В каратэ как непрерывный процесс — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

В каратэ как непрерывный процесс

2020-01-13 141
В каратэ как непрерывный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитания и совершенствования

Личности

Многолетняя деятельность в единоборствах — это

процесс постепенного перевоплощения подростка, с

его примитивным пониманием сути боевых искусств,

в мастера-наставника, способного к педагогической,

творческой и научно-изыскательской деятельности в

этой сфере. Именно эту цель преследует любое направ-

ление боевого искусства как система формирования

личности в отличие от современных спортивных на-

правлений, где главная и единственная цель — это до-

стижение спортивных результатов. Процесс такого пе-

ревоплощения охватывает несколько периодов возра-

стного развития человека. Естественно, что тематика

и структура занятий, их содержание, средства и мето-

ды педагогического воздействия будут меняться от эта-

па к этапу в соответствии с возрастными особенностя-

ми и логикой совершенствования мастерства. В отли-

чие от существующих концепций многолетней дея-

тельности в спортивных единоборствах, суть которых

заключается в отборе «самородков» и доведении их

любой ценой до спортивной победы, предлагаемая кон-

цепция рассматривает многолетнюю деятельность в ка-

ратэ как систему формирования личности через еже-

дневную воспитательную работу независимо от степе-

ни талантливости воспитанников. Достижение спортив-

ных результатов в этой системе не является самоцелью,

а есть её составная часть.

Многолетнюю деятельность в боевом искусстве кара-

тэ можно разделить на три взаимосвязанных периода:

1. Период обучения, или «школа».

2. Период максимальной реализации способностей

и дальнейшего совершенствования мастерства.

3. Период творческой активности и наставничества.

Для того чтобы достичь вершин мастерства, не-

обходимо последовательно пройти подготовку на

всех этапах каждого периода, возрастные границы

которых колеблются в зависимости от индивидуаль-

ных особенностей человека и от возраста, в котором

он начал заниматься каратэ. Оптимальный возраст

для начала занятий — 12 лет. Тогда при соблюдении

прочих условий можно построить процесс обучения

со всей полнотой содержания программы и методи-

ки педагогического воздействия. Очевидно, что и

программа, и методика для тех, кто начинает зани-

мать в старшем возрасте, скажем, в 20 лет, будет от-

личаться от программы и методики, охватывающей

полный многолетний цикл. Временную шкалу пол-

ного многолетнего цикла можно представить следу-

ющим образом.

Период обучения «Школа»   Период максимальной реализации способностей и дальнейшего совершенствования Период творческой активности и наставничества    
7 лет 15-20 лет по максимуму

 

Если исходить из того, что человек начал занимать-

ся в возрасте 12 лет, то при соблюдении всех прочих ус-

ловий он должен к 35—40 годам достичь определенного

уровня технического мастерства, приобрести практиче-

ский опыт преподавательской деятельности, быть спо-

собным к творческой и научной деятельности. Безус-

ловно, что всё это возможно при наличии ясной и по-

нятной программы действий, позволяющей свое-

временно и в нужном объёме предложить необходимый

учебный материал, научно обоснованную методику обу-

чения и квалифицированных преподавателей.

Каждый из периодов многолетней деятельности

можно разделить на этапы, во временных границах кото-

рых решаются необходимые педагогические задачи. Од-

нако если временные границы этапов первого «школь-

ного» периода строго определены, то разделение второ-

го и третьего периодов на этапы относительно и зави-

сит от индивидуальных особенностей человека. Пери-

од обучения — «Школа» — делится на три этапа:

1. Этап начальной подготовки — 2 года обучения.

2. Этап совершенствования — 3 года обучения.

3. Этап перспективного профилирования — 2 года

обучения.

Педагогические задачи этапа начальной подготовки

коротко можно сформулировать следующим образом:

1. Формирование интереса к занятиям каратэ.

2. Воспитание общей физической подготовленно-

сти.

3. Воспитание двигательных навыков, необходи-

мых для изучения приёмов каратэ.

