Особняком стоят исключительно любопытные — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особняком стоят исключительно любопытные

2020-01-13 116
Особняком стоят исключительно любопытные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи ­ вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.

Изображения фантастических зверей часто не ­ верно интерпретируют, усматривая в хитроспле ­ тениях перекрывающихся линий несуществую ­ щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая

ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи ­ вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.

Изображения фантастических зверей часто не ­ верно интерпретируют, усматривая в хитроспле ­ тениях перекрывающихся линий несуществую ­ щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая позиции с другими объектами. Женские изобра ­ жения в стилевом и возрастном отношении рас ­ падаются на две группы. Первая, по возрасту более древняя группа включает выполненные в реалистическом стиле женские статуэтки (так называемые,,венеры “), рельефы и т. д. Возраст памятников этой группы — ориньяк, Граветт, Павлов, вплоть до солютре, а в исключительных случаях даже ранний мадлен (Англь-сюр-Англен - мадлен III, Ла Мадлен — средний мадлен).

Вторая, более поздняя группа находок относится к мадлену, особенно к его зрелой фазе. Сюда относятся преимущественно стилизованные вы ­ гравированные в профиль фигуры, как правило, с легким наклоном вперед; в своем большинстве это памятники искусства малых форм, реже гравюры на стенах пещер (рис. 589).

Одновременно с фигурками „ венер “ из первой группы нередко попадаются и очень стилизован ­ ные изображения женского знака пола (рис. 590 —592). Из украинской стоянки Костенки I, где был раскопан ряд совершенных женских статуэ ­ ток, известно также несколько мелких скульп ­ тур, вырезанных в мягком камне. Одна сторона этих поделок округла, а с другой плоской сторо ­ ны проделано отверстие, несомненно символизи ­ рующее вульву. В хорошо датированных куль ­ турных слоях пещер Абри Селье (ориньяк I) и Ла Феррасси (Ориньяк II) на каменных обломках также можно встретить выгравированное изоб ­ ражение влагалища.

У наиболее старых скульптур, гравюр и релье ­ фов хорошо различимы профиль и фас. Худож ­ ник, как правило, избегал передавать детали лица, оставляя его плоским, как на рельефе из Лоссель (рис. 593), или схематизированно наме ­ чая его черты как у „ Вестоницкой венерьГ ‘.

Иногда художник придавал голове такой наклон, при котором лицо оказывалось как бы в тени и не требовало дальнейшей проработки (например, „ Виллендорфская венера “) (рис. 594 —596). Го h аздо реже встречаются фигурки с реалистичес ­ ким и детализированным исполнением лица. И с ­ ключение в этом смысле представляет голова женщины из стоянки Дольни Вестонице (рис. 597 —598). Статуэтки с отчетливо намеченными деталями лица встречены также на стоянках Южной Сибири (рис. 599 —600), но сибирские стоянки, надо думать, по возрасту не соответ ­ ствуют ориньяку — граветту в Европе. Они значительно моложе и принадлежат к другой культурной и психологическо-религиозной области.

Для второго более позднего типа характерны стилизованные женские фигуры с массивными, тучными бедрами. Руки и ноги у них предельно упрощены или вовсе отсутствуют. Груди, если они вообще выделены (как в пещере Пеш-Мерль), бывают обычно большими и отвислыми, покоя ­ щиеся на выступающем вперед объемистом животе. Трудно установить возраст гравюр на потолке пещеры Пеш-Мерль. На основании сравнения с соседними „ звериными 44 гравюрами некоторые исследователи относят их к позднему солютре или раннему мадлену.

Другие типичные для мадленского временигравюры на камне происходят из пещеры Ла Рош Лалэнд (рис. 601). Здесь с использованием одной и той ж е техники изображена целая группа фигур. Это свидетельствует о том, что в данном случае мы имеем дело со сложившимся стилем.

