Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-01-13 | 116 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ
ИЗОБРАЖЕНИЯ
В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.
Изображения фантастических зверей часто не верно интерпретируют, усматривая в хитроспле тениях перекрывающихся линий несуществую щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая
ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ
ИЗОБРАЖЕНИЯ
В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.
Изображения фантастических зверей часто не верно интерпретируют, усматривая в хитроспле тениях перекрывающихся линий несуществую щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая позиции с другими объектами. Женские изобра жения в стилевом и возрастном отношении рас падаются на две группы. Первая, по возрасту более древняя группа включает выполненные в реалистическом стиле женские статуэтки (так называемые,,венеры “), рельефы и т. д. Возраст памятников этой группы — ориньяк, Граветт, Павлов, вплоть до солютре, а в исключительных случаях даже ранний мадлен (Англь-сюр-Англен - мадлен III, Ла Мадлен — средний мадлен).
|
Вторая, более поздняя группа находок относится к мадлену, особенно к его зрелой фазе. Сюда относятся преимущественно стилизованные вы гравированные в профиль фигуры, как правило, с легким наклоном вперед; в своем большинстве это памятники искусства малых форм, реже гравюры на стенах пещер (рис. 589).
Одновременно с фигурками „ венер “ из первой группы нередко попадаются и очень стилизован ные изображения женского знака пола (рис. 590 —592). Из украинской стоянки Костенки I, где был раскопан ряд совершенных женских статуэ ток, известно также несколько мелких скульп тур, вырезанных в мягком камне. Одна сторона этих поделок округла, а с другой плоской сторо ны проделано отверстие, несомненно символизи рующее вульву. В хорошо датированных куль турных слоях пещер Абри Селье (ориньяк I) и Ла Феррасси (Ориньяк II) на каменных обломках также можно встретить выгравированное изоб ражение влагалища.
У наиболее старых скульптур, гравюр и релье фов хорошо различимы профиль и фас. Худож ник, как правило, избегал передавать детали лица, оставляя его плоским, как на рельефе из Лоссель (рис. 593), или схематизированно наме чая его черты как у „ Вестоницкой венерьГ ‘.
Иногда художник придавал голове такой наклон, при котором лицо оказывалось как бы в тени и не требовало дальнейшей проработки (например, „ Виллендорфская венера “) (рис. 594 —596). Го h аздо реже встречаются фигурки с реалистичес ким и детализированным исполнением лица. И с ключение в этом смысле представляет голова женщины из стоянки Дольни Вестонице (рис. 597 —598). Статуэтки с отчетливо намеченными деталями лица встречены также на стоянках Южной Сибири (рис. 599 —600), но сибирские стоянки, надо думать, по возрасту не соответ ствуют ориньяку — граветту в Европе. Они значительно моложе и принадлежат к другой культурной и психологическо-религиозной области.
Для второго более позднего типа характерны стилизованные женские фигуры с массивными, тучными бедрами. Руки и ноги у них предельно упрощены или вовсе отсутствуют. Груди, если они вообще выделены (как в пещере Пеш-Мерль), бывают обычно большими и отвислыми, покоя щиеся на выступающем вперед объемистом животе. Трудно установить возраст гравюр на потолке пещеры Пеш-Мерль. На основании сравнения с соседними „ звериными 44 гравюрами некоторые исследователи относят их к позднему солютре или раннему мадлену.
|
Другие типичные для мадленского временигравюры на камне происходят из пещеры Ла Рош Лалэнд (рис. 601). Здесь с использованием одной и той ж е техники изображена целая группа фигур. Это свидетельствует о том, что в данном случае мы имеем дело со сложившимся стилем.
Для всех фигур характерно наличие поперечной бороздки в нижней части живота, смысл которой трудно понять. Ряд аналогичных насечек обнару жил позднее на каменных обломках немецкий археолог Босински при раскопках мадленской стоянки Гёнерсдорф в долине Рейна. В пещере Пеш-Мерль имеются также простые контурные рисунки, выполненные красной краской и по сюжетам подобные вышеупомянутым гравиров кам. Все эти изображения сильно схематизирова ны и напоминают тела некоторых животных, например лошади, бизона, мамонта. Надо пола гать, что это не случайное сходство. К этой группе относится и менее известная гравюра из Комбарелль (рис. 602).