4. Воспитание первоначальных навыков ведения

единоборства.

5. Ознакомление с первоначальными знаниями о

предмете каратэ.

Задачи, стоящие перед педагогом на этапе совершен-

ствования, определены самим названием этапа. В об-

щем, это совершенствование как физических, так и

личностных качеств воспитанников. В более конкрет-

ном виде их можно представить так:

1. Воспитание осознанного отношения к занятиям

каратэ.

2. Воспитание осознанного отношения к здорово-

му образу жизни.

3. Совершенствование навыков, полученных на

предыдущем этапе.

4. Формирование специальных физических ка-

честв и двигательных навыков.

5. Формирование навыков ведения спортивного

поединка.

6. Повышение уровня теоретической подготовлен-

ности.

7. Воспитание нравственных устоев в условиях ре-

алий современного общества.

Этап перспективного профилирования — наиболее

важный этап периода обучения. На этом этапе закла-

дываются предпосылки для формирования качеств,

присущих мастеру боевых искусств, создаётся интел-

лектуальная, нравственная и физическая основа для

успешного роста мастерства, но уже на другом, каче-

ственном, уровне. Задачи данного этапа следующие:

1. Повышение уровня наиболее важных сторон спе-

циальной физической подготовленности, а имен-

но: быстроты сложной двигательной реакции и

скоростно-силовых качеств выполнения приёма.

2. Совершенствование навыков, полученных на

предыдущих этапах обучения.

3. Совершенствование навыков выполнения изве-

стных приёмов до уровня техники.

4. Введение в реальный поединок. Ознакомление с

особенностями боевого каратэ.

5. Участие в календарных соревнованиях нацио-

нального и международного уровня.

6. Участие в инструкторской и судейской практике.

7. Повышение уровня подготовленности в вопро-

сах теории и методики предмета и в вопросах мо-

рально-нравственного воспитания.

Таким образом, период обучения определяет всю

дальнейшую деятельность воспитанника в боевом ис-

кусстве. От того, с каким багажом знаний и умений он

завершит этот период, в дальнейшем будет зависеть его

значимость как мастера. Период обучения характери-

зуется с точки зрения педагогики крайней догматич-

ностью, которая выражается в неукоснительном вы-

полнении требований программы обучения. Главная

задача данного периода — сформировать психофизи-

ческую и специальную двигательную базу для после-

дующего совершенствования мастерства, выходящего

за рамки обусловленных и спортивных действий. В на-

чале и середине рассматриваемого периода занятия

носят чисто подготовительный характер, но ближе к

окончанию процесс обучения перестраивается в соот-

ветствии с главной задачей и закономерностями роста

мастерства.