Для всех фигур характерно наличие поперечной бороздки в нижней части живота, смысл которой трудно понять. Ряд аналогичных насечек обнару ­ жил позднее на каменных обломках немецкий археолог Босински при раскопках мадленской стоянки Гёнерсдорф в долине Рейна. В пещере Пеш-Мерль имеются также простые контурные рисунки, выполненные красной краской и по сюжетам подобные вышеупомянутым гравиров ­ кам. Все эти изображения сильно схематизирова ­ ны и напоминают тела некоторых животных, например лошади, бизона, мамонта. Надо пола ­ гать, что это не случайное сходство. К этой группе относится и менее известная гравюра из Комбарелль (рис. 602).

В самом конце позднепалеолитического периода в глубине пещер, в труднодоступных местах, стали создаваться так называемые,,святилища “ — углубления, никогда не служившие местом обитания человека и специально предназначав ­ шиеся для нанесения на стены различных изобра ­ жений. Женские фигуры здесь встречаются срав ­ нительно редко, более старый тип изображений вообщ е отсутствует, гравированное изображе ­ ние женского полового знака известно из немно ­ гочисленных местонахождений (Комбарелль, Ар- си-сю р-Кю р, Пергонссе, Гаргас, Бедейяк и др.).

Барельефное изображение двух отдыхающих женских фигур в пещере Ла Мадлен поражает своим „ модернизмом 44, но по технике исполнения оно не отличается от подобных барельефов данной культурной области. В Англь-сюр-Аи- глен представлены лишь нижние части трех женских тел с четко указанным лобковым треу ­ гольником и отверстием влагалища. К тому же типу относятся гравировки из Арси-сюр-Кюр, Комбарелль, Пергонссе и других пещер, с той только разницей, что там художники ограничи ­ лись только передачей лобкого треугольника без дальнейшей детализации. Двойная фигура из Лоссель (рис. 603) — барельеф на плитке извест ­ няка — представляет, по всей вероятности, сцену полового акта. Верхнее женское изображение проработано более четко, на нем можно разли ­ чить руки, голову, груди, живот и пупок. Нижнее изображение сохранилось не полностью: это голова и верхняя часть торса без каких-либо деталей, поэтому такое истолкование сцены остается спорным. А ббат Брейль опубликовал две фигуры, выгравированные на стенке пещеры Комбарель. У большей фигуры указан мужской половой орган в состоянии эрекции; задняя часть перекрыта другой, меньших размеров, фигурой, повернутой задом к первой и имеющей намек на женскую грудь. О бе фигуры представлены в ха ­ рактерном наклоне вперед (рис. 604). Эту сцену принято толковать как половой акт, но Леруа- Гуран после тщательного изучения предполо ­ жил, что большая гравюра представляет собой

задние части двух различных животных, пере ­ крытые переплетением не поддающихся истолко ­ ванию линий, которые и вызывают ложное представление о двух человеческих фигурах.

Трудно судить, кто из двух авторов прав. Этот случай наглядно показывает, сколь нелегка ин ­ терпретация некоторых сложных изображений.

В специальной литературе в свое время много спорили о стеатопигии (т. е. о чрезмерном отло ­ жении жиров в ягодичной области), типичной для женских статуэток ориньякско-граветтийского времени. Сравнительный анализ всех находок, которыми сегодня располагают ученые, позво ­

ляет разделить все статуэтки по конституции на два типа: тучный тип, изображающий женщину расширенных и укороченных пропорций, по форме приближающуюся к эллипсоиду, и худо ­ щавый тип, изображающий женщину вытянутых, стройных пропорций, как бы вписывающуюся в цилиндр или вырезанную из прямой ветки дерева. Первый тип известен из Ментона (рис. 605), Леспюг (рис. 606 —607), Савиньяно (рис. 608 —609), Виллендорфа, Гримальди, До л ни Вес- тонице, Костенок и Гагарина на Украине. Вто ­ рой тип свойственен фигуркам из Верхней Ло- жери, Гагарина и сибирской стоянке Маль

