Тема 2. Задачи и цели правосудия по гражданским делам — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 2. Задачи и цели правосудия по гражданским делам

2020-01-13 304
Тема 2. Задачи и цели правосудия по гражданским делам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие целевых установок судопроизводства по гражданским делам. Задачи и цели цивилистического процесса. Противоречия в законодательном регулировании целей правосудия по гражданским делам. Соотношение целей судопроизводства с принципами и аксиомами гражданского процессуального права. Структура гражданского процесса и цели их отдельных этапов. Цели судопроизводства как критерий эффективности правосудия по гражданским делам.

 

Тема 3. Право на судебную защиту и доступность правосудия по гражданским делам

Понятие права на судебную защиту. Право на судебную защиту и доступность правосудия. Дифференциация цивилистического процесса и доступность правосудия. Юридическая помощь как средство обеспечения доступности правосудия. Деятельность прокуратуры и доступность правосудия. Нотариат и доступность правосудия. Доступность правосудия и альтернативные формы защиты спорного права.

 

Тема 4. Источники гражданского процессуального права и применение процессуальных норм

Содержание основных понятий и общие положения об источниках гражданского процессуального права и применении процессуальных норм. Применение Конституции РФ при рассмотрении и разрешении гражданских дел судом. Нормы международного права как источник гражданского процессуального права. Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ: единство и различие в регулировании процессуальных отношений. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников гражданского процессуального права. Значение решений Конституционного Суда РФ для регулирования процессуальных отношений. Роль постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения норм процессуального права в судебной практике по гражданским делам.

 

Тема 5. Подведомственность и подсудность гражданских дел

О понятиях подведомственности и подсудности. Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Разграничение компетенции судов арбитражной юрисдикции с компетенцией Конституционного суда РФ. Разграничение компетенции судов арбитражной юрисдикции с компетенцией Конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Основные проблемы подсудности в гражданском процессе.

Тема 6. Истина в гражданском процессе и проблема обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел

О понятии истины в гражданском процессе. Основные способы установления обстоятельств дела и их соотношение с судебной истиной. Судебная истина и роль суда в современном гражданском судопроизводстве. Понятие судебной ошибки в судопроизводстве по гражданским делам. Основные причины судебных ошибок. Значение сроков рассмотрения гражданских дел. Способы предупреждения и исправления судебных ошибок. Апелляция в гражданском процессе. Кассация в гражданском процессе. Надзор в гражданском процессе. Сравнительный анализ проверочных инстанций в гражданском и арбитражном процессе. Злоупотребления в сфере правосудия по гражданским делам и способы их предупреждения.

 

Тема 7. Исполнение судебных постановлений по гражданским делам

Значение исполнения для правосудия по гражданским делам. Соотношение исполнения с гражданским судопроизводством. Основные противоречия исполнительного производства и способы их преодоления. Организационное устройство и процессуальное регулирование исполнительного производства в зарубежных странах. Перспективы развития исполнительного производства в России.

 

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий (тематический план)

Таблица 3.1

Тематический план

Для очной формы обучения

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия Самостоятельная работа
1 Критерии определения актуальности проблем цивилистического процесса 20 2 4 14  Информационная лекция, групповая дискуссия, контрольный опрос, экзамен
2 Задачи и цели правосудия по гражданским делам 14,5 0,5 2 12 Информационная лекция, групповая дискуссия, контрольный опрос, экзамен
3 Право на судебную защиту и доступность правосудия по гражданским делам 16,5 0,5 2 14 Информационная лекция, групповая дискуссия, контрольный опрос, решение ситуационных задач, экзамен
4 Источники гражданского процессуального права и применение процессуальных норм   14,5 0,5 2 12 Информационная лекция, контрольный опрос, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
5 Подведомственность и подсудность гражданских дел 14,5 0,5 2 12 Групповая дискуссия, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
6. Истина в гражданском процессе и проблема обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел 14 0 2 12 Групповая дискуссия,, контрольная работа, экзамен
7. Исполнение судебных постановлений по гражданским делам 14 0 2 12 Контрольный опрос, решение ситуационных задач, контрольная работа, экзамен
  ВСЕГО 108 4 16 88  
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 20        

