Социология таможенного права: проблемы теории и методологии прикладных исследований — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Социология таможенного права: проблемы теории и методологии прикладных исследований

2020-01-13 125
Социология таможенного права: проблемы теории и методологии прикладных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сборник научных статей

Год


Авторы:

Димитров Николай Николаевич – доцент, кандидат исторических наук: общая редакция, введение, главы 1, 2, 6; заключение.

Карпов Евгений Алексеевич – доцент, кандидат юридических наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации: главы 3 и 4.

Пустозеров Александр Иванович – профессор, кандидат педагогических наук, Почетный работник высшей школы Российской Федерации: гл. 5.

Димитров Н.Н. и др. Социология таможенного права: проблемы теории и методологии прикладных исследований: Сборник научных статей //Димитров Н.Н., Карпов Е.А., Пустозеров А.И. 2015. 64 с.

В сборнике размещены научные статьи и иные материалы, посвященные теоретическим и методологическим аспектам социологических исследований таможенно-правовых отношений.

Авторы рассматривают некоторые проблемы формирования специальной социологической теории таможенного права; методологии социологических исследований таможенного законодательства, таможенной преступности. В сборнике рассматриваются и особенности формирования профессиональной правовой культуры персонала российской таможенной службы.

Материалы сборника могут быть полезны студентам, изучающим таможенное право и социологию права, преподавателям, аспирантам и магистрантам, всем, кто интересуется социальными аспектами правовых отношений в сфере таможенного дела.

© Димитров Н.Н., Карпов Е.А., Пустозеров А.И., 2015.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4
Глава 1. Таможенное право как объект социологических исследований …………………………………………………………..   5
Глава 2. Методологические аспекты социологических исследований таможенного законодательства ……………………………………..   20
Глава 3. Социологические особенности таможенной службы России как юридической организации ……………………………………….   32
Глава 4. Таможенные правонарушения в социологическом измерении ………………………………………………………………   42
Глава 5. Социологические аспекты формирования правовой культуры персонала современной российской таможенной службы …   53
Глава 6. Основы методики прикладного социологического исследования проблем таможенного права ………………………….   62
Заключение …………………………………………………………….. 69
Список использованных источников и литературы ………………. 70

Введение

Объективная потребность юридической науки связаны с изучением права в реальной действительности, во всей ее сложности и противоречивости. В условиях значительного расширения внешнеторговых связей в рамках ВТО, ЕАЭС, БРИКС, ШОС, особую важность приобретает система таможенных отношений, их правового регулирования. На повестку дня выходят вопросы социологического анализа таможенного права, как социального феномена.

Целью таких социально-правовых исследований выступает, во-первых, анализ связи между таможенным правом, как оригинальным социальным явлением и российской правовой системой; во-вторых, вскрытие социальных функций таможенного права и комплексных процессов реализации его норм в социальном поведении персонала таможенной службы и участников внешнеторговой деятельности; в-третьих, влияние различных элементов системы таможенного права на его роль и место в обществе, государстве, конкретной личности.

В данном сборнике размещены научные материалы, посвященные различным социологическим аспектам анализа сущности таможенного права, как актуального современного социально-правового явления, наиболее актуальных проблем исследования таможенного законодательства, деятельности таможенных органов, таможенной преступности, правовой культуры сотрудников и государственных таможенных служащих. Они публиковались в 2012-2015 гг. в основном в изданиях Российской таможенной академии, апробированы в ходе научно-практических конференций, преподавания социологии права.

Авторы надеются, что данный сборник будет полезен тем, кто интересуется современными тенденциями в развитии отечественного таможенного права, его социально важным аспектам.


Глава 1. Таможенное право как объект социологического исследования

Социологические исследования в сфере права имеют давнюю историю. Социологов всегда привлекали проблемы, как социальной обусловленности правовых норм, так и эффективность их воздействия на общественные отношения, на правовую действительность, обратное влияние факторов общественной жизни на право в целом, на отдельные его институты. С развитием внешнеторгового оборота расширилось влияние таможенно-правовых отношений на различные сферы общественной жизни, что вызвало живой интерес социологов к более глубокому исследованию этого социально-правового феномена.

По своей социальной сущности таможенное право выражает согласованную общественную волю в сфере обеспечения экономической безопасности и служит интересам всего населения страны, выступает для субъектов таможенных правоотношений мерой свободы и ответственности, средством удовлетворения интересов и потребностей государства, общества и личности.

