Формирование читательской грамотности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формирование читательской грамотности

2020-01-13 421
Формирование читательской грамотности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование читательской грамотности

В начальной школе

Учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербург

2019

 

 


УДК

ББК

М84

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «ЛОИРО»

 

 

Авторы: О. Н. Мостова (Введение, разд. 1), Т. Б. Шило (разд. 2), О. З. Никитина (разд. 3)

 

 

Рецензент: И. В. Васютенкова, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО «ЛОИРО»

 

 

Мостова О. Н.

Формирование читательской грамотности в начальной школе: учеб.-метод. пособие / О.Н. Мостова, Т.Б. Шило, О.З. Никитина; под ред. О.Н. Мостовой, А.Н. Кочановой. – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 133 с.

 

В пособии раскрыты теоретические основы формирования  функциональной читательской грамотности младших школьников. Предлагаются  практические методы и приемы работы с научно-популярным и учебно-научным текстом в начальной школе. Пособие содержит рекомендации по применению нетрадиционных приемов работы текстами. Особое место  отводится практическим рекомендациям учителям и родителям по воспитанию младшего школьника как успешного читателя.

 

© Ленинградский областной институт развития образования (ГАОУ ДПО «ЛОИРО»), 2019

Оглавление

 Введение       4   
1. Теоретические основы формирования читательской грамотности в начальной школе  6
1.1. Состояние читательской грамотности по данным международных сравнительных исследований качества начального общего образования 6-30
1.2. Результаты регионального исследования читательской грамотности выпускников начальной школы в 2015 году 30-36
2. Формирование функционально-грамотной языковой личности младшего школьника в процессе работы над текстами научного стиля 36
2.1. Особенности изучения научно-популярного и научно-учебного текста в начальной школе 36-58
2.2. Авторские практические методы и приемы работы над научно-популярными (познавательными) текстами 58-70
2.3. Методы и приемы работы с научно-популярным текстом. 70-75
2.4. Методы и приемы работы с научно-учебным текстом. 75-79
2.5. Нетрадиционные приемы работы с научными текстами в начальной школе 79-80
3. Методы и приемы воспитания успешного читателя в начальной школе 90
3.1. Интерес к чтению как важнейшее условие развития успешного читателя. Современные проблемы в развитии интереса к чтению. 90-92
3.2. Возрастные и психологические особенности личности младшего школьника и их влияние на развитие интереса к чтению 92-94
3.3. Модель «Успешный читатель» - ученик начальной школы 94-95
3.4. Направления и виды деятельности, способствующие развитию успешного читателя в начальной школе 96-102
3.5. Выразительное чтение как метод приобщения детей к книге 102-112
3.6. Формы работы с родителями в воспитании успешного читателя 112-115
3.7. Практические рекомендации педагогам и родителям 115-119
Список литературы 119-123
Приложение   124-133

 

Введение

В настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» разработан федеральный проект «Учитель будущего», направленный на повышение качества российского образования, в том числе на основе реализации мероприятий по введению национальной системы учительского роста в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.06.2017 № 703 [32]. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [25].

Для решения поставленных задач особое значение приобретает психолого-педагогическая и методическая компетентности учителя начальных классов, его подготовленность к формированию функционально-грамотной личности младшего школьника, основой которой является читательская грамотность.

Анализируя возможные направления совершенствования общего образования по результатам международных исследований качества образования, Г. С. Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», в соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы) обратила особое внимание на потенциальные возможности развития системы российского образования и отдельные проблемные вопросы [11, с. 1–17].

Основными ориентирами для оценки качества общего образования в России (как внутренними, так и внешними) могут служить национальные стандарты – планируемые результаты, заданные в Федеральных государственных образовательных стандартах, и международные стандарты – образовательные результаты, заданные в международных документах, среди которых выделены «Навыки 21 века» и концептуальная рамка образовательных результатов ОЭСР 2030.

Для перспективы развития отечественной школы в условиях обновления образовательных стандартов особую актуальность приобретают:

– комплексный подход к формированию образовательных результатов: выделение содержательных составляющих, связанных с формированием (в терминах ФГОС) предметных, метапредметных и личностных результатов;

– контекстуализация содержания образования и учебной деятельности (применение знаний в ситуациях, приближенных к реальным, формирование стратегий поведения в различных контекстах реальной жизни и др.); 

– включение в оценочные процедуры методик оценки самостоятельной активности учащихся: их способности решать проблемы, проводить проекты и исследования как индивидуально, так и в групповой деятельности.