Следующий период — это время для максимальной

реализации навыков и способностей, приобретённых

на этапах предыдущего периода, и для дальнейшего со-

вершенствования мастерства. В это время наиболее на-

глядно проявляются внешние признаки мастерства,

происходит накопление практического и жизненного

опыта. Возрастные границы этого периода находятся

в пределах от 18—20 до 35—40 лет. Данный период мож-

но условно разделить на два этапа. Первый этап, про-

должительностью до 30 лет, наиболее благоприятен как

для максимального развития специальных физических

качеств и совершенствования навыков ведения по-

единка, так и для расширения уровня познания в тео-

рии и практике. Он характеризуется, как правило, ак-

тивным участием воспитанника в спортивных состя-

заниях высокого уровня, показательных выступлени-

ях и повышением интереса к инструкторской деятель-

ности. Процесс обучения на данном этапе приобрета-

ет всё более выраженные черты углублённой специа-

лизации. Именно на этом этапе проявляется склон-

ность воспитанника к тому или иному направлению

деятельности в каратэ. Известно, что в жизни каждого

человека наступает период стабилизации, который ха-

рактеризуется достаточно устойчивым физическим со-

стоянием, однако в этот период уже невозможно до-

биться серьёзного улучшения физических качеств, по-

этому уровень физической подготовленности на дан-

ном возрастном отрезке будет определяться качеством

физической подготовки предыдущего периода. Про-

должительность периода стабилизации колеблется в

пределах от 30 до 50—55 лет и существенно сокраща-

ется, если человек не занимается физической культу-

рой. Следом за этим периодом наступает деструктивный

период, который характеризуется снижением функ-

циональных и адаптационных возможностей челове-

ка. Второй этап рассматриваемого периода многолет-

ней деятельности в каратэ накладывается на период

стабилизации. Основная черта этого этапа с точки зре-

ния профессиональной подготовки заключается в том,

что физические качества уже можно только поддержи-

вать, причём при условии систематических и методи-

чески правильно организованных занятий. С началом

этого этапа появляется тенденция к снижению общего

объёма физических нагрузок и увеличению специали-

зированных упражнений. Также происходят измене-

ния в содержании и структуре как отдельного занятия,

так и макроцикла подготовки в целом. На этом этапе,

как правило, увеличивается объём инструкторской

практики, появляется интерес к освоению теоретиче-

ских знаний в смежных областях, стремление к совер-

шенствованию техники высокого уровня. Направлен-

ность педагогического воздействия в это время будет

зависеть от того, каким видом деятельности занимает-

ся воспитанник. Профессиональная ориентация в этом

случае влияет на постановку педагогических задач и

выбор средств и методов воздействия. Рационализация

процесса подготовки, варьирование содержанием и

структурой занятий на втором этапе данного периода,

логическое приведение всего комплекса воздействия

на воспитанника к его профессиональной ориентации

позволяют целесообразнее использовать средства и ме-

тоды индивидуальной подготовки. Такой подход спо-

собствует более длительному сохранению деятельной

активности воспитанника в боевом единоборстве, сдер-

живает тенденцию к снижению физических качеств,

сохраняет интерес к более глубокому изучению боево-

го искусства.

Нижняя граница периода творческой активности и

наставничества многолетней деятельности в каратэ ко-

леблется в пределах 40-летнего возраста. Этот период

характеризуется увеличением объёма организационной,

педагогической, научно-изыскательской деятельности.

Но очень многое зависит от способностей и возможнос-

тей человека заниматься деятельностью такого рода. Как

бы мы рационально ни относились к организации ин-

дивидуальных занятий, рано или поздно начинается

возрастное снижение функциональных и адаптацион-

ных возможностей организма. Это ещё не деструктив-

ный период, но всё же перестройка процесса совершен-

ствования мастерства должна проходить в том направ-

лении, чтобы сохранить и общую дееспособность, и спо-

собность к специальной деятельности. В этот момент

очень важно, чтобы на фоне положительных ощущений

собственного физического состояния не перегрузить

организм и защитить себя от травм. Занятия для боль-

шинства людей в этот период всё больше приобретают

оздоровительный характер. Вместе с тем ещё сохраня-

ется деятельная активность, которая проявляется в силу

возможностей, способностей и интересов каждого кон-

кретного мастера. У практикующих мастеров в этот пе-

риод наблюдается перестройка характера движений как

результат более рационального использования физиче-

ских возможностей, рационального выполнения траек-

торий движений, но с учётом сохранения практическо-

го смысла действий и приёмов.

Вот вкратце таковы наиболее характерные черты

многолетней деятельности в боевом искусстве каратэ

как непрерывного процесса воспитания и совершен-

ствования мастера. Разумеется, что в каждом конкрет-

ном случае возможны колебания возрастных границ

периодов и этапов обучения и совершенствования, от-

клонения от нормы в вопросах воспитания физических

качеств и двигательных навыков и многое другое, что

иногда бывает трудно предугадать. Все эти отклонения

от нормы регулируются педагогом с учётом индиви-

дуальности воспитанника и тех объективных законо-

мерностей развития человека, на основе которых сфор-

мированы педагогические принципы.

