-

ется на скорость, иногда на силу.

Техника ИППОН КУМИТЭ, САМБОН КУМИТЭ

(трехступенчатое кумитэ) более сложна. Здесь требу-

ется точность выполнения приёмов. Так как место уда-

ра определено заранее (обусловлено), необходима

твёрдая решимость закончить поединок одним ударом.

Если не подходить к этому серьезно, то не будет ника-

кой пользы ни для нападающего, ни для того, кто за-

щищается.

Как я уже говорил выше, форма и вид ЯКУСОКУ

КУМИТЭ зависят от цели и метода. Необходимо

различать сам метод условного кумитэ и форму ку-

митэ (КУМИТЭ-КАТА). Форма кумитэ подразу-

мевает сокращённое использование техники и дис-

танции. Очень важной является умелая реализация

момента. Форма кумитэ выявляет самую эффектив-

ную технику.

КАКЭДАМЭСИ

В древности, когда каратэ передавалось тайно, на

Окинаве было место для поединков, называвшееся

КАКЭДАМЭСИ. Это было место, на котором проис-

ходили поединки между желавшими проверить свое

мастерство и именитыми мастерами каратэ. Были

люди, которые скрывали своё мастерство и отказыва-

лись от таких поединков.

В том, что каратэ развивалось тайно, можно найти

особенности социального развития Окинавы. Про Ад-

зато Ясуцунэ, учителя Фунагоси Гитина, рассказыва-

ют следующее:

«Когда Адзато был уже владельцем поместья,

начались беспорядки: кто-то стал по ночам оби-

жать прохожих. Говорят, что все люди в деревне

тогда занимались военным искусством. Многие

молодые люди не прочь были показать своё мас-

терство и силу. Вот кто-то из таких молодцов под-

стерегал каждый вечер прохожих и избивал их.

Адзато, узнав об этом, переоделся и однажды но-

чью вышел на улицу. На него напали, и он дал

здоровую затрещину. На следующее утро он со-

звал всех жителей деревни. Одного парня не

было. Оказалось, что у него на лбу огромная

шишка. Стало понятно, что именно он и есть пре-

ступник. Этот молодец, узнав, что ему попало от

самого Адзато, был просто поражён. Беспорядки

прекратились».

КАКЭДАМЭСИ похоже на ночной разбой, служа-

щий для того, чтобы проверить свои способности. Ос-

нователь стиля Сёрин-рю Тибана Асанобу говорил:

«Если вдруг узнают, что ты занимаешься каратэ и час-

то участвуешь в схватках, то просто так не отделаешь-

ся». Говорят, что после трех лет занятий у Итосу ещё

никто не знал, что Тибана действительно обучается ка-

ратэ. 06 особой таинственности каратэ говорят мно-

гие из «святых» рукопашного боя.

ДЗИЮ КУМИТЭ

(СВОБОДНОЕ КУМИТЭ)

ДЗИЮ КУМИТЭ иногда называют ХЭНТЭ (из-

менённая рука). В последнее время всё чаще его на-

зывают просто КУМИТЭ, или ФРИ. В ДЗИЮ КУ-

МИТЭ также различают в зависимости от цели тре-

нировочное кумитэ, спортивное кумитэ и практиче-

ское кумитэ.

Тренировочное кумитэ является методом совершен-

ствования техники и не ставит своей целью победить

противника. В основном это тренировка для воспол-

нения каких-то отдельных пробелов в технике или от-

работка новых приемов. Начальной ступенью свобод-

ного кумитэ является ДЗИЮ ИППОН КУМИТЭ:

нападающий делает лишь одну свободную атаку, защи-

щающийся должен отразить её и контратаковать.

Ещё одним видом кумитэ является спортивное ку-

митэ, построенное на системе баллов: ВАДЗА-АРИ

(приём проведен, очко) и ИППОН (чистая победа).

Здесь требуется особая собранность. Исход может за-

висеть от одного удара. Поединок происходит в преде-

лах установленного времени. Тренировки направлены

на то, чтобы достичь преимущества над противником.