По-прежнему актуальной и трудно решаемой остается задача обеспечения преемственности уровней общего образования. Именно ее решение является ключом к повышению качества общего образования в направлении формирования читательской грамотности как базовой компетенции, призванной обеспечить высокий уровень общей учебной успешности школьников и в перспективе специалистов на всех уровнях. Направление международного исследования читательской грамотности четвероклассников на рубеже перехода из начальной в основную школу приобретает особое значение, т. е. оценивается уровень сформированности читательской грамотности как основы для дальнейшего обучения.

Примеры заданий, оценивающих различные читательские умения. Информационный текст

Примеры заданий, демонстрирующих особенности достижения различных уровней понимания текста. Литературный текст

Мнения экспертов

Целеполагание

Выработка и сохранение у учащихся субъективно новых научных знаний, владение которыми необходимо для общекультурного развития личности Формирование у учащихся общих представлений о явлениях, объектах и процессах из разных областей научных знаний в доступной и понятной форме

Область применения

Учебники Учебные пособия Речь учителя Речь учащихся – ответы на вопросы учителя Научно-популярные журналы и газеты Детские энциклопедии Научно-популярные книги Публичные выступления Беседы по радио, телевидению на научные темы

Жанры и виды

Рефераты, конспекты, аннотации, рецензии, тезисы, доклады, лекции Очерки, статьи, заметки, сообщения, выступления

Научно-учебной литературы

При изучении научно-популярной и научно-учебной литературы формируется система читательских и речевых умений. Сильное информативное начало этих текстов позволяет активно использовать такие приемы, как композиционный анализ с составлением плана, осмыслением темы и основной мысли рассказа (в отличие от художественной литературы, тема в данном случае есть предмет изображения), с выделением в тексте микротем и осознанием связей между ними, а также способов создания этой связи на языковом уровне; подробные пересказы, прямые и, если позволяет художественная форма научно-художественного произведения, творческие.

Для выявления специфики художественной литературы, с одной стороны, и научно-популярной и научно-учебной литературы, с другой, проводится сопоставление научных, научно-популярных, научно-учебных и художественных текстов на одну тему. При этом дети обнаруживают, что эти произведения отличаются друг от друга по авторским целям, по степени и способам проявления в тексте личности автора (авторское отношение), по наличию или отсутствию в произведениях художественных образов, по стилистической окраске.

Для обучения детей работе с текстами разных видов используются такие приемы, как:

1) самостоятельный подбор научных, научно-популярных и научно-учебных текстов по указанной учителем теме (о каком-либо животном, о каком-либо природном явлении и т.п.);

2) подготовка пересказов научных текстов по указанной учителем теме (например, учитель поручает ученикам найти по определенной теме научный текст и подготовить его пересказ для класса);

3) нахождение или научных, или научно-популярных, или научно-учебных текстов среди разнообразных предложенных учителем и доказательство своего мнения.

Последовательность действий ученика при работе с научно-популярными произведениями:

1) прочитать текст от начала до конца;

2) перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и найти главный вопрос произведения, т. е. определить его тему;

3) найти ответ на этот вопрос, т. е. определить главную мысль;

3) увидеть, как доказывает автор эту главную мысль, т. е. найти в тексте доказательства;

4) выделить в каждой части новую информацию, новые термины;

5) осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой;

6) осмыслить целое, доказать основную мысль текста.

Обучение детей самостоятельной работе с научными и научно-популярными текстами необходимо для их успешной учебной деятельности, потому что перед ними на каждом уроке встают вопросы о том, как прочитать параграф учебника, чтобы понять его; как запомнить новый материал; как подготовиться к его изложению.

Памятка ученику

1. Выбери тему для своего рассказа.

2. Определи, какую мысль ты будешь доказывать.

3. Выбери художественную форму для своего рассказа;

4. Подбери научный материал по выбранной теме (сходи в библиотеку, подбери книги по теме, прочитай статьи в энциклопедии).

5. Выбери из найденного материала самое главное и интересное, расположи материал в логической последовательности.

6. Придумай, как научный материал перевести в художественную форму: в какой ситуации могут понадобиться эти научные сведения, как и с кем могло случиться событие, в котором герои могли бы получить эти сведения, для чего они им понадобились и т.д.

7. Составь план своего рассказа.

8. Определи главную мысль каждой части, соотнеси ее с основной мыслью рассказа.

9. Запиши свой рассказ на черновик.

