Абсолютный, относительный и цветной слух — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Абсолютный, относительный и цветной слух

2020-01-13 183
Абсолютный, относительный и цветной слух 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Частота звуковой волны и цвет.

Механика идеального слуха очень проста и может быть понята при сравнении чувства слуха и зрения. Давайте рассмотрим некоторые факты и впечатления слухового и визуального восприятия и, затем, проведем аналогию между ними.

Слуховое восприятие, как и визуальное, связано с волновыми частотами. Частота звука или световой волны подразумевает количество вибраций в течении секунды. Выражается оно в герцах (Hz), один герц означает одно колебание в секунду.

Глаз может видеть световую волну с частотой от 4,5 х 1014 Hz до 7,8 х 1014 Hz, и каким-то образом различать в этом диапазоне определенные цвета, входящие в спектр призмы: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фиолетовый – со всеми промежуточными оттенками.

Ухо чувствительно к значительно большему диапазону частот звуковых волн от приблизительно 16 Hz до 20 000 Hz (некоторые люди способны слышать до 40 000 Hz). Внутри этого бесконечного спектра частот Западная музыка сегодня использует около 88 специфических тонов (каждый из которых имеет свою окраску), что можно увидеть на клавиатуре пианино. Современный основной тон установлен на А – 440, это означает, что принятая стандартная высота совпадает с А (ля) первой октавы и располагается на частоте в 440 вибраций в секунду (или 440 Hz), все остальные тоны расположенный относительно, отталкиваясь от данной частоты. Каждая последующая октава на клавиатуре удваивает частоты предыдущей, кроме того, каждая октава разделена на 12 полутонов или хроматических ступеней.

Добавив к этой информации немного математики, можно продемонстрировать, что частота любого тона умноженная 12-тичный корень двойки (что приблизительно равно 1.0595) будет соответствовать частоте следующего высшего тона (т.е. А-440 х 1.0595 = Bb-466, следующая ступень вверх). Таким образом, мы можем посчитать нижний тон для пианино – А-27,5 и высший тон – С-4186 (С первой октавы имеет частоту 261,7 Hz), видно, что каждый тон легко вписывается в пределы слышимости.

Учитывая, что каждая октава удваивает частоты предыдущей, становится понятным, что ухо умеет слышимый диапазон из 10-11 октав, в сравнении менее чем с одной для зрительного восприятия. Поэтому, похоже, что ухо в своем диапазоне имеет больше возможностей восприятия, чем даже глаз. Ухо является настолько деликатным и совершенным инструментом восприятия, что нетрудно понять, каким образом оно имеет природную способность улавливать различные частоты волн (высоты) в виде различных цветов звукового спектра, так же, как в зрительном диапазоне - глаз обычно видит все цвета радуги в соответствии с их определенными частотами.

Каждая слышимая нами высота имеет определенную частоту волны и, исходя из этого, каждая высота имеет определенный звуковой окрас (цвет). Все, что нам нужно сделать для восприятия этих цветов – просто научиться слушать.

 

 

Многие музыканты уже развили цветной слух. Но какими являются эти ощущения для каждого? Цвет легко понять в рамках зрения, но когда дело доходит до чувства слуха, слово «цвет» может подразумевать вещи прямо не относящиеся к понятию идеального слуха.

Теперь давайте четко проясним, что имеется в виду, когда мы говорим о цветовом слухе, способности слышать цвет тона в звуковом спектре.

 

Цветной слух и тембр.

Музыканты обычно используют термин тональная окраска, когда говорят о качественной характеристике тона, которая дает возможность для существования различных музыкальных инструментов. Тональный окрас, или тембр – это набор характеристик обертонов уникальных для каждого инструмента, придающих ему особое звучание. Если вы сыграете ноту на тубе, а затем на гобое, их будет очень легко отличить благодаря тембровым различиям. Тембр делает звучание «металлическим», «гнусавым», «струнным», «глухим», «богатым» и т.д.

Обертоны, отвечающие за качество тембра намного слабее, чем фундаментальные тональные звуки, поэтому обычно они не замечаются музыкантами сознательно. Но если внимательно прислушаться, то можно услышать большинство из них.