Необходимо стараться, чтобы атаки противника не до-

стигали верхнего (ДЗЁДАН) и среднего (ТЮДАН)

уровня. Иначе тебя может одолеть и человек, облада-

ющий более низким даном или кю. Необходимо отра-

батывать такие приёмы, которые выгоднее оценивают-

ся по системе баллов (очков). Это непросто. Практи-

ческое кумитэ — вид свободной, не ограниченной ни-

чем схватки, в которой можно применять любые при-

ёмы. Поэтому во время тренировок необходимо так

отшлифовать все приёмы, чтобы ты мог их использо-

вать в любую минуту. В практическом кумитэ приме-

няют запрещённые во время соревнований действия.

Поэтому необходимо свободно выполнять такие при-

ёмы, как: ЭМПИ (удар локтем), УРАКЭН-НО КОУ-

ТИ (малый удар перевёрнутым кулаком — тыльная

сторона внизу), НУКИТЭ (рука-копье), ТЭЦЦУЙ

(удар-молот), ХИДЗАЦУЙ (удар локтем сверху

вниз), КОКЭН (удар внешней стороной запястья),

ХАИТЭ (КАСУМИ) (внутреннее ребро ладони),

АТАМА-ЦУКИ (удар в голову), КИНТЭКИ (удар в

пах), ИППОНКЭН (удар одним кулаком), ХИРАХА-

САМИ (рука-ножницы), НАГЭ (бросок), СИМЭ

(удушение), КЭРИКОМИ (удар разгибом ноги) и

другие. Нападающих может быть несколько. Прово-

дятся тренировки двух против одного и трех против

одного. Есть особый вид кумитэ против оружия. Чаще

всего эти приёмы отрабатываются в рамках ЯКУСО-

КУ КУМИТЭ.

Свободное КУМИТЭ — это практический способ

для того, чтобы достичь высокого искусства. Как я уже

говорил в разделе о ТАЙ и Ё, овладеть искусством без

ДЗИЮ КУМИТЭ практически невозможно. Одной

теории для этого мало.

Для свободного кумитэ нужно следующее:

1) Свободное использование ударов руками и ногами.

2) Хладнокровие и свободное движение: умение сво-

бодно перемещаться и проводить комбинации

приёмов.

3) Чувство дистанции, способность выбрать самый

подходящий момент для атаки, умение исполь-

зовать тактику ТАЙ-НО СЭН, ГО-НО СЭН или

СЭН-НО СЭН.

4) Умение быть хладнокровным, не показывать свои

слабые места.

Три ступени поединка

Под тремя ступенями подразумеваются три так-

тики СЭН. СЭН — это особый момент, позволяю-

щий взять инициативу в свои руки. Исход поедин-

ка зависит от умения использовать эти три возмож-

ности. Приёмы, которые не используют эти возмож-

ности, не эффективны. Искусство проявляется в тот

момент, когда происходит сочетание одной из трех

возможностей (СЭН-НО СЭН, ТАЙ-НО СЭН, ГО-

НО СЭН) с техникой. Количество приёмов, кото-

рые могут быть использованы в этот момент, а так-

же количество способов, ведущих к правильному

использованию возможностей, безгранично. Во вре-

мя занятий кумитэ нужно научиться правильно вы-

бирать момент и приём, который следует приме-

нить.

Техника становится настоящим искусством во вре-

мя контратаки, проведённой в нужный момент с ис-

пользованием подходящего приёма. В обычной жизни

мы также говорим «упустить шанс», «упустить воз-

можность». В кумитэ очень важно правильно опреде-

лить момент проведения атаки и контратаки.

Множество приёмов становятся бесполезными и не-

эффективными, если этому не уделяется должного

внимания.

О трёх СЭН

СЭН подразумевает захват инициативы, что может

произойти не только в результате атаки. Это означает

выбор наиболее подходящего момента. Обычно гово-

рят КУРАИ-ДОРИ (взять этап). Нужно сделать вы-

бор одной из тактик. В этом заключается мастерство.