10. Прочитай то, что у тебя получилось, и внеси при необходимости поправки.

11. Перепиши рассказ набело.

Работа с научно-познавательной литературой:

 методические рекомендации

Целью знакомства учащихся с научно-познавательной литературой является усвоение связей и основных признаков понятия, факта, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов этого понятия, обобщенных выводов, составление своего умозаключения по поводу основной мысли данного материала.

При первичном чтении научно-познавательных статей необходимо вызвать у детей целостное восприятие и понимание содержания прочитанного (о чем этот текст? о чем в нем говорится?), хотя многие детали текста дети сразу понять не смогут. В ходе этой работы определяется тема текста и его общее содержание.

После вторичного чтения организуется серьезная работа над содержанием текста и осмыслением прочитанного. На этом этапе учащиеся 2 класса с помощью вопросов учителя и выборочного чтения могут установить последовательность развития событий в тексте, причинные и временные связи. Ученики 34 классов, вооружившись карандашами, могут самостоятельно выделить в тексте главное – важные (опорные) слова, словосочетания, предложения, с помощью которых будет легче проследить последовательность развития событий, действий, уяснить суть явления или факта, представленного в тексте.

Чтобы разнообразить работу учащихся на уроке, а также добиться более полного усвоения прочитанного, на этом этапе может быть организована групповая работа учащихся. При работе с объемными или сложными для восприятия учащихся начальных классов текстами может быть организована групповая работа «по конвейеру»: учитель заранее делит текст на части (или использует части, определенные автором в тексте), и каждая группа получает задание, связанное с пониманием данной части текста. После окончания работы каждая группа учащихся знакомит класс со своим заданием, организуется обсуждение прочитанного, а учитель обобщает ответы детей.

Особое место в работе с научно-познавательными текстами на уроках внеклассного чтения отводится чтению заметок, очерков, статей, рассказов, размещенных на страницах детской периодической печати – газетах и журналах, предназначенных для чтения учащихся начальных классов.

Приемы обучения, способствующие усвоению детьми содержания научно-познавательных текстов:

– рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся;

– беседа с целью актуализации знаний учащихся;

– комментированное чтение заметок, очерков, статей, рассказов;

– вопросы учителя и выборочное чтение учащихся;

– коллективное разъяснение отдельных моментов (фрагментов) в заметке, очерке, статье, рассказе;

– выделение и разъяснение главных (опорных) слов в тексте статьи, заметки, рассказа;

– деление текста на части (под руководством учителя; в паре, группе; с использованием памяток; самостоятельная работа учащихся);

– подготовка графического или словесного плана статьи, рассказа;

– комментированная демонстрация иллюстраций к тексту;

– подготовка собственных иллюстраций к тексту;

– подготовка вопросов для других учащихся (групп);

– разгадывание загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;

– самостоятельная (индивидуальная или групповая) подготовка загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;

– подбор иллюстраций (фотоиллюстраций) по теме;

– изготовление альбомов иллюстраций (фотоиллюстраций);

– выборочный пересказ отрывка текста;

– подробный пересказ текста или его части;

– краткий пересказ текста по плану (под руководством учителя);

– подбор дополнительного материала к уроку и др.

Для учащихся 1 класса на таких уроках рекомендуется предлагать задания, касающиеся подбора дополнительного материала к уроку:

– найти и разучить стихотворение;

– подготовить пересказ близко к тексту небольшого по объему материала;

– выполнить задание, размещенное в журнале: найти общее и отличие в двух рисунках, придумать рассказ по серии картинок, выполнить свой рисунок к тексту и др.;

– подготовить рисунки к теме урока;

– составить небольшой рассказ о…, по теме «…» и др.

Словарная работа

Обязательным этапом каждого урока должна стать словарная работа, так как статьи, очерки, научно-познавательные рассказы, размещенные в научно-познавательной литературе, детских газетах и журналах, могут содержать слова, не доступные пониманию младших школьников.

Для учащихся 12 классов данные слова могут быть найдены в тексте учителем и записаны на доске или на карточках. Сначала дети стараются сами объяснить значение слов, а учитель обобщает и корректирует их ответы.

Учащимся 3 класса можно предложить во время первичного чтения текста специальное задание: найдите в тексте слова, которые вам не понятны. Значение данных слов может быть объяснено в процессе фронтальной работы с классом, учитель лишь обобщает и корректирует ответы детей.