 

 

Подойдите к пианино и нажмите C малой октавы. Струна вибрирует не только в виде одной большой волны, но и дополнительно преломляется на половины, трети, четверти и так до бесконечности, что и является причиной появления дополнительных обертонов, которые можно услышать. Умножая частоты основного тона на 2,3,4 и т.д. мы можем подсчитать частоты его обертонов. Вместе со специфическим звучанием ноты C, тоны, показанные на рис.1 также звучат, большинство из них можно заметить, если прислушаться.

Попробуйте следующий эксперимент: Нажмите клавишу C 1-й октавы, но медленно, чтобы звука не было. Затем нажмите C малой октавы, но извлеките краткий звук. Вы заметите, что C 1-й октавы теперь тоже звучит. Первый обертон C малой октавы идентичный по частоте с C 1-й октавы, что приводит к ответной вибрации струны C 1-й октавы. Попробуйте это с C малой октавы и с C# 1-й октавы. Ничего не получится, т.к. С# 1-й октавы не является обертоном C малой октавы. Вы можете повторить этот эксперимент с другими обертонами, но он не всегда будет получаться из-за математических различий в высоте звука среди натуральных гармонических обертонов в соответствии с Западным порядком 12-ти шагового звукоряда.

Это и есть присутствие, отсутствие, относительная сила обертонов и место их нахождения в гармонической структуре, определяющей «тональный окрас», или тембр инструмента. На Рис.2 изображен график звуковой волны демонстрирующей чистый тон камертона, который изначально не имеет обертонов и тембра. Модель звуковой волны камертона – это простая волна синусоида. Набор обертонов, уникальных для звукового инструмента, показан на графике звуковой волны в виде колебаний внутри основной синусоиды на Рис.3. Каждый музыкальный инструмент имеет различные волновые модели, создаваемые специфическим набором обертонов, которые наш слух воспринимает как тембр или уникальное звучание инструмента.

Хотя музыканты обычно понимают под качеством тембра тональный цвет, это ошибочное представление. Такие качества как «металичность», «гнусавость» и т.д. – это не цвет, правильнее будет назвать их структурой. Если что-то звучит гнусаво, например, это скорее структурная особенность, нежели звуковой цвет.

 

 

Поскольку музыканты по своей сути поэты в сердцах, то им приятно использовать такое слово как «окраска» в музыкальном жаргоне, а также в других отношениях. В дополнение к тональной окраске, мы также используем слово «окрас» в отношении гармонической структуры, характера мелодии, динамики, регистра, украшающих и интерпретирующих устройств, как основное свойство при их работе. Окрас подразумевает единицу мелодического повторения при использовании Французской Ars Nova формы музыки в 14-м веке. Все эти понятия являются на самом деле свободными интерпретациями слова, которое также имеет специфичное значение в физике: качества волновых частот, позволяющие узнавать их на основе восприятия. Т.к. тональный цвет означает уникальный звук частотной волны, то перед нами более точное и уместное использование слова цвет, чем в предыдущих случаях.

Как говорилось ранее, структурная форма, которую принимает тон (его тембр), может быть показана на индивидуальном графике, по типу показанного на Рис.3. С другой стороны, окрас тона (в отличие от тембра) определяет количество волновых колебаний в секунду, как при сравнении чувства слуха и зрения. Чем больше частота (Hz), тем выше будет высота, кроме того, каждая высота имеет отдельную звуковую окраску.

Графическая модель определенного инструмента – это «отпечаток пальца» тембра. В независимости от звучащей высоты звука, модель будет иметь одинаковую основную структуру, присущую данному инструменту. Цвета созвучных высот, однако, одинаковы для любого инструмента, если сравнивать одни и те же высоты (частоты), но эти цвета несут облик множества отдельных «тональных структур» в зависимости от звучащего инструмента. Когда вы разберетесь с этим, то вам станет намного проще разобраться с механикой определения тона: если Bb звучит на флейте, то музыкант знает, что это Bb, из-за восприятия им цвета, но он также слышит, что это именно флейта, воспринимая её мягкие, тонкие звуковые структуры (тембр).

Здесь важно четко разграничивать «тональный окрас» (что на самом деле есть тональной структурой) и другие значения слова окрас с цветовым слухом, что является свойством слухового восприятия. Можно согласиться с тем, что поздно вносить новые значения слова «окрас» к списку уже сложившихся его значений в музыке, но чувство абсолютного слуха должно обязательно ассоциироваться с этим словом, как наиболее подходящее.

 

Цветной слух и синестезия.

