Глава 4. Таможенные правонарушения в социологическом измерении — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 4. Таможенные правонарушения в социологическом измерении

2020-01-13 202
Глава 4. Таможенные правонарушения в социологическом измерении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воплощением правового сознания индивидов на практике является правовое поведение. Правовое поведение может быть два правомерным и противоправным. Поведение, согласующееся с существующими в обществе правовыми нормами, называется правомерным, а противоправное поведение, наоборот, определяется как противоречащее принятым нормам права.

При социологической оценке таможенных правонарушений важно выделить наличие необходимых признаков. К общим признакам, противоправного поведения, можно отнести следующие: во-первых, это его социальная опасность, которая заключается в том, что оно, так или иначе сказывается на состоянии общественных отношений, статусе субъекта поведения и реализации его интересов; во-вторых, таким поведение может быть только сознательным, осуществляемым психически вменяемым взрослым человеком; в-третьих, правовая определенность такого вида поведения, что является основанием разграничения правомерного и противоправного поведения; в- четвертых, правовое поведение граждан непосредственно контролируется государственными правоохранительными органами. Государственный надзор и специальные механизмы осуществления контроля создает основу правовых гарантий привлечения к юридической ответственности за противоправное поведение.

В противоправном поведении субъективную сторону выражает степень и характер осознания субъектом своих действий и мотивов, а объективную сторону – степень соответствия нормам права.

Противоправное поведение проявляется во всех сферах жизни общества, в том числе и в таможенном деле. Различного рода конфликтам, иногда приобретающим и противоправный характер также подвержена область личных взаимоотношений. Общество, в лице государства, применяя санкции к субъектам противоправного поведения, тем самым защищает социальную стабильность, общественный порядок и общепризнанные духовно-нравственные и материальные ценностей, правила взаимодействия людей.

В таможенной сфере противоправными деяниями (таможенными правонарушениями) являются посягательство на установленный законом или иным нормативным правовым актом порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. За их совершение предусмотрена административная либо уголовная ответственность. Различаются они по степени общественной вредности или опасности. Определить эти риски с помощью социально-правового исследования одна из задач социологов таможенных органов.

Вредные последствия административного правонарушений в таможенной сфере заключаются в причинении или угрозе причинения ущерба интересам государства, общества или граждан, участвующих во внешнеторговой деятельности, например, перемещение товаров и иных предметов минуя таможенный контроль, либо вообще не декларируя их. Вред может быть имущественный или моральный. Степень общественного имущественного вреда можно определить по сумме, например, неуплаченных платежей. Административная юрисдикция распространяется на суммы до 1 млн. руб. Моральный вред заключается в причинении физических или нравственных страданий путем нарушения личных неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также его имущественных прав.

При этом, согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются характер совершенного физическим лицом административного правонарушения, личные качества обвиняемого, его имущественное положение. Для юридического лица берется во внимание также характер административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение. Для всех субъектов административного правонарушения важным является наличие обстоятельств, смягчающие или отягчающие вину, т.е. уменьшающих или увеличивающих общественный вред деяния.

Среди факторов, снижающих общественный вред административного таможенного правонарушения: деятельное раскаяние правонарушителя; прекращение противоправного поведения добровольно или сообщение о нем в соответствующий таможенный орган; содействие в установлении обстоятельств правонарушений; предотвращение правонарушителем вредных последствий; возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда по собственной воле и другие, согласно ст. 4.2 КоАП РФ.

Социолог должен учесть и те обстоятельства, которые увеличиваю степень общественного вреда административного таможенного правонарушения. Таковыми могут быть: непрекращающееся противоправное поведение, несмотря на требование прекратить его; совершение повторно однородного административного таможенного правонарушения; совершение его группой лиц; состоянии опьянения и другое, предусмотренное ст. 4.3 КоАП РФ. 