(610—612). В Мальте встречаются также фигур ­ ки тучного типа, однако они двусторонне упло ­ щены и слабо моделированы. Тучные фигурки не носят признаков, свойственных исключительно стеатопигии, толщина здесь скорее является ре ­ зультатом художественной гиперболизации и, возможно, противоречит анатомической дей ­ ствительности. Делать на основании художест ­ венного преувеличения вывод о существовании у палеолитических женщин стеатопигии как па ­ тологического или расового признака было бы по меньшей мере опрометчиво. Ведь при нелег ­ кой жизни древних людей только лучшие охот ­ ники могли позволить себе роскошь иметь тол ­ стых жен — это требовало постоянного достатка пищи. Надо думать, что тучность была тогда нечастым явлением и являлась скорее символом благосостояния (рис. 613). На наш взгляд, это наиболее естественное объяснение происхожде ­ ния этих дородных ископаемых „ венер “.

Второй, стройный тип встречается на многих сибирских и европейских стоянках, нередко впе ­ ремежку с массивными статуэтками. Этот тип встречен в Гагарине и Авдееве (рис. 614) на Украине, равно как и в Брассемпуи и Абри Пато в Западной Франции.

Женщины изображались, как правило, обнажен ­ ными (рис. 615), только у „ венеры “ из Леспюг сдали изображено что-то вроде полоски одежды, идущей от пояса вниз, но далеко не прикрываю ­ щей преувеличенные выступы ягодиц. На двух

статуэтках из Костенок изображено нечто вроде пояска с узором, на одной из них имеется лента или пояс, охватывающий стан под грудью. Любо ­ пытна аналогия между „ Виллендорфской вене- рой “ и мелкой фигуркой из Гагарина. У обеих один и тот же поворот головы, те же формы тела, так же сложены руки на груди и похожая причес ­ ка. По-видимому, здесь мы имеем дело с анало ­ гичными стилевыми и эстетическими представ ­ лениями одного культурного периода и одного круга культурных традиций.

С западноевропейскими схематизированными гравюрами женщин из Ла Рош Лаленд, Ком ­ барелль, Гённерсдорфа и т. д. схожи цен ­ тральноевропейские магдаленские пластики из пещеры Пекарна в Моравии, из Петерсфельса (ФРГ) и из Небры, Гарсица и Олкница (ГДР).

Эти крайне стилизованные изображения (рис. 616 —617) напоминают западноевропейские так называемые клавиформные обозначения (похо ­ жие на нотные знаки или особый музыкальный ключ). Из трех стилизованных фигур из Олкни ­ ца, Гарсица и Небры (рис. 618 —620) две чисто

378

клавиформны, а третья — также клавиформная - имеет явно моделированную грудь, что свиде ­ тельствует о том, что клавиформные знаки во многих мадленских пещерах Западной Европы действительно являются женскими символами (рис. 621). Любопытные стилизации женской фигуры известны также из Бельгии (рис. 622) и из украинской стоянки Мезин (рис. 623). П о интерпретации 3. А. Абрамовой одни мезинские скульптуры представляют птицы, другие — фал ­ лические фигурки (рис. 624 —630). Близкое зна ­ комство с центральноевропейскими стилизован ­ ными пластинками и западноевропейскими гравюрами и символами не оставляет сомнений в том, что перед нами антропоморфные фигурки.

На их передней стороне часто обозначен треу ­ гольник лона, а на задней стороне имеется вы ­ ступ (подобный выступу у центральноевропей ­ ских статуэток), изображающий собой не что иное как ягодицы.