Некоторые люди воспринимают музыкальные тоны неординарным способом, звук как бы выходит за рамки слуха и воспринимается другими чувствами, например зрительными образами. Вот почему, когда они слышат звук, то одновременно ощущают какой-то его визуальный оттенок. Это очень редкий и необычный феномен, называемый синестезией, подразумевающий, что одно из пяти чувств срабатывает на раздражитель, не входящий в рамки восприятия, свойственные данной области. Другими словами, синестетик видит звуковой цвет, помимо слухового восприятия самого звука.

Данный феномен не имеет никакой связи с владением абсолютным слухом. Человек с абсолютным слухом не видит непосредственно цвет, когда слушает музыкальный тон; вернее сказать, что он слышит тональный окрас звука. Визуальный цвет и тональный цвет оба могут справедливо называться цветом, потому что оба обозначают качественную характеристику волновых частот.

Это похоже на абстрактное понимание по применению к слуху, из-за необычности восприятия тонального цвета. Если вы попытаетесь объяснить, каким образом различные частоты света понимаются глазом как «красный», «оранжевый», «голубой» и т.д., разумные объяснения будут даваться вам с трудом, даже не смотря на то, что ваше зрение – для вас привычное и простое чувство. Но факт того, что вы видите цвета, означает, что вы можете идентифицировать определенные области световых частот всего лишь при их контакте с глазом.

Таким же образом, сложно описать, как спектр музыкального звука воспринимается нашим слухом с различными окрасками. Даже большинство людей с абсолютным слухом не могут объяснить, как они различают разницу между тональностями. Когда звучит С#, люди, слушающие цвета, сразу определят эту ноту. Но если спросить, как они это делают, большинство ответит что-то на подобии, «я не знаю, как… просто это звучит как C#». Цвет, или визуальный или звуковой, сложно описать тому, кто никогда его не ощущал.

Каждый тон на музыкальном инструменте представляет собой различную частоту волны, и вследствие этого должен восприниматься как отдельный цвет: C, C#, D, Eb и т.д. Если вы слышите C# и не можете определить, это C# или Bb, то вы просто еще не заметили специфический оттенок C#.

Доказательством того, что кто-то слышит цвета тонов, будет факт распознавания ими специфических частотных диапазонов на слух. Бывает такое, что люди плохо различают световые или звуковые цвета, либо вообще не различают. Но это не значит, что они не воспринимают ничего, дальтоники, например, в худшем случае легко различают оттенки серого, а люди, не воспринимающие звуковые цвета, все равно слышат тональные переходы. Это означает, что развитие восприятия еще в процессе. Без тщательного сопоставления восприятия с существующим специальным стандартом, будет трудно определить название цветовой частоты. Цветовое определение, визуальное или слуховое, просто дает вам уникальное восприятие волновых частот, что позволяет определять их без сравнения и связи с чем-то еще, т.е. – красный всегда будет красным, F# всегда звучит как F#, и нет необходимости подключать какие либо другие чувства, дабы распознать это.

 

Суть этой главы в том, что цвет существует как для зрения, так и для слуха. Но нашей целью не является нахождение связей между двумя данными чувствами и четких их определений, что может оказаться сложнейшей задачей. Я хочу показать их сходство, волновые частоты могут восприниматься на слух, как цвета звукового спектра, точно так же, как мы видим цвета светового спектра. В дополнение, люди с цветовым слухом (абсолютным слухом) не видят цветов, когда ноты играются (это синестезия), но они легче определяют оттенки цветов, которые можно услышать.

 

Уровни абсолютного слуха.

Сейчас нам нужно достичь ясной концепции абсолютного слуха, отличающейся от многих других музыкальных понятий. Как мы увидели, цветной слух не сливается с синестезией или цветовой ассоциацией, он также никак не соотносится с тональным окрасом инструментов (тембром) или с другими музыкальными понятиями относительно цвета. Цветной слух просто подразумевает умение «слышать цвет», что предполагает способность различать музыкальные частоты, ориентируясь на ощущаемый тональный цвет. Цвет тона может быть описан как определенное «качество» звука, принадлежащее ему и любому другому музыкальному тону. Для большинства людей, видимо, сложно уловить разницу между тонами помимо их высоты. Для цветного слуха существует более глубокая разница между каждым индивидуальным тоном – некое свойство, отличающее один тон от следующего. Высота играет главной роли в идентификации тона, только цвет является секретом умения узнавать тон на слух. Если развернуть суть музыкального восприятия, ухо имеет тенденцию проходить через несколько уровней или стадий развития. Эти названия не идеально подходят нам, ведь они весьма условны, но их можно применить для общего описания развития слухового процесса. Мы рассмотрим индивидуально каждый шаг этого процесса в направлении к полному вступлению в игру абсолютного слуха.