Ценность таможенного права заключается не только в его общесоциальной востребованности, но и в его инструментальной значимости, как юридического средства регулятивного воздействия на соответствующие общественные отношения, обеспечения точности и определенности в осуществлении таможенного дела, его экономических и правоохранительных целей. При их реализации за счет пошлин, налогов, сборов т.д. пополняется доходная часть государственного бюджета (в 2014 г. она составила 7,1 трлн. руб., что составило около 49%[1]).


Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета

в 2010 – 2014 годах

С помощью норм, определяющих таможенные тарифы, запреты, ограничения, лицензирование, квотирование стимулируется развитие российской национальной экономики, защищается отечественный рынок, привлекаются иностранные инвестиции.

В процессе правоохранительной деятельности таможенная служба России защищает экономическую безопасность государства, общественный порядок и нравственность, жизнь и здоровье населения, пресекается контрабанда наркотиков, вооружения, радиоактивных, химических и бактериологических веществ, комплектующих частей для оружия массового уничтожения, обеспечивается сохранность предметов национального культурного, исторического и археологического достояния, уникального животного и растительного мира и др.

Между тем, в общественном мнении сложился устойчивый стереотип о таможне, как одной из самых коррумпированных государственных организаций[2]. Оно опирается, прежде всего, на личный опыт участников таможенных правоотношений. ФТС России выражает озабоченность этим явлением и отмечает, что положительное общественное мнение является «…значимым фактором успешного осуществления государственного управления в таможенной сфере»[3].

Причины этого социального феномена имеют глубокие корни, которые находятся в особенностях отечественного правового менталитета, несовершенстве действующего таможенного законодательства, снисходительности к противоправному поведению в сфере таможенных правоотношений, недостаточной профессиональной правовой культуре персонала таможенной службы России и участников ВЭД.

Серьезной проблемой с нашей точки зрения является отсутствие понимания у широкой общественности, субъектов таможенных правоотношений социальной сущности таможенного права, как сравнительно нового явления российской правовой действительности. Можно констатировать, что в современной науке специальная социологическая теория таможенного права не вполне разработана, хотя на эмпирическом уровне такая работа ФТС России проводится[4].

Для объективного и всестороннего социологического анализа таможенного права, понимания его социальной обусловленности необходимо выявить его гносеологические корни, что позволяет выявить его соответствие регулируемым общественным отношениям, способность отражать объективные потребности общественной жизни.

Таможенное дело как объект правового регулирования имеет давнюю историю. Оно берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Первым известным правовым актом, систематизировавшим порядок и величину взимаемых сборов за ввозимый товар, стала Таблица (перечень товаров), составленная в III в. до н.э. в г. Тарифа (нынешняя Андалусия) на юге Испании. По месту возникновения данный акт получил название «тариф»[5]. Это и стало формой внешнего выражения таможенных правил, т. е источником зарождающегося таможенного права[6].

В истории правовое регулирование отечественных таможенных отношений можно выделить несколько периодов[7].

Первый период (VIII – XIV вв.) – правовое регулирование осуществлялось на основе Закона Русского (обычного права русских земель), межгосударственных договоров Руси, русских земель и норм международного торгового права, княжеских уставных и договорных грамот, первого свода законов «Русская Правда». В этот период появляются такие правовые институты, как «мыт» (порядок осуществления сбора пошлин в ходе торговли), «мытник» (сборщик торговых пошлин), во времена монгольского владычества – «тамга» (документ с ханской печатью, денежный налог), и производные от него «тамжить», «таможня», «таможенник».

Второй период (XV – XVII вв.) – связан с процессом объединения русских земель и образования единого централизованного государства. Первым общегосударственным документом, посвященным правовому регулированию таможенного дела, стало Соборное Уложение 1649 г., которое упорядочило множество разнообразных таможенно-пошлинных правил, сведя их в одну главу.

Третий этап (XVIII в. – 1917 г.) связан свозникновением и фактическим утверждением монархического абсолютизма, юридическим оформлением чиновничьей, дворянской империи.[8] Основные усилия в этот период были сосредоточены на правовом регулировании тарифной политики страны, оптимизации структуры таможенных органов, борьбе с контрабандой.

Главная отличительная черта дооктябрьского периода заключалась в осмыслении и утверждении норм и институтов таможенного права.