Учащимся 4 класса может быть предложено самостоятельно найти в тексте слова, сложные для понимания, а затем отыскать толкование этих слов в специальных словарях. Не следует забывать о том, что в процессе словарной работы должна быть организована познавательная деятельность учащихся – все, что ребята могут прочитать и объяснить сами, они должны сделать самостоятельно (при умелом руководстве учителя).

Неоценимым помощником ребенку могут стать специальные памятки.

Памятка «Как составить план текста»

1. Прочитай текст, обращая внимание на то, как он построен.

2. Раздели текст на части.

3. Выбери (подчеркни) в каждой части главное.

4. Подбери заголовок к каждой части. Запиши его.

5. Проверь себя по книге.

Рефлексия

Для организации рефлексии деятельности учащихся на уроках внеклассного чтения, посвященных чтению научно-познавательной литературы, можно использовать разнообразные методы и приемы активного обучения:

· Заверши фразу…

· Если бы я бы …

· Интервью.

· Ключевое слово и т.д.

Приемы работы, способствующие развитию и поддержанию у детей интереса к чтению научно-познавательной литературы:

– включение научно-познавательной литературы в тематику уроков внеклассного чтения;

– включение в тематику уроков специальных занятий, посвященных знакомству детей с детской периодической печатью;

– включение научно-учебной и научно-познавательной литературы в рекомендательные списки для чтения летом;

– регулярное использование научно-познавательных текстов на уроках с указанием источников получения информации;

– создание в классе специального места («Уголка чтения», «Уголка любознательных»), где будет размещена научно-учебная, научно-познавательная и справочная литература, необходимая для проведения различных уроков;

– создание в классе специального стенда, на котором будут размещены материалы периодической печати («Это интересно», «Любознательные спрашивают», «Удивительное рядом», «Спрашивайте – отвечаем», «Сто тысяч почему» и др.);

– использование дифференцированных домашних заданий для учащихся на различных уроках (подготовка сообщений (по желанию учащихся), написание сочинений (мини-сочинений), подбор новых материалов для стенда «Это интересно» и др.);

– организация практической деятельности учащихся, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-познавательной литературе (ведение наблюдений за явлениями природы; уход за комнатными растениями; работа на пришкольном участке; сбор лекарственных растений; экологическая разведка; трудовые десанты; постановка опытов и экспериментов на уроках по учебному предмету «Окружающий мир» и др.);

– проведение очных и заочных экскурсий, способствующих ознакомлению учащихся с природой, историей родного края, для познания тайн которых необходимо обратиться к научно-познавательной и научно-учебной литературе.

Работа со словами

1. Расшифруй слова. Вставь пропущенные буквы, чтобы получились слова из текста.

 

Л С Е И КРО У И ОЛКИ ЛИ ТВА В СН      Й

(Ответ: лес, ели, крону, иголки, листва, весной)

2. Подумай. Какие слова можно составить из слова ЛИСТВЕННИЦА? Семен составил такие слова: ВЕСНА, ЛИСА, СОВА, ЛИСТ, СИНИЦА. Найди среди указанных слов лишнее. Составь свои слова из слова ЛИСТВЕННИЦА.

3. Замени впредложении «Лиственница имеет две уникальные особенности» слово «уникальные» на слово с близким значением. Выбери из предложенных слов наиболее подходящее: РЕДКИЕ, ВЫДАЮЩИЕСЯ, ЕДИНСТВЕННЫЕ, НЕЧАСТЫЕ.

4. Замени близким по значению словом слово «удивительное» в предложении «Но есть среди растений и удивительное дерево – лиственница».

  5. Подумай. Какое лексическое значение у слова «кора»? Выбери среди предложенных выражений правильное значение слова, ориентируясь на текст:

а) твердый, хрупкий слой горных пород на поверхности Земли;

а) наружная оболочка чего-либо, твердая кожа, скорлупа, кожура;

в) наружная многослойная ткань ствола.

6. Подумай. Укажи лексическое значение слова «угрюмый», пользуясь справочной литературой.

7. Замени слово «молодой» словом с противоположным значением.

8. Подумай. Найди в тексте слова-антонимы, записанные в предложениях парами.

(Ответ: хвойных – лиственных (деревьев); молодых – старых (деревьев); колючие – мягкие (контекстуальные антонимы)

9. Образуй разные формы слова от слова «зиму».

(Ответ: зима, зимой, до зимы, о зиме, зимы, о зимах)

10. Образуй однокоренные слова различных частей речи. Найди в тексте предложения с данными в таблице словами.