 

 

Уровень один: ОСОЗНАНИЕ ЦВЕТА

Первый шаг в развертывании чистого тонального восприятия – это простое осознание того, что существуют тональные цвета. Клавиатура – это спектр звуковых цветов, которые имеют сравнительно больший размах по сравнению со спектром визуальных цветов и повторяются, меняя «оттенки» в каждой октаве. Цветовое осознание – это простая и слаборазвитая стадия, во время которой ухо начинает получать новые еще абстрактные ощущения. Это сравнимо с ребенком, который замечает визуальные цвета, но еще недостаточно зрело, чтобы быть способными их классифицировать. Так же как ребенок может вначале путаться в простых цветах, типа красного и оранжевого, пока не научится лучше определять название каждого цвета; ухо, которое только начинает чувствовать цвета должно сначала сгруппировать вместе тоны, имеющие сходный звуковой цвет.

Уровень два: РАСПОЗНОВАНИЕ ЦВЕТОВ

Пока простая цветовая осведомленность еще не достаточно развита, чтобы называться «абсолютным слухом», распознавание цветов, можно сказать, является первым настоящим проявление хорошо развитого слуха. Распознавание цветов это вдохновляющая способность точно ориентироваться среди двух хроматических музыкальных цветов (их октавных оттенков, наподобие способности определять основные цвета в наборе красок. Это базовый уровень абсолютного слуха, когда ученик начинает определять высоту звука своего музыкального инструмента на слух. Распознавание цветов – это правильно развитое осознание цветов.

Уровень три: УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ ЦВЕТОВ

После начала четкого восприятия и определения цветов в звуковом спектре вашего любимого инструмента, а дальнейшее продвижение предполагает развитие чувствительности уха к цветовым вариациям в области отдельного тона. На данном этапе ухо настолько свободно ориентируется в цветах каждого тона, что становится способным отличать небольшие значения повышения или понижения высоты тона. Повышение или понижение высоты тона представляет собой его изменение, при котором он все больше приобретает качества соседнего тона, так же, как красный переливается в красно-оранжевый перед окончательным переходом в оранжевый в визуальном спектре. Если пониженная F звучит, ухо с усовершенствованным распознаванием цветов услышит, что она немного «затенена» цветом E и таким образом обнаружится ее пониженность. Если ваш слух не достаточно развит, то вы просто услышите F, а если она будет слишком понижена, вы даже можете перепутать её с E. Моцарт использовал свою совершенную способность распознавать цвета для определения разницы между звуком двух скрипок в истории, упоминавшейся ранее. Не забывайте, что Моцарт был невероятно талантлив во всем, что он делал в музыке, поэтому умение различать четверть полутона без прямого сравнения будет являться великим достижением. Пока что не важно, насколько искусно вы определяете внутритональные явления, следующие уровни цветового слуха на данном этапе соразмерно подготовлены для его развития.

Уровень четыре: УНИВЕРСАЛЬНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ ЦВЕТОВ

Восприятие тональных цветов обычно лучше всего получается на том музыкальном инструменте, с которым вы больше всего подружились. Гитарист, например, должен без затруднений слышать тональные цвета гитарного звука, но при прослушивании флейты звук может показаться им абсолютно невнятным. Эта неожиданная ситуация может быть настолько внезапной, что человек, остро слышащий цвета своего инструмента, может оказаться беспомощным со звуком других инструментов. Похоже, что ухо имеет сложности в «поиске» тональных цветов с отличными качествами звука других инструментов, практики на которых было мало. Причина данного феномена заключается в неразвитости способности отличать тональный цвет от тембра. (Напомню, что тембр, или «тональный оттенок», это некая структурная форма, приобретаемая тоном, то специфическое качество звука, которое делает каждый музыкальный инструмент узнаваемым, несмотря на дублирование одних и тех же тонов на них.) На данной стадии развития слуховое восприятие остается все еще немного «размытым», поэтому есть недостаток концентрации для распознавания тонального цвета и тонального оттенка (тембра). Когда ухо учится распознавать тональный цвет на каком-то хорошо знакомо инструменте, его не смущает тембр инструмента, т.к. он остается неизменным во время смены тональных цветов. Например, все звуки на пианино имеют тембр пианино, хотя каждая нота на клавиатуре имеет свой тональный цвет в зависимости от частоты вибрации. Когда пианист слушает пианино, его слух настраивается на восприятие только тональных цветов, пока не столкнется с тембром другого инструмента. Его слух может быть обескуражен, когда столкнется с совершенно новой звуковой структурой после прослушивания цвета глубоко внутри тонов. Ухо вынуждено сконцентрироваться на новом тембре и при этом уже не может переключиться на более абстрактные значения тонального цвета, которые лежит на более глубоком уровне ощущений.