Четвертый период (октябрь 1917 – декабрь 1991 г.) связан с Октябрьской революцией, становлением и утверждением Советского государства, сопровождавшегося коренными изменениями роли и места таможенного дела. Таможенное законодательство решало задачу правового обеспечения государственной монополии внешней торговли. Именно в этот период начинается систематизация и кодификация таможенного права, появляются таможенные кодексы. Таможенное право утверждается как институт, а затем и подотрасль советского административного права.

Пятый период (декабрь 1991 – н/в) – связано с развалом СССР, коренными изменениями общественного и государственного строя. Таможенное дело превратилось в важнейший регулятор внешней торговли, решающий ответственные фискальные и правоохранительные задачи. В этот период таможенное право конституируется сначала как комплексная, а затем, как самостоятельная отрасль российского права.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что анализ теоретических концепций, истории правового регулирования таможенно-пошлинных отношений в зарубежных странах и в России позволяет выделить ряд закономерностей в развитии таможенного права:

во-первых, оно всегда детерминировано складывающимися в государстве социально-экономическими условиями;

во-вторых, правовое регулирование таможенного дела является прерогативой центральной власти, нормы и институты таможенного права создается только высшими государственными органами законодательной и исполнительной власти;

в-третьих, основными институтами таможенного законодательства всегда являются: таможенные тарифы; таможенный контроль; таможенные операции и процедуры; управление таможенным делом; фискальная и правоохранительная деятельность.

При социологическом анализе проблем таможенного права следует определиться в подходе к его пониманию. Здесь возникают определенные проблемы, поскольку в отечественной и зарубежной юриспруденции нет единства в определении понятия таможенного права, его места в системе права. Часть правоведов считает таможенное право подотраслью, либо институтом административного права[9], другие ученые относят этот социально-правовой феномен к комплексным отраслям права[10], третьи признают его самостоятельной отраслью права[11].

Практика показывает, что такое разнообразие в трактовке понимания таможенного права, не будучи разрешенным, приводит к потере им институциональной самостоятельности, серьезным проблемам в урегулировании таможенно-тарифных коллизий, утрате эффективного правового рычага воздействия государства на внешнеторговую деятельность.

Мы полагаем, что различная трактовка понятия таможенного права связана с исторической логикой его развития. Если в советский период, в условиях государственной монополии внешней торговли, государственное регулирование таможенного контроля бесспорно относилось к сфере административного права, то в 1990-е годы, когда сфере таможенного дела значительно расширилась, оно непосредственно стало увязываться не только с отечественным правом, но международно-правовыми нормами торгового оборота, в нем объединялся самый разнообразный правовой материал. Кроме традиционного таможенного администрирования в виде таможенного контроля, предметом правового регулирования становится таможенно-тарифная сфера, комплекс гражданско-правовых отношений, связанных с услугами таможенных посредников (брокеров), перевозчиков, хранением товаров на частных таможенных складах, функционированием магазинов беспошлинной торговли и др., которые уже регулируются с помощью гражданско-правового метода. И.С. Зыкин в своей докторской диссертации справедливо отмечает, что в этот период комплексность регламентации является особенностью правового регулирования внешнеэкономических отношений[12].

И, наконец, после того, как предмет регулирования таможенно-правовых отношений закрепился и утвердился в правовой практике, сформировался круг субъектов регулирования – таможенные органы, их персонал, а также участники ВЭД (физические и юридические лица), определились свои объекты – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, сложился свой метод регулирования, сочетающий императивные и диспозитивные средства, тарифное и нетарифное воздействия на субъекты общественных отношений в таможенной сфере, появились свои специфические средства внешнего выражения таможенно-правовых норм (Таможенный кодекс РФ, федеральные законы, подзаконные акты, а с 2010 г. – Таможенный кодекс Таможенного союза), таможенное право становится самостоятельной отраслью российского права.

Таким образом, таможенное право – это исторически сложившаяся самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему установленных и признанных государством правовых норм, деловых обыкновений и обычаев международной торговли, регулирующих порядок перемещением товаров через таможенную границу, взимания таможенных платежей, организационно-контрольной, экономической и правоохранительной деятельности таможенных органов.

При социологическом анализе социально-правового феномена таможенного права следует детально рассмотреть систему источников его норм, т.е. акты законодательных и исполнительных органов государственной власти; международные договоры и соглашения; указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, другие подзаконные нормативные правовые акты. Причем анализировать необходимо каждый из указанных элементов с точки зрения определение их соответствия потребностям общественного развития, обеспечения экономической безопасности государства, общества и личности, удовлетворенность ими участников ВЭД, бизнес-сообщества, противодействия коррупции. Более подробно методология таких исследований рассмотрена во 2 главе.