Основополагающие

Педагогические принципы

Затрагивая проблемы воспитания в каратэ, я имею

в виду не узкоспециализированные направления дея-

тельности, о которых говорилось выше, а педагогиче-

скую систему, включающую в себя и физкультурный,

и спортивный, и прикладной, и гуманитарный аспек-

ты каратэ как составные части профессиональной под-

готовки. Цель такой системы заключается не только в

том, чтобы подготовить выдающегося спортсмена или

специалиста рукопашного боя, не только в том, чтобы

приобщить человека к занятиям физической культу-

рой, а в том, чтобы воспитать профессионального спе-

циалиста, мастера боевого искусства каратэ, понима-

ющего и знающего предмет изнутри, а не только по

внешним признакам. Для реализации этой цели тре-

буется совершенно иной подход к вопросам воспита-

ния, нежели, скажем, в спорте, иной взгляд на воспи-

танника, в котором нужно видеть не будущего чемпи-

она, а прежде всего личность. В основе же педагоги-

ческих принципов воспитания в каратэ должна лежать

философская концепция о трёхсоставности, или трёх

«ипостасях» человека, определяющих его содержание.

Суть этой концепции заключается в том, что изначаль-

но (от природы) человеку даны три первоосновы (суб-

станции) — телесная, духовная, умственная. В процес-

се жизнедеятельности под влиянием различных воз-

действий эти субстанции в идеале должны гармонич-

но развиваться и, как грани пирамиды, устремлённые

к вершине, соединившись, образуют нечто целое, ха-

рактеризующее человека как носителя добра, разума и

физического здоровья. Именно в этом видит свои ус-

пехи любая педагогическая система, и именно к этому

необходимо стремиться в процессе формирования ма-

стера каратэ. Если с этой позиции взглянуть на совре-

менное каратэ, то можно увидеть, что сегодняшних де-

ятелей, активизирующихся в этой сфере, волнуют со-

вершенно иные вопросы, которые слишком далеки от

проблем воспитания личности. Конечно, сложно до-

биться полного соответствия идеальному образу мас-

тера, но стремление к идеалу порождает энергию, спо-

собствующую достижению вершин мастерства. Пер-

вичным в этом должно быть стремление к воспитанию

физически здорового, нравственно чистого, интеллек-

туально развитого человека. Обучение боевым при-

ёмам — это важная задача в процессе формирования

мастера каратэ, но вторая. Физическое здоровье спо-

собствует освоению сложных биомеханических форм

и изучению приёмов боя, это очевидно. Нравственная

составляющая освобождает человека от злобных мыс-

лей и самомнения, воспитывает чувство патриотизма,

верность воинскому долгу и нравственным общечело-

веческим принципам, что гарантирует гуманитарное

применение навыков боя. Интеллект характеризует

уровень индивидуального сознания в понимании це-

лей и задач, стоящих перед мастером каратэ, в понима-

нии происходящих педагогических процессов, а так-

же способность объективной самооценки, что, безус-

ловно, оказывает влияние на качество и динамику ро-

ста мастерства.

Предлагаемая педагогическая система нацелена на

формирование мастера боевого искусства каратэ. Она

базируется на принципах, которые объективно отобра-

жают основные закономерности воспитания мастера

каратэ, имеющие как теоретическое, так и практиче-

ское значение. Эти принципы не требуют каких-либо

доказательств, так как выведены на основе практиче-

ского опыта мастеров нескольких поколений, научных

изысканий в этой области и здравого смысла.

Первый принцип. Путь к вершине мастерства в ка-

ратэ идёт через многолетнюю, последовательную и

ежедневную воспитательную работу.

Второй принцип. Для достижения положительно-

го результата воспитательной деятельности в каратэ

необходимы ясность цели и чёткость педагогических

задач.

Третий принцип. Физическая, нравственная и ин-

теллектуальная составляющие воспитанника должны

формироваться одновременно и в равной степени.

Четвёртый принцип. Нельзя приступать к обуче-

нию приёмам боя, не создав необходимую психофизи-

ческую основу.

Пятый принцип. Необходимо максимально исполь-

зовать индивидуальные особенности учеников при

формировании специальных двигательных навыков.