К этой группе центральноевропейских стилизо ­ ванных фигурок примыкают и крайне условные резные поделки из Красного Яра. В них можно видеть отдаленные аналогии с грубо оббитой женской статуэткой из Бурети, имеющей тот ж е, хотя и несколько более тщательно моделирован ­ ный профиль. В ее угловатых очертаниях наме ­ чаются голова, руки, ноги и туловище. Для профиля обеих фигурок характерен высоко по ­ саженный ягодичный выступ. Особенностью не ­ которых фигурок из Бурети и Мальты (рис. 631 —632) является сплошной орнамент, изобра ­ жающий одежду. Большое внимание уделялось головкам сибирских статуэток, в ряде случаев они покрыты разнообразным орнаментом в виде волнистых линий, бороздок и полулунных выре ­ зов, образующих замысловатые узоры, которые, видимо, должны изображать нечто вроде капю ­ шона. В целом одежда напоминает меховой „ комбинезон “ эскимосов — анорак (рис. 633).

Особый интерес представляют крупные женские фигурки из украинских стоянок Авдеево и Ели ­ сеевичи (рис. 634 —635). Хотя на фигурке из Елисеевичей и хорошо просматривается грудь, все ж е верхняя часть тела моделирована гораздо более небрежно, чем нижняя половина. Ниже пояса фигура, хотя и не теряет пропорций, но становится более массивной (особенно преувели ­ чена толщина ног) и напоминает некоторые европейские неолитические поделки (рис. 636), в частности центральноевропейские фигурки из круга трипольской культуры (Кукутени в Румы ­ нии) или памятники моравской расписной куль ­ туры, например,,,венеры “ из стоянок Глубоке Машувки или из Стржелице (рис. 637 —638).

Из Костенок I, откуда происходят многочислен ­ ные реалистические изображения женского образа, известны также явные карикатуры чело ­ веческих или человекоподобных головок, выре ­ занных из мягкого камня. Они чем-то отдаленно напоминают западноевропейские мадленские фантастические гравюры голов и лиц (рис. 6 3 9-640).

ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи ­ вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.

Изображения фантастических зверей часто не ­ верно интерпретируют, усматривая в хитроспле ­ тениях перекрывающихся линий несуществую ­ щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая

ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи ­ вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.

Изображения фантастических зверей часто не ­ верно интерпретируют, усматривая в хитроспле ­ тениях перекрывающихся линий несуществую ­ щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая позиции с другими объектами. Женские изобра ­ жения в стилевом и возрастном отношении рас ­ падаются на две группы. Первая, по возрасту более древняя группа включает выполненные в реалистическом стиле женские статуэтки (так называемые,,венеры “), рельефы и т. д. Возраст памятников этой группы — ориньяк, Граветт, Павлов, вплоть до солютре, а в исключительных случаях даже ранний мадлен (Англь-сюр-Англен - мадлен III, Ла Мадлен — средний мадлен).

Вторая, более поздняя группа находок относится к мадлену, особенно к его зрелой фазе. Сюда относятся преимущественно стилизованные вы ­ гравированные в профиль фигуры, как правило, с легким наклоном вперед; в своем большинстве это памятники искусства малых форм, реже гравюры на стенах пещер (рис. 589).

Одновременно с фигурками „ венер “ из первой группы нередко попадаются и очень стилизован ­ ные изображения женского знака пола (рис. 590 —592). Из украинской стоянки Костенки I, где был раскопан ряд совершенных женских статуэ ­ ток, известно также несколько мелких скульп ­ тур, вырезанных в мягком камне. Одна сторона этих поделок округла, а с другой плоской сторо ­ ны проделано отверстие, несомненно символизи ­ рующее вульву. В хорошо датированных куль ­ турных слоях пещер Абри Селье (ориньяк I) и Ла Феррасси (Ориньяк II) на каменных обломках также можно встретить выгравированное изоб ­ ражение влагалища.

У наиболее старых скульптур, гравюр и релье ­ фов хорошо различимы профиль и фас. Худож ­ ник, как правило, избегал передавать детали лица, оставляя его плоским, как на рельефе из Лоссель (рис. 593), или схематизированно наме ­ чая его черты как у „ Вестоницкой венерьГ ‘.

