История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-01-13 | 141 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Воспитания и совершенствования
Личности
Многолетняя деятельность в единоборствах — это
процесс постепенного перевоплощения подростка, с
его примитивным пониманием сути боевых искусств,
в мастера-наставника, способного к педагогической,
творческой и научно-изыскательской деятельности в
этой сфере. Именно эту цель преследует любое направ-
ление боевого искусства как система формирования
личности в отличие от современных спортивных на-
правлений, где главная и единственная цель — это до-
стижение спортивных результатов. Процесс такого пе-
ревоплощения охватывает несколько периодов возра-
стного развития человека. Естественно, что тематика
и структура занятий, их содержание, средства и мето-
ды педагогического воздействия будут меняться от эта-
па к этапу в соответствии с возрастными особенностя-
ми и логикой совершенствования мастерства. В отли-
чие от существующих концепций многолетней дея-
тельности в спортивных единоборствах, суть которых
заключается в отборе «самородков» и доведении их
любой ценой до спортивной победы, предлагаемая кон-
цепция рассматривает многолетнюю деятельность в ка-
ратэ как систему формирования личности через еже-
дневную воспитательную работу независимо от степе-
ни талантливости воспитанников. Достижение спортив-
ных результатов в этой системе не является самоцелью,
а есть её составная часть.
Многолетнюю деятельность в боевом искусстве кара-
тэ можно разделить на три взаимосвязанных периода:
1. Период обучения, или «школа».
2. Период максимальной реализации способностей
и дальнейшего совершенствования мастерства.
3. Период творческой активности и наставничества.
|
Для того чтобы достичь вершин мастерства, не-
обходимо последовательно пройти подготовку на
всех этапах каждого периода, возрастные границы
которых колеблются в зависимости от индивидуаль-
ных особенностей человека и от возраста, в котором
он начал заниматься каратэ. Оптимальный возраст
для начала занятий — 12 лет. Тогда при соблюдении
прочих условий можно построить процесс обучения
со всей полнотой содержания программы и методи-
ки педагогического воздействия. Очевидно, что и
программа, и методика для тех, кто начинает зани-
мать в старшем возрасте, скажем, в 20 лет, будет от-
личаться от программы и методики, охватывающей
полный многолетний цикл. Временную шкалу пол-
ного многолетнего цикла можно представить следу-
ющим образом.
Период обучения «Школа» | Период максимальной реализации способностей и дальнейшего совершенствования | Период творческой активности и наставничества |
7 лет | 15-20 лет | по максимуму |
Если исходить из того, что человек начал занимать-
ся в возрасте 12 лет, то при соблюдении всех прочих ус-
ловий он должен к 35—40 годам достичь определенного
уровня технического мастерства, приобрести практиче-
ский опыт преподавательской деятельности, быть спо-
собным к творческой и научной деятельности. Безус-
ловно, что всё это возможно при наличии ясной и по-
нятной программы действий, позволяющей свое-
временно и в нужном объёме предложить необходимый
учебный материал, научно обоснованную методику обу-
чения и квалифицированных преподавателей.
Каждый из периодов многолетней деятельности
можно разделить на этапы, во временных границах кото-
рых решаются необходимые педагогические задачи. Од-
нако если временные границы этапов первого «школь-
ного» периода строго определены, то разделение второ-
го и третьего периодов на этапы относительно и зави-
сит от индивидуальных особенностей человека. Пери-
|
од обучения — «Школа» — делится на три этапа:
1. Этап начальной подготовки — 2 года обучения.
2. Этап совершенствования — 3 года обучения.
3. Этап перспективного профилирования — 2 года
обучения.
Педагогические задачи этапа начальной подготовки
коротко можно сформулировать следующим образом:
1. Формирование интереса к занятиям каратэ.
2. Воспитание общей физической подготовленно-
сти.
3. Воспитание двигательных навыков, необходи-
мых для изучения приёмов каратэ.
4. Воспитание первоначальных навыков ведения
единоборства.
