Партха, разум в страсти способен лишь отчасти отличить религию от безбожия, а должные поступки от нежелательных. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Партха, разум в страсти способен лишь отчасти отличить религию от безбожия, а должные поступки от нежелательных.

2020-01-13 107
Партха, разум в страсти способен лишь отчасти отличить религию от безбожия, а должные поступки от нежелательных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Текст 32

अधर्मं धर्ममिति या मन्यते तमसावृता
सर्वार्थान्विपरीतांश्च बुद्धिः सा पार्थ तामसी३२

адхармам̇ дхармам ити йа̄, манйате тамаса̄вр̣та̄
сарва̄ртха̄н випарӣта̄м̇ш́ ча, буддхих̣ са̄ па̄ртха та̄масӣ

адхармам — безбожие; дхармам ити — как религию; йа̄ — который; манйате — считает; тамаса̄ — невежеством; а̄вр̣та̄ — покрытый; сарва-артха̄н — смысл всего; випарӣта̄н — наоборот; ча — и; буддхих̣ — разум; са̄ — тот; па̄ртха — Па̄ртха; та̄масӣ — в гун̣е невежества.

Партха! Разум в невежестве принимает материальное за духовное и, полностью объятый тьмой, воспринимает все противоположным тому, как оно есть на самом деле.

 

Текст 33

धृत्या यया धारयते मनःप्राणेन्द्रियक्रियाः
योगेनाव्यभिचारिण्या धृतिः सा पार्थ सात्त्विकी३३

дхр̣тйа̄ йайа̄ дха̄райате, манах̣ пра̄н̣ендрийа-крийа̄х̣
йогена̄вйабхича̄рин̣йа̄, дхр̣тих̣ са̄ па̄ртха са̄ттвикӣ

дхр̣тйа̄ — стойкость, решимость; йайа̄ — благодаря которой; дха̄райате — контролируется; манах̣ — ума; пра̄н̣а — жизненной силы; индрийа — чувств; крийа̄х̣ — деятельность; йогена — посредством йогической практики; ави-абхича̄рин̣йа̄ — непрерывной; дхр̣тих̣ — решимость; са̄ — та; па̄ртха — о Па̄ртха; са̄ттвикӣ — в гун̣е благости.

Решимость, благодаря которой человек непрерывно практикует йогу, контролируя свой ум, жизненную силу и чувства, о Партха, есть решимость в благости.

 

Текст 34

यया तु धर्मकामार्थान्धृत्या धारयतेऽर्जुन
प्रसङ्गेन फलाकाङ्क्षी धृतिः सा पार्थ राजसी३४

йайа̄ ту дхарма-ка̄ма̄ртха̄н, дхр̣тйа̄ дха̄райате ’рджуна
прасан̇гена пхала̄ка̄н̇кш̣ӣ, дхр̣тих̣ са̄ па̄ртха ра̄джасӣ

йайа̄ — которая к; ту — но; дхарма — обретению плодов мирской религиозности; ка̄ма — удовлетворению чувственных желаний; артхах̣ — увеличению благосостояния; дхр̣тйа̄ — решимость; дха̄райате — обращена; арджуна — Арджуна; прасан̇гена — с привязанностью; пхала-а̄ка̄н̇кш̣ӣ — к результатам таких трудов; дхр̣тих̣ — решительность; са̄ — та; па̄ртха — Па̄ртха; ра̄джасӣ — в гун̣е страсти.

Но тот, Партха, кто решителен в стремлении обрести плоды религиозности, накопления богатства, наслаждения чувств и привязан к результатам такой деятельности, обладает решимостью в страсти.

 

Текст 35

यया स्वप्नं भयं शोकं विषादं मदमेव च
न विमुञ्चति दुर्मेधा धृतिः सा तामसी मता३५

йайа̄ свапнам̇ бхайам̇ ш́окам̇, виш̣а̄дам̇ мадам эва ча
на вимун̃чати дурмедха̄, дхр̣тих̣ са̄ та̄масӣ мата̄

йайа̄ — которая; свапнам — сон; бхайам — страх; ш́окам — скорбь; виш̣а̄дам — уныние; мадам — опьянение, иллюзия, гордость; эва ча — и также; на — не; вимун̃чати — помогает преодолеть; дурмедха̄х̣ — неразумная, бестолковая; дхр̣тих̣ — решимость; са̄ — та; та̄масӣ — в гун̣е невежества; мата̄ — известна.