Три СЭН — это СЭН-НО СЭН (захват инициативы с

самого начала), ТАЙ-НО СЭН (перехват инициати-

вы), ГО-НО СЭН (поздний захват инициативы). По-

беда определяется умением использовать эти три так-

тики. Во время обучения кумитэ новичкам часто гово-

рят: «Не отступай! Иди вперед!», что должно способ-

ствовать освоению тактики ТАЙ-НО СЭН. Конечно,

на самом таких тренировок новичкам пытаются привить умение

бороться с противником на этапе ТАЙ-НО СЭН, по-

высить мастерство, научиться находить выход из труд-

ной ситуации. Это можно назвать рациональной тре-

нировкой.

Этап СЭН-НО СЭН

(захват инициативы

с самого начала)

Этот этап подразумевает, что вы разгадываете дей-

ствия противника, захватываете инициативу в резуль-

тате атаки, пытаясь сбить противника с ритма, или в

результате выполнения обманных движений.

Начав атаку, вы должны обязательно продолжать

её, используя все возможные приёмы. Вы должны сле-

довать избранной тактике. Пока вы сознательно при-

держиваетесь тактики СЭН-НО СЭН, противник так-

же чувствует это. Конечно, вы можете подавить про-

тивника, хорошо зная его недостатки и избрав пра-

вильную стратегию. Способы могут быть самые раз-

ные. Вообще же можно сказать, что если атака закон-

чилась неэффективно, то момент для неё был выбран

неверно.

Существует также огромное количество путей, с по-

мощью которых можно исправить положение. Это за-

висит от вашей техники, от ваших сильных и слабых

сторон. Обычно рекомендуется продолжать атаку дс

последнего, не давая противнику контратаковать, и по-

пытаться закончить поединок нанесением сильного по-

вторного удара в слабое место противника. Для тоге

деле иногда нужно отходить назад. Во время

чтобы освоить эту тактику, необходимо не давать про-

тивнику опомниться, не позволять ему занять удобную

позицию и беспрерывно наносить удары руками и но-

гами. Нужно не давать противнику поднять голову.

Слабая атака в таком случае совершенно бесполезна.

Важна даже не сама техника во время атаки, а действия

перед ней.

ЭтапТАЙ-НОСЭН

(перехват инициативы)

Эту тактику называют также тактикой выжидания

или тактикой защиты.

Часто поединок в каратэ начинается именно с этапа

ТАЙ-НО СЭН. Об этом говорит и то, что все ката на-

чинаются с блоков УКЭ. Истинный смысл блока как

раз и состоит в контратаке. Иными словами, это стра-

тегия, направленная на то, чтобы найти брешь в обо-

роне противника и выполнить одновременно с блоком

контратаку. Для этого необходимо четко следить за

движениями противника. Для того чтобы контратако-

вать противника во время его же атаки, нужно помнить

о принципе «Не отступай назад!». Технические при-

ёмы, которые используются на данном этапе, требуют

особой ловкости и быстроты выполнения. Если про-

тивник разгадает ваши намерения, то это может обер-

нуться для вас неудачей.

Здесь имеется в виду СЭЙ-НО КЭЙСЭЙ (состоя-

ние спокойствия), самое почитаемое в военном искус-

стве, представляющее собой вершину ИНЬ-БУДО. Эта

тактика подразумевает спокойную (СЭЙ) защиту — и

быстрый переход к действию (ДО). Нужно замаски-

ровать своё желание провести контратаку и быть очень

I спокойным.

I

Меч поднят.

Именно под ним

Ад.

Обрушь свою атаку! Ты увидишь,

Что здесь же и рай.

«Нитэн-Итирю Хика»

В этой старой песне также говорится о тактике ТАЙ-

НО СЭН: нужно напасть на противника в тот момент,

когда он хочет провести атаку. Многие песни БУДО

посвящены именно этой тактике. Исход поединка в

 

данном случае определяется противоборством СЭЙ

(покоя) и ДО (действия).

Между тем нет никаких оснований утверждать, что

ТАЙ-НО СЭН является самой лучшей тактикой. Не-

обходимо научиться использовать все три тактики в

зависимости от действий противника. Иначе в этом нет

смысла. Иногда эту тактику называют АЙ-НУКЭ

(выйти победителем). Это означает, что при одновре-

менном проведении атаки тот, кто использует данную

тактику, побеждает.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.