В самом конце позднепалеолитического периода в глубине пещер, в труднодоступных местах, стали создаваться так называемые,,святилища “ — углубления, никогда не служившие местом обитания человека и специально предназначав шиеся для нанесения на стены различных изобра жений. Женские фигуры здесь встречаются срав нительно редко, более старый тип изображений вообщ е отсутствует, гравированное изображе ние женского полового знака известно из немно гочисленных местонахождений (Комбарелль, Ар- си-сю р-Кю р, Пергонссе, Гаргас, Бедейяк и др.).
Барельефное изображение двух отдыхающих женских фигур в пещере Ла Мадлен поражает своим „ модернизмом 44, но по технике исполнения оно не отличается от подобных барельефов данной культурной области. В Англь-сюр-Аи- глен представлены лишь нижние части трех женских тел с четко указанным лобковым треу гольником и отверстием влагалища. К тому же типу относятся гравировки из Арси-сюр-Кюр, Комбарелль, Пергонссе и других пещер, с той только разницей, что там художники ограничи лись только передачей лобкого треугольника без дальнейшей детализации. Двойная фигура из Лоссель (рис. 603) — барельеф на плитке извест няка — представляет, по всей вероятности, сцену полового акта. Верхнее женское изображение проработано более четко, на нем можно разли чить руки, голову, груди, живот и пупок. Нижнее изображение сохранилось не полностью: это голова и верхняя часть торса без каких-либо деталей, поэтому такое истолкование сцены остается спорным. А ббат Брейль опубликовал две фигуры, выгравированные на стенке пещеры Комбарель. У большей фигуры указан мужской половой орган в состоянии эрекции; задняя часть перекрыта другой, меньших размеров, фигурой, повернутой задом к первой и имеющей намек на женскую грудь. О бе фигуры представлены в ха рактерном наклоне вперед (рис. 604). Эту сцену принято толковать как половой акт, но Леруа- Гуран после тщательного изучения предполо жил, что большая гравюра представляет собой
|
задние части двух различных животных, пере крытые переплетением не поддающихся истолко ванию линий, которые и вызывают ложное представление о двух человеческих фигурах.
Трудно судить, кто из двух авторов прав. Этот случай наглядно показывает, сколь нелегка ин терпретация некоторых сложных изображений.
В специальной литературе в свое время много спорили о стеатопигии (т. е. о чрезмерном отло жении жиров в ягодичной области), типичной для женских статуэток ориньякско-граветтийского времени. Сравнительный анализ всех находок, которыми сегодня располагают ученые, позво
ляет разделить все статуэтки по конституции на два типа: тучный тип, изображающий женщину расширенных и укороченных пропорций, по форме приближающуюся к эллипсоиду, и худо щавый тип, изображающий женщину вытянутых, стройных пропорций, как бы вписывающуюся в цилиндр или вырезанную из прямой ветки дерева. Первый тип известен из Ментона (рис. 605), Леспюг (рис. 606 —607), Савиньяно (рис. 608 —609), Виллендорфа, Гримальди, До л ни Вес- тонице, Костенок и Гагарина на Украине. Вто рой тип свойственен фигуркам из Верхней Ло- жери, Гагарина и сибирской стоянке Маль
|
(610—612). В Мальте встречаются также фигур ки тучного типа, однако они двусторонне упло щены и слабо моделированы. Тучные фигурки не носят признаков, свойственных исключительно стеатопигии, толщина здесь скорее является ре зультатом художественной гиперболизации и, возможно, противоречит анатомической дей ствительности. Делать на основании художест венного преувеличения вывод о существовании у палеолитических женщин стеатопигии как па тологического или расового признака было бы по меньшей мере опрометчиво. Ведь при нелег кой жизни древних людей только лучшие охот ники могли позволить себе роскошь иметь тол стых жен — это требовало постоянного достатка пищи. Надо думать, что тучность была тогда нечастым явлением и являлась скорее символом благосостояния (рис. 613). На наш взгляд, это наиболее естественное объяснение происхожде ния этих дородных ископаемых „ венер “.
Второй, стройный тип встречается на многих сибирских и европейских стоянках, нередко впе ремежку с массивными статуэтками. Этот тип встречен в Гагарине и Авдееве (рис. 614) на Украине, равно как и в Брассемпуи и Абри Пато в Западной Франции.