Обязательным элементом нарушение таможенных правил является наличием умышленной или неосторожной вины, т.е. осуществление деяния под контролем сознания человека. Это означают, что лицо осознает, желает или допускает наступление опасных последствий правонарушения или осознает и надеется предотвратить, или не предвидеть их, но может и должен их предвидеть. Нормы, устанавливающие административную ответственность за таможенные правонарушения, определены в главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г.

Следует отметить, что в 2014 г. на 6% увеличилось количество исполненных постановлений по делам об административных правонарушениях. Предметную составляющую административных таможенных правонарушений чаще всего составляют: незаконное перемещение через таможенную границу автотранспортных средств, валюты, табака, алкогольной продукции, текстильных материалов и изделий, оружия и боеприпасов, а также мясной продукции.

Преступления отличаются от административных правонарушений степенью общественной опасности деяния. Она определяется размером и характером причиненного или возможного ущерба охраняемы уголовным законом общественным отношениям; их местом в иерархии социальных ценностей (права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества – см. ч. 1 ст.2 УК РФ); строгостью уголовной санкции (лишение или ограничение прав и свобод преступника – см. ч. 1 ст. 43 УК РФ).

В юриспруденции и в социологии права нет устоявшегося определения понятия «таможенное преступление». Среди юристов таможенных органов принято считать, что это общественно опасное уголовно-наказуемые виновное противоправное деяния, совершаемое при перемещении товаров и иных ценностей через таможенную границу Таможенного союза и государственную границу Российской Федерации. Таковыми являются: незаконный экспорт (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов историко-культурного достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). В 2011 г. законодатель декриминализировал экономическую контрабанду и перевел её в разряд административных правонарушений (ст. 16.1 КоАП РФ), а наиболее опасные виды контрабанды перенес в раздел преступлений против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 226.1 и 229.1 УК РФ). Однако главным при их квалификации остается наличие факта перемещения особо опасных или наиболее ценных товаров через таможенную или государственную границу, нарушение нормы таможенного законодательства. В настоящее время этот объект уголовной контрабанды является дополнительным.

Кроме того, УПК РФ (ст. 151 и 157) наделяет таможенные органы правом возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия исключительно только  по тем шести статьям. Это, на наш взгляд, наиболее полный и исчерпывающий перечень, определяемый рядом вполне конкретных критериев.

Суммируя все вышесказанное, можно сформулировать следующее определение таможенных преступлений – это виновно совершенные, общественно опасные, уголовно наказуемые противоправные деяния, связанные с несоблюдением порядка перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС или государственную границу РФ, и относящиеся к компетенции таможенных органов России.

В научной и учебной литературе объектом таможенных преступлений часто расширительно называют внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). С точки зрения действующего законодательства (Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[34], Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»[35]) правильнее рассматривать в этом качестве внешнеторговую деятельность (ВТД), т.е. осуществление сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В общем плане она является частью внешнеэкономической деятельности (см. ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об экспертном контроле»).

Очевидно, что в каждом из приведенных в определении подвидов ВЭД (внешнеторговая, инвестиционная и др.) совершаются различные виды вышеперечисленных преступлений, в т.ч. сопутствующих им экономических, должностных и иных общественно опасных деяний. Они различаются по особенностям криминологической характеристики личности преступника, механизму индивидуального преступного поведения, специфике причинности и детерминации и т.д., но имеют при этом общие закономерности.

Таким образом, классификационная общность преступности в сфере ВЭД существенно шире понятия таможенной преступности и формируется на основании двух критериев: 1) уголовно-правового, объединяющего таможенные и сопутствующие преступления; 2) криминалистического, рассматривающего только сферу таможенного контроля в отношении товаров и технологий, ввозимых и вывозимых из Российской Федерации.

Суммируя изложенное, можно сформулировать криминологическое определение исследуемого вида преступности. Таможенная преступностьэто совокупность предусмотренных УК РФ таможенных преступлений, посягающих на общественные отношения, складывающиеся при перемещении товаров и иных предметов через таможенную либо государственную границу и отнесенных к компетенции таможенных органов РФ как органов дознания.

Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ, внесшим изменения в УК РФ и УПК РФ, существенно расширена компетенция таможенных органов по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий по статьям 173.1,173.2, 174, 174.1, 193.1, предусматривающим деяния, непосредственно не связанные с перемещением товаров и иных предметов через границу и не являющиеся нарушениями таможенных правил, как то: незаконное образование юридического лица и использование для этого документов, легализация, приобретенных преступным путем или в результате совершения преступления, денежных средств или иного имущества, незаконный перевод с использованием подложных документов, валютных денежных на счета нерезидентов. Эти преступления ранее подпадали под понятие более широкой группы преступлений в сфере ВЭД.

Статистический анализ показывает, что с 1997 по 2014 год общее число зарегистрированных таможенных преступлений увеличилось примерно на 25 %, хотя их доля в общей структуре преступности весьма незначительна и составляет примерно 0,15 %.[36] Преобладающей здесь традиционно является контрабанда. Её удельный вес составляет: в 2014 – 63%[37] (для сравнения – в 2011 г. – 91,65%). Существенное снижение абсолютных показателей количества возбужденных уголовных дел о контрабанде и их удельного веса связано с декриминализацией, так называемой, «экономической» или «товарной» контрабанды. Свыше 28% - это уклонения от уплаты таможенных платежей. Ущерб этих двух видов таможенных преступлений составил около 5 млрд. рублей. Кроме того, из-за границы не возвращено валютных средств на сумму 40 млрд. руб., незаконно выведено на счета нерезидентов 8,7 млрд. рублей[38]. Возможно, кто-то считает, что при ежегодном доходе государственного бюджета в 7,1 трлн. руб., который дает таможенная служба, ущерб 50-54 млрд. руб. и незначителен. Эта статистика, с нашей точки зрения и расхолаживает руководство таможенной службы в противодействии указанным видам преступлений. Считается, что затраты на их профилактику существенной роли в увеличении фискальных доходов не сыграют.

В связи с этим, важно учитывать и такой показатель, как латентность таможенной преступности, скрытых, неучтенных, незарегистрированных или не раскрытых общественно опасных деяний в сфере перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу. По оценке различных специалистов, ежегодно в России совершается около 100 тыс. таможенных преступлений[39]. Уклонение от уплаты таможенных платежей подтверждает почти каждый четвертый опрошенный предприниматель в сфере внешней торговли [40]. Заметным явлением стало освобождение от уголовной ответственности фигурантов по этой категории дел, прекращение уголовных дел или отказ от ихвозбуждения (в 2009 – 2014 годах каждый третий-четвертый из обвиняемых). На наш взгляд, столь высокий уровень прекращения уголовных дел и освобождения от ответственности, скорее всего, связан с проблемой коррупции при принятии должностными лицами правоохранительных органов соответствующих решений.

По причине высокой латентности таможенной преступности оценить ее истинные масштабы и фактический ущерб, возникающий в результат незаконного перемещения товаров через границу Российской Федерации, представляется весьма затруднительным. Максимальный её показатель скрытых таможенных преступлений по некоторым данным достигает 95%.

Наиболее существенными причинами высокой латентности таможенной преступности, с нашей точки зрения являются: нестабильность таможенного законодательства; недостаточная скоординированность работы таможенных и других правоохранительных и контролирующих органов; непрофессионализм таможенного персонала; неполный и неточный учет внешнеторговых сделок и другие. Для социологов здесь большое поле деятельности: необходимо для начала провести углубленное исследование в этой сфере, выделить критерии определения латентности, наладить мониторинг её показателей.

Личность преступника в таможенной сфере, как объекта социологического анализа, не является одним из распространенных их типов, так как при высоком уровне латентности на практике сложно провести обособление и дать точную его характеристику.

Для совершения уклонений от таможенных платежей требуется наличие у соответствующих субъектов определенных возможностей и личных качеств: образования, опыта работы в сфере экономики, а порой и соответствующего должностного и социального положения. Амбициозность и стремление добиться успеха в предпринимательской деятельности, невзирая на средства, побуждают их идти на риск.