Однако со временем ухо учится универсально отличать текстуру звука определенных инструментов и тональный цвет, являющиеся различными понятиями. Мало-помалу слух не заводят в тупик различные звуковые структуры музыкальных инструментов и тональный цвет становится легко различимым, не смотря на «искажения» различных тембров. По достижению данного уровня развития, ухо обычно осваивает более глубокое восприятие тембра в дополнение к более развитому ощущению тонального цвета. Следующее уравнение может точно описать уровень универсального распознавания цветов:

 

Вот пример того, как развитие абсолютного слуха выливается в увеличение музыкальной сноровки, открывая другие аспекты музыкальности. «Сигнальный» цвет воспринимаемый ухом это не только тонкое ощущение тонального цвета, это также лучший уровень восприятия и чувствительности к музыке.

Уровень пять: СПЕКТРАЛЬНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ

Как только ухо начинает четко чувствовать абсолютный тональный цвет любого музыкального тона (универсальное цветовое восприятие), оно опять начинает различать некоторую область между тонами. Спектральное распознавание является отточенным цветовым распознаванием применительно к любому тональному спектру или инструменту. Ухо становится чувствительным ко всему тональному цветовому спектру во всех формах и проявлениях.

Уровень шесть: СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

Слуховая память это продвинутое достижение цветного слуха. Даже без фактического слушания тона, музыканты со слуховой памятью могут представить цвет того, как звучит F#, Bb или любой другой тон. Таким же способом они могут представить и спеть тон, без предварительного его прослушивания. Такой музыкант достиг четкой реализации того, что до этого было абстрактным восприятием. Настоящая проверка слуховой памяти делается легко и быстро, т.к. после прослушивания любого тона его можно идентифицировать цветным слухом и, таким образом, обозначить нахождение других тонов с помощью относительного слуха. Эти прогрессивные уровни цветового слуха не полностью изолированы друг от друга. Они только отражают основной курс способности воспринимать тональный цвет. Также вполне возможно, например, обладать хорошей слуховой памятью, он не иметь высокоразвитое спектральное распознавание. Однако человек со слуховой памятью развил восприятие на уровень выше спектрального распознавания, поэтому будущий потенциал уже открыт и может быть раскрыт полностью небольшими усилиями.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Далее следуют общие указания, которыми следует руководствоваться во время тренировок по технике развития цветного слуха:

А. Найдите партнера.

Идеальный вариант и желаемый вариант, это практика с другим человеком, который будет выполнять упражнения вместе с вами в течении нескольких минут в день. Во время тренировки вашего партнера, вы также будете получать большую пользу от игры и слушания. Магнитофонные записи нежелательно использовать вместо партнера, т.к. они только добавляют путаницы своим «ленточным тембром», важно чтобы звук был очень и очень чистым, пока вы не привыкнете в достаточной мере к ощущению звуковых цветов. Однако если вы не смогли найти постоянного партнера, все равно можно прогрессировать даже со случайно попадающимися помощниками.

Упражнение №1

Расположитесь у октавы от C до C, с C 1-й октавы наверху. Начиная с нижней ноты C играйте хроматическую гамму медленно, внимательно вслушиваясь в каждый тон. Повторите эту процедуру несколько раз, играя вверх и вниз с разной скоростью. Слушайте внимательно, но не напряженно, этот спектр тональных цветов.

