Первая книга об А. Передрееве — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Первая книга об А. Передрееве

2020-01-13 129
Первая книга об А. Передрееве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В последний день апреля в Саратовском областном Доме работников искусств прошла презентация книги (мероприятие проводил Саратовский Рубцовский центр – Л.Ч.), на суперобложке которой значится Анатолий Передреев «Родина внутри нас»…

Главный редактор и куратор проекта писатель Владимир Сергеевич Лесовой представил замечательную книгу в нашем городе не случайно, а потому, что великий русский поэт Передреев – саратовец по рождению (появился на свет в деревне Новый Сокур Татищевского района), а редактором-составителем книги является наша землячка – подвижница Александра Ивановна Баженова.

В мероприятии приняли участие родственники Передреева и дочь Баженовой. Песни на слова Анатолия Константиновича Передреева и его друга Николая Михайловича Рубцова исполняли саратовские барды и певцы-музыканты из Москвы. Многократно звучали стихи Передреева.

Сбылась мечта А.И. Баженовой, которую она вынашивала много лет, но не могла осуществить из-за… нехватки денег на издание настоящих стихов и исследований. В книгу включены стихи поэта Передреева, воспоминания о нём (в том числе и выдающихся деятелей литературы, мыслителей) и «Венок Анатолию Передрееву» – стихи, посвящённые нашему великому земляку.

Как ни прискорбно (не лучше ли сказать, «как ни стыдно»?) до сих пор не вышло ни одной (!) книги о том, кем не только Саратов, но и Россия могла бы гордиться. Так что издание уникально не только содержанием, но и уже фактом своего появления.

В Москве в прошлом году (в год трагической гибели А.И. Баженовой) вышло две её книги. Их, как и все прежние книги писателя пресса назвала «золотыми слитками». И вот теперь, после смерти Александры Ивановны, русская литература и культура обогатились ещё одним её вкладом. И В.С. Лесовой, по сути, тоже совершил гражданский подвиг, деяние истинного патриота – нашёл деньги, кои, кстати, не отыскали в своих тугих загашниках ни один олигарх, крупный чиновник или бизнесмен! Деньги давали пенсионеры, учащиеся – «добрые люди России и Украины», как отмечено в самой книге.

Выход сборника – для нас ещё один повод перечитать блистательные классические по уровню стихи Анатолия Константиновича, создавшего стихотворение «Окраина» своего рода манифест поколения, предугадавшего в творчестве судьбы страны.

В работе Баженовой с подзаголовком «Поэзия и судьба Анатолия Передреева» выполнен скрупулёзный анализ биографических сведений, уточнены факты и даты событий. Ряд сведений можно считать открытиями Александры Ивановны, важными для литературоведения. Её размышления о творчестве, поэтике Анатолия Константиновича, несомненно, помогут и нам более чётко увидеть достоинство стихов и… статей. В частности, становится объяснимым, почему в последние годы жизни он написал немного. По Баженовой поэт достиг совершенства и осознавал это, посему и не публиковал новых стихов, если хоть чем-то в них не был удовлетворён, а вкус у Передреева был врождённым и безупречным…

Комментарии к некоторым стихам настолько добротны и подробны, что книгу невольно начинаешь воспринимать как своеобразное продолжение изумительной работы Вадима Кожинова «Как пишут стихи». Важно, что Баженова «поверяет» лирику поэта не только и не столько «алгеброй» (филологическим исследованием приёмов), сколько пропуская её через сердце, восхищаясь «тканью стиха», «проникновенной и совершенной в своей чеканной простоте».

«Есть простота примитива, и есть простота таланта и гения. Есть простота графомана и простота мастера», – пишет Баженова – и продолжает: «Второе – предел устремлений всех поэтов. Предел, к которому наш земляк Анатолий Передреев подобрался очень близко». Важным она считает, что Передееву удалось ярко выразить трудовой, ритмичный, созидательный советский XX век (вторую его половину) без всяких лозунгов и плакатов, «что он, глядя на (по сути постылый) «индустриальный пейзаж», умел подняться в поэзии до тютчевского восприятия окружающего нас мира как частицы мироздания». Эту мысль убедительно подтверждает приведённое стихотворение «Когда с плотины падает река…»

Всё написанное Баженовой о поэте-земляке пропитано любовью к его творчеству, к его яркой личности. Нередко она, как кистью, пишет прямо-таки портрет Передреева. Не фотографическое изображение внешности (хотя это тоже есть), а портрет настоящий, как это делают художники – передавая характер и даже сиюминутное душевное состояние поэта. При этом даже детали, окружающие Передреева, у Баженовой не случайны, а также высвечивают «внутреннего Передреева», его суть. Раскрывает она и, так сказать, предысторию Анатолия Константиновича, строит вполне обоснованные предположения, что предки поэта в течение многих веков были грамотными, скорее, даже, образованными людьми.