Установленное и санкционированное государством правило поведения в сфере таможенного дела называется нормой таможенного права. Все эти правила строятся на исторически сложившихся основных началах, главных идеях, т.е. принципах таможенного права. Таковыми в настоящее время являются: законность, т.е. деятельность всех субъектов таможенных правоотношений в строгом соответствии с Конституцией, таможенным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и её международными обязательствами; демократизм – равенство перед законом всех участников ВЭД, равная ответственность за нарушение таможенных правил либо за таможенные преступления, защита интересов физических и юридических лиц, участвующих в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Сюда же следует отнести и группу специальных принципов: полное и четкое таможенное регулирование – формулировки норм в области таможенного дела должны точно определять права и обязанности, порядок действий участников таможенных правоотношений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу; никто не может привлекаться к ответственности, если нарушение вызвано нечеткостью правовой нормы; эффективность правовых средств и методов таможенного регулирования – они должны обеспечивать полноту удовлетворения интересов участников таможенных правоотношений, ускорение внешнеторгового оборота, недопущение и пресечение нарушений таможенных правил, преступных деяний; приоритет международно-правовых норм таможенного регулирования над национальным законодательством – при введении Российской Федерацией запретов и ограничений применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и действующим Федеральным законом; творческое применение положительного международного опыта в сфере таможенного регулирования – выявление наиболее эффективных зарубежных таможенно-правовых технологий, их апробирование и разумное применение в отечественном таможенном деле.

Всё это во многом предопределяет специфику таможенных правоотношений, т.е. отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Как уже отмечалось выше, объектом правового регулирования в данном случае являются товары и транспортные средства, предметом – нормы таможенного и международного права, устанавливающие порядок их перемещения через таможенную границу. Товар, в данном случае, это любое движимое имущество, включенное в международный торговый оборот. Кроме того выделяют категорию товаров таможенного союза – находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары, полностью произведенные, ввезенные, изготовленные на территориях его государств-членов, и приобретшие соответствующий статус.

Любое водное, воздушное, автомобильное, железнодорожное транспортное средство и т.п. с наличной соответствующей технической документацией, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, техническими жидкостями называются в таможенных правоотношениях транспортным средством.

Ядром таможенных правоотношений, событием их возникновения, развития и прекращения является таможенный контроль, т.е совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства его государств-участников. Это основная сфера соприкосновения государства, в лице его таможенного органа и должностного лица, и иных субъектов таможенных правоотношений. С точки зрения социологии, именно здесь необходим постоянный мониторинг общественного мнения об эффективности применения норм таможенного права.

Все субъекты таможенных правоотношений можно объединить в три большие группы: 1) физические и юридические лица, непосредственно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу; 2) органы и должностные лица, осуществляющие государственную таможенную деятельность в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и России; 3) заинтересованные лица, осуществляющие около таможенную деятельность, вступающие в таможенные правоотношения в силу своих деловых интересов  или сложившихся обстоятельств.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 2004 г. образована Федеральная таможенная служба (ФТС России ), правовой статус которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе». Иерархическую структуру таможенной службы России составляют ФТС, как центральный орган управления, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Таможенные органы наделены государством соответствующими властными полномочиями и обладают специальной юрисдикцией, т.е. они занимают доминирующее положение в системе таможенно-правовых отношений, и вправе потребовать представления документов, товаров, транспортных средств, а другие участники правоотношений обязаны выполнить такие требования, неисполнение которых может повлечь принуждение. Кроме того, в таможенную службу России входят различные таможенные организации, учреждения и предприятия. Они не обладают специальным правовым статусом.

Социальная составляющая функционирования таможенной службы определяется е кадровым потенциалом, политическими, профессиональными и личностными качествами её персонала (сотрудники, государственные таможенные служащие), на формирование которых оказывают влияние вся окружающая социальная действительность, система воспитания и образования, опыт функционирования таможенной службы. Это является одним из важнейших направлений социологического анализа.

Как социально-правовой институт, таможенная служба имеет устойчивые типы и формы своей специфической деятельности, ценностные основы, достаточно четкую внутреннюю структуру и систему взаимодействий своих элементов, многообразие и динамичность управленческих функций в обществе, что позволяет ей занимать самостоятельное место в системе взаимодействий государства и общества, устойчивость социальных связей и отношений. Данное обстоятельство определяет её как объект социологического анализа.