Шестой принцип. Сохранение здоровья и безопас-

ности учеников в процессе обучения каратэ — важней-

шая педагогическая задача.

Седьмой принцип. В основе обучения каратэ долж-

ны лежать научно обоснованные программа и методи-

ка обучения.

Первый принцип говорит о том, что воспитатель-

ная работа в каратэ — это не кратковременное действие,

рассчитанное на быстрое достижение формального ре-

зультата, а многолетний, последовательный и ежеднев-

ный процесс формирования тех качеств в человеке,

которые должны характеризовать его как мастера бое-

вого искусства. Суть же этого принципа заключается

в том, что невозможно быстро, какими-то форсирован-

ными методами воспитания физических качеств и дви-

гательных навыков добиться мастерства в каратэ. Я

могу согласиться с тем, что можно достаточно быстро,

за 2—3 года, подготовить подростка или взрослого че-

ловека к спортивным соревнованиям и даже добиться

успешных результатов. Такое возможно при наличии

неординарных физических способностей ученика и

правильной организации процесса подготовки к кон-

кретным соревнованиям, но это нечто иное, нежели

комплексное воспитание человека. Говоря о спорте, мы

подразумеваем лишь внешние успехи, за которыми

порой скрывается вся порочность современного спорта

с его безнравственным отношением к спортсмену. По-

нятие «мастер» в каратэ определяется не только уме-

нием совершать обусловленные движения руками и

ногами, а прежде всего реальным практическим опы-

том и интеллектуальной зрелостью. И здесь очень важ-

но не путать понятия «мастер боевого искусства кара-

тэ» и «мастер спорта каратэ». В одном случае это спе-

циалист-профессионал, педагог. В другом случае —

спортсмен, фактически биомеханизм, действующий в

соответствии с заданной программой, вытекающей из

правил соревнований. Практический опыт и зрелость

приходят только с годами, как результат многолетней

профессиональной деятельности. Это первое условие

принципа. Второе условие данного принципа заклю-

чается в соблюдении последовательности в обучении

каратэ, в необходимости двигаться вперёд поэтапно, от

простого к сложному. Любая попытка перешагнуть че-

рез этапы обучения и опередить время означает обма-

нуть самого себя. Подобные методы мастерства не при-

бавляют, а создают много проблем на будущее, по-

скольку каждый этап логически и методически увязан

с предыдущим и последующими этапами. В соответ-

ствии с третьим условием необходимо с первых дней

обучения приучать воспитанников к ежедневной и си-

стематизированной работе над собой в рамках програм-

мы соответствующего этапа обучения. Ежедневная ра-

бота необходима для того, чтобы приучить ученика к

профессиональной дисциплине и к самоанализу, а так-

же для устойчивого закрепления двигательных навы-

ков, которые не естественны для человека, но на кото-

рых основаны все движения каратэ.

Второй принцип гласит — о ясности цели и чётко-

сти постановки задач. Суть заключается в том, что пе-

дагог должен отчётливо представлять конечную цель

обучения и каким он хотел бы видеть в идеале каждо-

го своего ученика. Кроме того, должны быть чётко оп-

ределены задачи, с помощью которых он намеревается

достичь поставленной цели, так как без постановки

задач невозможно выбрать средства и методы, с помо-

щью которых педагог будет воздействовать на учени-

ка, добиваясь поставленной цели. Абсурдно предпола-

гать, что, не зная конечной точки пути, можно проло-

жить маршрут. Без ясного представления о цели заня-

тия каратэ весь тренировочный процесс будет превра-

щён из движения вперёд в топтание на месте в рамках

одних и тех же форм. Только в случае чёткого опреде-

ления целей, задач, средств и методов можно рассчи-

тывать на педагогический успех и рост мастерства не

только у способных учеников, но и у воспитанников

со средними и даже низкими изначальными данными.

