Четвертый аспект: чувство собственного достоинства — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Четвертый аспект: чувство собственного достоинства

2020-01-13 95
Четвертый аспект: чувство собственного достоинства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря о «резильентности», ученые и практики часто упоминают чувство собственного достоинства, тесно связанное с уже рассмотренными аспектами. Если безоговорочно принимать человека таким, какой он есть (что не означает одобрять его поведение), ему легче будет обрести чувство собственного достоинства. То же самое относится и к обретению смысла жизни: «если моя жизнь имеет смысл, значит не так уж она и плоха». Приобретение умений и навыков также способствует повышению самооценки, но при условии, что планка устанавливается не слишком высоко и не слишком низко. Тем не менее, следует выделить этот аспект для отдельного рассмотрения, так как чувство собст­венного достоинства (самоуважение) само по себе может быть исключительно важным элементом, и повседневная жизнь может очень легко его повысить или уничтожить. Например: суровая дисциплина, постоянные критические высказывания, постановка недостижимых целей, едкая ирония могут нанести сильный удар по чувству собственного достоинства. Напротив, заслуженная похвала, конструктивная критика, четко поставленные и достижимые цели могут, в конечном итоге, его повысить.

Приведем три примера.

Первый пример: специалист, работающий с детьми, подвергшимися сексуальной эксплуатации, попытался выяснить, почему некоторые дети, испытывающие риск такой эксплуатации, не становятся его жертвами. Оказалось, что эти дети просто испытывают глубокое отвращение к сексуальной эксплуатации и к тому, что за ней кроется; это свидетельствует о том, что они, в какой-то степени, обладают чувством собственного достоинства. Основываясь на этом, мы можем в ходе профилактической работы попытаться найти способы повышения самооценки. Но повторим еще раз: то, что подходит в данном случае, может быть неприемлемым в другой ситуации.

Второй пример: Профессор Мэтью Липман из Мон-теклера (штат Нью-Джерси), основатель «Философии для детей» — многообещающего педагогического метода, объясняет в фильме, снятом для ВВС, что обучение очень бедных детей умению мыслить может повысить их самооценку. Часто очень бедный ребенок не имеет ничего. У него могут отнять даже его кроватку или игрушку. Но когда у этого ребенка появляются свои мысли, он приобретает нечто, чем он может гордиться и что никто не может у него отнять.

Третий пример: уличный социальный работник объяснил нам, что он делает, когда ребята воруют. Он не ограничивается тем, что отчитывает их. Сначала он просит ребенка объяснить, как он это сделал. Ребенок проявляет, подчас, чудеса изобретательности! Только после этого педагог пытается постепенно направить изобретательность ребенка на достижение более конструктивных целей. Таким образом, он старается одновременно сохранить и чувство собственного достоинства ребенка и его изобретательность, делая их социально приемлемыми. Из этого можно сделать вывод о том, что:

— мы не обязаны одобрять поведение ребенка, но мы должны уважать его как личность;

— мы должны разглядеть в ребенке те качества, которые скрываются за его «ужасным» поведением;

— мы должны уважать и повышать чувство собственного достоинства ребенка в течение всего процесса работы.

Последний пример подтверждает также, что самоуважение тесно связано с другими аспектами, затронутыми выше.

 

Пятый аспект: чувство юмора

В исследованиях, посвященных «резильентности», редко говорится о юморе. Тем не менее, практические работники, представляющие разные культуры, отмечают его большое значение.

Юмор — нечто гораздо более важное, чем просто умение шутить. Один мой друг, всегда веселый и счастливый, но много повидавший на своем веку, заметил мне как-то, что юмор может скрывать страдание. Относиться к жизни с юмором означает осознавать все несовершенство мира и неизбежность страданий, но с улыбкой принимать это, как данность. Если нельзя избежать страданий, то, по крайней мере, можно не дать им себя сломить. Юмор — это не просто способ убежать от суровой действительности: юмор помогает нам находить положительные моменты в этой действительности, что дает возможность легче переносить все невзгоды. Это свойство юмора может быть источником огромной силы и, следовательно, иметь прямую связь с «резильентностью». Чувство юмора может проявляться по-разному: от громкого смеха до улыбки, которую мы сохраняем в несчастье. Человек, умеющий посмеяться над самим собой, обретает большую свободу и большую внутреннюю силу.