Таможенный кодекс Таможенного союза 2010 г. (ТКТС) несколько изменил субъектный состав таможенных правоотношений: появились Комиссия таможенного союза (с 18.11.2011 г. – Евразийская экономическая комиссия), таможенные представители (вместо таможенных брокеров), уполномоченные экономические операторы.

Подвластными субъектам таможенных правоотношений являются физические и юридические лица, участвующие во внешнеторговой деятельности и перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу.

И, наконец, субъекты околотаможенной деятельности, которые вступают в таможенные правоотношения в силу своих деловых интересов. К ним относятся таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли и др. С ними таможенные органы строят отношения на основе гражданского законодательства, хотя не исключены и меры административного воздействия, в случае нарушения ими таможенных правил.

Отношения между субъектами второй и третьей групп субъектов относятся к гражданско-правовой сфере.

Таким образом, таможенные правоотношения характеризуются юридическим неравенством их участников, для регулирования которых со стороны государства применяется метод субординации.

Таможенно-правовые отношения осуществляются и регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, особенности их применения в Российской Федерации – установлены Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иными национальными нормативными правовыми актами.

Эти общественные отношения могут возникнуть при наличии конкретных обстоятельств (юридическими фактами), с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правосубъектности их участников. Юридическими фактами являются, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.

В зависимости от правовых последствий, юридические факты можно подразделить на правообразующие (пересечение таможенной границы, подача заявления на осуществление какой-либо таможенной процедуры и т.д.), правоизменяющие (подача декларации об изменении процедуры использования товаров и т.п.) и правопрекращающие (отзыв таможенной декларации).

По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия. Действия, т.е. волевые проявления субъектов правоотношений, порождают, изменяют или прекращают таможенных правоотношений. Они могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.

Регулирование таможенных правоотношений осуществляется на основе общеобязательных, формально выраженных, официально закрепленных, обеспеченных государственным принуждением правовых норм. Они всегда адресованы, либо всем субъектам, либо к их определенной категории.

Норма таможенного пра ва находит свое выражение в самом тексте статей, пункте или другой части конкретных нормативных актов. Преобладающими среди них являются регулятивные предписания, определяющие права и обязанности субъектов таможенных правоотношений, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Их значительно меньше. Управомочивающие нормы наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения самих субъектов. Определенный вид поведения в соответствующих условиях (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения) регулируется обязывающими нормами. Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздержаться от совершения определенных действий. Эффективность всех видов таможенных норм является необходимым предметом анализа таможенного права, как социального феномена.

Необходимо отметить, что международные договоренности в области государственного регулирования внешней торговли практически не отличаются от соответствующих норм и положений российского законодательства.

За нарушение правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенно-правовые нормы предусматривают определенные санкции, которые должны быть выражены четко и ясно, не иметь двоякого толкования. В противном случае привлечение к ответственности за их нарушение противозаконно. В Федеральном законе от 27.11.2010 г. №311 определены меры дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности таможенных органов и их должностных лиц за неправомерные решения, действия (бездействие).

Санкции к иным участникам внешнеторговой деятельности устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Более высоким уровнем сближения государств в таможенно-правовой сфере стал Таможенный союз государств-членов Евразийского Экономического Союза. Это породило согласованную межгосударственную таможенную политику, единое таможенное законодательство, действующее на территориях стран – участниц Союза.

Совершенно по новому представлено и таможенное законодательство, которое утратило сугубо национальную принадлежность, произошёл отказ от некоторых нормотворческих полномочий российского государства в области таможенного дела с передачей их на уровень Таможенного союза. Происходит плодотворный процесс формирования теории таможенного права, как на базе учебных заведений ФТС России, так и других вузов, входящих в Учебно-методическое объединение по таможенному делу, где накапливается и реализуется потенциал научных знаний по различным направлениям таможенного дела. Ширятся и углубляются диссертационные исследования в таможенном праве и проводятся научно-исследовательские работы, что дополнительно расширяет научные горизонты и порождает новые идеи и концепции в таможенном праве.  

Таким образом, таможенное право утвердилось как самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой нормативную систему, регулирующую перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу. Оно строится на прочной теоретической основе, имеет свой предмет, методы правового регулирования, систему норм и институтов.

Основными элементами правового регулирования являются таможенный тариф, пошлина, структура, организационные таможенные структуры, осуществляющих сбор таможенных пошлин, противодействия незаконному перемещению товаров, другим таможенным преступлениям.

Все эти аспекты и должны исследоваться социологией права на уровне специальной и частной социологической теории.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.