В основе третьего принципа, который говорит о не-

обходимости гармоничного воспитания человека, зало-

жена мысль о том, что степень развития мастерства в

каратэ во многом зависит от состояния интеллекта че-

ловека, от его способности осмысливать и отдельные

движения, и процесс физического развития в целом, а

нравственная основа, которая формирует мотивацию

занятием каратэ, придаёт гуманитарный смысл всей

этой деятельности. С первых дней обучения процесс

формирования физических качеств и двигательных на-

выков должен сочетаться с просвещением учеников в

вопросах морали и нравственности, а также в вопросах

теории предмета. Вместе с тем материал на указанные

темы должен преподноситься в объёме и форме, кото-

рые доступны для понимания. Содержание теоретиче-

ского и практического материала определяется програм-

мой подготовки, разработанной для каждого этапа обу-

чения, где методически увязываются три важных вос-

питательных аспекта. Мысль о том, что физический, ин-

теллектуальный и нравственный аспекты личности уче-

ника необходимо формировать одновременно и в рав-

ной степени, на практике означает следующее. Педагог

должен относиться к процессу передачи знаний не фор-

мально, ограничиваясь лишь тренировкой тела, а на каж-

дом занятии, при каждой встрече с учениками рассмат-

ривать и теоретические аспекты этой деятельности с

учётом уровня учеников, необходимого для понимания,

показывать гуманитарную сторону боевого искусства.

Например, работая с группой начальной подготовки,

нужно не только добиваться правильного выполнения

простого действия, но и рассказать, как правильно на-

зываются те части тела, которые участвуют в формиро-

вании этого действия, какое полезное влияние оказы-

вают данные упражнения на организм человека. Очень

важно, чтобы на каждом занятии затрагивалась тема,

раскрывающая нравственную сторону боевого искусст-

ва как средства защиты людей от зла.

Под психофизической основой, о которой говорит-

ся в четвёртом педагогическом принципе, следует по-

нимать то состояние мозга и тела, а также качество их

взаимосвязи, которое возникает в процессе выполне-

ния того или иного движения. Любое действие состо-

ит из отдельных движений, выполнение которых тре-

бует определённого навыка. Например, если заставить

человека, не имеющего навыков в акробатике, сделать

сальто, то он непременно свернёт себе шею, так как он

ни физически, ни психически не готов к этому дей-

ствию, поскольку никогда не выполнял движений, из

которых это действие состоит. Обучение приёмам боя

в каратэ связано с формированием фонда движений,

абсолютно новых и не естественных для человека, но

рациональных с точки зрения единоборства. Чтобы

обучить целому действию, необходимо прежде воспи-

тать навыки специфических движений, поэтому про-

цессу непосредственного обучения приёму каратэ

должна предшествовать тщательная подготовка. Хоро-

шо известно, что для человека новое движение делать

легче неправильно, чем правильно. Если новый приём

формировать без предварительной подготовки, на ос-

нове неправильных движений, то это, конечно, не так

опасно, как в примере с сальто, но создаст много про-

блем в будущем. Неправильное движение, закреплён-

ное в приёме, будет переноситься на технику более вы-

сокого уровня и не только существенно тормозить рост

мастерства, но и затруднять выполнение приёмов в ре-

альном поединке. Для того чтобы создать необходимую

психофизическую основу, нужно следующее:

1. Подготовить опорно-двигательный механизм для

физической реализации движений и действий,

характерных для каратэ.

2. Обеспечить точное представление о движениях

и действиях, составляющих двигательную базу

каратэ.

3. Обеспечить качественную идеомоторную связь

между мозгом и телом.

Очевидно, что для реализации этой задачи просто-

го тренинга недостаточно. Для этого необходимы спе-

циальные методы педагогического воздействия.