Иногда художник придавал голове такой наклон, при котором лицо оказывалось как бы в тени и не требовало дальнейшей проработки (например, „ Виллендорфская венера “) (рис. 594 —596). Го h аздо реже встречаются фигурки с реалистичес ­ ким и детализированным исполнением лица. И с ­ ключение в этом смысле представляет голова женщины из стоянки Дольни Вестонице (рис. 597 —598). Статуэтки с отчетливо намеченными деталями лица встречены также на стоянках Южной Сибири (рис. 599 —600), но сибирские стоянки, надо думать, по возрасту не соответ ­ ствуют ориньяку — граветту в Европе. Они значительно моложе и принадлежат к другой культурной и психологическо-религиозной области.

Для второго более позднего типа характерны стилизованные женские фигуры с массивными, тучными бедрами. Руки и ноги у них предельно упрощены или вовсе отсутствуют. Груди, если они вообще выделены (как в пещере Пеш-Мерль), бывают обычно большими и отвислыми, покоя ­ щиеся на выступающем вперед объемистом животе. Трудно установить возраст гравюр на потолке пещеры Пеш-Мерль. На основании сравнения с соседними „ звериными 44 гравюрами некоторые исследователи относят их к позднему солютре или раннему мадлену.

Другие типичные для мадленского временигравюры на камне происходят из пещеры Ла Рош Лалэнд (рис. 601). Здесь с использованием одной и той ж е техники изображена целая группа фигур. Это свидетельствует о том, что в данном случае мы имеем дело со сложившимся стилем.

Для всех фигур характерно наличие поперечной бороздки в нижней части живота, смысл которой трудно понять. Ряд аналогичных насечек обнару ­ жил позднее на каменных обломках немецкий археолог Босински при раскопках мадленской стоянки Гёнерсдорф в долине Рейна. В пещере Пеш-Мерль имеются также простые контурные рисунки, выполненные красной краской и по сюжетам подобные вышеупомянутым гравиров ­ кам. Все эти изображения сильно схематизирова ­ ны и напоминают тела некоторых животных, например лошади, бизона, мамонта. Надо пола ­ гать, что это не случайное сходство. К этой группе относится и менее известная гравюра из Комбарелль (рис. 602).

В самом конце позднепалеолитического периода в глубине пещер, в труднодоступных местах, стали создаваться так называемые,,святилища “ — углубления, никогда не служившие местом обитания человека и специально предназначав ­ шиеся для нанесения на стены различных изобра ­ жений. Женские фигуры здесь встречаются срав ­ нительно редко, более старый тип изображений вообщ е отсутствует, гравированное изображе ­ ние женского полового знака известно из немно ­ гочисленных местонахождений (Комбарелль, Ар- си-сю р-Кю р, Пергонссе, Гаргас, Бедейяк и др.).

Барельефное изображение двух отдыхающих женских фигур в пещере Ла Мадлен поражает своим „ модернизмом 44, но по технике исполнения оно не отличается от подобных барельефов данной культурной области. В Англь-сюр-Аи- глен представлены лишь нижние части трех женских тел с четко указанным лобковым треу ­ гольником и отверстием влагалища. К тому же типу относятся гравировки из Арси-сюр-Кюр, Комбарелль, Пергонссе и других пещер, с той только разницей, что там художники ограничи ­ лись только передачей лобкого треугольника без дальнейшей детализации. Двойная фигура из Лоссель (рис. 603) — барельеф на плитке извест ­ няка — представляет, по всей вероятности, сцену полового акта. Верхнее женское изображение проработано более четко, на нем можно разли ­ чить руки, голову, груди, живот и пупок. Нижнее изображение сохранилось не полностью: это голова и верхняя часть торса без каких-либо деталей, поэтому такое истолкование сцены остается спорным. А ббат Брейль опубликовал две фигуры, выгравированные на стенке пещеры Комбарель. У большей фигуры указан мужской половой орган в состоянии эрекции; задняя часть перекрыта другой, меньших размеров, фигурой, повернутой задом к первой и имеющей намек на женскую грудь. О бе фигуры представлены в ха ­ рактерном наклоне вперед (рис. 604). Эту сцену принято толковать как половой акт, но Леруа- Гуран после тщательного изучения предполо ­ жил, что большая гравюра представляет собой