Женщины изображались, как правило, обнажен ными (рис. 615), только у „ венеры “ из Леспюг сдали изображено что-то вроде полоски одежды, идущей от пояса вниз, но далеко не прикрываю щей преувеличенные выступы ягодиц. На двух
статуэтках из Костенок изображено нечто вроде пояска с узором, на одной из них имеется лента или пояс, охватывающий стан под грудью. Любо пытна аналогия между „ Виллендорфской вене- рой “ и мелкой фигуркой из Гагарина. У обеих один и тот же поворот головы, те же формы тела, так же сложены руки на груди и похожая причес ка. По-видимому, здесь мы имеем дело с анало гичными стилевыми и эстетическими представ лениями одного культурного периода и одного круга культурных традиций.
С западноевропейскими схематизированными гравюрами женщин из Ла Рош Лаленд, Ком барелль, Гённерсдорфа и т. д. схожи цен тральноевропейские магдаленские пластики из пещеры Пекарна в Моравии, из Петерсфельса (ФРГ) и из Небры, Гарсица и Олкница (ГДР).
Эти крайне стилизованные изображения (рис. 616 —617) напоминают западноевропейские так называемые клавиформные обозначения (похо жие на нотные знаки или особый музыкальный ключ). Из трех стилизованных фигур из Олкни ца, Гарсица и Небры (рис. 618 —620) две чисто
378
клавиформны, а третья — также клавиформная - имеет явно моделированную грудь, что свиде тельствует о том, что клавиформные знаки во многих мадленских пещерах Западной Европы действительно являются женскими символами (рис. 621). Любопытные стилизации женской фигуры известны также из Бельгии (рис. 622) и из украинской стоянки Мезин (рис. 623). П о интерпретации 3. А. Абрамовой одни мезинские скульптуры представляют птицы, другие — фал лические фигурки (рис. 624 —630). Близкое зна комство с центральноевропейскими стилизован ными пластинками и западноевропейскими гравюрами и символами не оставляет сомнений в том, что перед нами антропоморфные фигурки.
|
На их передней стороне часто обозначен треу гольник лона, а на задней стороне имеется вы ступ (подобный выступу у центральноевропей ских статуэток), изображающий собой не что иное как ягодицы.
К этой группе центральноевропейских стилизо ванных фигурок примыкают и крайне условные резные поделки из Красного Яра. В них можно видеть отдаленные аналогии с грубо оббитой женской статуэткой из Бурети, имеющей тот ж е, хотя и несколько более тщательно моделирован ный профиль. В ее угловатых очертаниях наме чаются голова, руки, ноги и туловище. Для профиля обеих фигурок характерен высоко по саженный ягодичный выступ. Особенностью не которых фигурок из Бурети и Мальты (рис. 631 —632) является сплошной орнамент, изобра жающий одежду. Большое внимание уделялось головкам сибирских статуэток, в ряде случаев они покрыты разнообразным орнаментом в виде волнистых линий, бороздок и полулунных выре зов, образующих замысловатые узоры, которые, видимо, должны изображать нечто вроде капю шона. В целом одежда напоминает меховой „ комбинезон “ эскимосов — анорак (рис. 633).
Особый интерес представляют крупные женские фигурки из украинских стоянок Авдеево и Ели сеевичи (рис. 634 —635). Хотя на фигурке из Елисеевичей и хорошо просматривается грудь, все ж е верхняя часть тела моделирована гораздо более небрежно, чем нижняя половина. Ниже пояса фигура, хотя и не теряет пропорций, но становится более массивной (особенно преувели чена толщина ног) и напоминает некоторые европейские неолитические поделки (рис. 636), в частности центральноевропейские фигурки из круга трипольской культуры (Кукутени в Румы нии) или памятники моравской расписной куль туры, например,,,венеры “ из стоянок Глубоке Машувки или из Стржелице (рис. 637 —638).
Из Костенок I, откуда происходят многочислен ные реалистические изображения женского образа, известны также явные карикатуры чело веческих или человекоподобных головок, выре занных из мягкого камня. Они чем-то отдаленно напоминают западноевропейские мадленские фантастические гравюры голов и лиц (рис. 6 3 9-640).
ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ
ИЗОБРАЖЕНИЯ
В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.