А решимость глупцов, которая не помогает преодолеть сон, страх, скорбь, угрюмость и заблуждения, является решимостью в невежестве.

 

Тексты 36,37

सुखं त्विदानीं त्रिविधं शृणु मे भरतर्षभ
अभ्यासाद्रमते यत्र दुःखान्तं च निगच्छति३६

यत्तदग्रे विषमिव परिणामेऽमृतोपमम्
तत्सुखं सात्त्विकं प्रोक्तमात्मबुद्धिप्रसादजम्३७

сукхам̇ тв ида̄нӣм̇ три-видхам̇, ш́р̣н̣у ме бхаратарш̣абха
абхйа̄са̄д рамате йатра, дух̣кха̄нтам̇ ча нигаччхати

йат тад агре виш̣ам ива, парин̣а̄ме ’мр̣топамам
тат сукхам̇ са̄ттвикам̇ проктам, а̄тма-буддхи-праса̄да-джам

сукхам — счастья; ту ида̄нӣм — а теперь; три-видхам — о трех видах; ш́р̣н̣у — услышь; ме — от Меня; бхаратарш̣абха — лучший из Бха̄рат; абхйа̄са̄т — благодаря непрестанной духовной практике; рамате — наслаждаясь; йатра — которым; дух̣кха — страданий; антам — прекращение; ча — и; нигаччхати — достигается. йат — которое; тат — то; агре — вначале; виш̣ам — яд; ива — как; парин̣а̄ме — впоследствии; амр̣та — нектару; упамам — подобно; тат — то; сукхам — счастье; са̄ттвикам — в гун̣е благости; пра-уктам — провозглашается; а̄тма — направленному на постижение своего «я»; буддхи — разуму; праса̄да — благодаря; джам — рожденное.

Лучший из Бхарат! Теперь выслушай от Меня о трех видах счастья. То из них, которое достигается благодаря непреклонной духовной практике, освобождает душу от всех страданий. Сначала оно подобно яду, но впоследствии становится нектаром. Оно известно как счастье в благости и обретается благодаря разуму, направленному на духовное самоосознание.

 

Текст 38

विषयेन्द्रियसंयोगाद्यत्तदग्रेऽमृतोपमम्
परिणामे विषमिव तत्सुखं राजसं स्मृतम्३८

виш̣айендрийа-сам̇йога̄д, йат тад агре ’мр̣топамам
парин̣а̄ме виш̣ам ива, тат сукхам̇ ра̄джасам̇ смр̣там

виш̣айа — с объектами; индрийа — чувств; сам̇йога̄т — от объединения; йат — которое; тат — то; агре — сначала; амр̣та — нектару; упамам — подобно; парин̣а̄ме — а впоследствии; виш̣ам — яд; ива — как; тат — то; сукхам — счастье; ра̄джасам — в гун̣е страсти; смр̣там — считается.

Счастье, возникающее благодаря соприкосновению чувств с их объектами, которое сначала подобно нектару, но впоследствии становится ядом, именуют счастьем в страсти.

 

Текст 39

यदग्रे चानुबन्धे च सुखं मोहनमात्मनः
निद्रालस्यप्रमादोत्थं तत्तामसमुदाहृतम्३९

йад агре ча̄нубандхе ча, сукхам̇ моханам а̄тманах̣
нидра̄ласйа-прама̄доттхам̇, тат та̄масам уда̄хр̣там

йат — то, которое; агре ча — как в начале; анубандхе ча — так и впоследствии; сукхам — счастье; моханам — является обманом; а̄тманах̣ — самого себя; нидра̄ — из сна; а̄ласйа — лености; прама̄да — безумия; уттхам — проистекающее; тат — то; та̄масам — в гун̣е невежества; уда̄хр̣там — зовется.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.