задние части двух различных животных, пере ­ крытые переплетением не поддающихся истолко ­ ванию линий, которые и вызывают ложное представление о двух человеческих фигурах.

Трудно судить, кто из двух авторов прав. Этот случай наглядно показывает, сколь нелегка ин ­ терпретация некоторых сложных изображений.

В специальной литературе в свое время много спорили о стеатопигии (т. е. о чрезмерном отло ­ жении жиров в ягодичной области), типичной для женских статуэток ориньякско-граветтийского времени. Сравнительный анализ всех находок, которыми сегодня располагают ученые, позво ­

ляет разделить все статуэтки по конституции на два типа: тучный тип, изображающий женщину расширенных и укороченных пропорций, по форме приближающуюся к эллипсоиду, и худо ­ щавый тип, изображающий женщину вытянутых, стройных пропорций, как бы вписывающуюся в цилиндр или вырезанную из прямой ветки дерева. Первый тип известен из Ментона (рис. 605), Леспюг (рис. 606 —607), Савиньяно (рис. 608 —609), Виллендорфа, Гримальди, До л ни Вес- тонице, Костенок и Гагарина на Украине. Вто ­ рой тип свойственен фигуркам из Верхней Ло- жери, Гагарина и сибирской стоянке Маль

(610—612). В Мальте встречаются также фигур ­ ки тучного типа, однако они двусторонне упло ­ щены и слабо моделированы. Тучные фигурки не носят признаков, свойственных исключительно стеатопигии, толщина здесь скорее является ре ­ зультатом художественной гиперболизации и, возможно, противоречит анатомической дей ­ ствительности. Делать на основании художест ­ венного преувеличения вывод о существовании у палеолитических женщин стеатопигии как па ­ тологического или расового признака было бы по меньшей мере опрометчиво. Ведь при нелег ­ кой жизни древних людей только лучшие охот ­ ники могли позволить себе роскошь иметь тол ­ стых жен — это требовало постоянного достатка пищи. Надо думать, что тучность была тогда нечастым явлением и являлась скорее символом благосостояния (рис. 613). На наш взгляд, это наиболее естественное объяснение происхожде ­ ния этих дородных ископаемых „ венер “.

Второй, стройный тип встречается на многих сибирских и европейских стоянках, нередко впе ­ ремежку с массивными статуэтками. Этот тип встречен в Гагарине и Авдееве (рис. 614) на Украине, равно как и в Брассемпуи и Абри Пато в Западной Франции.

Женщины изображались, как правило, обнажен ­ ными (рис. 615), только у „ венеры “ из Леспюг сдали изображено что-то вроде полоски одежды, идущей от пояса вниз, но далеко не прикрываю ­ щей преувеличенные выступы ягодиц. На двух

статуэтках из Костенок изображено нечто вроде пояска с узором, на одной из них имеется лента или пояс, охватывающий стан под грудью. Любо ­ пытна аналогия между „ Виллендорфской вене- рой “ и мелкой фигуркой из Гагарина. У обеих один и тот же поворот головы, те же формы тела, так же сложены руки на груди и похожая причес ­ ка. По-видимому, здесь мы имеем дело с анало ­ гичными стилевыми и эстетическими представ ­ лениями одного культурного периода и одного круга культурных традиций.

