Упражнение 2. «Бродим» по ступеням лада — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Упражнение 2. «Бродим» по ступеням лада

2020-01-13 143
Упражнение 2. «Бродим» по ступеням лада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пример 1. Хроматический бас

Другой, пожалуй, еще более распространенный образец – классические инвенции композиторов XVI-XVII веков. Если вы учились или учитесь в музыкальной школе, то вам легко будет вспомнить инвенции И.С.Баха – это обязательная часть школьной программы. Если вы никогда не были в ДМШ, то лишь услышав подобные произведения, вы скажете себе: «О, что-то подобное мне встречалось... да, я понимаю, о чем идет речь!». Вот, например, такая композиция:

Пример 2. И.С.Бах Инвенция D-moll #4

К слову, такие виртуозы-исполнители как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), Пол Гилберт (Paul Gilbert), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Кит Эмерсон (Keith Noel Emerson, ELP), Стив Хаккет (Steve Hackett, Genesis), Рик Уэйкман (Rick Wakeman) многое заимствовали у классиков. Это не стоит понимать буквально – речь не идет о том, что какой-то фрагмент произведения без изменений включен в импровизацию или сольную партию. Речь идет приемах, построение фраз, способе мышления... Так что действительно, наверное, надо почаще поигрывать классиков, но уже не так как в школе, а осознанно – с любопытством, анализом – «как там у них все организовано?»

Как видите, в обоих примерах мы имеем восходящие и нисходящие движения по ступеням лада.

С этим приемом, «бродилкой», у меня связано одно прекрасное воспоминание. В конце 70-х в ДК «Энергия» базировался хоровой коллектив уже хорошо известного в Новосибирске Ярослава Чапкайло. В этом же ДК наша рок-группа «Аэроплан» играла на танцах, а Ярослав одно время «ставил» нам вокал. Так вот, однажды я оказался на репетиции его молодежного хора (10-12 человек), где во время распевки Ярослав дал ребятам такое задание: «Каждому петь, что он хочет (т.е. импровизируя!), но в одной и той же тональности». Он сказал: «Ми минор», задал рукой темп и... Тут началось чудо!

Конечно, начали они не одновременно. Кто-то, кто посмелее, взял первые ноты и «повел», поэтому другим пришлось подстраиваться. Через несколько мгновений уже весь хор включился в игру. На моих глазах спонтанно, но осознанно, создавался уникальный музыкальный материал. Возникали и исчезали фрагменты мелодий, формировались и трансформировались аккорды, намечались и реализовывалось гармоническое движения и даже какие-то элементы формы. И все это текло, менялось, переливалось разными оттенками и настроениями.

Понятно, хотя каждый мог «петь, что хочет», каждый старался учитывать текущий музыкальный контекст – т.е. то, что на данный момент уже звучало и что этому предшествовало. Но поскольку участников «творения» было несколько и каждый «видел» и старался реализовать свой вариант развития, то итоговый результат был достаточно непредсказуем. Правда, надо отдать ребятам должное – они быстро реагировали на обстановку и вносили корректировки в свои планы, тем самым гармонизуя результат каждое мгновение.

Впечатление от этого процесса было ошеломляющее – дух захватывало, как говорят «цепляло». А ведь это лишь коллективное «блуждание» по ступеням лада! Я думаю, этот пример по своей природе сложнее традиционной джазовой импровизации, где не все музыканты ансамбля импровизируют одновременно и где в большинстве случаев гармоническая сетка (последовательность аккордов) уже известна. И этот пример, несомненно, уникален для изучения принципов работы мозга человека, его творческих способностей... Да, но это уже точно не наша сегодняшняя тема:-)

Упражнение 2. «Бродим» по ступеням лада

Теперь, когда в общих чертах понятно, что такое «бродить» по ступеням, давайте рассмотрим главное правило, и дополнения к нему, чтобы научиться выполнять этот прием на практике.

ПРАВИЛО: Движение должно строиться таким образом,
чтобы ступени текущего аккорда оказывались на сильных долях

Пример 3.

Постарайтесь добиться хорошего результата в этом упражнении. Считайте, что это просто игра – нужно постоянно двигаться, и при этом нельзя оказаться на «неправильных» нотах на сильной доле.

На одном аккорде триолями.

Теперь мы немного усложним задачу – идея и принцип тот же самый, но ритмический шаблон другой. Пусть это будет снова Ля-минор, аккорд Am размер 4⁄4, но играть надо восьмыми триолями. Т.е. теперь в одной четверти не 2, 3 ноты. Я настоятельно рекомендую вам сначала попробовать, проанализировать то, что у вас получается, а потом продолжить чтение этой статьи. Почему? Потому, что мне кажется, что если возникнут трудности, то вам будет приятно самостоятельно найти решение. А если они не возникнут, то воскликнуть: «Ба, а мне сразу было понятно!». Итак, пробуем!