 

Существительное Прилагательное Глагол
  скромные  
зиму    
  старых  

 

11. Рассмотри ряды букв. Найди в филворде* слова из текста.

А)

К И П А Р И С
И К Л О Г И П
Л М С Т В О Л
В Ь Л О П О Т
Б Е Р Ё З А К
С О К И Р Б А

(Ответ: кипарис, иголки, ствол, тополь, берёза, абрикос)

Б)

И Л Е А Р Д С
В К Л П Г Р П
А Б Р И К О С
В Ф Л О П О Т
Б А Р Т З Ж В
С И К У Р Б О
Ы Н С О С Е Л

(Ответ: ели, ива, абрикос, ствол, лес, сосны)

 

* Филворд – это вид кроссворда, в котором все слова уже вписаны в сетку, и нужно только найти слова в рядах букв. Слова могут быть записаны в любом направлении (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх), но они не могут пересекаться. Каждая буква используется только в одном слове, или каждая последняя буква слова является начальной буквой следующего слова. 

Работа со схемой

1. Заполни схему, пользуясь текстом:

 

Смешанный лес
 

 
 


2. Подумай, какой еще информацией из текста можно расширить схему?

 

Работа со словами-терминами

1. Подумай. Найди в тексте термины, которые требуют объяснения. С какими терминами ты уже знаком?

(Ответ: ботаника, биология, водоросли, микроскоп, мхи, цветы, семена, плоды, папоротки, хвойные растения, хвоинки, шишки, цветковые растения, корни, стебли, листья)

2. Объясни. «Ботаника», как наука, какие исследования проводит? Как ты догадался? Какое предложение помогло определить особенности науки ботаники?

(Ответ: значение науки «ботаники» обозначено в самом тексте в предложении: «Наука о растениях называется ботаникой»*.)

* В данном случае объяснение термина проведено через понимание контекста предложения.

3. Объясни лексическое значение термина «водоросли» через словообразовательный разбор слова. Выдели морфемы слова. Определи способ словообразования. Обозначь лексическое значение каждого слова, при помощи которого было образовано слово «водоросли».

(Ответ: «водоросли» – корень [ вод ] + соединительная гласная [ о ] + корень [ рос ] + суффикс [ л ] + окончание [ и ]. Способ словообразования: соединение основ + суффиксальный. Слово «водоросли» произошло от слияния двух слов: «вода» и «росли» (рост). Таким образом, получается, что «водоросли» – это растения, выросшие в воде*.)

* В данном случае объяснение термина проведено через морфемный и словообразовательный разбор слова.

4. Подумай. Определи лексическое значение слова «шишка», пользуясь справочной литературой. Подумай, какими справочными изданиями можно пользоваться при этом?

(Ответ: можно пользоваться следующими словарями: «Словарь русского языка», «Википедия», «Толковый словарь русского языка», «Словарь ботанических терминов», «Анатомия и морфология высших растений. Словарь терминов»*.)

5. Составь кластер *. Объясни значение термина «хвойные растения» через составление кластера. Найди абзац, в котором содержится информация о хвойных растениях. Выдели одно ключевое словосочетание, выражающее тему абзаца. Найди в абзаце основные слова, связанные с ключевым словосочетанием, которые раскрывают его смысл. Составь кластер из выделенных слов, раскрывающих смысл ключевого словосочетания.

(Ответ: кластер термина «хвойные растения»)

* Кластер – графический приём систематизации материала с выделением смысловых единиц текста. В блоках располагается краткая информация, стрелками обозначаются причинно-следственные связи.
Кластер может быть в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.

Работа с таблицей

1. Дополни таблицу фактами, отпираясь на текст. Заполни таблицу.

Сколько групп растений описано в тексте? Значит сколько строк в таблице? Как названы строки?

Какая информация была о каждой группе растений? На какие две категории можно информацию разделить? Значит сколько столбиков в таблице? Как названы столбики?

 

Название группы Особенности группы
Водоросли  
Мхи Растут во влажных местах. Имеют стебли и листья. Нет корней, цветов и плодов.
   
Хвойные растения  
   

 

2. Подумай, как можно озаглавить таблицу?

3. Подумай и ответь, кому будет интересна и полезна информация из таблицы? Объясни своё мнение.

В начальной школе

При работе с научно-познавательными и научно-учебными текстами в начальной школе целесообразно использовать нетрадиционные приемы работы в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления предполагает методы и приемы, объединяющие процесс обучения в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Существуют конкретные приемы и методы работы на этапах вызова, осмысления и рефлексии.