Пятый принцип говорит о важности индивидуаль-

ного подхода в обучении боевому единоборству. В со-

временном каратэ доминирует групповой метод обу-

чения, в соответствии с которым все воспитанники

должны выполнять действия согласно единым для всех

требованиям. В свою очередь, эти требования вытека-

ют из стилевых особенностей, которые являются от-

ражением технических привязанностей одного масте-

ра, главы или основателя стиля. Здесь речь не идёт о

последовательности действий и темпоритмических

вариациях в ката и кихон, а имеются в виду динами-

ческие характеристики отдельных движении и возмож-

ность их выполнения с точки зрения анатомических и

физических особенностей каждого конкретного учени-

ка. Например, строение тела человека таково, что он

не может выполнять высокие удары ногами, но при

этом ловко действует руками. Однако стиль требует

именно высоких ударов ногами. В соответствии с эти-

ми требованиями, часто вопреки здравому смыслу,

инструктор начинает настойчиво добиваться соответ-

ствия, теряя при этом время, необходимое для разви-

тия сильных сторон ученика. У каждого человека есть

как сильные, так и слабые стороны, и каждый человек

характерен своими особенностями. Обучая приёмам

боя, необходимо выявить сильные стороны ученика,

всемерно развивая их, а на этом фоне улучшать и сла-

бые стороны. Но, помимо физических особенностей,

каждого человека отличает ещё и психоэмоциональная

составляющая, поэтому очень важно, опираясь на об-

щие закономерности развития мастерства в боевом

единоборстве и учитывая психофизические особенно-

сти каждого конкретного воспитанника, стремиться к

воспитанию неповторимой индивидуальности.

Шестой принцип обязывает педагога заботиться о

здоровье воспитанников и об обеспечении их безопас-

ности во время проведения практических занятий и со-

ревнований. Нет необходимости говорить о том, что не

следует допускать к занятиям каратэ, если это не груп-

па оздоровительной направленности, людей с серьёз-

ными отклонениями в состоянии здоровья. Медицин-

ский контроль необходимо осуществлять планомерно

и достаточно регулярно в течение всего учебного года,

а полную диспансеризацию проводить не реже одного

раза в год. Помимо медицинского контроля, призван-

ного вовремя обнаружить возникшие отклонения в

состоянии здоровья воспитанника, необходимо пра-

вильное организационно-методическое обеспечение

процесса обучения. Главные опасности, которые воз-

никают при неправильной организации практических

занятий или соревнований, а также при неграмотном

применении методов обучения и проведения состяза-

ний, — это переутомление и травматизм. Переутомле-

ние может возникнуть у практически здорового чело-

века в результате психоэмоциональных и физических

перегрузок. Такие перегрузки являются, как правило,

следствием ошибок, которые допускаются при плани-

ровании тренировочного цикла, отдельного занятия

или соревнования. Кроме того, немаловажным факто-

ром является соблюдение воспитанниками режима

дня, труда и отдыха, личной гигиены. Поэтому важно

приучать их к здоровому образу жизни. Переутомле-

ние, отрицательно влияя на здоровье человека, может

также стать и причиной травм как во время проведе-

ния занятия, так и во время соревнований. Причиной

травматизма часто становятся неправильная органи-

зация занятия или соревнования, плохо подготовлен-

ное место, где проводятся занятия или соревнования,

ошибки в методике, слабая физическая подготовлен-

ность воспитанников, недостаточный уровень техни-

ческой подготовленности участников соревнований.

Все эти вопросы должны быть урегулированы меди-

ко-санитарными и организационно-методическими

требованиями по проведению занятий и соревнований.

Седьмой принцип говорит о необходимости науч-

ного обоснования программы подготовки и методики

обучения, с помощью которой реализуется программа.

В современном каратэ программы подготовки пред-

ставляют собой перечень названий базовых и формаль-

ных упражнений (кихон и ката), растянутый во вре-

мени и никак не связанный с логикой и закономернос-

тями развития мастерства в боевом единоборстве. Ана-

лизируя подобные программы, невозможно понять, из

каких соображений конкретное формальное упражне-

ние (ката) поставлено для изучения на тот или иной

квалификационный уровень. Более того, иногда и ав-

торы программ не в силах это объяснить. Современ-

ные методики обучения в каратэ, как уже упоминалось

выше, ограничиваются лишь смешанно-групповым

методом проведения занятия и весьма примитивным

составом средств. Научно обоснованная программа

подготовки — это план деятельности на многолетний

период, в котором наглядно представлено краткое из-

ложение содержания изучаемого предмета. Кроме того,

программа и методика должны быть согласованы меж-

ду собой понятной логикой и базироваться не только

на догматах, передаваемых традиционным путём, но и

на научных знаниях и здравом смысле.