Получается? Есть трудности? Появились вопросы? Вот мои комментарии:

* Не так много мест в ладу, где можно сыграть движение в одном направлении, не прерывая последовательность. Это только Ля-Соль-Фа-Ми и обратное ему.
Поэтому:
* Нужная нота при последовательном движении «наступает раньше». Т.е. «нот не хватает»:-)

Дополнение 2: Для выполнения правила НУЖНО ДОБАВЛЯТЬ НОТЫ,
чтобы ступени текущего аккорда были всегда на сильных долях!

Но при этом, добавление нот не означает повторения одной и той же ноты. С одной стороны нет никакого запрета на повторение, но такой момент, скорее всего, будет нарушать «стиль». Т.е. если вы уж заявили, что будете постоянно двигаться, то не изменяйте стилю, покажите свою смекалку. А если вы все-таки желаете использовать повторение, то хотя бы сыграйте ту же ноту в разных октавах.

Дополнение 3: добавляя ноты, НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ТУ ЖЕ САМУЮ НОТУ!

Вот пример:

Пример 4.

Есть еще один прием, который облегчает «блуждание». Смысл его в исполнении:

Пример 5.

Постарайтесь добиться хорошего результата и в этом упражнении. Это просто очень полезная игра*.

* К слову, на мой взгляд, этюды Карла Черни (Carl Czerny), которые вряд ли обошел любой ученик ДМШ по классу фортепиано, на 90% состоят из подобных упражнений. Я их почти ненавидел, хотя, конечно, каждый его этюд имеет не только форму, но и свою изюминку. Но! Если бы педагоги в ДМШ давали ученикам задания импровизировать примерно таким образом, как я описываю в данной статье, то это бы, по моему мнению, действительно развивало бы у детей музыкальность, создавало игровой момент, стимулировало проявлять смекалку и больше раскрывало их творческие способности и т.д.

Пример 6.

Итак, вывод:

Дополнение 5: ХРОМАТИЗМЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА СИЛЬНЫХ ДОЛЯХ
и быть наравне с другими нотами!

Попробуйте объединить все освоенное при решении задач 2.1 – 2.4 и добавить в игру хроматизмы. Получается? Уверен, что вы дольны собой:-).

Чуть выше, в Дополнении 3, я говорил о «волшебном приеме» и что позже еще вернусь к этому вопросу. Вот комментарий.

Несколько лет назад для одной американской компании я разрабатывал алгоритм, который должен был имитировать хроматическую «блуждающую» игру баса, создаваемую на основе уже готовой партии. В этом алгоритме был применен именно этот «волшебный прием» – каждая нота заменялась серией более мелких длительностей, образующих хроматическое полутоновое движение. Естественно, что акценты оставались только на «правильных» нотах. В результате новая партитура была вполне пригодной для создания композиций джазового характера. Вот результат работы этого алгоритма (В первой части исходный пример, а во второй после преобразования):

Пример 7.

Ну что же. Я полагаю, мы прошли с вами еще один очень полезный этап в овладении искусством импровизации. Успехов вам! И до следующих упражнений.

Алексей Устинов, Вирартек, 3 февраля 2010 г.

Назад: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1
Вперед: Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7

Поделиться…


Алексей Устинов,
создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

* Более подробную информацию о его деятельности смотрите в специальном разделе

 

Перейти к списку статей >>

 

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Отзывы и комментарии:

2010-06-06 Вероника:
Статьи очень интересные!!! очень хочу увидеть продолжение!))) просто я сейчас начинаю играть в рок-группе и мне очень нужно научиться импровизации, но в музыкальной школе (я занимаюсь там уже 8 лет) этому не учат((((думаю, что благодаря этому сайту у меня всё получится)))

2010-07-18 KeyboardFun:
Отличный цикл статей! Спасибо! Наткнулся случайно. Буду рекомендовать своему другу для размещения на его сайте... Хочется продолжения, пожалуйста.

2010-08-03 Светлана:
Огромное спасибо за статьи! Я работаю в муз. школе, понимаю, что учим детей не совсем так, как надо. Очень хотелось бы научиться самой и научить своих учеников. Пожалуйста, напечатайте материал полностью!!!

2010-08-16 Наталья:
Спасибо огромное за такой системный подход =) Надеюсь, собранный Вами материал послужит началом и основой, например, факультатива "импровизации" в муз.школах.

2010-11-02 Любовь:
Алексей, надеюсь, вы не будете возражать, если я буду выкладывать адрес вашего сайта на тех форумах, где много педагогов музыкантов? Им НАДО ЭТО ЗНАТЬ!