В данном спектре находится 13 тонов, попробуйте выделить два или больше тонов, которые, как вам кажется, формируют «цветовую группу», они должны иметь некоторые звуковые качества, которые делают их более близкими друг к другу, чем остальные тоны. Если вам удалось найти такие группы, попробуйте определить, прислушиваясь к своим ощущениям, чем именно сходны похожие тоны и чем они отличаются от остальных.

Возьмите большой набор цветных карандашей и лист бумаги. После окончания слушания гаммы, попробуйте найти какие-то абстрактные, основанные на восприятии, причины того, к какому цвету больше подходит звук каждого тона. Нарисуйте цветную схему вашего «звукового спектра», на которой укажите все ноты и символизирующие их цвета.

Как молодые студенты, так и взрослые, получают много удовольствия во время этого упражнения при воображаемых связях различных видов восприятия. Не стоит недооценивать значение этой тренировки, не пропускайте её. Концентрация на абстрактном слушании для связи с визуальными цветами дают уху толчок в направлении новой тенденции звукового восприятия. В поисках какого-то качества, не замечаемого ранее, уровень развития слуха начинает постепенно открываться для нового уровня цветовых ощущений.

Не спешите сразу брать на вооружение первые возникшие слуховые/визуальные ассоциации. Существует много психологических факторов, которые могут быть сильнее восприятия и могут влиять на то, с каким цветом вы ассоциируете определенный тон, и здесь не может быть «правильных» или «не правильных». Кроме того, как упоминалось ранее, абсолютный слух не является ассоциацией визуальных цветов с тонами, это восприятие тонального цвета. Простая и важная польза данного упражнения в том, что ухо прислушивается к чему-то новому внутри тона, что нельзя определить на существующем уровне восприятия, а также в определении направления, в котором новое восприятие может быть найдено.

Цель Упражнения #1 раскрыть для уха факт существования тонального цвета. Упражнение следует выполнять в течении 15-20 минут.

Упражнение №2

Теперь давайте уделим внимание двум тонам из нашего цветового спектра: Eb и F# малой октавы (не помешает продолжать связывать визуальные цвета с тонами, как вы делали в 1-м упражнении). Не забывайте, что если вы тренируетесь не на пианино, вам следует выполнить транспонировку в зависимости от вашего музыкального инструмента.

Поиграйте эти тоны раздельно много раз и вслушайтесь в цвет каждого. Очевидно, что при игре один из них будет звучать выше другого, но слышите ли вы еще какие-то различия между данными тонами?

Послушайте еще внимательнее и вскоре вы начнете замечать разницу: F# имеет какие-то вибрирующие, резонирующие свойства, в то время, как Eb звучит более мягко, более нежно, расслаблено, даже рыхло. Сначала вам покажется, что вы слышите это отличие, но позже оно начнет ускользать от вас. Сыграйте F# громче и обратите внимание на ее дерзость, нахальность, наглость; независимо от того, как громко вы сыграете Eb, она никогда не будет издавать резкий, наглый звенящий звук. Именно эти качества «вибрации» и «мягкости», являющиеся цветами этих двух нот, позволят вам узнавать их на слух.

Острая вибрация F# может показаться настолько заметной, что вы начнете сомневаться, что ваше пианино настроено правильно. Остальные уверятся, что «вибрирование» F# (либо эквивалентной ноты, после транспонировки) будет слышно на всех инструментах любому человеку, чувствительному к её цвету. В течении многих лет я спрашивал большое количество друзей и знакомых с абсолютным слухом об их ощущениях насчет F#, большинство из них даже не задумывались над таким вопросом раньше, и все сошлись в описании своего восприятия. Если вы четко слышите разницу, у вас уже есть немного развитое распознавание цветов.

Важно подчеркнуть, что тональный цвет является функцией высоты тона, а не чем-то, что можно добавить к существующему физическому механизму инструмента. Если вы запишите G или другую ноту, затем уменьшите скорость воспроизведения, чтобы высота соответствовала F#, то цвет G также поменяется на острый цвет F#.

Поиграйте F# в разных октавах. Обратите внимание, как подчеркнуто она отличаются от ноты Eb, проигрываемой таким же образом. Слышно, что острый вибрирующий цвет F# и расслабленный нежный цвет Eb всегда присутствуют, независимо от октавы. Много слушайте с закрытыми глазами, отключение чувства зрения помогает больше внимания направить на слух.