С западноевропейскими схематизированными гравюрами женщин из Ла Рош Лаленд, Ком ­ барелль, Гённерсдорфа и т. д. схожи цен ­ тральноевропейские магдаленские пластики из пещеры Пекарна в Моравии, из Петерсфельса (ФРГ) и из Небры, Гарсица и Олкница (ГДР).

Эти крайне стилизованные изображения (рис. 616 —617) напоминают западноевропейские так называемые клавиформные обозначения (похо ­ жие на нотные знаки или особый музыкальный ключ). Из трех стилизованных фигур из Олкни ­ ца, Гарсица и Небры (рис. 618 —620) две чисто

378

клавиформны, а третья — также клавиформная - имеет явно моделированную грудь, что свиде ­ тельствует о том, что клавиформные знаки во многих мадленских пещерах Западной Европы действительно являются женскими символами (рис. 621). Любопытные стилизации женской фигуры известны также из Бельгии (рис. 622) и из украинской стоянки Мезин (рис. 623). П о интерпретации 3. А. Абрамовой одни мезинские скульптуры представляют птицы, другие — фал ­ лические фигурки (рис. 624 —630). Близкое зна ­ комство с центральноевропейскими стилизован ­ ными пластинками и западноевропейскими гравюрами и символами не оставляет сомнений в том, что перед нами антропоморфные фигурки.

На их передней стороне часто обозначен треу ­ гольник лона, а на задней стороне имеется вы ­ ступ (подобный выступу у центральноевропей ­ ских статуэток), изображающий собой не что иное как ягодицы.

К этой группе центральноевропейских стилизо ­ ванных фигурок примыкают и крайне условные резные поделки из Красного Яра. В них можно видеть отдаленные аналогии с грубо оббитой женской статуэткой из Бурети, имеющей тот ж е, хотя и несколько более тщательно моделирован ­ ный профиль. В ее угловатых очертаниях наме ­ чаются голова, руки, ноги и туловище. Для профиля обеих фигурок характерен высоко по ­ саженный ягодичный выступ. Особенностью не ­ которых фигурок из Бурети и Мальты (рис. 631 —632) является сплошной орнамент, изобра ­ жающий одежду. Большое внимание уделялось головкам сибирских статуэток, в ряде случаев они покрыты разнообразным орнаментом в виде волнистых линий, бороздок и полулунных выре ­ зов, образующих замысловатые узоры, которые, видимо, должны изображать нечто вроде капю ­ шона. В целом одежда напоминает меховой „ комбинезон “ эскимосов — анорак (рис. 633).

Особый интерес представляют крупные женские фигурки из украинских стоянок Авдеево и Ели ­ сеевичи (рис. 634 —635). Хотя на фигурке из Елисеевичей и хорошо просматривается грудь, все ж е верхняя часть тела моделирована гораздо более небрежно, чем нижняя половина. Ниже пояса фигура, хотя и не теряет пропорций, но становится более массивной (особенно преувели ­ чена толщина ног) и напоминает некоторые европейские неолитические поделки (рис. 636), в частности центральноевропейские фигурки из круга трипольской культуры (Кукутени в Румы ­ нии) или памятники моравской расписной куль ­ туры, например,,,венеры “ из стоянок Глубоке Машувки или из Стржелице (рис. 637 —638).

Из Костенок I, откуда происходят многочислен ­ ные реалистические изображения женского образа, известны также явные карикатуры чело ­ веческих или человекоподобных головок, выре ­ занных из мягкого камня. Они чем-то отдаленно напоминают западноевропейские мадленские фантастические гравюры голов и лиц (рис. 6 3 9-640).

Особняком стоят исключительно любопытные

изображения женщин из Пржедмости (павлов ­ ское время): схематизированная орнаментальная гравюра на обломке бивня мамонта (рис. 641) и пять грубо стилизованных фигурок, вырезан ­ ных из фаланг пальцев мамонта (рис. 642).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.