5. Ознакомление с первоначальными знаниями о
предмете каратэ.
Задачи, стоящие перед педагогом на этапе совершен-
ствования, определены самим названием этапа. В об-
щем, это совершенствование как физических, так и
личностных качеств воспитанников. В более конкрет-
ном виде их можно представить так:
1. Воспитание осознанного отношения к занятиям
каратэ.
2. Воспитание осознанного отношения к здорово-
му образу жизни.
3. Совершенствование навыков, полученных на
предыдущем этапе.
4. Формирование специальных физических ка-
честв и двигательных навыков.
5. Формирование навыков ведения спортивного
поединка.
6. Повышение уровня теоретической подготовлен-
ности.
7. Воспитание нравственных устоев в условиях ре-
алий современного общества.
Этап перспективного профилирования — наиболее
важный этап периода обучения. На этом этапе закла-
дываются предпосылки для формирования качеств,
присущих мастеру боевых искусств, создаётся интел-
лектуальная, нравственная и физическая основа для
успешного роста мастерства, но уже на другом, каче-
ственном, уровне. Задачи данного этапа следующие:
1. Повышение уровня наиболее важных сторон спе-
циальной физической подготовленности, а имен-
но: быстроты сложной двигательной реакции и
скоростно-силовых качеств выполнения приёма.
2. Совершенствование навыков, полученных на
предыдущих этапах обучения.
3. Совершенствование навыков выполнения изве-
стных приёмов до уровня техники.
4. Введение в реальный поединок. Ознакомление с
особенностями боевого каратэ.
5. Участие в календарных соревнованиях нацио-
нального и международного уровня.
6. Участие в инструкторской и судейской практике.
7. Повышение уровня подготовленности в вопро-
|
сах теории и методики предмета и в вопросах мо-
рально-нравственного воспитания.
Таким образом, период обучения определяет всю
дальнейшую деятельность воспитанника в боевом ис-
кусстве. От того, с каким багажом знаний и умений он
завершит этот период, в дальнейшем будет зависеть его
значимость как мастера. Период обучения характери-
зуется с точки зрения педагогики крайней догматич-
ностью, которая выражается в неукоснительном вы-
полнении требований программы обучения. Главная
задача данного периода — сформировать психофизи-
ческую и специальную двигательную базу для после-
дующего совершенствования мастерства, выходящего
за рамки обусловленных и спортивных действий. В на-
чале и середине рассматриваемого периода занятия
носят чисто подготовительный характер, но ближе к
окончанию процесс обучения перестраивается в соот-
ветствии с главной задачей и закономерностями роста
мастерства.
Следующий период — это время для максимальной
реализации навыков и способностей, приобретённых
на этапах предыдущего периода, и для дальнейшего со-
вершенствования мастерства. В это время наиболее на-
глядно проявляются внешние признаки мастерства,
происходит накопление практического и жизненного
опыта. Возрастные границы этого периода находятся
в пределах от 18—20 до 35—40 лет. Данный период мож-
но условно разделить на два этапа. Первый этап, про-
должительностью до 30 лет, наиболее благоприятен как
для максимального развития специальных физических
качеств и совершенствования навыков ведения по-
единка, так и для расширения уровня познания в тео-
рии и практике. Он характеризуется, как правило, ак-
тивным участием воспитанника в спортивных состя-
заниях высокого уровня, показательных выступлени-
ях и повышением интереса к инструкторской деятель-
ности. Процесс обучения на данном этапе приобрета-
ет всё более выраженные черты углублённой специа-
лизации. Именно на этом этапе проявляется склон-
ность воспитанника к тому или иному направлению
деятельности в каратэ. Известно, что в жизни каждого
человека наступает период стабилизации, который ха-
|
рактеризуется достаточно устойчивым физическим со-
стоянием, однако в этот период уже невозможно до-
биться серьёзного улучшения физических качеств, по-
этому уровень физической подготовленности на дан-
ном возрастном отрезке будет определяться качеством