Юмор тесно связан с той культурой, в которой он существует. Французский юмор очень отличается от английского, но и тот и другой могут вызвать улыбку и смех, если хорошо знать культурную среду, в которой этот юмор существует. Я никогда не слышал о культуре, лишенной юмора в той или иной форме, и дети, похоже, обладают чувством юмора с самого раннего возраста, что выражается просто улыбкой и смехом. Затем, с возрастом и с опытом, чувство юмора может иногда приобретать очень изощренные формы.

Мы можем выделить несколько составляющих юмора: это и сознательное согласие с несовершенством мира и с неизбежностью неудач, и понимание того, что все в этой жизни относительно, и парадоксальное мышление, и уверенность, что все будет хорошо, даже когда все плохо, и игра, и дух творчества, и воображение… — вот далеко не полный перечень слагаемых юмора. История лысого бородача, который утверждал, что ему просто удалось заставить волосы расти в обратном направлении, лучшее тому подтверждение.

Мы не можем «обучить» людей юмору, но, возможно, мы можем создать, в рамках какого-либо проекта, в какой-нибудь семье или даже школе, атмосферу, в которой юмор мог бы возникнуть и развиться. Мы должны искать такие игры и занятия, которые стимулируют развитие чувства юмора.

Чувство юмора тесно связано и с другими рассмотренными выше аспектами. Например, Фрод Собстад, специалист по развитию чувства юмора у детей (Колледж им. Королевы Мод Трондхейм, Норвегия), объяснил мне, какое большое значение для естественного развития чувства юмора имеет доверительная атмосфера (см. первый аспект, рассмотренный выше). Может быть, чувство юмора разовьется и при отсутствии такой атмосферы, но оно может стать очень агрессивным. В своем отчете о детских садах, представленном в Министерство семьи и детства, господин Собстад привлек внимание норвежских властей к необходимости воспитания чувства юмора у детей, начиная с детского сада.

Следующий пример показывает нам, как можно использовать юмор. Одна монахиня, которая занимается детьми, работающими слугами в Индии, объяснила мне, каким образом чувство юмора помогало этим детям сохранить минимум самоуважения. На слуг оказывалось огромное давление для того, чтобы они забыли о своем происхождении и отказались от своих ценностей в пользу мелкобуржуазных ценностей: дети защищались от этого, высмеивая те самые ценности, которые им навязывались. Это уже крайняя форма юмора, граничащая с его опасным извращением: ирония, насмешка, цинизм могут «убить»! Сарказм и насмешка могут быть очень опасными не только для объекта насмешек, но, в конечном итоге, и для человека, который к ним прибегает: пытаясь защититься от реальности с помощью насмешек, он оказывается в изоляции, потому что люди начинают его сторониться. Чувство юмора также связано с другими рассмотренными нами аспектами.

Недаром угнетенные народы развивают в себе необыкновенное чувство юмора, ведь оно позволяет им смеяться над угнетателями. Так было при различных диктаторских режимах, как левого, так и правого толка, например, в Латинской Америке или в Восточной Европе. Это не оправдывает угнетателя, но показывает, каким образом юмор может помочь примириться с суровой реальностью, не позволяя себе при этом падать духом.

Христиане вспомнят, наверное, слова Христа, сказанные им в Нагорной проповеди в Евангелии от Луки: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь!» (Лука 6, 21), что прекрасно выражает суть настоящего юмора. К сожалению, создается впечатление, что многие христиане помнят только версию, которую дает Евангелие от Матфея: «Ибо они утешатся».

Христиане могут увидеть в юморе прямую связь с распятием и воскресением Христа. Помимо своей исторической реальности это событие свидетельствует о том, что жизнь каждого человека находится в руках Господа: зло (раны распятого Христа) оборачивается добром и знаменует собой начало новой и неожиданной жизни. Мы до сих пор не знаем, почему смех и юмор вызывали такое недоверие в христианской традиции, особенно в уставе Святого Бенедикта. К счастью, сам юмор отличается, если можно так сказать, «резильентностью», и многие монахи — это веселые люди, умеющие смеяться от души и не думающие неукоснительно следовать указаниям своего «шефа» на этот счет.

Мы можем понять, что кто-то боится, что поверхностное понимание юмора может привести к пустому веселью, не позволяющему проникнуть в суть вещей. Это вызывает в памяти знаменитую фразу Нейла Постмана: «Мы умираем от смеха». Но это не должно нас заставить не замечать добродетелей юмора, подобных Богу, улыбающемуся нам сквозь слезы. В конечном итоге, юмор — это слишком серьезная тема, чтобы можно было им пренебрегать в жизни детей!

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.