Прием «Пометки на полях»

Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления, во время чтения. Часто данный прием называют технологией эффективного чтения. Он осуществляется в несколько этапов. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Во время чтения учебного текста младшим школьникам дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Пометки должны быть следующими:

· Знаком «галочка» (P) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику, он ранее с ней познакомился.

· Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с ней в прочитанном тексте.

· Знаком «минус» (–) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями и информацией, о чём он думает иначе.

· Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного.

Использование этого приема требует и от учителя иного подхода и проходит по следующему алгоритму:

– предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

– объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

– четко обозначить время, отведенное на эту работу, и следить за регламентом;

– найти форму проверки и оценки проделанной работы.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, маркировок текста.

Прием «Написание синквейна»

Прием «Синквейн» наиболее распространенный в начальной школе, это одна из форм творческой деятельности учащихся, которая помогает им кратко обобщить прочитанную информацию в научном тексте. Прием «Синквейн» представляет собой составление стихотворения по алгоритму, состоящего из 5 строк.

Алгоритм написания «Синквейна»:

– на первой строчке записывается одно существительное – это тема текста – ключевое слово;

– на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему текста;

– на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме текста;

– на четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме текста;

– пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме текста, дает ее новую интерпретацию.

Как научить детей писать «Синквейн»

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации и выразить свое мнение, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. После завершения творческого процесса дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения.

Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников. Основной задачей учителя, применяющего данный прием, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета. Составлять пятистишие допустимо в работе с детьми любого возраста.

Пример «Синквейна» по научно-учебному тексту:

Снегири – удивительно прекрасные птицы, которые радуют разноцветным внешним видом человека. Снегири также смелые птицы, они прилетают в наши края в октябре на зимовку. Снегири – певчие птицы.

Они резко выделяются на фоне снежного покрова. Зимой снегири едят семена ольхи, клена, особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине, там снегири совьют гнезда, выведут своих птенцов.

1-я строчка – Снегири

2-я строчка – Прекрасные, смелые

3-я строчка – Прилетают, выделяются, едят

4-я строчка – Снегири – прекрасные птицы!

5-я строчка – Певцы.  

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает научно-популярный или научно-учебный текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:

– явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

– скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Составь задание»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Прием «Составь задание» способствует развитию творческих способностей учащихся. Он заключается в составлении детьми заданий для одноклассников по прочитанному тексту, это могут быть хороший кроссворд, сканворд или остроумная головоломка. Данные задания, как правило, задаются на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание.

В начальной школе

 

Все, чего я достиг в жизни, стало возможно благодаря книге.

Р. Бах

 

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.

П. А. Павленко

Рассказывание

 

История рассказывания как метода общения с аудиторией и воздействия на нее с помощью художественного слова берет начало в античные времена Греции и Рима. В России рассказывание известно уже в первые века христианства. Относящийся к тому времени образ Бояна, древнерусского певца и сказителя, стал нарицательным. Интерес к рассказыванию как методу приобщения ребенка к книге, к художественному слову, примеру правильной и выразительной речи возник на рубеже XIX–XX вв. не только в России, но и во всем мире. Как особый вид общения с детьми оно осознается теоретиками и практиками и внедряется в школах, библиотеках, детских садах. Создается Лига рассказывания сказок в Америке и Грибоедовский кружок рассказчиков в России. Широкое распространение метода объясняется желанием взрослых пробудить в детях любовь к чтению, развить их художественный вкус, способствовать распространению произведений современной литературы.

Рассказывание развивает внимание и воображение, пробуждает глубокие эмоции, способствует развитию эстетических чувств. Все это необходимо человеку читающему. По мнению таких ученых, как Н.Румянцев, Е. Тихеева, рассказывание воздействует на детей сильнее, чем книга. Так, Е.А. Флерина считала, что рассказывание не основывается на тексте художественного произведения. Его базой является собственный опыт учителя, а умение творчески, эмоционально, художественно изложить его и есть рассказывание. Тогда как Е.И. Тихеева называет рассказыванием и пересказ художественного текста, и повествование «из жизни человека, животных, растений». Н.Е. Румянцев определял рассказывание как художественную интерпретацию текста. А.К. Покровская называет рассказывание «методом упражнения человеческой души в восприятии прекрасного».

В процессе приобщения ребенка к книге, к чтению основная роль должна быть отведена рассказыванию художественного произведения. Именно оно, а не собственный жизненный опыт учите


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.