Как влияют деструктивные культы на психическое здоровье и личность человека? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Как влияют деструктивные культы на психическое здоровье и личность человека?

2020-01-13 113
Как влияют деструктивные культы на психическое здоровье и личность человека? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полещук Ю.И.: Интерес к проблеме сектантства в медико-психологическом аспекте у меня возник в начале 1994 года под влиянием потока обращений в созданный тогда в Москве Комитет по спасению молодежи.
То, что произошло в России в последние 5–7 лет, я имею в виду ситуацию с нетрадиционными культами, можно назвать широкомасштабной экспансией. Россия наводнена массой как доморощенных, так и импортных, пришедших с Запада, религиозных культов. Масштаб русского сектантства прошлого, позапрошлого столетия не идет ни в какое сравнение с тем разгулом сектантской деятельности, свидетелями которого являемся мы с вами.
Я хочу напомнить о деятельности некоторых наиболее экстремистских и деструктивных религиозных культов, пик деятельности которых пришелся на 1993–1997 годы.
Это прежде всего известное Белое братство, вербовавшее своих приверженцев путем проведения массовых литургий и инициаций. Они умело использовали технику психологического (в том числе гипнотического) воздействия. У меня имелись видеоматериалы, которые убедительно свидетельствовали о грамотном, квалифицированном проведении сеансов коллективной гипносуггестии, об использовании приемов нейролингвистического программирования, кодирования.
В это же время в России активно действовали японская секта Аум синрике во главе с Секо Асахара и Богородичный центр (последняя организация сейчас называется Новая Святая Русь).

Уличная пропаганда и вовлечение в ритуальное действо
даже случайных прохожих характерно
не только для Общества сознания Кришны,
но и для многих других тоталитарных сект

Мы исследовали медико-психологическое влияние религиозных организаций Белое братство, Богородичный центр, Аум синрике, Сознание Кришны, Виссарион, Свидетели Иеговы на психическое состояние вовлеченных в них людей.
Известно, что утрата человеком критического отношения к явлениям внешнего и внутреннего мира и наличие напряженного аффекта способствует развитию бредовых идей. Это используют деструктивные секты. К изменениям сознания предрасполагает физическое и психическое истощение сектантов, многократные введения их в гипнотические состояния разной глубины с помощью религиозных проповедей, обрядов, ритуалов, мантр, медитаций, прямых и косвенных внушений.
О широкой практике активных массированных внушений в бодрствующем и гипнотическом состояниях свидетельствует характер и форма проводимых в Белом братстве и Богородичном центре литургий, обрядов и ритуалов с ритмичными движениями рук и тела, стереотипными возгласами и заклинаниями, однообразной музыкой, хождением толпы людей в экстазе по кругу, прямыми и косвенными внушениями проповедника. При этом реализуется механизм психического заражения, взаимной индукции религиозных и псевдорелигиозных переживаний.
В Аум синрике, в Сознании Кришны и близких к ним сектах широко практикуются психотехники из мистического учения и практики йоги — многочасовые инициации и медитации. Они вводят человека в гипнотическое состояние с полным отключением от окружающей действительности и достижением экстаза с расстройствами восприятия и самоощущения, иногда зрительными и слуховыми галлюцинациями, деперсонализационными расстройствами. О развитии подобных расстройств при проведении длительных медитаций свидетельствуют и данные специальной литературы.
В религиозные секты вовлекаются, во-первых, люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, неудовлетворенности духовных потребностей. Во-вторых — это акцентуированные и психопатические личности по шизотимическому, шизоидному, параноидальному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму, которые в религиозных сектах находят для себя социально-психологическую нишу, способ адаптации к жизни. В-третьих — это психически больные люди на ранних стадиях заболевания, либо на стадии ремиссии. В результате активного участия в деятельности секты у них наступает манифестация, обострение или рецидив психического заболевания, невроза. Содержание болезненных (бредовых) переживаний этих пациентов полностью отражало учение Аум синрике и Богородичного центра.
Таким образом, деятельность деструктивных религиозных сект во многих случаях наносит серьезный ущерб психическому и физическому здоровью людей. Об этом необходимо информировать врачей и практических психологов. Для оказания специализированной медико-психологической помощи жертвам деструктивных сект в крупных городах России необходимо создание лечебно-реабилитационных центров.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.