Позанимайтесь 5 минут, сравнивая 2 этих тональных цвета. Затем попросите своего партнера в разброс играть Eb и F#, чтобы проверить, можете ли вы определить какая из них какая. Увеличьте область проигрывания тонов на 2 октавы вниз от C 1-й октавы и на 2 октавы вверх (всего получается 4). Внимательно вслушивайтесь именно в цвет каждого тона, а не в его высоту. Будьте уверены, что даете своему уху возможность слушать, не напрягайтесь, пытаясь услышать то, в чем вы особо не уверены. Оценивайте, как звучит тон: более резким и звенящим цветом F# или более мягким и нежным цветом Eb.

Через 5 минут поменяйтесь и позвольте вашему партнеру повторить задание. Выполняйте эти упражнения меняясь в течении 20 минут в общем за урок.

Когда вы будете ошибаться, вслушивайтесь в тон опять. Затем зная его, вслушивайтесь в его цвет. Это важный шаг в ваших тренировках, он должен стать стандартной процедурой каждый раз, когда вы совершаете ошибку в любом упражнении.

Возможно, скоро вы почувствуете, что ваше ухо стремится оценивать звук на основе абсолютного слуха. Вы легко будете отличать F# и Eb просто по их сопоставлению в независимости от октавы. Затем вам может показаться, что вы выполняете задание не честно и не совсем слушаете тональный цвет. Не стоит пытаться подавлять использование относительного слуха, если это случится. Даже если вы поняли, какой тон сейчас играет, все равно старайтесь вслушиваться в его цвет. Не надо беспокоиться о том, что относительный слух может отвлечь вас от слушания тонального цвета. В дальнейшем в данных упражнениях будут появляться четкие разграничения между двумя этими навыками и вашему уху потребуется вслушиваться в тональный цвет более глубоко.

Переходите к следующему упражнению только после того, как достигнете высокого процента узнавания тонов.

Упражнение №3

Внимательно послушайте тональный цвет ноты A в течении пяти минут. Сравните его с цветом Eb и F# в нескольких октавах. Цвет A может показаться ярким, блестящим по сравнению с качествами острой вибрации F# и нежной мягкости Eb. Найдите свои собственные характеристики для описания этих тональных цветов.

Очень сложно описать тональный цвет. Как бы вы описали визуальный цвет, такой, как красный, зеленый или желтый? Никакое описание не в состояние передать ощущения, вызываемые цветом, пока вы не испытаете их сами. Однако слова и аналогии помогают подталкивать к объяснению ощущений тонального цвета, они могут сделать «наводку» по направлению развития уха в более глубокую область восприятия. Вообще легче описать ощущения от звуковых структур, т.к. они более явные, чем глубокое восприятие цвета, и большинству людей они доступны. Если кто-то объясняет, что слышит звенящий голос птицы или глухой звук удара пальцем по арбузу, то легко понять смысл говорящегося, вам поможет опыт уже испытанных ранее ощущений.

Как только вы почувствуете себя уверенно с новым цветом ноты A, добавьте ее к вашему слуховому упражнению по называнию нот. Не забывайте чаще слушать с закрытыми глазами и всегда с расслабленными, чувствительными ушами. Оставайтесь в рамках своих четырех октав. Меняйтесь со своим партнером в течении 20 минут урока. Идите дальше только когда достигните очень высокого уровня называния нот на слух.

Упражнение №4

Теперь пришло время добавить ноту C в наш список, образовав, таким образом, уменьшенный септаккорд. На данном этапе ухо все больше начинает полагаться на ощущение тонального цвета. Теперь определить связи между нотами будет не так легко, т.к. все ноты расположены с интервалом малой терции. Это создает неопределенное ощущение для слуха и может привести к потере «отправного пункта», существовавшего в предыдущих упражнениях(т.е. до этого у нас было три ноты в каждой октаве, которые было легко определить по их позициям в октаве: низкая, средняя и высокая; теперь ноты стали ближе, что усложняет вашу задачу).

Это упражнение представляет собой зачатие развитого цветного слуха. Если вы сможете точно называть ноты, расположенные через малые терции, вы сможете повторить то же самое с нотами, расположенными через малую секунду, ориентируясь во всем спектре клавиш.