Изображения фантастических зверей часто не верно интерпретируют, усматривая в хитроспле тениях перекрывающихся линий несуществую щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая
ЗООМОРФНЫЕ И АНТРОПОМОРФНЫЕ
ИЗОБРАЖЕНИЯ
В палеолитическом искусстве часто приходится встречаться с фантастическими изображениями, несопоставимыми ни с одним из известных жи вых существ. Они бывают двух видов: одни зверообразны, но по форме и внешнему виду заметно отличаются от всех известных науке животных, других можно было бы принять за людей, если бы не множество звериных черт.
Изображения фантастических зверей часто не верно интерпретируют, усматривая в хитроспле тениях перекрывающихся линий несуществую щие детали. Типичным примером является гравюра из пещеры Пэр-нон-Пэр, получившая позиции с другими объектами. Женские изобра жения в стилевом и возрастном отношении рас падаются на две группы. Первая, по возрасту более древняя группа включает выполненные в реалистическом стиле женские статуэтки (так называемые,,венеры “), рельефы и т. д. Возраст памятников этой группы — ориньяк, Граветт, Павлов, вплоть до солютре, а в исключительных случаях даже ранний мадлен (Англь-сюр-Англен - мадлен III, Ла Мадлен — средний мадлен).
Вторая, более поздняя группа находок относится к мадлену, особенно к его зрелой фазе. Сюда относятся преимущественно стилизованные вы гравированные в профиль фигуры, как правило, с легким наклоном вперед; в своем большинстве это памятники искусства малых форм, реже гравюры на стенах пещер (рис. 589).
Одновременно с фигурками „ венер “ из первой группы нередко попадаются и очень стилизован ные изображения женского знака пола (рис. 590 —592). Из украинской стоянки Костенки I, где был раскопан ряд совершенных женских статуэ ток, известно также несколько мелких скульп тур, вырезанных в мягком камне. Одна сторона этих поделок округла, а с другой плоской сторо ны проделано отверстие, несомненно символизи рующее вульву. В хорошо датированных куль турных слоях пещер Абри Селье (ориньяк I) и Ла Феррасси (Ориньяк II) на каменных обломках также можно встретить выгравированное изоб ражение влагалища.
У наиболее старых скульптур, гравюр и релье фов хорошо различимы профиль и фас. Худож ник, как правило, избегал передавать детали лица, оставляя его плоским, как на рельефе из Лоссель (рис. 593), или схематизированно наме чая его черты как у „ Вестоницкой венерьГ ‘.
Иногда художник придавал голове такой наклон, при котором лицо оказывалось как бы в тени и не требовало дальнейшей проработки (например, „ Виллендорфская венера “) (рис. 594 —596). Го h аздо реже встречаются фигурки с реалистичес ким и детализированным исполнением лица. И с ключение в этом смысле представляет голова женщины из стоянки Дольни Вестонице (рис. 597 —598). Статуэтки с отчетливо намеченными деталями лица встречены также на стоянках Южной Сибири (рис. 599 —600), но сибирские стоянки, надо думать, по возрасту не соответ ствуют ориньяку — граветту в Европе. Они значительно моложе и принадлежат к другой культурной и психологическо-религиозной области.
Для второго более позднего типа характерны стилизованные женские фигуры с массивными, тучными бедрами. Руки и ноги у них предельно упрощены или вовсе отсутствуют. Груди, если они вообще выделены (как в пещере Пеш-Мерль), бывают обычно большими и отвислыми, покоя щиеся на выступающем вперед объемистом животе. Трудно установить возраст гравюр на потолке пещеры Пеш-Мерль. На основании сравнения с соседними „ звериными 44 гравюрами некоторые исследователи относят их к позднему солютре или раннему мадлену.
Другие типичные для мадленского временигравюры на камне происходят из пещеры Ла Рош Лалэнд (рис. 601). Здесь с использованием одной и той ж е техники изображена целая группа фигур. Это свидетельствует о том, что в данном случае мы имеем дело со сложившимся стилем.
Для всех фигур характерно наличие поперечной бороздки в нижней части живота, смысл которой трудно понять. Ряд аналогичных насечек обнару жил позднее на каменных обломках немецкий археолог Босински при раскопках мадленской стоянки Гёнерсдорф в долине Рейна. В пещере Пеш-Мерль имеются также простые контурные рисунки, выполненные красной краской и по сюжетам подобные вышеупомянутым гравиров кам. Все эти изображения сильно схематизирова ны и напоминают тела некоторых животных, например лошади, бизона, мамонта. Надо пола гать, что это не случайное сходство. К этой группе относится и менее известная гравюра из Комбарелль (рис. 602).