Таблица 3.2

Тематический план

Для заочной формы обучения

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия Самостоятельная работа
1 Критерии определения актуальности проблем цивилистического процесса 20 2 4 14 Групповая дискуссия, контрольный опрос, контрольная работа, экзамен
2 Задачи и цели правосудия по гражданским делам 14,5 0,5 2 12 Групповая дискуссия, контрольный опрос, контрольная работа, экзамен
3 Право на судебную защиту и доступность правосудия по гражданским делам 16,5 0,5 2 14 Групповая дискуссия, контрольный опрос, решение ситуационных задач, анализ и контрольная работа, экзамен
4 Источники гражданского процессуального права и применение процессуальных норм   14,5 0,5 2 12 Контрольный опрос, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
5 Подведомственность и подсудность гражданских дел 14,5 0,5 2 12 Групповая дискуссия, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
6. Истина в гражданском процессе и проблема обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел 14 0 2 12 Групповая дискуссия,, контрольная работа, экзамен
7. Исполнение судебных постановлений по гражданским делам 14 0 2 12 Контрольный опрос, решение ситуационных задач, контрольная работа, экзамен
  ВСЕГО 108 4 16 88  
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 20        

Семинарские занятия

Очная форма обучения

Таблица 4.1

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Код формируемой компетенции (или ее части) Методы обучения
1 2   3
1 Критерии определения актуальности проблем цивилистического процесса ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, контрольный опрос, контрольная работа, экзамен
2 Задачи и цели правосудия по гражданским делам ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, контрольный опрос, контрольная работа, экзамен
3 Право на судебную защиту и доступность правосудия по гражданским делам ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, контрольный опрос, решение ситуационных задач, анализ и контрольная работа, экзамен
4 Источники гражданского процессуального права и применение процессуальных норм   ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Контрольный опрос, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
5 Подведомственность и подсудность гражданских дел ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
6 Истина в гражданском процессе и проблема обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия,, контрольная работа, экзамен
7 Критерии определения актуальности проблем цивилистического процесса ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Контрольный опрос, решение ситуационных задач, контрольная работа, экзамен

Заочная форма обучения

Таблица 4.2

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Код формируемой компетенции (или ее части) Методы обучения
1 2   3
1 Критерии определения актуальности проблем цивилистического процесса ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, контрольный опрос, контрольная работа, экзамен
2 Задачи и цели правосудия по гражданским делам ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, контрольный опрос, контрольная работа, экзамен
3 Право на судебную защиту и доступность правосудия по гражданским делам ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, контрольный опрос, решение ситуационных задач, анализ и контрольная работа, экзамен
4 Источники гражданского процессуального права и применение процессуальных норм   ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Контрольный опрос, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
5 Подведомственность и подсудность гражданских дел ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия, решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики, контрольная работа, экзамен
6 Истина в гражданском процессе и проблема обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Групповая дискуссия,, контрольная работа, экзамен
7 Критерии определения актуальности проблем цивилистического процесса ОК-1,ОК-2, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12   Контрольный опрос, решение ситуационных задач, контрольная работа, экзамен