физической подготовки предыдущего периода. Про-
должительность периода стабилизации колеблется в
пределах от 30 до 50—55 лет и существенно сокраща-
ется, если человек не занимается физической культу-
рой. Следом за этим периодом наступает деструктивный
период, который характеризуется снижением функ-
циональных и адаптационных возможностей челове-
ка. Второй этап рассматриваемого периода многолет-
ней деятельности в каратэ накладывается на период
стабилизации. Основная черта этого этапа с точки зре-
ния профессиональной подготовки заключается в том,
что физические качества уже можно только поддержи-
вать, причём при условии систематических и методи-
чески правильно организованных занятий. С началом
этого этапа появляется тенденция к снижению общего
объёма физических нагрузок и увеличению специали-
зированных упражнений. Также происходят измене-
ния в содержании и структуре как отдельного занятия,
так и макроцикла подготовки в целом. На этом этапе,
как правило, увеличивается объём инструкторской
практики, появляется интерес к освоению теоретиче-
ских знаний в смежных областях, стремление к совер-
шенствованию техники высокого уровня. Направлен-
ность педагогического воздействия в это время будет
зависеть от того, каким видом деятельности занимает-
ся воспитанник. Профессиональная ориентация в этом
случае влияет на постановку педагогических задач и
выбор средств и методов воздействия. Рационализация
процесса подготовки, варьирование содержанием и
структурой занятий на втором этапе данного периода,
логическое приведение всего комплекса воздействия
на воспитанника к его профессиональной ориентации
позволяют целесообразнее использовать средства и ме-
тоды индивидуальной подготовки. Такой подход спо-
собствует более длительному сохранению деятельной
активности воспитанника в боевом единоборстве, сдер-
живает тенденцию к снижению физических качеств,
сохраняет интерес к более глубокому изучению боево-
го искусства.
Нижняя граница периода творческой активности и
наставничества многолетней деятельности в каратэ ко-
леблется в пределах 40-летнего возраста. Этот период
характеризуется увеличением объёма организационной,
педагогической, научно-изыскательской деятельности.
Но очень многое зависит от способностей и возможнос-
тей человека заниматься деятельностью такого рода. Как
|
бы мы рационально ни относились к организации ин-
дивидуальных занятий, рано или поздно начинается
возрастное снижение функциональных и адаптацион-
ных возможностей организма. Это ещё не деструктив-
ный период, но всё же перестройка процесса совершен-
ствования мастерства должна проходить в том направ-
лении, чтобы сохранить и общую дееспособность, и спо-
собность к специальной деятельности. В этот момент
очень важно, чтобы на фоне положительных ощущений
собственного физического состояния не перегрузить
организм и защитить себя от травм. Занятия для боль-
шинства людей в этот период всё больше приобретают
оздоровительный характер. Вместе с тем ещё сохраня-
ется деятельная активность, которая проявляется в силу
возможностей, способностей и интересов каждого кон-
кретного мастера. У практикующих мастеров в этот пе-
риод наблюдается перестройка характера движений как
результат более рационального использования физиче-
ских возможностей, рационального выполнения траек-
торий движений, но с учётом сохранения практическо-
го смысла действий и приёмов.
Вот вкратце таковы наиболее характерные черты
многолетней деятельности в боевом искусстве каратэ
как непрерывного процесса воспитания и совершен-
ствования мастера. Разумеется, что в каждом конкрет-
ном случае возможны колебания возрастных границ
периодов и этапов обучения и совершенствования, от-
клонения от нормы в вопросах воспитания физических
качеств и двигательных навыков и многое другое, что
иногда бывает трудно предугадать. Все эти отклонения
от нормы регулируются педагогом с учётом индиви-
дуальности воспитанника и тех объективных законо-
мерностей развития человека, на основе которых сфор-
мированы педагогические принципы.