В самом конце позднепалеолитического периода в глубине пещер, в труднодоступных местах, стали создаваться так называемые,,святилища “ — углубления, никогда не служившие местом обитания человека и специально предназначав шиеся для нанесения на стены различных изобра жений. Женские фигуры здесь встречаются срав нительно редко, более старый тип изображений вообщ е отсутствует, гравированное изображе ние женского полового знака известно из немно гочисленных местонахождений (Комбарелль, Ар- си-сю р-Кю р, Пергонссе, Гаргас, Бедейяк и др.).
Барельефное изображение двух отдыхающих женских фигур в пещере Ла Мадлен поражает своим „ модернизмом 44, но по технике исполнения оно не отличается от подобных барельефов данной культурной области. В Англь-сюр-Аи- глен представлены лишь нижние части трех женских тел с четко указанным лобковым треу гольником и отверстием влагалища. К тому же типу относятся гравировки из Арси-сюр-Кюр, Комбарелль, Пергонссе и других пещер, с той только разницей, что там художники ограничи лись только передачей лобкого треугольника без дальнейшей детализации. Двойная фигура из Лоссель (рис. 603) — барельеф на плитке извест няка — представляет, по всей вероятности, сцену полового акта. Верхнее женское изображение проработано более четко, на нем можно разли чить руки, голову, груди, живот и пупок. Нижнее изображение сохранилось не полностью: это голова и верхняя часть торса без каких-либо деталей, поэтому такое истолкование сцены остается спорным. А ббат Брейль опубликовал две фигуры, выгравированные на стенке пещеры Комбарель. У большей фигуры указан мужской половой орган в состоянии эрекции; задняя часть перекрыта другой, меньших размеров, фигурой, повернутой задом к первой и имеющей намек на женскую грудь. О бе фигуры представлены в ха рактерном наклоне вперед (рис. 604). Эту сцену принято толковать как половой акт, но Леруа- Гуран после тщательного изучения предполо жил, что большая гравюра представляет собой
задние части двух различных животных, пере крытые переплетением не поддающихся истолко ванию линий, которые и вызывают ложное представление о двух человеческих фигурах.
Трудно судить, кто из двух авторов прав. Этот случай наглядно показывает, сколь нелегка ин терпретация некоторых сложных изображений.
В специальной литературе в свое время много спорили о стеатопигии (т. е. о чрезмерном отло жении жиров в ягодичной области), типичной для женских статуэток ориньякско-граветтийского времени. Сравнительный анализ всех находок, которыми сегодня располагают ученые, позво
ляет разделить все статуэтки по конституции на два типа: тучный тип, изображающий женщину расширенных и укороченных пропорций, по форме приближающуюся к эллипсоиду, и худо щавый тип, изображающий женщину вытянутых, стройных пропорций, как бы вписывающуюся в цилиндр или вырезанную из прямой ветки дерева. Первый тип известен из Ментона (рис. 605), Леспюг (рис. 606 —607), Савиньяно (рис. 608 —609), Виллендорфа, Гримальди, До л ни Вес- тонице, Костенок и Гагарина на Украине. Вто рой тип свойственен фигуркам из Верхней Ло- жери, Гагарина и сибирской стоянке Маль
(610—612). В Мальте встречаются также фигур ки тучного типа, однако они двусторонне упло щены и слабо моделированы. Тучные фигурки не носят признаков, свойственных исключительно стеатопигии, толщина здесь скорее является ре зультатом художественной гиперболизации и, возможно, противоречит анатомической дей ствительности. Делать на основании художест венного преувеличения вывод о существовании у палеолитических женщин стеатопигии как па тологического или расового признака было бы по меньшей мере опрометчиво. Ведь при нелег кой жизни древних людей только лучшие охот ники могли позволить себе роскошь иметь тол стых жен — это требовало постоянного достатка пищи. Надо думать, что тучность была тогда нечастым явлением и являлась скорее символом благосостояния (рис. 613). На наш взгляд, это наиболее естественное объяснение происхожде ния этих дородных ископаемых „ венер “.
Второй, стройный тип встречается на многих сибирских и европейских стоянках, нередко впе ремежку с массивными статуэтками. Этот тип встречен в Гагарине и Авдееве (рис. 614) на Украине, равно как и в Брассемпуи и Абри Пато в Западной Франции.