Самостоятельная работа

5.4.1 Самостоятельное изучение обучающимися
разделов дисциплины

Очная форма обучения

Таблица 5.1

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1 Содержание основных понятий, определяющих актуальность проблем цивилистического процесса. Понятие правосудия по гражданским делам. О понятии «арбитражный процесс», «гражданский процесс» и «гражданское судопроизводство». Взаимосвязь актуальных проблем гражданского процесса с эффективностью правосудия. Основные противоречия теории и практики правосудия по гражданским делам.   14
2 Понятие целевых установок судопроизводства по гражданским делам. Задачи и цели цивилистического процесса. Противоречия в законодательном регулировании целей правосудия по гражданским делам. Соотношение целей судопроизводства с принципами и аксиомами гражданского процессуального права. Структура гражданского процесса и цели их отдельных этапов. Цели судопроизводства как критерий эффективности правосудия по гражданским делам.   12
3  Понятие права на судебную защиту. Право на судебную защиту и доступность правосудия. Дифференциация цивилистического процесса и доступность правосудия. Юридическая помощь как средство обеспечения доступности правосудия. Деятельность прокуратуры и доступность правосудия. Нотариат и доступность правосудия. Доступность правосудия и альтернативные формы защиты спорного права.   14
4 Содержание основных понятий и общие положения об источниках гражданского процессуального права и применении процессуальных норм. Применение Конституции РФ при рассмотрении и разрешении гражданских дел судом. Нормы международного права как источник гражданского процессуального права. Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ: единство и различие в регулировании процессуальных отношений. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников гражданского процессуального права. Значение решений Конституционного Суда РФ для регулирования процессуальных отношений. Роль постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения норм процессуального права в судебной практике по гражданским делам. 12
         5  О понятиях подведомственности и подсудности. Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Разграничение компетенции судов арбитражной юрисдикции с компетенцией Конституционного суда РФ. Разграничение компетенции судов арбитражной юрисдикции с компетенцией Конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Основные проблемы подсудности в гражданском процессе. 12
6 О понятии истины в гражданском процессе. Основные способы установления обстоятельств дела и их соотношение с судебной истиной. Судебная истина и роль суда в современном гражданском судопроизводстве. Понятие судебной ошибки в судопроизводстве по гражданским делам. Основные причины судебных ошибок. Значение сроков рассмотрения гражданских дел. Способы предупреждения и исправления судебных ошибок. Апелляция в гражданском процессе. Кассация в гражданском процессе. Надзор в гражданском процессе. Сравнительный анализ проверочных инстанций в гражданском и арбитражном процессе. Злоупотребления в сфере правосудия по гражданским делам и способы их предупреждения. 12
7 Значение исполнения решения  для правосудия по гражданским делам. Соотношение исполнения с гражданским судопроизводством. Основные противоречия исполнительного производства и способы их преодоления. Организационное устройство и процессуальное регулирование исполнительного производства в зарубежных странах. Перспективы развития исполнительного производства в России. 12
Итого   88

Заочная форма обучения

Таблица 5.2

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1 Содержание основных понятий, определяющих актуальность проблем цивилистического процесса. Понятие правосудия по гражданским делам. О понятии «арбитражный процесс», «гражданский процесс» и «гражданское судопроизводство». Взаимосвязь актуальных проблем гражданского процесса с эффективностью правосудия. Основные противоречия теории и практики правосудия по гражданским делам.   14
2 Понятие целевых установок судопроизводства по гражданским делам. Задачи и цели цивилистического процесса. Противоречия в законодательном регулировании целей правосудия по гражданским делам. Соотношение целей судопроизводства с принципами и аксиомами гражданского процессуального права. Структура гражданского процесса и цели их отдельных этапов. Цели судопроизводства как критерий эффективности правосудия по гражданским делам.   12
3  Понятие права на судебную защиту. Право на судебную защиту и доступность правосудия. Дифференциация цивилистического процесса и доступность правосудия. Юридическая помощь как средство обеспечения доступности правосудия. Деятельность прокуратуры и доступность правосудия. Нотариат и доступность правосудия. Доступность правосудия и альтернативные формы защиты спорного права.   14
4 Содержание основных понятий и общие положения об источниках гражданского процессуального права и применении процессуальных норм. Применение Конституции РФ при рассмотрении и разрешении гражданских дел судом. Нормы международного права как источник гражданского процессуального права. Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ: единство и различие в регулировании процессуальных отношений. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников гражданского процессуального права. Значение решений Конституционного Суда РФ для регулирования процессуальных отношений. Роль постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения норм процессуального права в судебной практике по гражданским делам. 12
         5  О понятиях подведомственности и подсудности. Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Разграничение компетенции судов арбитражной юрисдикции с компетенцией Конституционного суда РФ. Разграничение компетенции судов арбитражной юрисдикции с компетенцией Конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Основные проблемы подсудности в гражданском процессе. 12
6 О понятии истины в гражданском процессе. Основные способы установления обстоятельств дела и их соотношение с судебной истиной. Судебная истина и роль суда в современном гражданском судопроизводстве. Понятие судебной ошибки в судопроизводстве по гражданским делам. Основные причины судебных ошибок. Значение сроков рассмотрения гражданских дел. Способы предупреждения и исправления судебных ошибок. Апелляция в гражданском процессе. Кассация в гражданском процессе. Надзор в гражданском процессе. Сравнительный анализ проверочных инстанций в гражданском и арбитражном процессе. Злоупотребления в сфере правосудия по гражданским делам и способы их предупреждения. 12
7 Значение исполнения решения  для правосудия по гражданским делам. Соотношение исполнения с гражданским судопроизводством. Основные противоречия исполнительного производства и способы их преодоления. Организационное устройство и процессуальное регулирование исполнительного производства в зарубежных странах. Перспективы развития исполнительного производства в России. 12
Итого   88