Основополагающие
Педагогические принципы
Затрагивая проблемы воспитания в каратэ, я имею
в виду не узкоспециализированные направления дея-
тельности, о которых говорилось выше, а педагогиче-
скую систему, включающую в себя и физкультурный,
и спортивный, и прикладной, и гуманитарный аспек-
ты каратэ как составные части профессиональной под-
готовки. Цель такой системы заключается не только в
том, чтобы подготовить выдающегося спортсмена или
специалиста рукопашного боя, не только в том, чтобы
приобщить человека к занятиям физической культу-
рой, а в том, чтобы воспитать профессионального спе-
циалиста, мастера боевого искусства каратэ, понима-
ющего и знающего предмет изнутри, а не только по
внешним признакам. Для реализации этой цели тре-
буется совершенно иной подход к вопросам воспита-
ния, нежели, скажем, в спорте, иной взгляд на воспи-
танника, в котором нужно видеть не будущего чемпи-
она, а прежде всего личность. В основе же педагоги-
ческих принципов воспитания в каратэ должна лежать
философская концепция о трёхсоставности, или трёх
«ипостасях» человека, определяющих его содержание.
Суть этой концепции заключается в том, что изначаль-
но (от природы) человеку даны три первоосновы (суб-
станции) — телесная, духовная, умственная. В процес-
се жизнедеятельности под влиянием различных воз-
действий эти субстанции в идеале должны гармонич-
но развиваться и, как грани пирамиды, устремлённые
к вершине, соединившись, образуют нечто целое, ха-
рактеризующее человека как носителя добра, разума и
физического здоровья. Именно в этом видит свои ус-
пехи любая педагогическая система, и именно к этому
необходимо стремиться в процессе формирования ма-
стера каратэ. Если с этой позиции взглянуть на совре-
менное каратэ, то можно увидеть, что сегодняшних де-
ятелей, активизирующихся в этой сфере, волнуют со-
вершенно иные вопросы, которые слишком далеки от
проблем воспитания личности. Конечно, сложно до-
биться полного соответствия идеальному образу мас-
тера, но стремление к идеалу порождает энергию, спо-
собствующую достижению вершин мастерства. Пер-
вичным в этом должно быть стремление к воспитанию
физически здорового, нравственно чистого, интеллек-
туально развитого человека. Обучение боевым при-
ёмам — это важная задача в процессе формирования
мастера каратэ, но вторая. Физическое здоровье спо-
собствует освоению сложных биомеханических форм
и изучению приёмов боя, это очевидно. Нравственная
составляющая освобождает человека от злобных мыс-
лей и самомнения, воспитывает чувство патриотизма,
верность воинскому долгу и нравственным общечело-
веческим принципам, что гарантирует гуманитарное
применение навыков боя. Интеллект характеризует
уровень индивидуального сознания в понимании це-
лей и задач, стоящих перед мастером каратэ, в понима-
нии происходящих педагогических процессов, а так-
же способность объективной самооценки, что, безус-
ловно, оказывает влияние на качество и динамику ро-
ста мастерства.
Предлагаемая педагогическая система нацелена на
формирование мастера боевого искусства каратэ. Она
базируется на принципах, которые объективно отобра-
жают основные закономерности воспитания мастера
каратэ, имеющие как теоретическое, так и практиче-
ское значение. Эти принципы не требуют каких-либо
доказательств, так как выведены на основе практиче-
ского опыта мастеров нескольких поколений, научных
изысканий в этой области и здравого смысла.
Первый принцип. Путь к вершине мастерства в ка-
ратэ идёт через многолетнюю, последовательную и
ежедневную воспитательную работу.
Второй принцип. Для достижения положительно-
го результата воспитательной деятельности в каратэ
необходимы ясность цели и чёткость педагогических
задач.
Третий принцип. Физическая, нравственная и ин-
теллектуальная составляющие воспитанника должны
формироваться одновременно и в равной степени.
Четвёртый принцип. Нельзя приступать к обуче-
нию приёмам боя, не создав необходимую психофизи-
ческую основу.
Пятый принцип. Необходимо максимально исполь-
зовать индивидуальные особенности учеников при
формировании специальных двигательных навыков.