Интересно, что это её заключение совпадает с (возможно, невольными) замечаниями, скажем, наблюдательного В. Кожинова и В. Цыбина, подчёркивавших «породистую» внешность Передреева…

Главная «интересность» издания в том, что впервые столь полно представлен нам Передреев – как поэт, гражданин, человек. А о «деталях» упоминаю лишь потому, что всё это – тоже о нём, Анатолии Константиновиче. И о стране. И о нас.

При внешней успешности, судьба поэта представлена как имеющая надлом, внутреннюю трагедию. И причина последней, по справедливому мнению авторов книги, в насильственном отрыве от корней, малой родины. Это, кстати, и сам Передреев признавал. «Мама, какая у нас земля красивая! Какая красивая деревня!» – это слова Анатолия Константиновича, как и слова, сказанные В.Д. Цыбину: «Вот у тебя есть Семиречье, твой казачий род. А я ведь вроде как безродный. Вырос на Кавказе, в Грозном, – не в коренной России»…

И в завершении цитата А.И. Баженовой: «Если вам надо «почистить» душу, разъедаемую современными противоречиями, одичавшую от дебилизма телевидения и агрессивности кино, – читайте стихи Передреева, лечащие нас…»


Александр  Свешников [4]

г. Саратов

 

«…И БУДУ ЖИТЬ В СВОЁМ НАРОДЕ»

 

Вместо эпиграфа:

 

Если жизнь начать сначала,

В тот же день уеду я

С Ярославского вокзала

В Вологодские края.

Перееду через реку,

Через тысячу ручьёв

Прямо в гости к человеку

По фамилии Рубцов.

 

(Станислав Куняев,1964 год)

Эти пророческие стихи Николая Рубцова вот уже много лет после безвременной кончины поэта в 1971 году подтверждаются всё более возрастающей любовью и вниманием к его поэтическому наследию, ставшему неотъемлемой частью великой русской классической литературы. Таким знаком был отмечен и прошедший 12-14 сентября в Вологде XVII Открытый фестиваль поэзии и музыки «Рубцовская осень», в котором приняли участие и саратовцы – члены Рубцовского центра: Александр Свешников и Евгений Четвериков. Почётными гостями Фестиваля стали племянница Н.М. Рубцова Марина Фазанова и её дочь Дарья Рубцова.

Этот путь «в гости» к Николаю Рубцову ежегодно (начиная с 1998 года) проделывают те, для кого его поэзия стала если не смыслом жизни, то очень её существенной частью. У себя в регионах, в Рубцовских центрах, ценители его «искреннего слова» постоянно встречаются, чтобы поделиться новыми впечатлениями от прочитанного, услышанного и увиденного, что связано с жизнью и творчеством замечательного русского поэта, представить на суд товарищей свои стихи, песни, произведения живописи, посвящённые поэту. И эта работа не прекращается, по сути, ни на день.

А в Вологду они едут как на праздник. И это действительно – праздник, когда поэты, авторы собственных произведений, посвящённых Николаю Рубцову, музыканты – исполнители авторских песен на стихи поэта, собираются вместе и дарят друг другу плоды своего вдохновения.

Насыщенная разнообразными концертами, экскурсиями и встречами программа Фестиваля (Учредители и организаторы: Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, Департамент гуманитарной политики Администрации г. Вологды, ГТРК «Вологда», Областной научно-методический центр культуры, ведущие Фестиваля: автор и художественный руководитель Фестиваля Ирина Цветкова и член Оргкомитета Фестиваля Любовь Зверева) открылась 12 сентября на ГТРК «Вологда» пресс-конференцией с участием представителей Рубцовских центров регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Ярославля, Гатчины, Рязани, Комсомольска-на-Амуре, Кирова, Уфы и Череповца.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.