5.4.2. Формы самостоятельной работы

Очная форма обучения

Таблица 6.1

№ темы дисциплины Формы самостоятельной работы Трудоемкость в часах
Тема № 1 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 14
Тема № 2 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Тема № 3 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 14
Тема № 4 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
  Тема № 5 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Тема № 6 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Тема № 7 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Итого   88

Заочная форма обучения

Таблица 6.2

№ темы дисциплины Формы самостоятельной работы Трудоемкость в часах
Тема № 1 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 14
Тема № 2 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Тема № 3 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 14
Тема № 4 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
  Тема № 5 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Тема № 6 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Тема № 7 Работа с учебной и справочной литературой, изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой («КонсультантПлюс», «Гарант»). Использование Интернет-ресурсов. Осмысление и освоение материала лекции. Изучение судебной практики. Подготовка к темам семинарских занятий. Решение практических задач по темам семинарских занятий. 12
Итого   88

5.4.3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины              «Актуальные проблемы цивилистического процесса»

 

Изучение дисциплины «Актуальные проблемы цивилистического процесса» предполагает освоение теоретического материала на лекционных занятиях, а также уточнение и углубление полученных знаний в ходе проведения семинарских занятий, и, соответственно, серьезной самостоятельной (внеаудиторной) работы по изучению тем дисциплины.

 

Виды аудиторной учебной работы

Лекция как вид аудиторного занятия представляет собой логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Основное назначение современной лекции в учебном процессе - помощь обучающимся в освоении фундаментальных проблем учебной дисциплины, овладении методами научного познания, а также возможность предложить новейшие достижения научной правовой мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает категориально-понятийный аппарат такой области знаний как семейное право, указывает на существующие проблемы, дает цельное представление о предмете исследования, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами и т.д. Все другие формы учебных занятий связаны с лекцией, опираются на ее фундаментальные положения и выводы.

Рекомендации: перед лекцией желательно заранее ознакомиться с вопросами, вынесенными на предстоящую лекцию, прочитав соответствующие материалы, выбрав их из источников, представленных в списках рекомендованной основной и дополнительной литературы.

Как правило, обучающийся должен на лекционном занятии (не зависимо от формы его проведения) вести конспект лекций, оставляя место для дополнения их записями на семинарских занятиях, выписками из учебника и научной литературы.

Обучающийся имеет право на получение индивидуальных консультаций лектора.

Семинар как вид аудиторного занятия, направлен на углубленное изучение теоретического материала. Семинарские занятия способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию самостоятельности суждений, умению отстаивать собственные мысли, аргументировать их на основе научных фактов. Они способствуют овладению фундаментальными знаниями, помогают развивать логическое мышление, формировать убеждение, овладевать культурой толерантности, активно влиять на социальное становление личности.

В процессе преподавания дисциплины используется традиционный (тематический) семинар, ориентированный на обсуждение группы проблем, которые изучались обучающимися самостоятельно или обрабатывались на лекции. Тематические семинары по дисциплине проводятся с использованием пассивных, активных и интерактивных форм проведения занятий. Например, к пассивной форме можно отнести устный фронтальный опрос, тематическое тестирование различных форм (закрытой, открытой, соответствие, на установление последовательности), аудиторные контрольные (проверочные) работы. К активной форме в рамках проведения семинаров по дисциплине можно отнести семинар-дискуссию (интерактивная форма), подготовку творческого задания с использованием мультимедиа средств (активная форма) и т.д.

Рекомендации: при изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос.

В случае пропуска семинарских занятий обучающийся должен по согласованию с преподавателем подготовить и сдать соответствующий материал.