Шестой принцип. Сохранение здоровья и безопас-
ности учеников в процессе обучения каратэ — важней-
шая педагогическая задача.
Седьмой принцип. В основе обучения каратэ долж-
ны лежать научно обоснованные программа и методи-
ка обучения.
Первый принцип говорит о том, что воспитатель-
ная работа в каратэ — это не кратковременное действие,
рассчитанное на быстрое достижение формального ре-
зультата, а многолетний, последовательный и ежеднев-
ный процесс формирования тех качеств в человеке,
которые должны характеризовать его как мастера бое-
вого искусства. Суть же этого принципа заключается
в том, что невозможно быстро, какими-то форсирован-
ными методами воспитания физических качеств и дви-
гательных навыков добиться мастерства в каратэ. Я
могу согласиться с тем, что можно достаточно быстро,
за 2—3 года, подготовить подростка или взрослого че-
ловека к спортивным соревнованиям и даже добиться
успешных результатов. Такое возможно при наличии
неординарных физических способностей ученика и
правильной организации процесса подготовки к кон-
кретным соревнованиям, но это нечто иное, нежели
комплексное воспитание человека. Говоря о спорте, мы
подразумеваем лишь внешние успехи, за которыми
порой скрывается вся порочность современного спорта
с его безнравственным отношением к спортсмену. По-
нятие «мастер» в каратэ определяется не только уме-
нием совершать обусловленные движения руками и
ногами, а прежде всего реальным практическим опы-
том и интеллектуальной зрелостью. И здесь очень важ-
но не путать понятия «мастер боевого искусства кара-
тэ» и «мастер спорта каратэ». В одном случае это спе-
циалист-профессионал, педагог. В другом случае —
спортсмен, фактически биомеханизм, действующий в
соответствии с заданной программой, вытекающей из
правил соревнований. Практический опыт и зрелость
приходят только с годами, как результат многолетней
профессиональной деятельности. Это первое условие
принципа. Второе условие данного принципа заклю-
чается в соблюдении последовательности в обучении
каратэ, в необходимости двигаться вперёд поэтапно, от
простого к сложному. Любая попытка перешагнуть че-
рез этапы обучения и опередить время означает обма-
нуть самого себя. Подобные методы мастерства не при-
бавляют, а создают много проблем на будущее, по-
скольку каждый этап логически и методически увязан
с предыдущим и последующими этапами. В соответ-
ствии с третьим условием необходимо с первых дней
обучения приучать воспитанников к ежедневной и си-
стематизированной работе над собой в рамках програм-
мы соответствующего этапа обучения. Ежедневная ра-
бота необходима для того, чтобы приучить ученика к
профессиональной дисциплине и к самоанализу, а так-
же для устойчивого закрепления двигательных навы-
ков, которые не естественны для человека, но на кото-
рых основаны все движения каратэ.
Второй принцип гласит — о ясности цели и чётко-
сти постановки задач. Суть заключается в том, что пе-
дагог должен отчётливо представлять конечную цель
обучения и каким он хотел бы видеть в идеале каждо-
го своего ученика. Кроме того, должны быть чётко оп-
ределены задачи, с помощью которых он намеревается
достичь поставленной цели, так как без постановки
задач невозможно выбрать средства и методы, с помо-
щью которых педагог будет воздействовать на учени-
ка, добиваясь поставленной цели. Абсурдно предпола-
гать, что, не зная конечной точки пути, можно проло-
жить маршрут. Без ясного представления о цели заня-
тия каратэ весь тренировочный процесс будет превра-
щён из движения вперёд в топтание на месте в рамках
одних и тех же форм. Только в случае чёткого опреде-
ления целей, задач, средств и методов можно рассчи-
тывать на педагогический успех и рост мастерства не
только у способных учеников, но и у воспитанников
со средними и даже низкими изначальными данными.