Анализ возрастных характеристик исследуемых преступников также подтверждает наши выводы о наличии у них специфических признаков. По нашим подсчетам, большая часть таможенных преступлений совершается лицами в возрасте от 31 года до 50 лет – 72%, что обусловлено наиболее активным участием представителей этих возрастных категорий в предпринимательской деятельности. На наш взгляд, это связано с такими характеристиками личности, как экономическая активность, прямое отношение к бизнес-деятельности либо в качестве наемного сотрудника, либо собственника, наличие опыта участия во внешнеэкономической деятельности и т.п. Эти характеристики носят социальный характер, но прямо коррелируются с демографическими. Следует заметить, что такая демографическая характеристика, как пол, также приобретает значение для оценки личности преступника. Если экономическая активность женщин отчетливо проявляется в сфере внутренних отношений, то участниками внешнеэкономических операций чаще всего являются мужчины.

Образовательный ценз лиц, совершивших преступления в рассматриваемой сфере, колеблется в диапазоне от высшего до среднего с некоторым преобладанием последнего. Что касается характеристик трудовой занятости, то, по результатам исследований других авторов значительное число по делам о контрабанде составляют лица без постоянных источников доходов – 35,7%, служащие – 22,3%, рабочие – 13,5%, индивидуальные предприниматели – 19,5% (по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей соответственно – 34,0%, 24,9%, 7,3%, 15,2%)[41].

94 % преступников, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей, занимались либо индивидуально-предпринимательской, либо коммерческой деятельностью. На долю в 4,5 % приходятся виновные, не зарегистрировавшиеся в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, но фактически осуществлявших эту деятельность. Кроме того, 1,5 % преступников составили виновные, действовавшие через подставных лиц. Объяснить эти показатели можно природой налоговых преступлений, поскольку совершить их можно с учетом выполнения определенной социальной роли, например, действуя в качестве предпринимателя на вполне легитимных началах, либо занимаясь незаконной предпринимательской деятельностью. Здесь также уместно отметить, что, в силу определенных причин, занятие трудовой деятельностью в том или ином качестве не является препятствием к совершению ни непосредственно налогово-таможенных преступлений, ни сопутствующих им иным противозаконных деяний.

Среди лиц, совершавших уклонения от уплаты таможенных платежей, преобладают жители крупных городов. Данный показатель легко объясняется тем, что там располагаются  предприятия со значительными торговыми оборотами, а, следовательно, и международными связями.

Изучение личности анализируемой категории виновных выявили такой важный фактор, как семейное состояние. 58 % виновных состояли в официальном браке, однако этот показатель может быть скорректирован за счет того, что незарегистрированный брак (сожительство) в настоящее время довольно распространенное и даже популярное явление. Этот показатель связан с тем, что наличие семьи требует дополнительных расходов, а источником средств для них, как раз часто являются криминальные доходы.

Нами установлено, что доля ранее судимых, среди лиц, совершивших таможенные преступления, составляет менее 4,5 %. Это во многом объясняется достаточно высоким их социальным, материальным и интеллектуальным статусом. Поэтому, согласно определению профессора Э.Сатерленда, подобные преступления, совершаются респектабельными, занимающими высокое социальное положение людьми, вполне могут быть отнесены к категории «беловоротничковых»[42].

Таким образом, особенности криминологической характеристики преступников в таможенной сфере, связаны с корыстными мотивами, их повышенной экономической активностью, достаточно высокой образованностью, зрелым возрастом. Лица, совершившие данные деяния,  в большинстве своем, характеризуются завышенными материальными притязаниями, накопительством, стремлением к роскоши и т.п. Способом достижения этой цели для них является уклонение от уплаты таможенных платежей, контрабанда особо опасных и ценных предметов и материалов.

Выделить типологию таких лиц, используя в качестве основания степень устойчивости преступной установки - одна из задач социально-правовых исследований.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.