 

Методические рекомендации по отдельным формам
самостоятельной (внеаудиторной) работы

Согласно учебному плану дисциплина «Актуальные проблемы цивилистического процесса» осваивается обучающимися в течение 108 часов, из них на самостоятельное изучение отводится 88 академических часов.

Самостоятельная работа представляет собой не только учебную, но и учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу обучающихся, требующую подчас творческого подхода в организации. Самостоятельная работа может выполняться как по инициативе непосредственно обучающегося, так и по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без непосредственного участия последнего.

Основной целью самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» является формирование умений использовать, применять, толковать, анализировать; формирование самостоятельности мышления, способностей к самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Основной задачей самостоятельной работы обучающихсяпо дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» является формирование юриста, обладающего достаточным уровнем правосознания, правовой культуры, способного к обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; формирование опыта собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности.

В качестве основных (обязательных) видов самостоятельной (внеаудиторной) работы при изучении дисциплины можно выделить следующие.

1. Самостоятельное изучение теоретического материала, т.е. работа как с основной, так и с дополнительной литературой. Умение обучающихся быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется в процессе подготовки к семинарским, практическим занятиям, написания курсовых работ, научных рефератов, докладов и научных сообщений, эссе и т.д. В процессе изучения отдельных проблем дисциплины можно использовать не только книжные источники, но и материалы Интернет-ресурсов[1] (в частности, электронно-библиотечных систем, специализированных интернет-журналов и т.д.), а также материалы справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант плюс» и пр.

2. Подготовка к семинарскому занятию в форме контрольного опроса – приема обучения, при котором вопрос задается всей группе и только потом называется обучающийся, который будет отвечать на данный вопрос. Фронтальный опрос – наиболее эффективное средство для формирования «базового» уровня знаний по изучаемой дисциплине. В процессе подготовки к семинарскому занятию, проводимому в форме устного фронтального опроса, обучающимся рекомендуется заранее ознакомиться с тематикой вопросов, вынесенных на обсуждение. Целесообразно составить письменный план-конспект ответов по каждому вопросу, выносимому на обсуждение, провести самоанализ ответа на предмет полноты, глубины, последовательности, актуальности, и т.п.

3. Подготовка к экзамену. Изучение дисциплины «Актуальные проблемы цивилистического процесса» завершается сдачей экзамена. Для полноты учебной информации и ее сравнения при подготовке следует использовать не менее двух источников как основной, так и дополнительной литературы по дисциплине. Также, основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету обучающимся необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Желательно, по каждому вопросу попытаться составить план-конспект ответа на вопрос.

4. Выполнение письменных работ. Письменная работа – самостоятельное, научно-прикладное исследование, представляющее собой форму отчетности и контроля знаний обучающихся заочной формы. В качестве формы отчетности могут выступать контрольные работы (в том числе, аудиторные контрольные работы), рефераты, курсовые работы. Согласно учебному плану по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» для обучающихся заочной формы предусмотрено выполнение контрольной работы. Контрольная работа – это развернутое, последовательное и логичное изложение вопросов, раскрывающих содержание одной из рекомендованных тем (по выбору обучающегося). Перечень тем разрабатывается преподавателем. Целью работы является выработка самостоятельных навыков исследования источников и литературы по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» и умения делать выводы и обобщения по раскрываемой теме.

Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение магистратом актуальных вопросов судебной формы защиты права собственности.

Выполнение студентом контрольной работы и проверка их преподавателем преследует следующие цели:

1) осуществление контроля за самостоятельной работой студента;

2) научить студента: применять на практике нормы гражданского и арбитражного процессуального права; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать и решать юридические проблемы в сфере правоотношений собственности; применять полученные теоретические знания при разрешении конкретной правовой ситуации; делать подробный обоснованный вывод;

3) выработать у студента умение правильно, логично, последовательно, аргументированно и кратко излагать свои мысли в письменном виде;

4) результат проверки преподавателем контрольной работы позволяет студенту: определить степень усвоения им соответствующих разделов курса и выявить имеющиеся у него пробелы в полученных знаниях; закрепить, углубить и уточнить полученную из соответствующих источников правовую инфо


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.