В основе третьего принципа, который говорит о не-
обходимости гармоничного воспитания человека, зало-
жена мысль о том, что степень развития мастерства в
каратэ во многом зависит от состояния интеллекта че-
ловека, от его способности осмысливать и отдельные
движения, и процесс физического развития в целом, а
нравственная основа, которая формирует мотивацию
занятием каратэ, придаёт гуманитарный смысл всей
этой деятельности. С первых дней обучения процесс
формирования физических качеств и двигательных на-
выков должен сочетаться с просвещением учеников в
вопросах морали и нравственности, а также в вопросах
теории предмета. Вместе с тем материал на указанные
темы должен преподноситься в объёме и форме, кото-
рые доступны для понимания. Содержание теоретиче-
ского и практического материала определяется програм-
мой подготовки, разработанной для каждого этапа обу-
чения, где методически увязываются три важных вос-
питательных аспекта. Мысль о том, что физический, ин-
теллектуальный и нравственный аспекты личности уче-
ника необходимо формировать одновременно и в рав-
ной степени, на практике означает следующее. Педагог
должен относиться к процессу передачи знаний не фор-
мально, ограничиваясь лишь тренировкой тела, а на каж-
дом занятии, при каждой встрече с учениками рассмат-
ривать и теоретические аспекты этой деятельности с
учётом уровня учеников, необходимого для понимания,
показывать гуманитарную сторону боевого искусства.
Например, работая с группой начальной подготовки,
нужно не только добиваться правильного выполнения
простого действия, но и рассказать, как правильно на-
зываются те части тела, которые участвуют в формиро-
вании этого действия, какое полезное влияние оказы-
вают данные упражнения на организм человека. Очень
важно, чтобы на каждом занятии затрагивалась тема,
раскрывающая нравственную сторону боевого искусст-
ва как средства защиты людей от зла.
Под психофизической основой, о которой говорит-
ся в четвёртом педагогическом принципе, следует по-
нимать то состояние мозга и тела, а также качество их
взаимосвязи, которое возникает в процессе выполне-
ния того или иного движения. Любое действие состо-
ит из отдельных движений, выполнение которых тре-
бует определённого навыка. Например, если заставить
человека, не имеющего навыков в акробатике, сделать
сальто, то он непременно свернёт себе шею, так как он
ни физически, ни психически не готов к этому дей-
ствию, поскольку никогда не выполнял движений, из
которых это действие состоит. Обучение приёмам боя
в каратэ связано с формированием фонда движений,
абсолютно новых и не естественных для человека, но
рациональных с точки зрения единоборства. Чтобы
обучить целому действию, необходимо прежде воспи-
тать навыки специфических движений, поэтому про-
цессу непосредственного обучения приёму каратэ
должна предшествовать тщательная подготовка. Хоро-
шо известно, что для человека новое движение делать
легче неправильно, чем правильно. Если новый приём
формировать без предварительной подготовки, на ос-
нове неправильных движений, то это, конечно, не так
опасно, как в примере с сальто, но создаст много про-
блем в будущем. Неправильное движение, закреплён-
ное в приёме, будет переноситься на технику более вы-
сокого уровня и не только существенно тормозить рост
мастерства, но и затруднять выполнение приёмов в ре-
альном поединке. Для того чтобы создать необходимую
психофизическую основу, нужно следующее:
1. Подготовить опорно-двигательный механизм для
физической реализации движений и действий,
характерных для каратэ.
2. Обеспечить точное представление о движениях
и действиях, составляющих двигательную базу
каратэ.
3. Обеспечить качественную идеомоторную связь
между мозгом и телом.
Очевидно, что для реализации этой задачи просто-
го тренинга недостаточно. Для этого необходимы спе-
циальные методы педагогического воздействия.