Женщины изображались, как правило, обнажен ными (рис. 615), только у „ венеры “ из Леспюг сдали изображено что-то вроде полоски одежды, идущей от пояса вниз, но далеко не прикрываю щей преувеличенные выступы ягодиц. На двух
статуэтках из Костенок изображено нечто вроде пояска с узором, на одной из них имеется лента или пояс, охватывающий стан под грудью. Любо пытна аналогия между „ Виллендорфской вене- рой “ и мелкой фигуркой из Гагарина. У обеих один и тот же поворот головы, те же формы тела, так же сложены руки на груди и похожая причес ка. По-видимому, здесь мы имеем дело с анало гичными стилевыми и эстетическими представ лениями одного культурного периода и одного круга культурных традиций.
С западноевропейскими схематизированными гравюрами женщин из Ла Рош Лаленд, Ком барелль, Гённерсдорфа и т. д. схожи цен тральноевропейские магдаленские пластики из пещеры Пекарна в Моравии, из Петерсфельса (ФРГ) и из Небры, Гарсица и Олкница (ГДР).
Эти крайне стилизованные изображения (рис. 616 —617) напоминают западноевропейские так называемые клавиформные обозначения (похо жие на нотные знаки или особый музыкальный ключ). Из трех стилизованных фигур из Олкни ца, Гарсица и Небры (рис. 618 —620) две чисто
378
клавиформны, а третья — также клавиформная - имеет явно моделированную грудь, что свиде тельствует о том, что клавиформные знаки во многих мадленских пещерах Западной Европы действительно являются женскими символами (рис. 621). Любопытные стилизации женской фигуры известны также из Бельгии (рис. 622) и из украинской стоянки Мезин (рис. 623). П о интерпретации 3. А. Абрамовой одни мезинские скульптуры представляют птицы, другие — фал лические фигурки (рис. 624 —630). Близкое зна комство с центральноевропейскими стилизован ными пластинками и западноевропейскими гравюрами и символами не оставляет сомнений в том, что перед нами антропоморфные фигурки.
На их передней стороне часто обозначен треу гольник лона, а на задней стороне имеется вы ступ (подобный выступу у центральноевропей ских статуэток), изображающий собой не что иное как ягодицы.
К этой группе центральноевропейских стилизо ванных фигурок примыкают и крайне условные резные поделки из Красного Яра. В них можно видеть отдаленные аналогии с грубо оббитой женской статуэткой из Бурети, имеющей тот ж е, хотя и несколько более тщательно моделирован ный профиль. В ее угловатых очертаниях наме чаются голова, руки, ноги и туловище. Для профиля обеих фигурок характерен высоко по саженный ягодичный выступ. Особенностью не которых фигурок из Бурети и Мальты (рис. 631 —632) является сплошной орнамент, изобра жающий одежду. Большое внимание уделялось головкам сибирских статуэток, в ряде случаев они покрыты разнообразным орнаментом в виде волнистых линий, бороздок и полулунных выре зов, образующих замысловатые узоры, которые, видимо, должны изображать нечто вроде капю шона. В целом одежда напоминает меховой „ комбинезон “ эскимосов — анорак (рис. 633).
Особый интерес представляют крупные женские фигурки из украинских стоянок Авдеево и Ели сеевичи (рис. 634 —635). Хотя на фигурке из Елисеевичей и хорошо просматривается грудь, все ж е верхняя часть тела моделирована гораздо более небрежно, чем нижняя половина. Ниже пояса фигура, хотя и не теряет пропорций, но становится более массивной (особенно преувели чена толщина ног) и напоминает некоторые европейские неолитические поделки (рис. 636), в частности центральноевропейские фигурки из круга трипольской культуры (Кукутени в Румы нии) или памятники моравской расписной куль туры, например,,,венеры “ из стоянок Глубоке Машувки или из Стржелице (рис. 637 —638).
Из Костенок I, откуда происходят многочислен ные реалистические изображения женского образа, известны также явные карикатуры чело веческих или человекоподобных головок, выре занных из мягкого камня. Они чем-то отдаленно напоминают западноевропейские мадленские фантастические гравюры голов и лиц (рис. 6 3 9-640).
Особняком стоят исключительно любопытные
изображения женщин из Пржедмости (павлов ское время): схематизированная орнаментальная гравюра на обломке бивня мамонта (рис. 641) и пять грубо стилизованных фигурок, вырезан ных из фаланг пальцев мамонта (рис. 642).
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!