Тематическая структура

и краткое содержание программы

Обучения

Чтобы быть точным в определениях, необходимо от-

метить, что программа обучения охватывает не всю

многолетнюю деятельность в каратэ, а в полном объё-

ме лишь её первый период — период обучения, или

школу. Следующий за ним период многолетней дея-

тельности, особенно его вторая часть, предполагает уже

не обучение, а углублённую специализацию и профес-

сиональное совершенствование. Педагогические отно-

шения в подобных случаях строятся уже не по прин-

ципу «учитель—ученик», что подразумевает беспре-

кословное подчинение ученика требованиям учителя,

а по принципу «наставник—мастер», в основе которо-

го заложена индивидуализированная программа дей-

ствий, построенная на понимании объективных зако-

номерностей и индивидуальных особенностей масте-

ра. На третьем, завершающем, периоде многолетнего

цикла деятельность носит характер самосовершенство-

вания, где мастер сам вправе выбирать средства и ме-

тоды собственной деятельности.

Тематическая структура программы обучения школь-

ного периода состоит из следующих разделов:

1. Физическая подготовка.

2. Технико-образующие действия.

3. Базовые упражнения.

4. Формальные упражнения.

5. Учебные поединки.

6. Введение в реальный поединок.

7. Приёмы боя с традиционным оружием.

8. Разбивание предметов.

9. Теоретическая подготовка.

10. Соревновательная практика.

11. Инструкторская практика.

12. Практика судейства соревнований.

13. Экзамены.

Далее обратимся к понятиям, которые дают общие

представления о смысловом содержании каждого из

вышеперечисленных разделов.

Физическая подготовка. Под этим названием сле-

дует понимать вид физического воспитания, специфи-

ка которого заключается в обучении движениям и вос-

питании физических качеств, имеющих прикладное

значение по отношению к обычной трудовой или

спортивной деятельности. Этот термин используется

тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направ-

ленность в процессе формирования физических ка-

честв, например, у военнослужащих или лиц, занима-

ющихся боевыми единоборствами. Каратэ как вид бо-

евого единоборства является прикладной дисципли-

ной, поэтому данный термин здесь весьма уместен.

Результатом физической подготовки является физи-

ческая подготовленность, которая характеризуется оп-

ределёнными достижениями в формировании двига-

тельных навыков и физических качеств. Имевртся так-

же и другие понятия, которые являются составной ча-

стью физической подготовки. Общеразвивающие уп-

ражнения — это термин, под которым понимаются дви-

гательные акты, направленные на общее укрепление

организма и создание основы для освоения упражнений

более высокой сложности. К таким упражнениям мож-

но отнести неспециализированные бег, прыжки, гимна-

стику, простейшую акробатику, подвижные игры. Об-

щая физическая подготовка — это неспециализирован-

ный процесс физического воспитания, который под-

разумевает системный подход к решению задач, свя-

занных с созданием широких предпосылок для фор-

мирования физических качеств, необходимых в кара-

тэ. Сюда входят утренняя гимнастика, оздоровитель-

ный бег и плавание, соблюдение режима труда и отды-

ха, воспитание общих способностей по координации,

гибкости, силе, быстроте и выносливости. Специаль-

ная физическая подготовка — это специализированное

физическое воспитание, которое направлено на фор-

мирование и совершенствование физических качеств

и навыков, необходимых для решения профессиональ-

ных задач. В нашем случае такими задачами являются

действия, основанные на приёмах каратэ, например

обезоруживание противника, вооружённого ножом. К

с


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.484 с.