Пятый принцип говорит о важности индивидуаль-
ного подхода в обучении боевому единоборству. В со-
временном каратэ доминирует групповой метод обу-
чения, в соответствии с которым все воспитанники
должны выполнять действия согласно единым для всех
требованиям. В свою очередь, эти требования вытека-
ют из стилевых особенностей, которые являются от-
ражением технических привязанностей одного масте-
ра, главы или основателя стиля. Здесь речь не идёт о
последовательности действий и темпоритмических
вариациях в ката и кихон, а имеются в виду динами-
ческие характеристики отдельных движении и возмож-
ность их выполнения с точки зрения анатомических и
физических особенностей каждого конкретного учени-
ка. Например, строение тела человека таково, что он
не может выполнять высокие удары ногами, но при
этом ловко действует руками. Однако стиль требует
именно высоких ударов ногами. В соответствии с эти-
ми требованиями, часто вопреки здравому смыслу,
инструктор начинает настойчиво добиваться соответ-
ствия, теряя при этом время, необходимое для разви-
тия сильных сторон ученика. У каждого человека есть
как сильные, так и слабые стороны, и каждый человек
характерен своими особенностями. Обучая приёмам
боя, необходимо выявить сильные стороны ученика,
всемерно развивая их, а на этом фоне улучшать и сла-
бые стороны. Но, помимо физических особенностей,
каждого человека отличает ещё и психоэмоциональная
составляющая, поэтому очень важно, опираясь на об-
щие закономерности развития мастерства в боевом
единоборстве и учитывая психофизические особенно-
сти каждого конкретного воспитанника, стремиться к
воспитанию неповторимой индивидуальности.
Шестой принцип обязывает педагога заботиться о
здоровье воспитанников и об обеспечении их безопас-
ности во время проведения практических занятий и со-
ревнований. Нет необходимости говорить о том, что не
следует допускать к занятиям каратэ, если это не груп-
па оздоровительной направленности, людей с серьёз-
ными отклонениями в состоянии здоровья. Медицин-
ский контроль необходимо осуществлять планомерно
и достаточно регулярно в течение всего учебного года,
а полную диспансеризацию проводить не реже одного
раза в год. Помимо медицинского контроля, призван-
ного вовремя обнаружить возникшие отклонения в
состоянии здоровья воспитанника, необходимо пра-
вильное организационно-методическое обеспечение
процесса обучения. Главные опасности, которые воз-
никают при неправильной организации практических
занятий или соревнований, а также при неграмотном
применении методов обучения и проведения состяза-
ний, — это переутомление и травматизм. Переутомле-
ние может возникнуть у практически здорового чело-
века в результате психоэмоциональных и физических
перегрузок. Такие перегрузки являются, как правило,
следствием ошибок, которые допускаются при плани-
ровании тренировочного цикла, отдельного занятия
или соревнования. Кроме того, немаловажным факто-
ром является соблюдение воспитанниками режима
дня, труда и отдыха, личной гигиены. Поэтому важно
приучать их к здоровому образу жизни. Переутомле-
ние, отрицательно влияя на здоровье человека, может
также стать и причиной травм как во время проведе-
ния занятия, так и во время соревнований. Причиной
травматизма часто становятся неправильная органи-
зация занятия или соревнования, плохо подготовлен-
ное место, где проводятся занятия или соревнования,
ошибки в методике, слабая физическая подготовлен-
ность воспитанников, недостаточный уровень техни-
ческой подготовленности участников соревнований.
Все эти вопросы должны быть урегулированы меди-
ко-санитарными и организационно-методическими
требованиями по проведению занятий и соревнований.
Седьмой принцип говорит о необходимости науч-
ного обоснования программы подготовки и методики
обучения, с помощью которой реализуется программа.
В современном каратэ программы подготовки пред-
ставляют собой перечень названий базовых и формаль-
ных упражнений (кихон и ката), растянутый во вре-
мени и никак не связанный с логикой и закономернос-
тями развития мастерства в боевом единоборстве. Ана-
лизируя подобные программы, невозможно понять, из
каких соображений конкретное формальное упражне-
ние (ката) поставлено для изучения на тот или иной
квалификационный уровень. Более того, иногда и ав-
торы программ не в силах это объяснить. Современ-
ные методики обучения в каратэ, как уже упоминалось
выше, ограничиваются лишь смешанно-групповым
методом проведения занятия и весьма примитивным
составом средств. Научно обоснованная программа
подготовки — это план деятельности на многолетний
период, в котором наглядно представлено краткое из-
ложение содержания изучаемого предмета. Кроме того,
программа и методика должны быть согласованы меж-
ду собой понятной логикой и базироваться не только
на догматах, передаваемых традиционным путём, но и
на научных знаниях и здравом смысле.