Ваша способность называть тоны будет укрепляться после того как ваш слух постепенно начнет распознавать различные качества, отличающие один тон от другого. Эти качества называются цветом. Чем дальше, тем четче вы будете слышать эти звуковые цвета. Продолжая тренировки, вы начнете лучше понимать музыкальные ощущения, которые когда-то были слишком деликатными для вашей слуховой внимательности и, следовательно, не очевидными. Вы также можете удивиться, что ваши ощущения тонального цвета будут схожими с ощущениями других людей с цветным слухом, они не обязаны быть сугубо личными и уникальными.

Хотя восприятие звукового цвета относится к психической деятельности (как и все другие ощущения), оно не основано на персональных отличительных чертах, которые сознание приписывает к тонам (как полагают некоторые музыкальные психологи). Визуальное восприятие «голубого» также находится только в рамках сознания, объективно «голубой» является просто волновой частотой, но мы распознаем этот «сознательно голубой» цвет с помощью чувств.

Таким же образом, владение цветным слухом лежит на поверхности глубокого чувственного восприятия. Однако перед тем как вы слышите абстрактное значение тонального цвета, вы можете применять предварительное «воображение» этого цвета. Это хорошо, позвольте своему воображению выложиться полностью, исчерпаться. По мере продвижения в упражнениях, персональные представления о звуковых цветах постепенно отойдут для более чистых и четких ощущений.

В дополнение к 20-ти минутам называния нот со сменой мест с партнером, мы теперь добавим новый компонент упражнения – пение нот. Один человек будет называть одну из четырех нот, используемых нами в этом упражнении, а второй будет стараться спеть эту ноту.

Например, ваш партнер называет ноту C. Постарайтесь представить цвет C в уме, а затем спеть ноту. Думайте о тоне перед пением, чтобы избежать подбора нужной высоты голосом на сколько это возможно (обращайтесь с вокальным интонированием так же как с абсолютным слухом). Играйте каждый тон после пения, чтобы оценить, насколько точны вы были. Выполняйте данный прием в течении 2-х минут перед выполнения называния нот на слух. Поменяйтесь со своим партнером для дополнительных 2-х минут.

С этим дополнением мы делаем первые шаги в развитии слуховой памяти. Т.к. слуховая память является серьезным навыком, вы можете удивляться, почему мы затронули ее так рано. На данном этапе тональные цвета будут еще не совсем чистыми для вашего восприятия, не говоря уже про их запоминание! Тем не менее, просто попытки петь эти ноты как можно осознанней помогут развитию более глубоких тональных ощущений. Это слуховое внимание к тону, которое неуклонно выливается в лучшее восприятие данного тона. Точно, как если бы слух развивался с помощью неглубоких звуковых значений, с целью погружения вглубь и улучшения распознавания. Проходя через самые высокие уровни развития цветного слуха таким способом, вы раскрываете отличный путь для их реализации.

Вот еще одно небольшое дополнение ко всем будущим занятиям: во время начала занятий, выберите какой либо тон и без напряжения представьте, как он звучит. Затем постарайтесь спеть этот тон, не слушая другой. Сравните, кто оказался более точным: вы или ваш партнер. Но не расстраивайтесь, если сразу не получится! Слуховая память может более-менее проявиться только при серьезных продвижениях в выполнении упражнений и обретении хорошо развитого цветного слуха. Если вы попытаетесь запомнить тональный цвет, который слышите недостаточно четко, вы не сможете добиться точности. Но смысл в следующем: стараясь представить, как звучит тон, вы заставляете свой слух трудиться в попытках определить цвет тона. Делая это легко и непринужденно, не волнуясь о допускаемых неточностях, вы начнете углублять свой слух в новые измерения естественным путем.

Общее время для данного упражнения составляет 25 минут. Тренируйтесь в назывании нот, так же как и в последнем упражнении. Старайтесь не петь тоны при этом. Обязательно повторно слушайте тоны, в назывании которых вы ошиблись. Слушайте цвет бесхитростно, не пытайтесь запоминать высоту тона. Продолжайте после того, как будете правильно называть требуемые ноты в 95% случаев.

Упражнение №5

Заметка: Музыканты, не использующие пианино для тренировок, и не имеющие возможности играть аккорды на своих инструментах переходите сразу к Упражнению №7. Занимайтесь таким же образом, но пропускайте инструкции относительно оценки аккордов на слух. Занятие в итоге будет занимать около 15 минут. Не стоит тренироваться больше установленного времени, но если хотите, то можно делать две тренировки в день с перерывом на минимум несколько часов.

Начинайте занятие, выбрав ноту дл<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.