2010-11-13 Tux:
Большое спасибо за статьи, это самое понятное объяснение импровизации, которое я встречал. Благодаря этим статьям у меня уже что-то получается. Хотелось бы, конечно, продолжения, хотя, в принципе, стартовая точка уже есть, и несколько интересных мини-приемов я открыл для себя сам, так даже интереснее)

2011-03-28 Елена:
Огромное спасибо за ваши статьи! Инстинктивно начала учить детей импровизировать, чтобы уроки были интересными и образными, чтобы детям хотелось приходить на занятия! Ваши статьи систематизировали мои мысли! Работаю в муз. школе. С благодарностью, Елена

2012-01-25 Владимир из Омска:
С самой темой и её решением согласен. На этапе школьного муз. образования, где не преподаётся классическая гармония, а без знаний таковой затруднено понимание многих аспектов данного направления, большим подспорьем была бы помощь педагога-практика. Увы, не все они владеют, а по большому счёту их нет. Статья, несомненно, нужная, но чтобы практика по данной теме не отвлекала учащихся от школьной программы (музыкальной). Хорошую помощь, на мой взгляд, могло бы оказать прослушивание с визуальным восприятием музыкальных файлов формата MIDI с использовании компьютерной программы NotationPlayer. Необходимо лишь закачать на компьютер файлы данного формата. Конечно, эти файлы может воспроизвести и встроенный плеер, но увидеть партитуру, увы, невозможно. А дальше - анализ и практика. Это только часть решения. Многое зависит и от муз. инструмента. Одна и таже композиция будет звучать по разному, например, на ф-но и на баяне. Да и партию для левой руки необходимо включить. Итак, кто решил добросовестно овладеть искусством музыкальной импровизации - больше слушать соответствующую музыку, овладевать теорией гармонии, слушать различные ритмы и использовать для всего этого самые различные соответствующие источники информации.

P.S. Очень полезно (поковыряться) в старых нотных изданиях композитора И.Дунаевского, чья гармония - это просто клад. Всем успехов.

Пример 1. Хроматический бас

Другой, пожалуй, еще более распространенный образец – классические инвенции композиторов XVI-XVII веков. Если вы учились или учитесь в музыкальной школе, то вам легко будет вспомнить инвенции И.С.Баха – это обязательная часть школьной программы. Если вы никогда не были в ДМШ, то лишь услышав подобные произведения, вы скажете себе: «О, что-то подобное мне встречалось... да, я понимаю, о чем идет речь!». Вот, например, такая композиция:

Пример 2. И.С.Бах Инвенция D-moll #4

К слову, такие виртуозы-исполнители как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), Пол Гилберт (Paul Gilbert), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Кит Эмерсон (Keith Noel Emerson, ELP), Стив Хаккет (Steve Hackett, Genesis), Рик Уэйкман (Rick Wakeman) многое заимствовали у классиков. Это не стоит понимать буквально – речь не идет о том, что какой-то фрагмент произведения без изменений включен в импровизацию или сольную партию. Речь идет приемах, построение фраз, способе мышления... Так что действительно, наверное, надо почаще поигрывать классиков, но уже не так как в школе, а осознанно – с любопытством, анализом – «как там у них все организовано?»

Как видите, в обоих примерах мы имеем восходящие и нисходящие движения по ступеням лада.

С этим приемом, «бродилкой», у меня связано одно прекрасное воспоминание. В конце 70-х в ДК «Энергия» базировался хоровой коллектив уже хорошо известного в Новосибирске Ярослава Чапкайло. В этом же ДК наша рок-группа «Аэроплан» играла на танцах, а Ярослав одно время «ставил» нам вокал. Так вот, однажды я оказался на репетиции его молодежного хора (10-12 человек), где во время распевки Ярослав дал ребятам такое задание: «Каждому петь, что он хочет (т.е. импровизируя!), но в одной и той же тональности». Он сказал: «Ми минор», задал рукой темп и... Тут началось чудо!

Конечно, начали они не одновременно. Кто-то, кто посмелее, взял первые ноты и «повел», поэтому другим пришлось подстраиваться. Через несколько мгновений уже весь хор включился в игру. На моих глазах спонтанно, но осознанно, создавался уникальный музыкальный материал. Возникали и исчезали фрагменты мелодий, формировались и трансформировались аккорды, намечались и реализовывалось гармоническое движения и даже какие-то элементы формы. И все это текло, менялось, переливалось разными оттенками и настроениями.

Понятно, хотя каждый мог «петь, что хочет», каждый старался учитывать текущий музыкальный контекст – т.е. то, что на данный момент уже звучало и что этому предшествовало. Но поскольку участников «творения» было несколько и каждый «видел» и старался реализовать свой вариант развития, то итоговый результат был достаточно непредсказуем. Правда, надо отдать ребятам должное – они быстро реагировали на обстановку и вносили корректировки в свои планы, тем самым гармонизуя результат каждое мгновение.

Впечатление от этого процесса было ошеломляющее – дух захватывало, как говорят «цепляло». А ведь это лишь коллективное «блуждание» по ступеням лада! Я думаю, этот пример по своей природе сложнее традиционной джазовой импровизации, где не все музыканты ансамбля импровизируют одновременно и где в большинстве случаев гармоническая сетка (последовательность аккордов) уже известна. И этот пример, несомненно, уникален для изучения принципов работы мозга человека, его творческих способностей... Да, но это уже точно не наша сегодняшняя тема:-)

Упражнение 2. «Бродим» по ступеням лада

Теперь, когда в общих чертах понятно, что такое «бродить» по ступеням, давайте рассмотрим главное правило, и дополнения к нему, чтобы научиться выполнять этот прием на практике.

ПРАВИЛО: Движение должно строиться таким образом,
чтобы ступени текущего аккорда оказывались на сильных долях


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.