Тематическая структура
и краткое содержание программы
Обучения
Чтобы быть точным в определениях, необходимо от-
метить, что программа обучения охватывает не всю
многолетнюю деятельность в каратэ, а в полном объё-
ме лишь её первый период — период обучения, или
школу. Следующий за ним период многолетней дея-
тельности, особенно его вторая часть, предполагает уже
не обучение, а углублённую специализацию и профес-
сиональное совершенствование. Педагогические отно-
шения в подобных случаях строятся уже не по прин-
ципу «учитель—ученик», что подразумевает беспре-
кословное подчинение ученика требованиям учителя,
а по принципу «наставник—мастер», в основе которо-
го заложена индивидуализированная программа дей-
ствий, построенная на понимании объективных зако-
номерностей и индивидуальных особенностей масте-
ра. На третьем, завершающем, периоде многолетнего
цикла деятельность носит характер самосовершенство-
вания, где мастер сам вправе выбирать средства и ме-
тоды собственной деятельности.
Тематическая структура программы обучения школь-
ного периода состоит из следующих разделов:
1. Физическая подготовка.
2. Технико-образующие действия.
3. Базовые упражнения.
4. Формальные упражнения.
5. Учебные поединки.
6. Введение в реальный поединок.
7. Приёмы боя с традиционным оружием.
8. Разбивание предметов.
9. Теоретическая подготовка.
10. Соревновательная практика.
11. Инструкторская практика.
12. Практика судейства соревнований.
13. Экзамены.
Далее обратимся к понятиям, которые дают общие
представления о смысловом содержании каждого из
вышеперечисленных разделов.
Физическая подготовка. Под этим названием сле-
дует понимать вид физического воспитания, специфи-
ка которого заключается в обучении движениям и вос-
питании физических качеств, имеющих прикладное
значение по отношению к обычной трудовой или
спортивной деятельности. Этот термин используется
тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направ-
ленность в процессе формирования физических ка-
честв, например, у военнослужащих или лиц, занима-
ющихся боевыми единоборствами. Каратэ как вид бо-
евого единоборства является прикладной дисципли-
ной, поэтому данный термин здесь весьма уместен.
Результатом физической подготовки является физи-
ческая подготовленность, которая характеризуется оп-
ределёнными достижениями в формировании двига-
тельных навыков и физических качеств. Имевртся так-
же и другие понятия, которые являются составной ча-
стью физической подготовки. Общеразвивающие уп-
ражнения — это термин, под которым понимаются дви-
гательные акты, направленные на общее укрепление
организма и создание основы для освоения упражнений
более высокой сложности. К таким упражнениям мож-
но отнести неспециализированные бег, прыжки, гимна-
стику, простейшую акробатику, подвижные игры. Об-
щая физическая подготовка — это неспециализирован-
ный процесс физического воспитания, который под-
разумевает системный подход к решению задач, свя-
занных с созданием широких предпосылок для фор-
мирования физических качеств, необходимых в кара-
тэ. Сюда входят утренняя гимнастика, оздоровитель-
ный бег и плавание, соблюдение режима труда и отды-
ха, воспитание общих способностей по координации,
гибкости, силе, быстроте и выносливости. Специаль-
ная физическая подготовка — это специализированное
физическое воспитание, которое направлено на фор-
мирование и совершенствование физических качеств
и навыков, необходимых для решения профессиональ-
ных задач. В нашем случае такими задачами являются
действия, основанные на приёмах каратэ, например
обезоруживание противника, вооружённого ножом. К
с
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!